Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024

Глаз-алмаз

Вспоминая Сергея Присекина – знаменитого живописца эпохи перемен
Алексей Фёдоров
12.12.2016
Глаз-алмаз

Сергей Присекин (1958-2015) – художник, если не во всем, то во многом не похожий на собратьев по цеху. Во-первых, главные свои картины он написал в молодые годы, сразу заняв одно из самых ярких мест на небосклоне русской живописи всем памятных переломных лет. Вспомним хотя бы его институтский диплом "Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет", который имел такой успех, что вскоре стал главной картиной в Кремле, сменив холст с Лениным, провозглашающим Советскую власть.

Его блистательный "Маршал Г.К. Жуков" навсегда соединился с Великой Отечественной войной так же, как в музыкальном искусстве в единый сплав с этой войной слились "Вставай страна огромная..." Александрова или "День победы" Тухманова...

Да и известная картина «Вся власть – Советам! («Советам – есть имя существительное, а «власть» – только прилагательное. В.И. Ленин»)», посвященная революции 1917 года, – это яркое глубокое исследование той эпохи.

Работал Сергей всегда неутомимо, шумно и весело, с внутренним чувством того, что главное дело жизни сделано. Его мастерская в Студии военных художников имени М.Б. Грекова постоянно была наполнена гостями. Это было местом встречи самой разнообразной публики, начиная с высокопоставленных кремлевских чиновников, генералов, космонавтов, модных рестораторов до самых «простых» наших сограждан.

Писались портреты, много и вкусно елось и пилось; далеко по коридору студии проникал аромат свежей зелени, жареного мяса и дорогого табака… В мастерской Присекина совершались самые разные договоренности, устраивались житейские дела, приходили и совсем юные художники для научения и обретения покровительства. В это же самое время Сергей ухитрялся делать множество портретов, из которых целый ряд – необыкновенно острых, интересно придуманных и блистательно исполненных. Он обладал редким даром рисовальщика; о нем Таир Салахов, академик, профессор Суриковского института, говорил: "Присекин – это глаз-алмаз!". Работал он быстро, практически без исправлений, добиваясь филигранной обработки поверхности холста...

Это были годы перемен. Сейчас уже как-то не принято петь в застольях, однако тогда, в девяностые, еще пели… И все, кто общался с Присекиным, наверняка, помнят, каким красивым, поставленным баритональным тенором обладал этот человек, что вкупе с абсолютным музыкальным слухом делало его голос главным за столом.

Он стремился быть первым во всем, и я уверен, что он достиг бы значительных высот в любом деле, которому бы себя посвятил. Он органически не мог быть ни средним, ни посредственным.

Некоторые шутя называли его энциклопедией. И верно: в этой голове было столько всего, столько неожиданных сведений, нужных и ненужных, что это приводило в изумление любого собеседника. Как-то я спросил его о приготовлении фазана, и двинулся дальше, не ожидая серьезного ответа. Однако пришлось с полчаса простоять, чтобы выслушать несколько сложных и подробных рецептов, будто он жарил фазанов и вчера, и каждый день...

Насколько могу судить, в его жизни не было пауз. Более того, даже в последние годы, будучи уже человеком, физически не особенно подвижным, он плотно заполнял свое время делами, следовавшими одно за другим. То он в Париже, то в Черногории, то преподает студентам, то занят подбором военно-исторических аксессуаров и оружейных макетов. И студентам, и коллегам довелось пользоваться для работы костюмами и стрельцов, и преображенцев, и многим другим из его коллекции. И при всем при этом мною он ощущался как человек, стоящий в жизни перед страшной бездной одиночества. Чувствовалось, что весь этот шум, постоянный калейдоскоп людей – хороших, разных и случайных – нужен был ему как защита от этой бездны.

Искать сочувствия, жаловаться – было не в его правилах, он до конца оставался упрямым, жестким, часто раздражительным… Но однажды сказал мне медленно и тихо: "Лёша, ты даже не представляешь, как мне трудно...".

В последние годы жизни он задумал, скомпоновал и стал собирать подробный материал к большому полотну "Исход". Внутренняя механика его души требовала прикосновения к Вечной Книге.

У меня на ту пору была черная отросшая борода, и – наряженный в соответствующие одежды, которые Сергей изыскал для этой картины, – я предстал перед ним в виде одного из древних евреев, со страхом проходящих мимо вод, ставших стенами. Прямо скажу, что даже в роли позирующего я весьма впечатлился его режиссерскими решениями этой темы. «Серёга, ну как у тебя с "Исходом", сработаешь?» – нарочито бодро спросил я его пару лет спустя, полагая, что, несмотря на немощи, обступившие его, он вполне сможет организовать молодых ребят и отрежиссировать исполнение этого грандиозного холста. Ответ был короткий: "Нет". Жаль, возможно это была бы самая глубокая его работа...

Мне довелось вместе с Сергеем Присекиным поступить в Студию им. М.Б. Грекова и более тридцати лет работать и общаться с этим талантливейшим, сложнейшим и интереснейшим человеком, за что я бесконечно благодарен судьбе.


Выставка «Отец и сын», посвященная творчеству С.Н. Присекина и его отца, народного художника РФ Н.С. Присекина проходит в Картинной галерее народного художника России Дмитрия Белюкина (Комсомольская площадь, дом 2, Казанский вокзал. Вход со стороны Рязанского проезда. Тел.: 8-499-266-04-69).

Федоров Алексей Иванович – народный художник России

Фото Павла Кривцова


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».



Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..