Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Гоцман говорит, как умеет

Гоцман говорит, как умеет

Рецензия на сериал "Ликвидация"
Максим Кустов
17.12.2007
Гоцман говорит, как умеет
Фильм «Ликвидация», без сомнений, по уровню популярности становится самым успешным отечественным телесериалом последних лет. Как же стосковался отечественный зритель по сильному герою, для которого служение Родине – главное в жизни. 


Особо хотелось бы отметить игру Владимира Меньшова. Когда на экране наконец-то появился приехавший в Одессу Жуков, мелькнула мысль: «Какой-то он не такой…». Такая реакция была неизбежной. Действительно, за несколько десятилетий мы слишком привыкли видеть маршала Победы в исполнении великого актера Михаила Ульянова.
Играть после него Жукова – решение, очень нелегкое для актера. Но играть-то надо. И Меньшову, как мне кажется, удалось справиться с очень непростой задачей. Впрочем, нет более субъективных оценок, чем те, которые даются игре актера. Тут уж, как говорится, на вкус и цвет товарища нет.
Разумеется, по поводу деталей столь объемного фильма возникает множество вопросов.

Пожалуй, главный упрек в адрес фильма, уже многократно прозвучавший в печати, - это его чрезмерная «одесскость».



Многие рецензенты полагают, что авторы фильма явно перестарались с бесконечными «тудой-сюдой» и тому подобными жаргонизмами. В пылу полемики дописались даже до потрясающего вопроса - «Откуда евреи в «Ликвидации» »? Переадресовать этот вопрос множеству заметных на нашей эстраде людей как-то не догадались.
Но, может быть и в самом деле, «тудой-сюдой» и «бикицеров» в фильме слишком много?
Думаю, что если бы год назад не довелось побывать в Одессе, и я бы присоединился к этим обвинениям. Но во время одесской командировки пришлось убедиться в том, что даже сейчас, после эмиграции множества коренных одесситов, после политических катаклизмов, украинизации и прочего, местные жители умудрились сохранить особенности своего неподражаемого наречия.
В общении со многими из них очень хотелось сказать: «Ребята, прекратите представляться, вы же не в фольклорном кино, - говорите по-человечески». Но они говорили так, как привыкли. Можно себе представить, насколько неподражаемой была речь настоящего одессита образца 1946 года.
Тем же, кто сомневается в неповторимых особенностях говора одесситов, рекомендую вспомнить хотя бы один из монологов одессита Михаила Жванецкого, посвященный его учителю русского языка Борису Ефимовичу Друкеру. Уж если так говорил учитель словесности, то как же должны были изъяснятся его ученики!

Авторы фильма не пытались «отлакировать» эпоху, в которой от тюрьмы никто не был застрахован. Запросто Гоцман попал в камеру – лишь памятливость Жукова спасла его.



Можно, пожалуй, поспорить о том, стоило ли представителям власти отказываться от возможности ликвидировать «воров в законе». Увы, в последние десятилетия у нас принято с излишним почтением относится к этой публике. Откровения о том, сколь мудры, гуманны и пр. воры давно стали привычным явлением на газетных полосах и телеэкране. О том, что их главное занятие в жизни – воровать, а вовсе не вершить «справедливость» «по понятиям», вспоминать как-то не принято.
Хотелось бы напомнить, какие крайне негативные оценки им давали те, кто имел несчастье контактировать с уголовниками в лагерях. Принцип «умри ты нынче, а я завтра» воры соблюдали свято. К сожалению, популярной ныне некой романтизации преступников авторам фильма избежать не удалось.
Конечно, все время вспоминался неподражаемый кинохит прошлого века «Место встречи изменить нельзя». «Ликвидацию» часто упрекают за подражание «Месту встречи». Но ведь оно была неизбежным. Время-то одно и то же. И образ жизни, стиль поведения главных героев похожи (с поправкой на неповторимый одесский колорит).
Возможно, что в общественном сознании «Ликвидация» может занять то же «Место встречи». Впрочем, демонстрация фильма еще не завершилась…

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..