Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
15 ноября 2018
Хранитель российских песен

Хранитель российских песен

8 декабря исполнилось 80 лет Юрию Бирюкову
Михаил Захарчук
08.12.2014
Хранитель российских песен

Полковник в отставке Юрий Евгеньевич Бирюков – известный музыковед и композитор. Он автор музыки к песням на стихи Алексея Суркова, Льва Ошанина, Сергея Смирнова, Алексея Фатьянова, Николая Доризо, Леонида Якутина, Игоря Шаферана, Владимира Силкина и ещё многих других замечательных поэтов. И всё-таки главное дело всей жизни Юрия Бирюкова – собирание песен, которые составляют «животворящую силу души русского народа».

Более полувека этот истовый энтузиаст в буквальном смысле слова спасает, вырывая из небытия песенные шедевры. Более двадцати лет Юрий Евгеньевич вёл на телевидении легендарную передачу «Песня далёкая и близкая», бившую все рекорды по читательским письмам. Примерно столько же лет выступал на Всесоюзном радио с циклом передач «Россия в песне». Бирюков - автор нескольких десятков книг. Среди них - «Песни, опаленные войной», «Песни, рожденные в боях», «Песня далекая и близкая», «Не могу о России не петь», «Говори мне о любви», «Всегда на страже», «По военной дороге», «За спиной была Москва», «Песни Карельского фронта», «Здесь насмерть стояли»,«Мы с Волги на бой уходили», «Мой Рыбинск не хуже Парижа», «Белыми скалами линия фронта легла», «Казачьи песни», «Какие наши годы», «Песни войны и Победы», «Наши деды – славные победы», «Стоит Москва – стоит Россия!».

Только одних военных песен дотошный исследователь собрал, восстановил и оставил для истории около 50 тысяч!

Причём в его многочисленных сборниках не только поэтические тексты, сверенные и многократно перепроверенные, но и ноты, и живое, интереснейшее повествование о том, как появлялась на свет та или иная известная или забытая военная песня, кто и когда её исполнял, обстоятельные беседы с авторами и исполнителями. В Советском Союзе не было такого композитора или поэта-песенника, с которым бы Юрий Евгеньевич хоть раз да ни пообщался. Словом, в лице Бирюкова мы имеем воистину уникального хранителя песен России.

А познакомились мы с Юрием Евгеньевичем в далёком теперь уже 1977 году, когда я поступил в Военно-политическую академию имени В.И. Ленина. В книге «Встречная полоса. Эпоха. Люди. Суждения» я так описывал нашу первую встречу: «На кафедре литературы и искусства я близко сошелся с Юрием Евгеньевичем Бирюковым, которого смело можно было назвать летописцем советской песни. Он уже тогда собрал около шести тысяч! Ко мне он проникся уважением, когда однажды в лекции обронил четверостишье: «Надоело говорить, и спорить,/ И любить усталые глаза.../ В флибустьерском дальнем синем море/ Бригантина подымает паруса». «Хотя вряд ли, - скептически усомнился лектор, – кто-нибудь из вас вспомнит этого, увы, погибшего в войну поэта».

Разумеется, я обиделся не столько за себя, сколько за Павла Когана и озвучил всю его «Бригантину». Расчувствовавшийся, удивленный Бирюков произнёс на полном серьезе: «Ну, если вы процитируете ещё хоть пару строк из Когана, ставлю пятёрку и можете на мои лекции больше не ходить!».

Даже сильно не напрягаясь, я вспомнил, как ещё в курсантские времена нам с подъёмом читал «Звезду» великий доктор русской филологии Осмоловский: «В поле темень, в поле жуть-/ Осень над Россией./ Поднимаюсь. Подхожу/ К окнам темно-синим./ Темень. Глухо. Темень. Тишь./ Старая тревога./ Научи меня нести/ Мужество в дороге./ Научи меня всегда/ Цель видать сквозь дали./ Утоли, моя звезда,/ Все мои печали».

Юрий Евгеньевич при всем честном народе позволил мне больше его лекции не посещать, но как раз это разрешение я проигнорировал. Мне доставляло огромный интерес живое общение с песенным энтузиастом. Кроме всего прочего, Юрий Евгеньевич любил предвоенную поэзию. Мог цитировать строки из таких на ту пору экзотических поэтов, как Николай Клюев, Всеволод Багрицкий, Борис Лапин, Николай Майоров, Михаил Кульчицкий, тот же Павел Коган, который, как известно, «с детства не любил овал, с детства угол рисовал!».

После академии меня взяли в газету «Красная звезда». С Бирюковым связей я не терял, в том числе и по соображениям прагматическим.

Ему, весельчаку и балагуру, можно было запросто позвонить на службу или домой в любое время суток, чтобы уточнить ту или иную поэтическую строку, название песни, узнать сведения из жизни поэта или композитора.

При этом он мог запросто сказать: «Ты по этому вопросу лучше обратись к Лёве Ошанину. Запиши телефон. Скажешь: от меня». Ну что вы хотите, если Юрий Евгеньевич четыре года профессионально и предметно переписывался с Исааком Осиповичем Дунаевским и эта переписка опубликована. Однако потом, как это сплошь и рядом случается в жизни, наши отношения прекратились. Помнится лишь, что домашний телефон Бирюкова однажды умолк, а на кафедре сообщили: он уже много лет здесь не преподаёт. Случайно также я узнал, что Юрий Евгеньевич уехал из столицы в Ярославскую область, и следы его потерялись для меня окончательно.

А весной уходящего года написал я для «Столетия» заметку о жизни и творчестве Фатьянова, в которой много было ссылок на воспоминания дорогого моему сердцу педагога. И вдруг приходит письмо из фатьяновского музея Вязников: «Евгений Бирюков жив, здоров. Находится в столичном пансионате ветеранов труда №1». Надо ли говорить о том, что на следующий день я уже тискал в объятиях своего учителя, и мы долго не могли наговориться…

- Батю своего Евгения Федотова я никогда не видел. Меня растили мама Марья Павловна и её сестра тётка Капитолина. Мама встретилась с отцом, когда заканчивала техникум, а он в это время писал диплом в авиационном институте. Родственники с обеих сторон почему-то воспротивились этому браку. Однако молодые всё равно решили сыграть комсомольскую свадьбу в Рыбинске, откуда отец был родом. Поехали поездом. Мама вышла в тамбур, а дверь там оказалась не запертой. Она и упала на рельсы. С расплющенной рукой, без сознания ее доставили в ближайшую сельскую больницу. Отцу нужно было возвращаться в институт. Утром он пришёл попрощаться и увидел, как маму везут на каталке в морг. По пути на вокзал зашёл на почту и отбил телеграмму родителям несостоявшейся жены: «Маруся погибла под поездом». А мать к вечеру очнулась на льду морга. Истошно закричала. Примчался санитар, отвёз больную обратно в палату. Вызвали хирурга. Тот определил гангрену, и тут же оттяпал маме руку по самое плечо. Соседка по палате и предлагает: «Доктор, а ведь Маруся – на третьем месяце беременности. Вы бы заодно и аборт ей сделали. Кому ж будет нужна однорукая баба с ребёнком?» Врач как заорёт: «Молчи, дура! Он с ней под поезд падал – удержался! В морге на льду не замёрз! Нельзя такое боевое дитё лишать жизни!».

Так и появился Юрка на свет в станице Семикаракорской Ростовской области. Подробности о своём отце узнал лишь, когда матери исполнилось 80 лет. Она, словно на исповеди, рассказала сыну про всю свою судьбу горемычную. Как в далёкой молодости не смогла устоять перед красавцем студентом, который прекрасно пел разные романсы, аккомпанируя себе на гитаре. И как потом согрешила: отдалась ему до свадьбы – так сильно любила. А у избранника её чувства, оказывается, были не столь крепки. Ведь он ещё до войны доподлинно узнал, что девушка его выжила, родила, но смалодушничал и к ней-калеке не вернулся. Спустя сорок лет увидев по телевизору одну из передач «Песня далекая и близкая», написал письмо: «Дорогая Маруся, извини меня за всё, если можешь. И скажи: не наш ли с тобой сын по телевизору выступает?».

- Матушка моя имела доброе сердце и готова была простить своего вихрастого Женю. Только тётка Капитолина категорически воспротивилась, порвав письмо: не бывать этому! Дескать, когда мы с тобой поднимали Юрку, Федотов копейки нам не прислал. А теперь хочет целого полковника заполучить в сыновья. Если такой умный, чего же сам не напишет на телевидение? Да потому, что чует кошка, чьё мясо съела.

- Юрий Евгеньевич, но вам-то хотелось с отцом свидеться?

- Какому ж сыну не хочется иметь отца. Но при живой матери я не имел права самостоятельно принимать такое решение. А когда она покинула этот мир, то и отца уже не было в живых.

Как бы там ни было, но я теперь могу смело утверждать, что особую музыкальность Юрий Бирюков унаследовал именно от отца.

Сызмальства он играл на губной гармошке. Да практически на любом музыкальном инструменте мог подобрать понравившуюся мелодию. Восьмилетним мама с тёткой отдали его в Новочеркасское суворовском училище.

- Мы, пацаны малые конечно же страшно скучали по дому и родным. Ротный, капитан Иван Иванович Чичигин, пытаясь нас как-то развеселить и утешить, брал в руки видавший виды баян и затевал коллективное пение. Он прибыл в училище после тяжёлого ранения под Сталинградом. Поэтому предлагал нам только военные песни, других не знал. У ротного была любимая, которую исполняли чаще других: «Когда мы покидали свой любимый край и молча уходили на Восток». А мы за ним дружно подхватывали тонкими голосами: «Над синим Доном, под старым кленом маячил долго твой платок». Этот грустный напев фронтовой песни о Доне и Сталинграде, родных и близких всем нам местах, совсем недавно отвоеванных у врага, так и остался для меня своеобразным музыкальным паролем трудного военного детства. И эта же песня «Сталинградское танго» (под другим названием – «Донская лирическая) стала для меня первой, чью историю и боевую биографию я сумел восстановить в подробностях для себя самого и для миллионов советских людей. Оказалось, что стихи её написали журналисты фронтовой газеты 4-го Украинского фронта Зельман Кац и Матвей Талалаевский, а музыку сочинил Модест Табачников. Потом были десятки, сотни, тысячи других песен, большинство из которых я, что называется, возвратил из небытия.

- Читатели многочисленных ваших книг, наверняка замечают, что львиная доля всего, вами написанного, сказанного на телевидении, на радио принадлежит всё же военной песне. Это потому, что вы носили погоны?

- Нет. Даже если бы я не прослужил в армии более трети века, а работал, скажем, вахтёром на заводской проходной, то всё равно посвятил бы себя военной песне. Хотя, жанровое песенное разнообразие мне не чуждо. Я сам написал несколько десятков, как говорится, совершенно «партикулярных песен». Да вот пару недель назад про любовь песню сочинил? Но тут вот какое дело.

Военная песня – это словно Солнечная система в культурной галактике России.

Ни одна другая страна мира даже приблизиться не в состоянии к тому музыкальному богатству, о котором я тебе толкую. Военных песен в западном мире вообще с гулькин нос. Ну, о чём было петь солдатам Испании, Франции, Англии? О том, как они вели по миру колониальные захватнические войны? Германия – та вообще по историческим меркам лишь вчера стала страной, с которой считаются в Европе. И только наши, отечественные военные песни удивительно емко и объёмно, эмоционально и образно отражают главную историческую сущность государства Российского, становление, формирование и жизнь которого проходили в многовековой освободительной борьбе и войнах. Так вот, эта героическая пассионарность русского народа нашла в военной песне гораздо более точное, конкретное и эмоционально-образное отражение, чем в каком-либо другом жанре народного или профессионально-художественного творчества. А его вершиной стали песни о Великой Отечественной войне. Тут уж точно: никто и никогда до нас не дотянется.

Ведь что такое песня? Особый вид задушевного разговора. На своём неповторимом языке – доходчивом, но возвышающем, приподнимающем над военными буднями. У каждого бойца была мать, жена, любимая, братья, сёстры, дети. Почти каждый хранил в памяти свою «безымянную высоту», все теряли однополчан. Каждый учился ненавидеть врага, но изо всех сил сохранял в сердце любовь к тому, за что воевал. Поэт Юрий Мельников справедливо писал: «Когда под песню боевую/ шагают воины в строю,/ Я вспоминаю фронтовую/ Лихую молодость свою./ Сквозь дым боёв и холод колкий/ Она шагала впереди…/ Остались чёрны осколки/ В её простреленной груди».

Солдаты пели такие песни не только в строю и даже чаще не в строю. Не столько для других или от имени тех, о ком идёт рассказ, сколько для себя и от своего имени.

Песней порой выскажешься о себе самом лучше, чем любыми, самыми пафосными словами.

Ещё песня объединяла. Конечно, сплачивали людей для победы над врагом и другие виды искусства – спору нет. Но ни одному из них не дано было выполнить эту святую задачу с такой эмоциональной заразительностью. Согласись, даже сегодня, слушая «Вставай, страна огромная» чувствуешь, как мурашки бегут по коже. А Леонид Утёсов говорил: «Это сейчас многие думают, что песня – то, что на досуге поётся. И не все понимают, что песня иногда бывает и оружием. Она может и смеяться над врагом, и поднимать человека на подвиг. Моим оружием была моя песня. Я приезжал на фронт и пел солдатам. Видел, чувствовал, как нужна им моя песня, как она помогает им выдюжить, выстоять всем смертям назло». Короче: «Сказка – складка, песня – быль». И с этой вековой народной мудростью не поспоришь. Ну, какую я тебе лекцию закатил?! Есть ещё у старика порох в пороховницах?

- Да вы себе не представляете, Юрий Евгеньевич, как я рад видеть вас в бодрости и здравии! О чём вам думается сейчас, мечтается?

- Хорошо, что не спросил о творческих планах в мои-то годы. Хотя я на самом деле не прекращаю работы над упорядочиванием своего огромного песенного архива. Не поверишь, но больше всего на свете мне хочется его сберечь. И, может быть, когда-нибудь на базе моего собрания молодые энтузиасты создадут музей, в котором бы бережно хранились эти уникальные культурные и человеческие материалы. Ну, и пока жив, пропагандировать буду нашу отечественную песню, равной которой нет во всём подлунном мире. На самом деле нет, поверь, я знаю, о чём говорю…

Член Союзов писателей и композиторов России; лауреат Всероссийских литературных премий «Сталинград», имени А. Фатьянова «Соловьи»; кавалер медали «200 лет Министерству обороны», золотой медали Константина Симонова; обладатель премии «Сокровищница России», премии Э. Володина музыковед и композитор Юрий Бирюков некоторое время назад выступал с творческим отчётом в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя. Зал был полон.

Здоровья тебе, учитель!

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 22 найденных.
Александр
03.09.2017 15:12
Добрый день! Я помню, Юрий Евгеньевич вел выпуск передачи "Песня далекая и близкая" фрагмент которого снимался в нашей школе
№3 г. Долгопрудного. Наш класс пел песню "Стальная эскадрилья". Это было примерно в 1983-85 годах. Очень хотелось бы отыскать эту запись. Если у кого-то она имеется или есть варианты, где ее можно найти, был бы крайне признателен!
Мой адрес: kokorev100@mail.ru
С уважением Кокорев Александр.
Анжелла Полтавская
07.07.2017 20:37
Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, связаться с Юрием Евгеньевичем Бирюковым. Очень нужна его помощь в установлении истины. На сайте   http://opk.fo.ru/wiki/33975/142872 в его статье я нашла информацию о композиторе Дрейзине Евгении Михайловиче, авторе знаменитого вальса «Берёзка» и др. Дело в том, что его отец (к сожалению, не знаю имени) может являться родным братом моего прапрадедушки, Меера Дрейзина, семья которого, как и отец Евгения Михайловича, родом из Полтавы. Трое моих двоюродных дядей преклонного возраста говорили мне о том, что, по рассказам их бабушки, семья родного брата Меера Дрейзина была артистической. По возрасту Евгений Михайлович (г. р.1878) может являться племянником Меера (г. р. приблизительно 1853). Может быть он знает, как можно связаться с Виктором Михайловичем Комаровым, который упомянут в этой статье и занимался биографией композитора. Вся наша большая семья, члены которой живут в разных странах мира и знают свою родословную до седьмого колена, просят не отказать нам в помощи.
Мой телефон 89885685222,
электронный адрес: a.poltawsckaya@yandex.ru
Виктор Тимошенко
28.02.2016 22:38
Юрий Евгеньевич здоровья Вам!
Вы руководили моей курсовой в академии о Семене Александровиче Чернецком. Я работал с архивом этого великого композитора и дирижера в ЦГАЛИ.
Помню, даже ходили в журнал "Советская музыка" с желанием опубликовать мой опус.
Юрий Евгеньевич был страстен до всего, что касалось  истории песни и огромное спасибо ему! Удивительный, увлекающийся человек!! Спасибо ВАМ!
Исхаков Раиф Шайдуллович
28.02.2015 16:58
Знаю Юрия Евгеньевича Бирюкова по совместной работе к серии картин Е.А.Кузнецова - генерал  лейтенанта., )они вместе учились в Новочеркасском суворовском училище) "Поля ратной славы".
Но потерялась связь с ним . на старый телефон отвечают другие люди.

Помогите связаться с ним . буду очень благодарен.
Мы планировали с ним совместную поездку в Рыбинск , буду ждать его звонка или его номера телефона.
Мой телефон 89031385454
электр адрес 1364484@mail.ru
Вадимир, Кубань
21.12.2014 18:43
Спасибо, Миша, что вспомнил нашего замечательного Учителя. Только с возрастом понимаешь, какая это удача - получать знания из первых рук таких Атлантов российской культуры. Чрезвычайно жаль будет, если архив Юрия Евгеньевича, который бесценен по своему содержанию, пропадёт. Наверное, мы вправе потребовать от Минкульта заботы о них. Я плачу налоги не для развития всяких "пен-клубов", а для сохранения и развития сокровищниц отечественной культуры. а посему готов подписаться под обращением "Столетия" в Мнкульт с требованием государственной архивации замечательных трудов Ю.Е.Бирюкова.
Андрей Кириллов
15.12.2014 11:52
С гордостью Юрий Евгеньевич сообщил, что в газете написали статью о нём.Сказал, где искать. Добрая, хорошая статья.!Поднимающая настроение! Человек-история! Расскажу, что же тревожит ветерана сегодня и сейчас в 80 лет! Юрий Евгеньевич опечален сохранностью своего бесценного архива.Когда то он перевез этот архив в Рыбинск, в надежде найти ему достойное применение на малой Родине. Но после смерти его Лидии Александровны, обстановка изменилась, и архив силами Академии вывезли в Москву.Сейчас архив в комнате квартиры, где жил Юрий Евгеньевич, и он сильно обеспокоен за его сохранность.Оказалось, что этот безценный труд в данный момент не нужен никому, кроме его автора!Чтобы грамотно распорядиться достоянием Бирюкова, нужны специальные знания. Случайные люди могут причинить вред архиву. "Столетие" подними эту тему! Сохрани архив! Ведь для чего то тебя выпускают?
Марина Васильевна
12.12.2014 23:55
Только истинно интеллигентный, благородный человек может так написать о своем учителе. И, конечно же, талантливый. Спасибо Вам, Михаил!
С интересом прочла рассказ о подвижнике, посвятившем свою жизнь популяризации песен, Юрии Евгеньевиче Бирюкове. С удивлением поняла, что вероятно никогда не задумывалась о сущности и роли патриотических, военных песен - слушать слушала, многие из них люблю с детства и по сию пору, но никогда не пыталась проанализировать истоки и причины их такого мощного эмоционального воздействия на слушателя. Хотя полгода тому назад была свидетелем (и участником) удивительного явления, связанного с песней. В мае нынешнего года одна из политических партий (не "единоросы" и не "жириновцы) проводила в нашем городе общественно-политическое мероприятие, посвященное вопросам внешней и внутренней политики, в основном, конечно, "украинскому вопросу". Уже было известно о трагедии в Одессе, уже лилась кровь и гибли мирные люди в Донбассе - душа разрывалась от боли и чувства беспомощности, невозможности чем-то помочь. По окончании основной официальной части собрания местный казачий хор дал небольшой концерт. И вот когда они запели "Прощание славянки", весь зал встал в едином порыве (извините за избитый штамп, но это действительно был единый порыв). Мощное зрелище - полторы тысячи человек стоя слушают песню, а ведь это был не Гимн страны и не "День Победы". У многих слезы на глазах или сжатые кулаки. Наверное, так в 41-м слушали "Священную войну". Я и сейчас при воспоминании ощущаю мороз по коже... Кажется, нашла ответ в словах Юрия Бирюкова, приведенных М.Захарчуком: "...только наши, отечественные военные песни удивительно емко и объёмно, эмоционально и образно отражают главную историческую сущность государства Российского, становление, формирование и жизнь которого проходили в многовековой освободительной борьбе и войнах..." (не буду приводить цитату полностью).
Благодарность и низкий поклон Юрию Евгеньевичу Бирюкову. И дай Бог ему здоровья и сил на долгие годы.
Пожелания всяческого добра и творческого долголетия  Михаилу Александровичу Захарчуку - автору таких умных, информационно наполненных, добрых, эмоциональных, очень человечных и уважительных материалов.
И спасибо "Столетию" за то, что вы есть и за то, что публикуете таких авторов. Новых успехов вам в новом году!
Александр Ушар
12.12.2014 5:53
Прочел с интересом и почувствовал себя обделенным, ибо судя по комментариям, я один из немногих читателей, не знакомых с таким прекрасным человеком, как Юрий Евгеньевич. Впрочем, утешаюсь тем, что, благодаря автору и изданию, эта несправедливость частично устранена. Спасибо за светлый очерк о светлом человеке!
Сергей Порохов
11.12.2014 10:39
Как выпускник Суворовского училища я сумел оценить преимущества обучения в СВУ в сравнении с обычной школой. В то время, лет тридцать пять назад, как раз начиналось в СССР движение по созданию суворовско-нахимовских и кадетских объединений. Составил список суворовцев, оставивший свой заметный след в политике, культуре, искусстве, литературе, науке спорте. То есть не в традиционных для выпускников СВУ и НВМУ военных областях. Юрий Бирюков в этом списке был впереди не только по алфавиту, но и по силе развития природных дарований. А это Шпаликов, Попенченко, Юрий Власов, Герард Васильев, Олег Михайлов, Иванов (глава МИДа)...  Нужно, чтобы о таких людях, о системе, которая развивала их знали. И, уверен, нужно хранить память обо всем этом. Что, в общем-то, Михаил, ты и делаешь. Спасибо тебе.
Валерий (Минск)
09.12.2014 17:40
Молодец Михаил! Помнить и воздавать людям должное - твоя отличительная черта. Бирюков - самородок, несмотря на все зигзаги судьбы, он доказал, что талантливый человек может быть талантливым во всём. И истинно народным. А не показушно-глянцевым, как некоторые, бесконечно мелькающие на российских телеканалах. Только о самородках там ни слова, в отличие от столичных тусовщиков. Это и убивает. Благо есть "Столетие" и другие - правильные - сайты.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 22 найденных.

Эксклюзив
12.11.2018
Беседа с известным философом, исследователем русской духовной традиции.
Фоторепортаж
02.11.2018
Подготовила Мария Максимова
В Музее современной истории России открылась выставка «Энергия созидания: 100 лет комсомолу».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «ИГИЛ», «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».