Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
«Эта красота уходит не в небытие, а в вечность...»

«Эта красота уходит не в небытие, а в вечность...»

Выставка объединения «Русский Мiр» стала знаковым событием в российском искусстве
Алексей Тимофеев
11.04.2019
«Эта красота уходит не в небытие, а в вечность...»

Картины, представленные на выставке «Святая Гора и сокровенная Россия», великий русский коллекционер П.М. Третьяков наверняка не упустил бы из поля зрения. Они вполне могли бы составить целый большой зал в его знаменитой галерее. Выставка творческого объединения «Русский Мiр», проходившая в Патриаршем музее церковного искусства в храме Христа Спасителя, стала знаковым событием в отечественном искусстве.

Митрополит Псковский и Порховский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре, в предисловии к каталогу выставки пишет о том, что ее участников сплачивает «верность классике и подлинный интерес к многовековому православному наследию».

И, пожалуй, художников, авторов этой выставки, достойных наследников старых мастеров – Николая Анохина, Дмитрия Белюкина, Илью Каверзнева, Валерия Страхова, Николая Третьякова – уже можно и самих, не боясь громких слов, назвать классиками русской живописи.

Всем им уже за 50 лет и более, каждый из них уже создал свой прекрасный неповторимый мир… Побывав на этой выставке, видишь и понимаешь – Русь жива! И живо ее исконное искусство. Надо бы только дать ему выход к людям пошире. Вот и эта выставка завершилась, а интернет-репродукции картин такого уровня, как известно, передать их краски в полной мере не могут.

Неслучайно и то, что прошла выставка в дни Великого Поста, в дни очищения, покаяния и молитвы...

Глава объединения «Русский Мiр» Николай Анохин (на фото) говорит: «Духовная связь Святой Горы – Афона и России, как известно, существует издревле. Афон – земной Удел Богородицы, средоточие православного монашества, место, которое живет чисто молитвой. Вместе с Афоном на этой выставке мы представляем и картины той сокровенной России, которая тоже живет молитвой. Это, прежде всего, тот мир, который стоит благодатью, молитвой вопреки этому миру, который идет путем “прогресса” к погибели... Это и есть главная мысль выставки.

Мы хотим показать людям Афон, ведь не каждый сможет там побывать. Показать не как “творческий отчет”, а как осмысление молитвенного подвига, которым стоит тот мир, который напоминает человеку о Творце. Мы не приемлем модернизма, того, что связано с искажением красоты Божьего мира.

“ Русский Мiр” – общественная организация, общность группы художников. С 2000 года мы проводим уже одиннадцатую выставку. Все мы ученики Николая Николаевича Третьякова...»

Нельзя не вспомнить здесь о выдающемся русском ученом и педагоге Н.Н. Третьякове (1922-2003). Ветеран-фронтовик, тяжело раненный под Сталинградом, с 1950-х годов, в течение полувека он был профессором кафедры истории искусств двух ведущих отечественных вузов –Суриковского института и ВГИКа, читал популярный не только среди студентов курс лекций, в котором во все те непростые времена отстаивал величие русской культуры, показывал ее духовную основу. Николай Николаевич воспитал целую плеяду художников, скульпторов, кинематографистов, среди которых немало славных имен. Отличала его и великая скромность, поэтому колоссальная роль и масштаб в нашей культуре Н.Н. Третьякова пока ясна далеко не всем…

Представляя участников выставки, Николай Анохин говорит: «Народный художник России, академик Дмитрий Белюкин не является членом “Русского Мiра”, но мы пригласили его присоединиться к нам на этой выставке. Он безусловно разделяет наши взгляды. Дмитрий ездит на Афон уже более 20 лет, побывал там больше, чем кто-либо из нас. В центре экспозиции – одно из лучших, на мой взгляд, его произведений “Панорама восточного побережья Афона с монастырем Староникита и кельями”».

Всем своим творчеством Дмитрий Белюкин вновь и вновь доказывает – святое место не может не быть прекрасным!

Давних поклонников его произведений радуют на этой выставке изысканно тонкие по цвету и тону классические работы «Цветущие яблони Свято-Пантелеимонова монастыря», «Афон. Великая лавра», «Лунная ночь на Афоне. Облака» и другие. От таких работ как «Панорама Афона с вершины Святой Горы» просто захватывает дух!

В расцвете сил и мастерства живописец словно парит над подвластными ему просторами… Царственные виды. Дыхание вечности.

А вот и картины сокровенной Руси – золотые купола Киева в снегах, туман на Крымском Фиоленте, зимние кружева Печор, пронзительная синева Валдая…

Сотоварища по «Русскому Мiру» Илью Каверзнева Николай Анохин называет «глубоким художником, одним из лучших мастеров современной России». Для автора этих строк работы Каверзнева стали открытием на этой выставки. Холсты его по размерам невелики, но по «удельному весу» очень значительны. Особенно поразила картина «У раки преподобного Сергия». Говорят, художник писал ее несколько лет, постигая и передавая зрителю древнюю благодать Троицкого храма. Там, где горит над ракой золото свечей, – сердцевина русской души и русской судьбы…

Всем, кто стоял среди паломников к мощам преподобного Сергия, молился у них, давал обеты и благодарил, помнят то состояние, которое удалось передать в красках художнику, хранителю первозданной русской веры.

Илья Каверзнев великолепен в изображении церковных интерьеров, в его картинах, на наш взгляд, ощутима благодать. А проникновенная работа «Светлое Воскресение» – трогательный и теплый островок пасхальной радости среди сгустившегося мрака века XXI…

Художники «Русского Мiра» в своих пейзажах словно перебрасывают мистическую, духовную дугу от монастырей и скитов Афона к русским святыням. Ясно, где наши духовные истоки, а также то, сколь велик вклад Святой Руси в сокровищницу Православия.

Показывает нам свою афонскую галерею и суровый северянин Валерий Страхов, народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств. Особенно запоминаются его трактовки извечных тем: «Дохиар. Русские паломники» и «Ночь. Великая лавра», где монах и светский интеллигент продолжают свой долгий разговор… Богатырской васнецовской мощью веет от картин «Валаам. Крест Александра Свирского» и «Валаам. Корабль “Cвятитель Николай”». Этот корабль, рассекающий ледяные ладожские воды – словно образ нашей Церкви в сегодняшнем штормовом мире…

А в филигранных работах Николая Третьякова, полного тезки своего великого отца, всё умиротворенно, всё радостно. Их гармония завораживает. Любимое время года художника – ранняя весна, когда валаамскую тишину не нарушают еще ни крики чаек, ни звуки моторок. «Валаам. Тишина, последний лед». Несокрушимая спокойная вера запечатлена и в афонских, и в валаамских пейзажах художника, оттого они и радостны. Надо уповать на милость Божию, все пройдет в этом мире, останутся только свет, красота и добро…

Да, поистине художники «Русского мiра», столь разные, духовно едины, они дополняют друг друга. Вера и верность своему служению сплачивают их, они, если хотите, и в этом подают нам пример.

Из рассказа лидера «Русского мiра» узнаю, что он, сын известного художника Ю.Н. Анохина, вырос в православной семье, был воцерковлен еще в советское время («родители напоминали, что от Бога нельзя отрываться»), читал очерки «Афон» Бориса Зайцева, самиздатскую книгу Сергея Большакова «На высотах духа».

Одна из самых известных работ художника – «Уходящая Русь». Архангельская глубинка, лесная деревня.

«Почему уходящая Русь? Она не ушедшая, а уходящая. Она уходит от мира, который идет к своему концу. Вся эта русская красота уходит не в небытие, а в вечность..., – говорит художник.

Храма на пейзаже нет. Но как частица храма – высветившийся среди изб белый платочек старушки.

«Как я понимаю суть афонской жизни? Почему назвал одну из своих картин “Когда весь мир спит”? На Афоне в основном всё идет ночью. Ночь – и монахи пошли на молитву. До пяти-шести утра идет богослужение, потом небольшой отдых, а днем – послушания, труд. Преподобный Силуан Афонский работал на мельнице, которая сохранилась и сейчас в неизменном виде, там очень интересный свет…»

На выставке «Святая Гора и сокровенная Россия» Николай Анохин представляет созданный им новый вид пейзажного жанра «Агиохронос» («Священное время»). Картина-панорама состоит из нескольких фрагментов, каждый из которых изображает один и тот же пейзаж в разное время суток. По словам художника, в таких картинах он хотел передать не конкретный момент времени, а наоборот, его отсутствие ‒ то есть вечность... Создание современным мастером нового вида пейзажа – уникальное событие, которое еще тоже престоит осмыслить.

На одной из частей «Агиохроноса» мы видим моление сиромаха.

«Сиромах – это особый вид подвига на Афоне, – рассказывает Николай Анохин, – Люди приезжают сюда, выбрасывают все документы и полностью вверяют себя воле Божией – примут их в монастырь, не примут, где они будут жить? Бывает, живут в пещерах. Этому виду подвига как-то внимания не уделяют. Может быть, он и должен оставаться потаенным, не знаю... Мне все же захотелось написать моление сиромаха. Крест на скале, недалеко от монастыря Пантократор. Ветер ревёт, море бушует, тьма сгущается... Сиромах стоит на коленях перед крестом. Молитвой праведника стоит мир, есть еще в нем сиромахи…»


Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.