Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Феномен Гундаревой

Феномен Гундаревой

28 августа исполнилось бы 65 лет со дня рождения народной актрисы
Михаил Захарчук
28.08.2013
Феномен Гундаревой

Наталья Гундарева четырежды признавалась лучшей актрисой Советского Союза. Она - народная артистка РСФСР, обладательница премии Ленинского комсомола и двух государственных премий: СССР и РСФСР, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени.Неоднократно получала призы на международных и отечественных кинофестивалях, становилась лауреатом премий «Ника», «Хрустальная Турандот», «Кумир», «Восток-Запад» в Баку, премии имени К.С. Станиславского, премии Москвы. А для меня она навсегда осталась просто Наташей…

В конце семидесятых Военно-политическая академия делегировала меня на общественную работу во Всероссийское театральное общество. С такими как я новичками, ничего не смыслящими в театральной жизни столицы (а знать её необходимо было, как говорится, по долгу службы), факультативно занимался Виктор Григорьевич Комиссаржевский, прямой потомок известной русской театральной династии. Это был очень популярный на ту пору актёр, режиссёр театра и кино, театральный критик. Достаточно вспомнить его кинокартину «Знакомьтесь, Балуев», которая стала на Московском международном кинофестивале в 1963 году основным конкурентом ленте Федерико Феллини «Восемь с половиной».

Теперь нетрудно догадаться, как я доверял Виктору Григорьевичу, в рот ему постоянно смотрел, вопросами всякими донимая. Как-то поинтересовался его мнением о только что вышедшем в Театре имени В. Маяковского спектакле М. Булгакова "Бег": «Вещица - так себе, хотя Андрюша Гончаров (главный режиссер театра - М.З) и очень высокие волны вокруг спектакля поднимает. Но я ему готов всё простить за то, что усиленно двигает Гундареву. Большая будет актриса! Вспомните когда-нибудь мое предсказание».

Фамилию эту я услышал впервые, о чём на голубом глазу и признался Комиссаржевскому.

- Ну, знаете, Михаил, это даже неприлично не знать такой актрисы, ни разу не видеть Наташу на сцене. Быть может, вы ничего и про «Сладкую женщину» не слышали? Извините, друг мой, но это уже ваша провинциальная дремучесть. Даже не знаю, как её и лечить. Поймите, лучше Гундаревой сегодня никто в Москве, да и в стране не играет! Вот на днях у неё будет премьера «Леди Макбет Мценского уезда», я вас обязательно Наташе представлю!

Много времени спустя, когда мои отношения с Натальей Гундаревой уже были почти дружескими, во всяком случае, запретных тем для обсуждения между нами почти не осталось, и мы перешли на «ты», я узнал, что Виктор Григорьевич, равно как и Андрей Александрович Гончаров, «не ровно дышали» к этой замечательной актрисе не только из-за её творческих свершений. На неё «западали» буквально все мужчины, хоть немного понимавшие толк в женской красоте. В исконной, а не подиумно-глянцевой. Очень точно Гундареву в этом смысле охарактеризовал Леонид Хейфец, один из её мужей:

«Я увидел девочку, девушку, похожую на три солнца, три батона, на три пирога с вареньем. Искал тоненькую изящную актрису, а передо мной стояла толстушка, немножко косолапая, задорная, вся в веснушках…»

«…Гундарева начала читать, и я понял, что лучшей Марфиньки и быть не может. Все мои режиссерские фантазии рухнули в один момент. В каждом своём движении она была предельно естественна, искренна, забавна, и это меня совершенно покорило. Очень скоро обнаружилось Наташино абсолютно недетское, острое, зрелое, я бы сказал, почти мужское восприятие жизни. Она не играла, она жила на сцене, как это ни банально звучит. В ней угадывались огромный темперамент и глубина, но самым главным качеством была беспощадная честность. Наташа не врала ни в чём и поэтому была принята миллионами людей, так как говорила с ними об их жизни, честно».

Когда я сам впервые увидел за кулисами Наталью Георгиевна без грима, тоже подумал о том, что этой «сладкой женщине» и не требуется играть никаких «сладостей». На неё просто смотришь и тихо дуреешь. Она была не просто красива, а как бы фосфоресцировала своей красотой. Как будто изнутри ею освещалась. Такого феномена я больше не наблюдал в артистическом мире. Ей, казалось, и играть ничего не надо, достаточно было только прохаживаться по сцене туда-сюда. Когда мы говорили и на эту тему, Гундарева однажды в сердцах призналась: «Наверное, не поверишь, но иной раз эта моя «сладость» хуже любой самой горькой горечи. Ты душу на сцене выворачиваешь, а половина зала твоё тело глазами пожирает, как в той «Оптимистической трагедии». И вообще я думаю, что по-настоящему великой актрисой можно стать лишь обладая лицом и статью Цецилии Мансуровой или Фаины Раневской. Да и Сара Бернар тоже красавицей не слыла…».

Таким вот тяжким крестом для высокоодарённой актрисы была её потрясающая внешность. После фильма «Сладкая женщина» актриса как бы и официально (по опросу журнала «Советский экран») стала самой красивой в Советском Союзе.

Впрочем, эти натужные рассуждения доказывают лишь одно: по-настоящему большой творец, а Гундарева была и остаётся именно им,- немыслим без сильных внутренних противоречий, которые, в конечном итоге, и двигают его творчество по восходящей.

Вернусь, однако, к спектаклю "Леди Макбет Мценского уезда". Катерина Измайлова персонаж весьма соблазнительный в разных жанрах. Одноименную оперу поставил не кто-нибудь, а сам Мстислав Ростропович. Создан фильм по известному очерку Н.С. Лескова с участием Натальи Андрейченко и Александра Абдулова. Когда-то, говорят, Алексей Дикий ставил эту вещь в Малом с огромным успехом. Но возьму на себя смелость заметить: глубже Гундаревой Измайлову вряд ли кто до сих пор постиг и воплотил на сцене. Все, кому посчастливилось видеть тот спектакль, а он шёл в Театре имени Маяковского 13 лет, со мной согласятся. Скажу даже больше. Выше той театральной своей роли в том же кино Наталья Георгиевна, по моему мнению, так и не поднялась. Притом, что сыграла более чем в сотне (104) фильмов. Для актрисы, прекратившей сниматься в 53 года - это очень много! Аккурат на «Книгу рекордов Гиннеса» тянет. И притом, что есть у неё серьёзные кинематографические удачи: Голубева – «Одиноким предоставляется общежитие», Бузыкина – «Осенний марафон», Ванеева – «Хозяйка детского дома». Всё это, конечно, холмы высокие, но Измайлова – настоящая гора.

С данным утверждением можно и должно спорить. Что сама Наталья Георгиевна всегда и проделывала в наших беседах, уповая на известное артистическое присловье: лучшая роль - всегда впереди.

Словесные наши упражнения на эту тему приобрели необычайную остроту в конце 1993 года, когда Гундарева, войдя в политическое движение «Женщины России», решила избираться в Думу.

Для меня в то время подобный её поступок выглядел далеко не самым взвешенным и продуманным. Это если выражаться языком дипломатическим. Ежели резать всю правду-матку (а я, грешен, излишне самонадеянно позволял себе подобное в отношении Гундаревой), то все вещи надо называть своими именами и с солдатской прямотой. Так вот, имея такую артистическую харизму, будучи столь востребованной в кино, на телевидении, особенно в театре, и при этом протирать юбку на плюшевом кресле Госдумы – это, как минимум, опрометчиво, если не сказать круче. Собственно, я и высказывался круче, видя тогдашнюю политику ельцинских клевретов. На что Наталья реагировала так:

«Честно говоря, не знаю ни одного человека, который бы, начав заниматься политикой, стал от этого счастливее. Неужели ты думаешь, что я не понимаю: моя думская деятельность, будь она даже и не столь активной, как у моей подруги Кати Лаховой, всё равно не лучшим образом скажется на моей основной работе. И отношение ко мне очень многих близких и знакомых тоже оставит желать лучшего. Ну что ты хочешь, если даже муж Миша, на что уж никогда не перечит мне, а и тот возроптал. Но вот мне с некоторых пор стало неловко и даже, прости, стыдно ругать правительство, сидя на кухне. И я вспомнила не самый плохой жизненный принцип: если не я, то кто же? А ещё подумала про соседа. Юрий Георгиевич всегда перегоревшую лампочку в подъезде или на лестничной клетке поменяет, дребезжание в кабине лифта устранит, скрипучую входную дверь дома смажет. Между прочим, полковник, большая шишка в вашем Министерстве обороны. Мог бы приказать своим подчиненным или позвонить куда следует. Нет, сам всегда всё аккуратно сделает, не снимая даже кителя, как будто дом не общий, а его личный. Так вот, если каждый человек, ни на кого не надеясь, сам польёт газон у дома и подметёт тротуар - только тогда во всём городе, да и во всей стране чище станет. Понимаю я так же и то, что во многих вещах нынче профан полный. Но как раз некомпетентные люди порой видят то, мимо чего проходят высококлассные специалисты. Как в той байке: «Титаник» строили специалисты, а Ковчег – дилетант Ной. С другой стороны куда как верна и другая аксиома нашей жизни: если даже ты не хочешь заниматься политикой, то она тобой займется.

Встав на политическую стезю, я в первую очередь попытаюсь определить: чего не хватает моим родителям? Что мешает жить нормально мне? Ну и, наконец, главное из того, что побудило меня стать депутатом, я просто хочу понять: смогу ли сама что-то изменить в этой жизни или нет.

Мне ведь от Думы и её мандата, как ты прекрасно понимаешь, ничего не надо. Дача у меня есть отличная, квартира замечательная, машина очень приличная и отсутствием любви народной я уж никак не страдаю. Во всяком случае, депутатство мне её не прибавит, а наоборот уменьшит – это совершенно точно. И если я пойму, что оказалась слабоватой в коленках - просто передам свой голос в Думе более активному политику. Вот и всё. И давай больше к этой теме возвращаться не будем».

Справедливости ради надо отметить, что свои депутатские обязанности Гундарева исполняла тщательно и с энтузиазмом, существенно выделяясь среди прочих своих коллег. Об этом мне рассказывала Екатерина Лахова, с которой нас познакомила всё та же Наталья Георгиевна. Но горькая правда заключается и в том, что на творческом фронте актрисы за время её депутатства наблюдалось непривычное затишье. Вот простенькая диаграмма, подтверждающая справедливость такого вывода. В 1992 году Гундарева снялась в двух фильмах. В 1993-м – в трёх. Следующие три года – по одному фильму. 1997 год – ноль. Понятно, что истории неведомо сослагательное наклонение. Но даже и при этом нельзя не подосадовать: это ж сколько «простаивала» лучшая актриса страны в пору своего творческого расцвета, ради этой самой политики!

…Родилась Наташа в столичной коммунальной квартире на Таганке, где, как писал поэт Высоцкий: «Все жили вровень, скромно так: система коридорная,/ На тридцать восемь комнаток всего одна уборная». Отец, Георгий Макарович, был инженером на заводе малолитражных автомобилей. Мать, Елена Михайловна, руководила группой в проектно-конструкторском бюро ЦНИИ строительства торговых и промышленных зданий. Родители-инженеры работали на шестидневке, и им некогда было заниматься дочкой. Зато они сделали главное: привили ей любовь к театру. В пять лет мама отвела её на спектакль «Синяя птица» во МХАТ. Вторым по силе театральным потрясением для Наташи стал балет «Бахчисарайский фонтан» с Улановой в Большом театре. После него решила: буду балериной. Отец скептически заметил: «В балет тощих берут, а ты у нас толстушка». Тогда девочка решила стать просто актрисой и в восьмом классе записалась в Театр юных москвичей при городском Доме пионеров. Там же впервые и на сцену вышла, сыграв маму в спектакле «Дикая собака Динго». К тому времени родители разошлись. Желание стать актрисой мама Наташи категорически не принимала, твёрдо полагая: профессия должна быть хлебной. Мамино слово всегда было законом, но в данном случае, видимо, вмешалось Провидение. Или, как у Пушкина – «случай – Бог-изобретатель». Сдав два экзамена в Московский инженерно-строительный институт, десятиклассница Гундарева отправилась на просмотр в «Щуку». Ну а там ей встретились такие знатоки своего дела, которые мимо талантов не пройдут.

В Щукинском училище занималась на курсе великолепного актёра и педагога Юрия Катина-Ярцева. Вместе с ней «гранит театральной науки» грызли Наталья Варлей, Костя Райкин, Юра Богатырев. Гундарева со своей пышной кустодиевской красотой была востребована театром и кино ещё со студенческой скамьи.

По выпуску предложения играть и сниматься сыпались на нее как из рога изобилия. Вот выборка работ Натальи Георгиевны только в кино и только за один 1978 год, когда мы с ней, кстати, и познакомились: «Гарантирую жизнь» - Ольга; «Уходя - уходи» - Марина; «Капитанская дочка» - Екатерина II; «Вас ожидает гражданка Никанорова» - Катя Никанорова; «След на земле» - Клава.

С того года, как это теперь видится со временем, в творческой судьбе Гундаревой вообще наступает период расцвета, длившийся без малого десятилетие. Актриса решительно ушла от амплуа простых деревенских женщин, доярок-буфетчиц. Одна за другой в свет выходят её уже упоминавшиеся мной работы в кино, ставшие теперь классикой. А еще великолепная Валерия в телефильме «Отпуск в сентябре» по пьесе Вампилова «Утиная охота». К слову, снятый в 1981 году режиссёром В. Мельниковым фильм был признан упадническим, дошёл до зрителя лишь в «перестроечном» 1987 году и потому явно недооценен ни зрителем, ни критикой. А вот в чём все были единодушны после его просмотра, так это в безоговорочном признании за Гундаревой неоспоримого первенства в изображении сложных судеб русских женщин. Сама не будучи матерью, она столь пронзительно воплощала ее образ, причём многодетной, что это всем казалось просто невероятным. Есть в этом какая-то трагичная и жестокая символика, ибо известие о своём фатальном бесплодии Гундарева узнала от врачей как раз перед съёмками фильма «Однажды двадцать лет спустя». Там ей предстояло сыграть мать-героиню – символ семейного благополучия и надёжности домашнего очага, в то время как в собственной семейной жизни актрисы никогда не наблюдалось покоя, мира и благоденствия.

Наталья Георгиевна трижды состояла в официальном браке, были и гражданские.Так она легко и почти шутя вышла замуж за не очень симпатичного, к тому же на полтора десятка лет старше себя, Леонида Хейфеца. Это от него молодая актриса понесла ребёнка, но сделала роковой аборт. Через шесть лет они спокойно разошлись, как в море корабли. Комментируя это расставание, Гундарева тогда с вызовом говорила: «Я не испытываю потребности иметь детей. Театр мне их заменяет». В том же театре нашла для себя второго мужа Виктора Корешкова. Они столь азартно играли любовников в «Леди Макбет Мценского уезда», что доигрались до загса. Однако и этот брак оказался несчастливым из-за обоюдных измен. Корешков увлёкся певицей Валентиной Игнатьевой, а Гундарева – красавцем младше себя на десять лет Сергеем Насибовым. Бросив свои семьи, страстно влюблённые соединились, но, как оказалось, совсем ненадолго. И лишь тогда Наталья Георгиевна нашла наконец свою настоящую вторую «половинку» - актёра своего театра Михаила Филиппова. В первом браке он оставил сына и жену Ирину, дочь бывшего Генерального секретаря ЦК КПСС Юрия Андропова.

Филиппов пришёл в Театр Маяковского в 1973 году, на два года позже Гундаревой. Зарегистрировали они брак в 1986-м. Все эти годы артисты встречались, общались, но как бы и не замечали друг друга. «А потом,- вспоминала Гундарева, - словно благодать на нас обоих снизошла. Да, это любовь, конечно, любовь, а не очередное увлечение. Но и ещё что-то такое, чему я даже и названия не нахожу. Вот, бывает, сидишь в театре и подумаешь: дай-ка позвоню Мише. И в ту же секунду от него раздаётся звонок. Или на даче какой-то пустяк мне понадобится на кухне. Смотрю, а Миша его несёт. Поначалу удивлялась такой мистике, а теперь она стала для нас привычной».

К слову, Наталья умела потрясающе готовить. Не стань актрисой, могла бы стать поваром-кудесником. При этом очень душевно пела, умела «травить анекдоты» и вообще всегда была душой компании.

Михаил Иванович написал книгу-воспоминание о своей любви под названием «Наташа». Очень трогательную. Там с пронзительной грустью рассказано о двух любящих сердцах.

Наталья Георгиевна очень хотела родить ребёнка от Филиппова. А когда узнала, что не сможет никогда стать матерью, с горечью заметила: «Детьми я заплатила за свой успех. Велика цена...».

Проблемы со здоровьем у Гундаревой начались в середине 1980-х. Из-за приступов гипертонической болезни участились переносы спектаклей с её участием. Заядлая автолюбительница, актриса в 1986 году попала в тяжёлую аварию и почти год приходила в себя. Спустя некоторое время радикально сбросила вес и сделала пластическую операцию. Выглядела фантастически и сногсшибательно. В начале 2001 года Наташа блистательно сыграла сваху Василису Саввичну в сериале «Саломея». Михаил Филиппов там же исполнил роль Василия Игнатьевича Захолустьева, московского купца. Эта их совместная работа оказалась для Натальи Георгиевны последней в её творческой биографии. Спустя несколько месяцев у неё случился гипертонический криз, развившийся в обширный инсульт. Потом - несколько недель комы. Пришла в себя Гундарева мистическим образом аккурат в день собственного рождения.

В своём последнем интервью Гундарева призналась: «Многие годы я жила в непрерывной гонке, когда утром за волосы стаскиваешь себя с постели, вливаешь в себя кофе, закуриваешь, бросаешься в машину, мчишься на репетицию, примерку, спектакль, съемку, а к вечеру прибегаешь выпотрошенная, не понимая, куда ушел день. И кажется, что ничего не сделано, хотя объективно это не так: прошла репетиция, примерила платья для новой роли. Но настоящего, на что действительно стоило бы употребить это жизненное пространство, нет совсем. Я люблю результат, а моя работа результат дает далеко не сразу, и никогда не знаешь заранее, что из неё выйдет. И вдруг в этой гонке судьба меня остановила. И я думаю: «Почему Бог мне послал эти испытания? Может, потому, что я люблю результат, а это свойственно людям, которых обуяла гордыня? Может, судьба решила именно так меня поставить на место?»

Дальше последовали четыре года борьбы с тяжелейшим и в итоге неизлечимым недугом.

Перед смертью попросила у всех прощения - у сиделки, у медсестер, у мужа, родных….

И в дневник занесла последние строчки: «Я всё люблю в этой жизни - любую погоду, любое настроение. Не верю в переселение душ и считаю, что человек живет только один раз. Хочется ощутить всю полноту жизни и очень многое в ней понять. Возможно, это покажется самонадеянным, но я ни о чём не жалею. Я много видела, много просмеялась и прострадала. Почувствовала объем жизни и не отказываюсь ни от одного своего дыхания. Это моя жизнь, и я рада, что она прошла так наполнено. Работа, встречи с интересными людьми. Одни прошли, другие задержались. Вот и я ухожу...". 

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..