Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
«Горькая моя Родина…»

«Горькая моя Родина…»

Театр «Глас» открыл свой 31-й сезон спектаклем «Русский крест»
Валерий Панов
24.10.2019
«Горькая моя Родина…»

Занавес открылся под мелодию «Горькая моя Родина». На сцене была деревня. Да, на маленькой сцене «Гласа» поместилась целая деревня. Бревенчатая, замшелая, глухая и с привычной для нас, увы, разваленной до основания церковью. И зазвучал стих: «Был когда-то храм Успенья//на селе Петровский Скит,//полусгнившее строенье//до сих пор еще стоит». При сем присутствовали все деревенские жители. Совершенно разные, но с общей долей, отраженной в щемящих строках: «Мы брошены здесь — поглядите на нас,//Поймите же все, кто может://Погибнет деревня — приходит час,//Но вы — погибнете тоже».

В роли автора эти строки читал под гитару актер Виктор Золотоног. Проникновенно читал А над всем этим действом висел, слегка покачиваясь, тяжелый деревянный крест, высвеченный тонким лучом в сумеречном свете, окутавшем русскую деревню...

Так начался спектакль «Русский крест», скромно определенный в театральной афише как музыкально-поэтическое представление по произведениям Н.А. Мельникова. В моей же оценке, да и многих видевших спектакль ранее, духовный смысл его и историческое значение выходят далеко за границы обозначенного жанра.

Создали это сценическое произведение художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств России Никита Астахов и директор театра, заслуженная артистка России Татьяна Белевич, выстроив его из стихов Николая Мельникова, словно строя дом по кирпичику, заложив в основу-фундамент поэму о православной миссии России «Русский крест».

Еще перед закрытым занавесом, предваряя спектакль, Татьяна Белевич поведала зрителям, что Николай Мельников ушел из жизни в возрасте 40 лет. В мае 2006 г. он был найден на безлюдной остановке близ Оптиной пустыни. Согласно официальной версии, умер он от острой сердечной недостаточности. «На мне стоит клеймо поэта,//А у поэтов на Руси//Так повелось: недолги лета.//Мне тридцать. Господи, спаси!», — прочитала она почти пророческое четверостишие Мельникова и напомнила судьбы других безвременно почивших русских гениев и талантов, в ряду которых и он мог занять достойное место. И занял… Его сестра нынче «собирает по копеечке» на возрождение храма Успения Пресвятой Богородицы в с. Лысые Брянской области, где родился и вырос поэт, и где похоронен.

А на сцене театра «Глас» старуха-самогонщица (артистка Лариса Хорошилова) с тоской вспоминала: «Был когда-то храм Успенья//на селе Петровский Скит,//полусгнившее строенье//до сих пор еще стоит.//Рухнул купол и приделы,//лишь бурьян да лебеда//в Божий храм осиротелый//поселились навсегда».

И женщины нестройным хором, наперебой, вроде как рассказывают стороннему человеку: «От колхозного правленья,//где Иван сторожевал,//в сотне метров - храм Успенья,//запустенье и развал».

Иван (Никита Астахов) в постановке «Русский крест» — главное действующее лицо. И сказано про него так: «Что он видел в этой доле//за полста ушедших лет,//кроме пыли, кроме поля//да картошки на обед?» А женщины вместе: «Все отдаст из-за сивухи…» Из-за нее, проклятой, и руку правую потерял, жена прежде времени в гроб сошла, и дочери подальше от деревни уехали. Иван же: «… не думал никогда//ни про Веру, ни про Бога,//только, может, вспоминал,//с кем, когда и как он много//возле храма выпивал». И деревенские женщины криком кричали: «Хоть бы церкву доломали,//чтоб вы меньше пили там!»

Такая вот завязка постановки, я бы даже сказал пролог, потому как с этого места все и начинается. «Русаки, русаки... знать, мы всё про себя позабыли,//Коль при слове "Россия" сильнее сердца не стучат, с грудным надрывом произносит зав. сельским клубом (артистка Наталья Шеховцева). Коль на наших глазах басурмане наш дом разорили//И совсем по-хозяйски нерусские речи звучат!» И женщины подхватывают: ««Словно мусор в полноводье,//их несло, и принесло        непонятное “безродье”//в наше русское село». А потом: «Утихали ссоры, драки,//кратким был ночной покой...//и беззвучно Ангел плакал —// над беспутностью людской».

Последнюю строфу про плачущего Ангела женщины спели дважды, и, показалось, что после того, как стихли их пронзительные голоса, на темных досках, тяжелых от времени и людского горя, проступил светлый лик, похоже, с нимбом… И еще — искрящиеся золотом, но как бы слегка размытые строчки молитвы, среди которых четко выделялись неоднократно повторенные слова: «Господи, помилуй».

«Единения нет, единение только от Бога!//Значит, надо просить, покаяньем заполнив сердца,//Чтобы знамя одно, чтоб одна для народа дорога,//Чтобы Вера одна, чтоб Отчизна одна – до конца!» — говорила так, будто молилась женщина (зав. клубом). И в зрительном зале воцарилась тревожная тишина… Что же дальше будет и с их деревней, и с родной страной?.. «Родина! Слышишь ты нас? Помоги!
Мы тебе всё отдали!»

Пересказать этот спектакль невозможно, как невозможно передать словами во всех переливах красок и света, метафор и иносказаний любую удивительную картину будь то написанную кистью художника, будь то начертанную пером поэта. Можно только попробовать передать его смысл и суть, так как весь спектакль состоит из образов, в то же время являя собой образ нашей России со всеми ее историческими судьбами.

После спектакля Константин Малофеев, председатель Общества «Двуглавый Орёл» и заместитель председателя Всемирного Русского Народного Собора, с восхищением отзывался об искусной игре актеров и искренне удивлялся тому, что они еще профессионально и поют, и на музыкальных инструментах играют.

Не первый раз вижу их игру: они все действительно — универсальны. И даже в массовках каждый из актеров являет собой — типаж. Думаю, этому в большой степени способствуют и органически сочетающиеся с идеей постановки костюмы. В спектакле «Русский крест» эта сценографическая константа, присущая «Гласу», проявилось, с моей точки зрения, очень ярко (художник по костюмам Марина Филатова).

И сложили этот великолепный ансамбль, и отладили, и стоят во главе его два удивительных «дирижера» — Татьяна Белевич и Никита Астахов. 30 лет идут они в одной творческой упряжке. И если премьера первого спектакля «Светлое Воскресение» состоялась 24 апреля 1989 г. в храме Покрова Божьей Матери в Филях (тогда филиал музея Андрея Рублева), то сегодня можно говорить о том, что Белевич и Астахов создали свой храм — храм православного искусства. «Глас», кстати, первый театр в России, получивший благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Полностью разделяю мнение священника Федора Лукьянова, который весьма одобрительно отозвался о спектакле в целом.

Заметим, что на эту постановку дано благословение схиархимандрита Илии (Ноздрина), а Николай Мельников был его духовным чадом. По словам о. Илии, «дорога поисков силы и смысла жизни изложена в замечательной поэме «Русский Крест», написанной светлым и певучим языком. И не следует рассматривать эту поэму как историю жизни русской деревни. Это жизнь всех нас, погибающих в безверии, и из руин возрождающихся…».

Некоторые зрители говорили, что постановка - о русской деревне, многие — что о душе, а один священник (не упомнил его сана и имени-фамилии, виноват!) подчеркнул: это мистерия (так в средние века называли пьесы на религиозные темы). Каждый из них, наверное, по-своему прав, а все вместе они, отмечу, дали как бы коллективный отзыв об этом необычном спектакле, притом что русская поэзия в постановках «Гласа» звучит нередко.

Думаю, не на эмоциональной волне митрофорный протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, дал высокую оценку, прежде всего, декорациям. Действительно, сценография весьма удачно, я бы даже сказал, гармонично сочеталась со стихотворным текстом, дополняла его и усиливала (художник спектакля Константин Розанов). Она и ограничивала пространство сценического действа, сокращая его до одной избы, и расширяла до масштабов «всея Руси». Хотя декораций, в общем-то, было мinimum minimorum. Да и широко ли размахнешься на сцене размером с однокомнатную «хрущевку»? «На начало спектакля на сцене: 1 микрофон слева, 10 ящиков, 1 лавка, 2 деревянных пюпитра справа», — указано в тексте постановки. И вот из этого сценического лаконизма на наших глазах создаются и дома с огоньками керосиновых ламп, и речка с паромом, и хутор, где обитает дед Федосей (заслуженный артист Чувашии Николай Каленов), о котором говорили, что он «или очень верит в Бога,// или он колдун и плут?» К нему привело Божье провидение однорукого сторожа и горького пьяницу Ивана по фамилии Росток.

А там его ждали. И налил ему дед Федосей… кружку чая, видать, очень непростого, так как перед Иваном вся жизнь его прошла в одночасье. И чудится ему: «Не Россия — Русь Святая//открывалась все ясней,//благолепие являя//мужику из наших дней!»

И надо быть Астаховым, чтобы почти без слов так рвануть себе душу, чтобы и наши души застонали. От осознания своей нескончаемой греховности. И так — весь спектакль.

У большинства зрителей лились из глаз теплые слезы, слезы умиления и раскаяния, будто все они вместе читали покаянную молитву… «Вдруг Иван запнулся словом//и наверх свой взгляд вознес -//Весь в крови, в венце терновом,// на него смотрел – Христос...» И речет ему Господь: «За твою больную душу//на Голгофе был распят//и просил...// но ты — не слушал, ты себе готовил - ад!» Велено было Ивану: «…повернись, несчастный, к свету,// и иди, ползи на свет!// Крест взвали себе на плечи, он тяжел, но ты иди,// чем бы ни был путь отмечен,// что б ни ждало впереди!» И вот он, однорукий, пилит «ножовкой», обтесывает бревна, зажав гвозди меж коленей, забивает их обухом топора. «А когда Иван поднялся,//весь народ качнулся с мест -//он устало улыбался,// сжав рукой огромный крест».

Обратился Иван к сельчанам с предложением восстановить церковь. «Коль доверите мне это,//все пройду, всю жизнь отдам,//по копейке, а до лета -//соберу на Божий храм». И с тяжелым крестом на плечах пошел по округе с сумой. Ночевал, где придется, ел, что Бог послал. Шел и в дождь, и в стужу. «Знал, что нет назад возврата,//Без Креста — спасенья нет,//коли тьмою все объято,// то иди, ползи на свет». Среди людей молва пошла: «может, церковь восстановим?//Может, легче станет жить?»

А потом его убили. В суровую зимнюю ночь, когда волки выли по всей округе. Такие ночи еще волчьими называют. «Алкаши» порешили Ивана, каким был донедавна и он. Денег им на выпивку не хватало. Решили отобрать собранные на церковь копейки, а Иван, видно, не отдавал.

И вслед за волками завыла собака. Поутру выяснилось, что Иванова. Та, что сопровождала его в странствиях. Жалостливо выла над его остывшим телом…

И жертва его была искупительной. И хоронили его всем миром. Народу на похороны много сошлось, из всех окрестных деревень люди пришли, даже из далеких... На могилку поставили его же крест.

С весны принялись строить церковь. И если когда-нибудь вы заглянете в деревню Скит Петровский, то над ней уже наверняка будет сиять крест на церковном куполе. Над всей деревней сиять, и не только над ней… А «за Ивана помолитесь»: «Сколько верст по бездорожьям//проходил он - кто сочтет?// Но что всех трудов дороже —//свой народ собрал в Народ!», «Потому что силой Веры//всем внушил - спасенье есть,// потому что вспомнил первый//Бога, Русь и предков честь!»

Но этот спектакль не только об исконно русском Иване. Это — о нас, сегодняшних, грешных по большей части, но и праведных. И — естественно, о миссии России, которая тяжелым крестом ложится и на наши плечи. Русский духовный театр «Глас» не устает напоминать об этом.

Увы, далеко не всем эти напоминания, судя по всему, нравятся. Зритель к театру относится почтительно, с любовью и трепетом, а вот у чиновников он далеко не в чести. Стороной обходят его чиновники. И чем крупнее «слуга народа и государства» чином, тем дальше он от театра держится. Зато почему-то оказываются ну очень близко к либеральным театральным и телетусовкам.

Говорил когда-то Николай Мельников, отмечала Татьяна Белевич в прологе к спектаклю: «Тебе могут быть предоставлены возможности выступить по телевидению или в столичной прессе только в том случае, если ты проповедуешь, так сказать общечеловеческие ценности, философию и мораль сегодняшней западной культуры. Никакого другого автора никогда не пропустят, будь он хоть трижды гениален».

То же самое можно сказать и об участи театра «Глас». Русофобы и либералы, друзья и низкопоклонники сомнительных западных ценностей получают доступ к теле- и радиоэфирам, им строят новые здания, награждают и дают почетные звания. Патриоты, к тому же еще и православные, пребывают в забвении. Кто хоть раз за 30 лет видел «Глас» на телеканале «Культура»? А на других федеральных каналах?

И свой 31-й театральный сезон «Глас» открыл вначале в Русском доме в Берлине спектаклем «Великая княгиня Е.Ф. Романова (Возвращение)», а уже потом — и на московской сцене предпремьерным показом постановки «Русский крест».

Именно — предпремьерным: такой статус спектаклю изобрели, так как уже долгое время не получается уладить некоторые юридические детали с правонаследниками творчества Николая Мельникова. Впрочем, что с «Гласа» можно взять? Недоходное это место, не прибыльное. В отличие от тех театров, где правит бал нетрадиционное искусство, корежа, кромсая и уничтожая не только русскую классику, а и мировую, иными словами творя постмодерн.

А «Глас» идет той трудной дорогой, которой продолжают идти Малый театр и те уже немногие театры, что исповедуют русские православные ценности. Сегодня они стали проповедниками высоких нравственных качеств, что так необходимы российскому обществу. И поставить бы «Русский крест» на большой сцене! Но нет ее, как не бывает и пророка в своем Отечестве! И коллектив театра почти два десятка лет ютится в арендованном ему столичным правительством древнем здании, отнюдь не приспособленном для театральных постановок. Но и за такую милость благодарит государство.

А на телефон (смартфон) Татьяны Георгиевны Белевич пришла эсэмэска из Берлина, где показывали спектакль «Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова (Возвращение)». «Спасибо», — было написано в телефонном послании и отмечено особо: «Вы показали нам душу Русского мира!» Может ли быть признание более высоким? Вообще все постановки, которые показывал театр во время берлинских гастролей этого года, зрители приветствовали стоя. Тепло встречают театр и в других странах мира, так что уже можно говорить о его международном признании.

А «Русский крест» как начинался, так и закончился песней «Горькая моя Родина» (Александра Пахмутова, Николай Добронравов): «Горькая моя Родина,//Ты — и боль моя, и судьба.//Вновь кружит непогодина,//Только мы одни у тебя».

И еще: «…всё мне чудится,//Что Крещенье Руси снова сбудется». Верой живет Русь испокон веков. В истинной Вере укрепляет люд православный и спектакль «Русский крест». Да и весь театр служит этой великой цели.


Всем желающим помочь возрождению храма на родине поэта Николая Мельникова сообщаем реквизиты церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Лысые (информация официального сайта театра «Глас»):
Брянское ОСБ 8605 СБ РФ
Новозыбковское ОСБ 5580/030 г. Злынка
БИК 041501601; ИНН 7707083893;
КПП 320401001
Корр. счет 30101810400000000601
Тран. счет 30301810908000600819
Счет: 42307.810.9.0819.1701868
Шароновой Валентине Алексеевне (председателю прихода)

Перевод на карту СБ:
VISA 4276 8080 2524 9439
Шаронова Валентина Алексеевна
Контактный адрес и телефон:
243603, Брянская область, Злынковский район, село Лысые,
Шаронова В. А.
8(48358) 9-13-38;
8(961) 108-42-84


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.