Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
И жизнь, и слёзы, и кино

И жизнь, и слёзы, и кино

В Москве состоялась презентация Международного телекинофестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания»
Наталья Дегтярева
13.12.2012
И жизнь, и слёзы, и кино

Мы живем отраженными в телевидении. Нам показывают нас. Нам говорят о том, о чем мы якобы думаем. Уверяют в том, чего мы якобы хотим. Пугают тем, чего мы якобы боимся. При этом каждый ли из нас умеет распознавать то, что нам показывают, может вычитывать подтекст, улавливать ассоциации, замечать подмены? Мы переживаем об увиденном, но не умеем проанализировать и оценить его. Хотя… постоянно сами снимаем себя на кинокамеры и телефоны и выкладываем любительское видео в Интернет, фиксируя таким образом момент жизни, создавая документ истории. Живем и снимаем в медиа-мире, не зная при этом медиа-языка. Не задумываясь, что теле- и кинодокументалистика не только запечатлевает историю, но и формирует сегодняшний день, в том числе и на уровне эмоций, чувств, настроений.

Это настроение, этот новый зрительский опыт были удачно уловлены одиннадцать лет назад, когда родилась идея кинофестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания».

Продумывая концепцию будущего кинофестиваля, создатели «Саратовских страданий» приняли во внимание, что мелодрама – один из любимейших жанров отечественного зрителя.

При этом они учли, что «саратовские страдания» – особый, «сердешный» жанр русской песни – и озорная саратовская гармошка являются самыми, пожалуй, устоявшимися в памяти русского народа брендами Саратова. Нет, есть, конечно, еще и первый космонавт Юрий Гагарин, учившийся летать в саратовском небе и приземлившийся после космического полета в поле под Саратовом; есть бывший некогда самым длинным в Европе автомобильный мост через Волгу, есть первый в российской провинции общедоступный художественный музей, созданный внуком Александра Радищева известным художником Алексеем Боголюбовым, есть знаменитая столетняя консерватория – символ старой архитектуры музыкального города… И все же скажи любому пароль: «Страдания и гармошка» и сразу же услышишь в ответ: «Саратовские?»

Первый раз «страдали» в Саратове в 2004 году. Тогда приехавшие в город на Волге со своими фильмами кинодокументалисты и критики еще увлеченно спорили: а может ли, собственно, быть такой жанр – документальная мелодрама? Как сочетать друг с другом растравляющую душу мелодраму и документалистику, которую мы привыкли воспринимать скорее строгой, сухой, сдержанной, фиксирующей факты истории, даже пафосной, но уж никак не «копающейся в душах»?

Сегодня о жанрах уже не спорят. И фестиваль вырос до международного уровня.

«Саратовские страдания» – единственный фестиваль в жанре мелодрамы. Его хорошо знают в мире кинодокументалистики, в Саратов стремятся приехать многие известные режиссеры.

Всеми признано, что глубокие переживания, сильные эмоции, нравственные искания и переломные моменты в душевной жизни людей – это тоже документ истории. А язык мелодрамы делает документальный фильм понятным порой даже без подстрочного перевода. В этом году фестиваль «Саратовские страдания» прошел в девятый раз. На нем были представлены фильмы из Германии, Польши, Финляндии, Великобритании, США, Китая, Канады, Румынии, Испании, Ирана, Ирака, Бангладеш, ЮАР, России. И уже никто не удивлялся: что это за жанр – документальная мелодрама? Все просто смотрели на экран и переживали, страдали, размышляли. И было над чем.

…В бедном районе Багдада постоянно гремят взрывы. Это и есть тот мир, который уверенные в своей непогрешимости американцы несут в страну. Это мир, где бомбы уносят сотни жизней, и сотни детей остаются сиротами. Сиротами стали и Саиф, который постоянно дерется, и Мохаммед, который играет на пианино, и Салах, который вечно молчит и только изредка улыбается. Мальчики не братья, но у них один «отец», тот, кто дал им крышу над головой и дарит свою любовь и заботу – Орфан Хамаш, владелец приюта для сирот. Он главная фигура документального фильма «В объятиях моей матери» (Великобритания – Ирак). Хамаш пожертвовал всем ради будущего Ирака – детей, чьи родители погибли в терактах. Он живет только этим: снимает для сирот дом, ходит по друзьям, прося о денежной помощи, водит беспризорников в благотворительную школу. До него и «его» детей нет никому дела. Все, начиная с коррумпированных чиновников, заняты только военными делами. Хозяин арендованного дома просит его убрать оттуда приют. И никто не откликается на просьбы Орфана. Только режиссер детского театра согласен помочь и организует для детей спектакль «В объятиях моей матери». Мальчик Саиф поет в спектакле песню о том, как он мечтает снова оказаться рядом со своей мамой. Песня пробирает зрителей до слез, но никто так и не жертвует ни монеты ради будущего. Но не только к «жалости к бедным» призывают авторы фильма, представленного на IХ фестивале, Атия и Мохаммед Джабарах Аль-Дараджи.

Главное, в фильме четко звучит очень актуальный для нашего времени вопрос о пределах сочувствия. Фильм заставляет зрителя думать.

…С детства Ольга Борисовна была уверена, что у каждого человека постоянно хоть что-то, да болит, а врачи безоговорочно ставили ей конкретные сроки смерти. Но Оля никогда не сдавалась, потому что раз и навсегда усвоила урок матери: с болезнями необходимо бороться так же, как с ленью, и слово «надо» стало для нее жизненным кредо. …Её глаза всегда светятся счастьем. В свои восемьдесят девять лет доктор филологических наук Ольга Борисовна Сиротинина продолжает преподавать в Саратовском университете и по-прежнему добирается до работы пешком. Воля, сила духа, стремление к счастью и нежелание поддаваться ударам судьбы помогли Ольге Борисовне стать той, кто она есть сейчас, – уважаемым научным деятелем, борцом за кристальную чистоту русского языка, мудрым учителем для многих поколений студентов. Документальный фильм об Ольге Борисовне Сиротининой, снятый Инной Прозоровой (Россия, Саратов), тоже был показан на девятых «Саратовских страданиях».

… В Финляндии семьи берут на воспитание брошенных детей, а через некоторое время опять возвращают их туда, откуда забрали. В сложных ситуациях детей на время забирают в опекунские семьи. Но что чувствуют при этом дети и что чувствуют их родители, и те, кто этих родителей стремится временно заменить? Атмосферу фильма финского сценариста и режиссера Миа Хальме «Твоя навсегда», пожалуй, не нужно описывать: российский зритель достаточно погружен в нее последними событиями, происходящими в Финляндии с детьми российских матерей. А вот контент, в котором эти события происходят, ситуацию, увиденную и показанную не российским – финским (!) режиссером, смотреть необходимо.

Фильм «Твоя навсегда» стал победителем IХ Международного фестиваля документальной мелодрамы. Именно его и показывают саратовцы на презентации фестиваля в столичном Доме кино.

На презентации генеральный директор фестиваля Татьяна Зорина сказала «горячее спасибо всем, кто нас все эти годы поддерживал. В первую очередь, конечно, бессменному президенту нашего фестиваля, Почетному гражданину Саратова, народному артисту СССР Олегу Павловичу Табакову».

Генеральный директор Международного фестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания», главный редактор Нижне-Волжской студии кинохроники Татьяна Зорина постоянно повторяет девиз фестиваля «Документальное кино – кино для зрителей» и делает особый акцент на просветительской миссии этого мероприятия. Если на первом кинофестивале было всего 14 картин из 4 стран, а в числе зрителей – в основном, большие любители и знатоки кинематографа, то в этом году в залах на многих просмотрах яблоку негде было упасть.

Подводя итоги девятых «Страданий», председатель жюри фестиваля режиссер Вадим Абдрашитов сказал в интервью одному из саратовских СМИ: «Сегодня документальное кино намного опережает игровое. Документальные ленты связаны с реалиями жизни, которых подчас я не наблюдаю в игровом кинематографе. В игровом кино нет сложности жизни, реальных сюжета, костюмов, интерьеров – нет ничего. Документальный кинематограф совершенно другой – это серьезный инструмент познания окружающей действительности. Я лично увидел несколько картин, которые мне показали такое, чего я не знал. Или знал, но увидел в новом, неожиданном ракурсе. Это, конечно, интересно, особенно когда совпадает с авторским талантом. Что же касается «Саратовских страданий», должен сказать, что девять лет жизни – это очень солидный срок».

По глубокому убеждению генерального директора «Саратовских страданий» Татьяны Зориной, людей нужно учить смотреть, видеть и понимать документальное кино с детства.

В Германии, например, медиа-образованием занимаются чуть ли не с детского сада, по программе медиа-образования школьники в обязательном порядке снимают фильмы. «И для меня приятно и удивительно, - говорит Татьяна, - что в Саратовской области создано несколько сотен телевизионных студий, включая школьные студии, студии при домах творчества. Все они, так или иначе, документируют живую жизнь. Но их работы остаются только, что называется, для домашнего пользования. В следующем году «Саратовским страданиям» исполнится десять лет. И к этой дате мы, организаторы фестиваля, хотим подготовить большую панораму жизни нашего города и нашей области. И привлечь студии и простых наблюдателей к созданию столь масштабного полотна».

А для этого необходимо каждому рассказать про фестиваль, показать его. Вот почему в период между прошедшим фестивалем и его презентацией в столице организаторы «Саратовских страданий» устроили еще один фестиваль, так сказать, районного значения. В Доме кино города Калининска – небольшого районного центра Саратовской области - одно из воскресений было полностью посвящено документальной мелодраме. Это была не только презентация фильмов-победителей международного фестиваля, но и конкурсная программа любительских и экспериментальных фильмов, снятых жителями самого города Калининска. И оказалось, что снимают в саратовской глубинке много и интересно.

– Мы отсматривали присланные на конкурс работы несколько часов. – рассказывает Татьяна Зорина. – Были среди них замечательные. Учитель географии сделал потрясающий фильм о городе, его истории, его жителях. Заместитель директора Дома кино показал удивительные короткометражки «Кузнец» и «Мои друзья». Школьница на телефон, любительскую кинокамеру снимала своего любимого дедушку, а потом смонтировала все это в трогательный до слез фильм.

Организаторы «Саратовских страданий» собираются провести подобные мини-фестивали во многих районах области, а потом из лучших любительских фильмов составить документальную, но «очень личную», как того и требует жанр мелодрамы, картину жизни Саратова и области. И показать ее в будущем году на юбилейных – десятых «Страданиях». 

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..