Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 сентября 2020
И вновь «В июне 41-го»

И вновь «В июне 41-го»

Как Сергей Безруков сыграл командующего ВДВ
Максим Кустов
14.05.2008
И вновь «В июне 41-го»

Фильм «В июне 41–го» обращает на себя внимание даже на фоне большого количества фильмов о Великой Отечественной, которые были сняты в последние годы.

Во избежание недоразумений надо заметить, что в 2003 году появился фильм с таким же названием (режиссер – М. Пташук; сценарий М. Пташук, К. Сивертсон, В. Соколовский). Любопытно, что в многочисленных описаниях этого фильма, размещенных на разных сайтах, сказано буквально следующее: «Драматическая любовная история разворачивается на фоне первых дней Второй мировой войны. 20-летняя американка Роза Ашкенази приезжает в маленькую белорусскую деревушку, родину ее родителей. Она хочет собрать музыкальный материал для бродвейского мюзикла. Девушка появляется в Ждановичах 20 июня 1941 года. Через два дня нацистские войска, начавшие наступление на Советский Союз…». Видимо, очень многие имеющие отношение к кинопроизводству персонажи просто не подозревают о том, что Вторая мировая война началась не в июне 1941 года, а в сентябре 1939 года. Сюжет фильма не менее нелеп, чем его описание. Для начала американка Роза в сталинском СССР запросто приезжает в пограничную зону. Л. П. Берия рыдал бы со смеху…  

А в этом году режиссер-постановщик Александр Франскевич снял фильм «В июне 41-го» по сценарию Сергея Ашкенази и Глеба Шпригова, при участии Станислава Говорухина.

Кинематографический «однофамилец» образца 2008 года выгодно отличается от своего предшественника отсутствием явных исторических нелепостей.

Здесь создатели картины рискнули затронуть крайне щекотливую тему -советско-польские отношения на территориях Западной Украины и Западной Белоруссии. Авторы фильма явно старались соблюсти объективность – упомянуть и о советских депортациях поляков в Сибирь, и о советских людях, убитых поляками.  

Привязанный милиционер, которого должен раздавить поезд, - далеко не самый зверский способ убийства, ими практикуемый. Любопытно, что главный герой картины – пограничник Буров, которого сыграл Сергей Безруков, участвующий в стычке с поляками, в определенном смысле повторил на экране эпизод, происшедший с одним из самых известных советских генералов.  

Из пистолета отстреливаться от польских боевиков пришлось самому Василию Филипповичу Маргелову.

Тому самому командующему воздушно - десантными войсками, в честь которого их неофициально прозвали «войсками дяди Васи».

Правда, в 1939 году, когда это произошло, еще никто не мог предсказать, какое будущее ожидает капитана Маргелова. Ему во время визита в немецкую часть удалось «добыть» новый германский противогаз. Но при возвращении на него напали поляки.  

Биограф Маргелова Борис Костин так описал этот эпизод: «На обратном пути произошло непредвиденное: едва легковушка въехала на небольшой мосток, раздался взрыв. Очнулся Маргелов уже в воде, по которой ходили бензиновые и кровавые пятна. Невдалеке дымился искореженный автомобиль с погибшими краскомами и водителем. Из переносицы текла кровь, неимоверно саднило левую щеку. И тут по воде запрыгали фонтанчики. Нападавшие хотели добить тех, кто остался в живых. Маргелов уложил наземь одного, другого всадника».  

А скольким советским командирам и красноармейцам отбиться от напавших поляков не удалось… Интересно, знали ли режиссер и сценаристы о том, что произошло с Маргеловым?  

Столь же исторически достоверно показаны и первые бои пограничников с немцами. Отлично подготовленные бойцы погранвойск НКВД, находящиеся в наряде, наносят тяжелые потери форсирующим реку немцам. Но их застава в это же время погибает под ударом немецкой авиации. Увы, многие погранзаставы, чье расположение было прекрасно известно противнику, именно так и погибли. И уцелевшие пограничники, начавшие партизанскую борьбу в немецком тылу, ставящие на место пограничные столбы – тоже историческая реальность лета 1941 года.  

Но, к сожалению, здесь авторам фильма, кажется, изменило чувство меры.  

Когда отважный пограничник Буров принимается уничтожать немцев оптом и в розницу, ощущается явное влияние Голливуда, где принято изображать побиение врагов демократии героическим Рэмбо, не заботясь даже о тени правдоподобия.

И чем ближе к концу фильма, тем нереальнее кажется происходящее на экране. А сцена с истреблением врагов на дамбе заставляет задуматься о пуленепробиваемости Бурова – Безрукова.  

Правда, может быть, в наше время именно так и надо снимать? Иначе зритель, привыкший к потокам экранной крови и пачками падающим убитым врагам, просто не воспримет происходящее на экране...  

 

 

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Прапор
 Игорь Анатольевич, Не ВОВ, а Великая Отечественная война.
Игорь Анатольевич
 Ужасный фильм. Не верю ни единому слову.
Игорь Анатольевич
Ужасный фильм. Может, это творение и имеет итосрическую ценность, что сомнительно, но вот с художественной стороны оно совершенно не выдерживает критики. Какой-то фальшью всё сквозит. Уж лучше не затрагивать сейчас фильмы про ВОВ. Не спорю, тема, на которой удобно спекулировать. Но тоже умеючи это делать надо. Система Станиславского не в почёте, но "не верю", да и авторы не верят. Это ж видно.
я
 Не та тема... Не надо голливудских боевиков с названием "в июне 41". Впечатление от фильма - "маразм крепчает"... Безруков же умудрился ляпнуть, что это лепта, так сказать, дань уважения... Мама дорогая, куда дели моск? В голову не только есть надо, но и думать ею иногда.

Эксклюзив
24.09.2020
Анатолий Булавко
Почему ветеран Великой Отечественной написала письмо Путину
Фоторепортаж
15.09.2020
Подготовила Мария Максимова
В Российской Академии художеств проходит выставка живописца Григория Чайникова.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».