Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Фуэте под бомбами

Фуэте под бомбами

Размышления, навеянные документальным фильмом о Донецком театре оперы и балета
Валерий Бурт
24.05.2019
Фуэте под бомбами

На недавнем форуме «От конфронтации – к диалогу и сотрудничеству. Новые формы общественного взаимодействия», организованном Фондом исторической перспективы, были показаны фрагменты документального фильма «Тихо! Идет спектакль», созданный кинематографистами с Аппенин Лукой Белларди и Майей Ногради – о том, как живет Донецкий театр оперы и балета в условиях войны. Нашему корреспонденту удалось посмотреть всю картину.

Фильм небольшой, идет чуть больше четверти часа. Черно-белый, незамысловатый, если не сказать, простой. Но – разноликий, напряженный, с подтекстом. Прежде чем перейти к рассказу о сегодняшнем дне, зритель знакомится с фрагментами истории угольного края. Бегут по экрану документальные кадры – на них люди, много людей. Вот горняки идут в забой. Лица мрачные, задумчивые. Вернутся ли из тьмы? «Шахтерская, горькая доля, фитиль в моей лампе погас...»

Что знают о Донбассе на Западе? Разве то, что там уже пять лет стреляют и убивают. Но европейцы и не ведают, что жизнь там не теплится – продолжается.

Грохочут пушки, встают огненные столбы взрывов, но открыты кафе, магазины. Работают заводы, фабрики. Люди влюбляются, заводят семьи. Ходят в театры. В Донецке их несколько, самый известный – Театр оперы и балета.

Открылся в 1941-м, незадолго до Великой Отечественной. Тогда он назывался Русский музыкальный театр. Стало быть, война, что кипит на Донбассе уже шестой год, вторая в его истории.

Ритмика фильма нетороплива, печальна. Голос за кадром с мрачным удивлением вещает: «Донбасс – это муравейник шахт. Наверху земля плоская, как грязная скатерть. Единственные возвышенности – это черные горы отходов вдоль железных дорог. Остальное – необъятная кузница. Только Данте Алигьери полюбил бы такое место…»

Донбасс или Донетчина. В стародавние времена этот уголок прославился добычей соли: «промышлять» ее в донецкие степи ездили «охочие» люди из Валуек, Оскола, Ельца, Курска и других окраинных городов России…

Почти 200 лет назад, в 1721 году, здесь нашли месторождения угля. Однако добывать его стали много позже, во второй половине XIX века. Осваивать край начали еще при Александре II, но толком взялись за Донбасс при Сталине, в 30-е годы прошлого столетия. Оттуда непрерывным потоком пошли эшелоны с черным золотом. Как там в песне? «Непростая работа / Под землею у нас, / Капли черного пота / Жемчугами у глаз…»

В Донбассе трудились герои сталинских пятилеток. Там без устали стучал отбойным молотком передовик труда Алексей Стаханов. Под стать шахтеру были шахтерки: Прасковья Александрина, Вера Логвинова, Надежда Григоренко. Ими восхищалась вся страна. И фильм «Шахтеры» с Юрием Толубеевым, Зоей Федоровой, Марком Бернесом смотрел весь Советский Союз. В нем кипели производственные страсти. Забойщик Матвей Бобылев добывал уголь новым методом, несмотря на козни троцкистов и других вредителей… Да и вообще, еcли историю угольного края копнуть сильнее, основательнее, наверняка можно извлечь не мало ценных «пород».

Создатели фильма упомянули и Гражданскую войну, и голод, и немецкую оккупацию. Затем вернулись в сегодняшний тревожный день: «Лучшее, что есть в Донбассе – люди. Кто бы мог подумать, что трудовой народ из шахтеров и металлургов после всего того, что ему пришлось пережить, с такой силой полюбит искусство?» – удивляются итальянцы.

В кадре – пустынные вечерние улицы, дрожащие на ветру фонари. Вдруг откуда-то едва слышно доносится музыка. Может, показалось? Нет, аккорды все громче, громче…

Вот – репетиция «Лебединого озера». Свистит флейта, плачет скрипка. Взмах рук балетмейстера. Адажио, арабеск, кода. Вдохновенные лица, гибкие тела. Стройные ножки в пуантах. Кружат в танце феи. «И вдруг прыжок, и вдруг летит, летит, как пух от уст Эола…»

Некоторые артисты живут прямо в театре. Прерываются репетиции и они спускаются в подвал, и то только при самых яростных обстрелах. Но едва пушки замирают, оживают музы. Артисты вновь поднимаются на сцену и танцуют, танцуют...

– Больше всего нас поразили бесчисленные истории повседневного героизма, который и поддерживал жизнь в городе, – говорит режиссер Белларди. – Мы узнали о девочке, которая не перестала заниматься танцами, даже когда ее дом и академию танца разделяла линия фронта. О балеринах, которые каждое утро пересекали линию фронта, а вечером возвращались на репетиции. О людях, приносивших еду артистам, которым месяцами не платили зарплату…

Казалось бы, какое дело им, живущим в разбитых районах, живущим без воды, отопления, до принцессы Одетты, которую злой колдун превратил в прекрасного белого лебедя? Но они идут на балет! Солдаты, горняки, студенты, домохозяйки и прочий люд – вечерами заполняют зал Донецкого театра. Не раз случалось, что спектакли шли под зловещий вой снарядов. Дрожал пол, раскачивались огромные люстры. А со сцены звучала величественная музыка Баха, Чайковского, Верди, Россини, Доницетти…

Как тут без параллелей? Так было в годы Великой Отечественной в блокадном Ленинграде. Город лишен света, тепла, но зрители – голодные, измученные, поддерживая друг друга – торопятся на очередную премьеру. Часто – презрев обстрелы, бомбежки, чуть не падая от слабости, лишь бы окунуться в чарующий мир театра.

Зрители на несколько часов забывали о невзгодах, несчастьях. Спектакли – артисты играли в них отменно, с особым чувством, несмотря на пронизывающий холод – вдохновляли горожан, прибавляли оптимизма, утверждали веру в грядущую победу.

В сентябре 1941 года, когда немцы готовились к генеральному наступлению на Москву, в Большом театре состоялась премьера «Лебединого озера». В Малом – шла репетиция спектакля «Отечественная война 1812 года» по роману Льва Толстого «Война и мир». В Камерном театре давали пьесу «Адмирал Нахимов». Во время спектакля завыла сирена воздушной тревоги. Зрители бросились в гардероб получать свои вещи. Чтобы ускорить дело, артисты начали помогать гардеробщикам. Все вокруг гремело и грохотало, но никто не потерял самообладания. Артист Георгий Петровский – в гриме и костюме Нахимова – оказался рядом с боевым генералом. Увидев «адмирала», военный воскликнул: «Товарищи! Не волнуйтесь, Нахимов с нами!». Через сорок минут тревогу отменили, и артисты возобновили спектакль.

Открываю сайт Донецкого театра оперы и балета. 25 мая – премьерный спектакль «Баядерка». На другой день – опера Верди «Аида». Далее – «Тысяча и дна ночь», «Евгений Онегин»… – традиция продолжается. Снова аншлаг. Остается только надеяться, что хотя бы на время спектакля, не будет обстрелов. Пусть Одетта танцует под овации, а не под надсадный вой сирены.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..