Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Где живут герои Пушкина?..

Где живут герои Пушкина?..

В День памяти поэта Государственный музей А.С. Пушкина порадовал оригинальными выставками
Нина Катаева
16.02.2021
Где живут герои Пушкина?..

По традиции этот день начался с минуты молчания. Слово о поэте в этом году произнес Юрий Рост, в атриуме можно было познакомиться с его пушкинианой. Кроме того, у посетителей была возможность с головой окунуться в пушкинскую вселенную «Где живут герои Пушкина?», познакомиться с юбилейным вернисажем «На крыльях вымысла. Ангелы издательства “Вита Нова”» и выставкой графики заслуженного художника России Юрия Иванова. Эти три выставки были подготовлены и открыты во время карантина.

В затемненных выставочных залах «Под сводами» ощущаешь себя, как на уроке литературы, не зря название выставки со знаком вопроса: «Где живут герои Пушкина?». Выставочное пространство вместило в себямассу инсталляций из предметов мебели и декоративно-прикладного искусства XVIII–XIX веков и «крупных планов» иллюстраций, по которым угадываем произведения Пушкина. Выхваченные лучами света, они словно парят в воздухе, и это, в самом деле, путешествие по вселенной…

Начинается экскурсия с картины Репина, посвященной экзамену 8 января 1815 года в Царскосельском лицее, о котором Пушкин, как известно, обмолвился: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил». Узнаём, что картина была написана в 1911 году по заказу уже Александровского лицея, переехавшего в Петербург, на Каменноостровский проспект, и отмечавшего свое столетие.

По замыслу художника, Пушкин уже дочитывает свои знаменитые «Воспоминания в Царском Селе», о которых Державин отозвался так: «Скоро в мир явится новый Державин, и это будет Пушкин». По слову Державина все и было: поэт уже в лицее перещеголял всех известных авторов. Картина украшала Большой зал лицея.

А вот и комнатки лицеистов, расположенные на верхнем этаже флигеля императорского дворца, пушкинская «студенческая келья»под номером 14. Видимконторку цвета бордо, на которой можно писать мелом, чернильницу, удостоившуюся оды,и, конечно, его перо, похожее на огрызок.Известно, что Пущину, приехавшему к Пушкину в ссылку в Михайловское,запомнился пол, усеянный огрызками перьев и обожженными рукописями.«В те дни, когда в садах Лицея\Я безмятежно расцветал,\Читал охотно Апулея,\А Цицерона не читал,\В те дни в таинственных долинах,\Весной, при кликах лебединых,\Близ вод, сиявших в тишине,\Являться муза стала мне»– так начинался поэт Пушкин.
Дальше останавливаемся у «фрагментов», которые всегда волновали кинематографистов, вот только встать вровень с автором оригинала никому не удавалось. Мы не случайно видим картину «Подводное царство»; речь, конечно, идет о «Русалке» (1832), которую Пушкин задумывал как народную драму, но не окончил. А замыслил ее в 1829 году, услышав от бернского помещика реальную историю дочери мельника, которая утопилась, потому что ее разлучили с любимым. Барского камердинера отдали в солдаты. Пушкин жил тогда по приглашению Прасковьи Александровны Осиповой-Вульф в тверских усадьбах – Малинники, Павловское и Берново. Поэт побывал в местах, где произошла эта история:омута уже не было, мельница была разрушена… «Русалка» воплотилась и в музыке Даргомыжского – в одноименной одноактной опере.

На иллюстрации ВладимираМилашевского к «Метели» из «Повестей Белкина» Марья Гавриловна бежит из родного дома, служанка несет к возку узлы с вещами. На дворе страшная метель. «События в повести разворачиваются в конце 1811 года, и метель для героев Пушкина бушует не только природная, но и историческая, – говорит экскурсовод, – их судьбы изменила война 1812 года, оконченная со славою. Это было «время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове«Отечество!».На прощание видим «уголок барышни», воспитанной на французских романах, и рядом с Марьей Гавриловной легко представить и Марью Кирилловну из «Дубровского», и Татьяну Ларину...

А вот и карточный стол с зеленым сукном, инсталляция сделана так, словно мы подсматриваем, как родился сюжет повести о трех картах. Написав ее, Пушкин отозвался в дневнике: «Моя “Пиковая дама” в большой моде, игроки понтируют на тройку, семерку и туза, и при дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Голицыной».

На Наталью Петровну Пушкин и уповал.А мы уже в доме Чекалинского, это прообраз игрока-москвича Огонь-Догановского, которому Пушкин в Английском клубе проиграл громадную сумму денег, и не смог расплатиться.«На третий день игрына конубыло 47 тысяч, – интригует экскурсовод, –а Германн удваивал и утраивал суммы, и последняя – 188 тысяч– тянула на дорогой особняк в центре города». Экзаменует группу, и, получив ответ, сообщает, что и Обуховская больница, в 17 номере которой Германн закончил свои дни, повторяя одну и ту же фразу: «Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!..», и дом Голицыной на Большой Морской улице в Петербурге сохранились до наших дней.

В следующей инсталляции по столу, накрытому к чаепитию, и скелету угадываем жилище Адриана Прохорова из повести «Гробовщик», в которой также можно найти элементы автобиографии поэта. Начать с того, что, бывая в пору жениховства у Натальи Николаевны наБольшой Никитской, напротив ее дома он увидел вывеску «Адриан Прохоров, гробовщик». Даже имя не пришлось придумывать. По сюжету, гробовщикпереезжает с Басманнойна Никитскую, а на Басманной живет дядя Пушкина Василий Львович. И когдамертвецы по приглашению Адрианапридут в гости, один из них, продравшись к нему и потомполностью рассыпавшись, говорит: «А помнишь ли ты сержанта гвардии капитана Курилкина,которому в 1799 году (год рождения Пушкина. – Ред.) ты продал первый свой гроб– и еще сосновый за дубовый?!». Эта фраза ключевая,читателю все становится ясно про отношениегробовщика к своему делу, он даже может посчитать, сколько лет тот обманываллюдей. В фантастическом снеАдриан все-таки был уличен.

И тут как тут таинственный персонаж Сильвио, главный герой повести «Выстрел», с иллюстраций Владимира Милашевского. Он ничего не говорит о своей судьбе, но все время готовится к дуэли. У самого Пушкина был богатый дуэльный опыт.Так, в Кишиневе в 1822 году за карточной игрой он поссорился с офицером Зубовым и обвинил его в мошенничестве. Зубов вызывает Пушкина на дуэль, поэт приходит с фуражкой, наполненной черешней. Отказывается от своего выстрела, дав возможность выстрелить Зубову, тот промахивается, а Пушкин оставляет выстрел за собой. От примирения уклоняется и переносит эпизод в повесть «Выстрел».

На основе личных впечатлений написана романтическая поэма «Цыганы».Будучи в ссылке в Кишиневе, Пушкиннекоторое время кочевал с табором. «Цыганы шумною толпой\ По Бессарабии кочуют,\Они сегодня над рекой\ Вшатрах изодранных ночуют», – чтобы написать такую строчку, нужно пережить этот момент. А чтобы угадать шедевр, нужно уметь «читать» ключевые моменты произведений.

Последнее прозаическое произведение Пушкина «Капитанская дочка» узнаем по иллюстрации Сергея Герасимова, изображающей сцену в избе, оклеенной золотой бумагой: «Пугачёв сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась».

По тому, как ЕвгенийКибрики Василий Шухаев изобразили первого избранного царя России, узнаём историческую драму «Борис Годунов». Взойдя на престол в 1584-м,через семь лет царьузнал о кончине царевича Димитрия, и это роковое событие наложило отпечаток на все годы его правления. Пушкин, работая над замыслом «Бориса Годунова», писал, что облечь в драматические формы Смутное время ему помогли Шекспир, Карамзин и русские летописи. История самой драмы не проста. Пушкинпишет ее в Михайловском, а по приезде из ссылки, получив прощениецаря, читает в московских домах друзей – у Вяземских и Веневитиновых, у Соболевского, приезжает к Баратынскому. Но царь накладывает вето на печать, и «Бориса Годунова»Пушкин издает только в начале 1831-го.

По инсталляциям угадываем «Евгения Онегина» и «Маленькие трагедии»,поэму «Полтава» и стихотворение «Анчар». О сказках напоминают иллюстрации к самой счастливой у Пушкина, написанной в год свадьбы, «Сказке о царе Салтане» (1831), и к самой грустной – «Сказке о Золотом петушке» (1834).

На иллюстрациях Александра Бенуа к «Медному всаднику» (1833) видим безумного Евгения на улицах Петербурга. При жизни Пушкина поэма не увидела свет, автор не захотел представлять ее публике после «редактуры» царя. Напечатал «Медного всадника» в 5-м номере журнала «Современник»в своей редактуре Жуковский.

Со «Станционным смотрителем» вышла заминка: не узнаём. А именно в этой повести автор – титулярный советник – сообщает, что на протяжении двадцати лет кряду он изъездил Россию по всем направлениям. «Все почтовые тракты были мне знакомы, каждого ямщика знал я в лицо», – пишет Пушкин. И на одной почтовой станциигерой останавливался трижды. Пушкин пишет эту печальную повесть от первого лица, рассказывая о знакомстве с Самсоном Выриным, этим «мучеником 14-го класса», которого и по ночам «теребят» – давай лошадей, а также о его четырнадцатилетней дочке Дуне, которая сразила его своей красотой. Помним:через несколько лет Дуня сбежала с гусаром, а смотритель, узнает автор в третий приезд, спился, и все погибло…

На бывшей почтовой станции Выра под Петербургом создан первый в России музей литературного героя Самсона Вырина. Щемящее чувство охватит вас в нем. Не ошибусь, если скажу, что подобных музеев достойны многие пушкинские герои, уж из «Повестей Белкина» – точно.

Не без труда вспомнив три имени героини – Лиза, Акулина и Бэтси, завершаем экскурсию «Барышней-крестьянкой»– самой радостной из «Повестей Белкина». Ощущение от выставки непередаваемое: Пушкин неисчерпаем.

***

О Пушкине и – без ангелов, это невозможно. И в музее был представлен арт-проект «На крыльях вымысла. Ангелы издательства “Вита Нова”», посвященный его 20-летию.В галерее херувимов– более 150 работ современных художников, сотрудничающих с издательством. Они воплотили свои представления о посланниках. В трогательной экспозиции:важный Серафим –покровитель искусствлегендарного иллюстратора Бориса Диодорова, работы «митьков» – Александра Флоренского и Виктора Тихомирова, кружащиеся среди снежинок ангелы арт-директора Императорского фарфорового завода Сергея Русакова («Теплый снег»), устремившиеся «К звездам» крылатые мишки Алексея Кирьянова, похожий на огромного осьминога «Морской ангел» Олега Михайлова, задумчивый «Шестикрылый»Светланы Филипповой. Знатоки самых разных художественных техник и приверженцы полярных эстетических принципов – от умеренного консерватизма до изощренного постмодернизма нашли здесь своих хранителей.

***

Имя заслуженного художника России Юрия Иванова (1940–2019), профессора Суриковского института, члена IAAUNESCO, проиллюстрировавшего более 300 книг, известно миллионам читателей. Пушкинская тема занимает особое место в творчестве художника, создавшего целую галерею образов. С Государственным музеем А.С. Пушкина Юрия Валентиновича связывала многолетняя дружба, его произведения экспонировались на выставках, десятки иллюстраций были переданы в дар музею. Художник помог расставить правильные акценты при организации Дома-музея В.Л.Пушкина, родного дяди поэта, заметил во вступительном слове директор Государственного музея Евгений Богатырев.

Экспозицию графики Юрия Иванова открывают эскизы-заставки к телефильму «Пушкин и Пущин», которые были переданы в дар музею в 1982 году, в начале 2000-х коллекцию украсили жанровые рисунки к музею Василия Львовичана Старой Басманнойи иллюстрации к поэмам «Медный всадник» и «Цыганы».В 2019 году, уже после смерти художника, от его родственников в музей поступили иллюстрации к поэме «Граф Нулин» и стихотворению «Сводня», а также к поэме В.Л.Пушкина «Опасный сосед».

Когда говорят о дяде Пушкина, в первую очередь, представляют весельчака, щеголя, дамского угодника, причем все знают, что за этой маской скрывается человекевропейски образованный,талантливый и остроумный. Великим авторомего, конечно, не считали, но в 1811 году он удивил всех, написав поэму «Опасный сосед». О том, чтобы напечатать сей опус, речь, конечно, не шла, но пером Василия Львовичасардонически был описан «веселый дом» с его обитательницами и создан яркийобраз «опасного соседа» лирического героя –Буянова.Персонаж этот появится потом на балу у Лариных в «Евгении Онегине». А, главное, в пикантный сюжет дядя Пушкина вставил язвительные выпады против своих литературных противников – Шишкова,Ширинского-Шихматова и Шаховского. Портреты их в точном исполнении Юрия Иванова видим на выставке.

Несколько работ посвящены дяде и племяннику Пушкиным. Александр Сергеевич называл «дядюшку-поэта» – «парнасским отцом» и «дядей и на Парнасе». Он дорожил стихами Василия Львовича, потому что они создавали ту поэтическую культуру, которая окружала Пушкина в детстве ивоспитывала его гений.

В серии«Василий Львович Пушкин и компания» видим портреты Вяземского, Жуковского и Батюшкова.Это его единомышленники, членылитературного общества «Арзамас».Пушкин, конечно, тоже входил в эту компанию, и под портретом Вяземского –образец «малого жанра» в его исполнении:«Судьбасвоидарыявитьжелалавнем,\Всчастливомбаловнесоединивошибкой\Богатство, знатный род с возвышенным умом\И простодушие с язвительной улыбкой». Жуковский откликается надписью «К портрету Батюшкова»: «С ним дружен бог войны, с ним дружен Аполлон!\Певец любви, отважный воин,\По дарованиям достоин славы он,\По сердцу счастия достоин».

Все три выставки со всеми подробностями ответили на сложный вопрос о том, где живут герои Пушкина. Конечно, в нашем воображении и на рисунках художников, самых преданных читателей.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.