Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 сентября 2020
Элегическая тишина Борисова-Мусатова

Элегическая тишина Борисова-Мусатова

К 150-летию со дня рождения великого русского живописца
Станислав Минаков
14.04.2020
Элегическая тишина Борисова-Мусатова

14 апреля исполняется 150 лет со дня рождения Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова, одного из самых лиричных и загадочных, мистических русских художников. О нем писатель Владимир Станюкович образно заметил, что мастер, рано ушедший из жизни, оставил нам «тихие образы, и над его величавыми созданиями тихо несется время, но они остаются. У времени и у них одно общее — вечность. Валы времени унесут, полыхая, его имя в даль веков, падая в темные глубины и снова вынося на гордые гребни».

…Классе в шестом-седьмом мы писали сочинение по картинам «Март» уже известного нам Левитана и «Мальчик с собакой» неизвестного нам Борисова-Мусатова. С тех пор я благодарен своей учительнице русской словесности белгородской школы № 19 Наталье Георгиевне Колодкиной, которой уже нет на этом свете, за прививки прекрасного, сохранившегося со мной на всю жизнь — как в культурном, вкусовом, так и в эмоциональном планах. Эта пронизанная световыми импрессионистическими пятнами картина с обнаженным ребенком в удивительной красной шапочке и со спящей белой собакой осталась во мне навсегда. С отрадой узнавания я потом всякий раз встречал ее в постоянной экспозиции Харьковского художественного музея…

Борисов-Мусатов стремился осуществить в своих полотнах романтическую мечту о прекрасном мире, в котором человек сливается с природой в гармоничное единство, и создал идеализированный образ реального мира, преображенного внутренним видением и грезой; это мир, обретающий опору в прошлом.

«Это особое аутистическое отношение к реальности объясняется тем, что аутист чувствует подлинной реальностью не материю-действительность, а вечный, бесконечный, изначальный Дух...», — писал критик уже в конце ХХ в., спустя почти век после ухода художника.

Мусатов.jpgВиктор Мусатов родился в Саратове в семье мелкого железнодорожного служащего. Родители его были из числа бывших крепостных. Еще в трехлетнем возрасте мальчик получил тяжелую травму позвоночника, из-за чего у него стал расти горб. С шести лет — увлекся рисованием, а с четырнадцати был отдан в реальное училище. Точные науки давались ему плохо, но по рисованию всегда было «отлично». С большим вдохновением изучал картины именитых мастеров, собранных в Саратове. Художники-педагоги Василий Коновалов и Федор Васильев отмечали талант юного ученика и советовали ему отправиться в Москву. Одна из ранних работ Мусатова, которая сегодня хранится в Третьяковской галерее, — картина «Окно».

В 1890 г. Виктор поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. При поступлении представился Борисовым-Мусатовым: вторая фамилия была производной от имени горячо любимого деда — Бориса Мусатова. С тех пор он так и подписывал свои картины.

Всю жизнь он страдал от болей в спине и не всякий климат ему был полезен, по этой причине и покинет потом Академию художеств Санкт-Петербурга. «Он мог бы стать стройным и сильным, как и другие. Он знал это и, однако, никогда не жаловался, не злился на жизнь, обошедшуюся с ним чересчур жестоко», — писал саратовский литератор А. Федоров. (Перенесенные операции и ухудшение состояния здоровья приведут к тому, что в 1905 г. 35-летний художник скончается.)

Обучался Мусатов у Василия Поленова в МУЖВЗ (1890–1891 и 1893–1895), а также в Академии художеств (1891–1893) и позже три зимы (1895–1898) в Париже в частной мастерской «Ателье Фернана Кормана» (там же учился и Николай Рерих). Технику рисунка совершенствовал в мастерской Павла Чистякова.

Эта, условно говоря, «двойная кровь» в стилистике — поленовская и французская импрессионистическая — чувствуется в работах Борисова-Мусатова, особенно ранних. Позже он склонится к русскому символизму, который в те годы охватил не только художников, но и философов и писателей.

Любимой темой Борисова-Мусатова станет изображение барышень в старинных платьях на фоне старых поместий. Но для кого-то символизм приобрел религиозно-мистический смысл, тогда как для Борисова-Мусатова свелся к духовным поискам.

Уже в 1894 г. молодой живописец представил несколько своих полотен на XVII Московской ученической выставке. Одно из них, «Майские цветы», купила Великая княгиня Елизавета Федоровна. На полученные средства Борисов-Мусатов отправился на Кавказ и в Крым, где написал цикл натурных этюдов.

В ранних работах художник по большей части работал над пейзажными этюдами, но уже в середине 1890-х годов его все более вдохновляла тема изображения человека на фоне природы. При этом в первых произведениях человек словно бы растворялся в ней, а в более зрелом творчестве мастер подчинял пейзаж настроению и переживаниям персонажа.

Создав неповторимый стиль для пейзажей, который характеризуют как сочетание импрессионистского пленэризма и декоративизма, живописец старался воплотить в полотнах свою мечту о гармоничном сосуществовании человека и природы.

Его картины были столь чарующе «красивы и мелодичны», что их называли элегиями.

Из Парижа каждый раз летом Борисов-Мусатов возвращался в Саратов. В родном городе у художника появилась идея создать масштабную картину. Первые попытки он предпринял в 1896 г. в портрете сестры Елены Мусатовой. В Саратове он также создал серию полотен с мальчиками-натурщиками. Первую картину, «Мальчик с собакой», художник написал еще до поездки в Париж в 1895 г., а завершающую, «Мальчик около разбитого кувшина», — через четыре года.

Сложное финансовое положение вынудило Борисова-Мусатова окончательно вернуться в 1898 г. в Саратов, «туда, где меньше людей, где все проще и чище».

Биографы отмечают, что изображению усадеб прошлого поспособствовало посещение ветшающих имений в Зубриловке, Слепцовке, других имений в окрестностях Саратова, подмосковной усадьбы Введенское.

Картины и грезы о прекрасных дамах стали для Борисова-Мусатова возможностью хотя бы мысленно находиться в мире прекрасного, уходя от века железного капитализма, нагрянувшего тогда в Россию. «Когда меня пугает жизнь — я отдыхаю в искусстве», — признавался мастер.

Одной из первых значительных картин с отголосками чудесного прошлого стала работа «Автопортрет с сестрой» (1898). В дальнейшем художник нередко писал портреты сестры и супруги. Специально для этой картины для сестры было сшито старинное платье, это помогло художнику выразить свою ностальгию. Характерный для холста голубовато-зеленый фон в дальнейшем стал основным и для других работ. В «Автопортрете с сестрой» впервые обнаружилось стремление Борисова-Мусатова представить реальный мир как напоминание об ином, нереальном и прекрасном мире, выразилась склонность к декоративизму, превращающему картину в подобие панно.

В этой картине создан образ задумчивой «мусатовской девушки», который стал характерным для большинства последующих картин художника. Себя автор написал с краю, обрезав холстом, а на заднем фоне изобразил лес с необычными растениями. Когда его спросили, где он видел такую природу, мастер ответил: «В своем саду. Я писал его с точки зрения мыши. Я лег ничком на землю, и все вдруг начало казаться мне огромным и фантастическим».

Вслед за этим художник создал серию картин: «Осенний мотив», «Мотив без слов» и «Гармония», запечатлев на этих полотнах лирические сюжеты из жизни дворян XVIII в.

Подлинный расцвет творчества Борисова-Мусатова произошел в начале ХХ века, когда мастер достиг зрелости, утвердился в живописной манере и выбранной тематике. Именно в это время он создал такие ставшие знаменитыми картины, как «Весна», «Гобелен» (обе —1901), «Водоем», «Изумрудное ожерелье» (1903–1904), «Реквием» и ряд других, в которых использовал пастель, акварель или темперу больше, чем масло.

В «Весне» Борисов-Мусатов отказался от сюжетности и просто изобразил девушку, гуляющую среди цветущих деревьев и одуванчиков. Эта работа обозначила новый этап в его творчестве.

Зубриловку, старинное имение князей Голицыных-Прозоровских, Борисов-Мусатов посетил в том же 1901-м году. Хозяева редко приезжали туда, поэтому усадьба и парк приходили в запустение. Художник чувствовал, что вместе с имением уходит в прошлое целая эпоха.

После этой поездки мастер написал картину «Гобелен». На ней он изобразил двух женщин-аристократок в усадебном парке — в последние дни жизни помещичьего дома. На IX выставке Московского товарищества художников современники высоко оценили эту работу, автор получил поощрительную премию.

В том же имении спустя год мастер написал полотно «Водоем» (1902). Для эскизов и картины позировали сестра художника Елена Мусатова и его невеста Елена Александрова. По словам сестры, Борисов-Мусатов «усиленно работал, пользуясь теплыми днями лета и своими натурами, безотказно идущими в его желании для намеченных картин». Картина «Водоем» показанная на одной из выставок МТХ, имела громадный успех, была признана шедевром русской живописной школы и принесла популярность ее автору, до того ценимому только в узком кругу коллег и знатоков.

В 1903 году Борисов-Мусатов, вдохновленный саратовскими окрестностями и заброшенными усадьбами, написал еще два полотна: «Прогулка при закате» и «Призраки». На них девушки со старомодными прическами и в старинных платьях гуляют по пустынному усадебному парку. «Да никакая это эпоха! Это, знаете ли, просто красивая эпоха», — говорил живописец.

Через год Виктор Борисов-Мусатов создал панно «Изумрудное ожерелье». Первые этюды к нему появились в Черемшанах Саратовской области, где Мусатовы проводили лето. На них он изобразил яркую траву и листья деревьев, а на фоне этой буйной зелени — женские фигуры. Прототипом для центрального образа картины стала Надежда Станюкович, близкий друг художника со времен Московского училища.

Выполненные в пастельных тонах полотна «Гобелен», «Водоем», «Изумрудное ожерелье» на десятилетие определили развитие отечественного искусства: они повлияли на становление русского символизма в живописи и на творчество художников объединения «Голубая роза».

В конце 1903 г. Борисов-Мусатов переехал в Подольск, где писал по шесть-девять полотен в год. В частности, пейзажи «На балконе. Таруса», «Куст орешника», «Осенняя песнь». Занимался и монументальной живописью — «Весенняя сказка», «Летняя мелодия», «Осенний вечер» и «Сон божества».

Однако в России его картины мало выставлялись и редко покупались, материальное положение художника было плачевным. Зато в Европе его избрали членом французского Национального общества изящных искусств.

Еще в 1899 г. Борисов-Мусатов стал членом Московского товарищества художников и вскоре, несмотря на слабое здоровье и на то, что жил не в Москве, оказался одним из его лидеров: энергично занимался устройством выставок в Москве и Санкт-Петербурге и заметно влиял на художественные позиции объединения. Активно участвовал в выставках, среди которых были также выставки столичного Общества любителей искусств, общества «Мир искусства».

В Подольске он тесно сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала «Весы» и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника. Многие молодые художники, в том числе П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян, Н.Н. Сапунов, Н.С. Уткин, А.Т. Матвеев, видели в нем своего идейного вождя.

В начале 1904 г. владелец частной берлинской галереи помог Борисову-Мусатову с организацией в Берлине и Гамбурге, потом в Париже персональных выставок, которые вызвали восторженные отклики европейских критиков.

К сожалению, это высокое признание, как на родине, так и за ее пределами, ничего не поменяло в существовании художника, жившего с женой и ребенком довольно бедно: коллекционеры почти не покупали его работ, и даже Третьяковская галерея, уступая настойчивости Валентина Серова, приобрела у него картину и два эскиза лишь однажды.

Правда, в том же 1904 г. Борисов-Мусатов получил заказ на четыре росписи для богатого особняка. Биографы мастера сообщают, что исполнение заказа могло помочь не только как-то поправить материальное положение, но и реализовать тяготение художника к монументально-декоративной живописи, которое все более явственно проступало в его станковых вещах.

Предложенную тему «Четыре времени года» он трактовал очень своеобразно, продолжив начатое в прежних работах, даже используя полюбившиеся ему мотивы и детали, но подчинив их совершенно новому композиционному решению. Были сделаны акварельные эскизы, однако до росписей по неизвестным причинам дело так и не дошло.

Вскоре художник переехал в Тарусу, где провел последние месяцы жизни. Работал он так же напряженно, как и раньше: создал несколько пейзажных этюдов, ставших вехами в русской пейзажной живописи, и почти закончил акварель «Реквием», намечавшую в его искусстве постепенный поворот к новой стилистике.

Увы, «Реквием», написанный в память об умершей Надежде Станюкович, стал последней работой Борисова-Мусатова. Сердце художника не выдержало, и в 1905 г. мастер скоропостижно скончался. Похоронили Виктора Эльпидифоровича в Тарусе, на берегу Оки, в месте, которое он сам указал незадолго до смерти.

Позднее на могиле был поставлен памятник работы его друга, А.Т. Матвеева, с изображением спящего мальчика, по сюжету одной из картин художника.

Сегодня на аукционах картины Борисова-Мусатова появляются редко. В ноябре 2014 г. на аукционе MacDougall`s была продана работа «Кавказские горы». Она была создана после того, как в 1895 г. художник совершил поездку по Кавказу и Крыму. После смерти живописца полотно перешло к его супруге Е. Александровой, затем к художнику Я. Милкину, а позже оказалось в Великобритании в частной коллекции. Было продано за 65 тыс. фунтов стерлингов (102 тыс. долларов). В 2004 г. за 245 тыс. долларов была продана картина «Пастухи со стадом ночью». Но самая значительная продажа относится к картине «Последний день», которая была предложена покупателям на аукционе Sotheby`s в 2006 г. Эта пастель является одним из лучших образцов наиболее ценного творческого периода художника. После создания картину у живописца приобрел В. Направник, сын главного дирижера Мариинского театра. На аукционе ее продали за 702 тыс. фунтов (1,3 млн долларов). Свою цену в мире чистогана назначают всему, но мы же понимаем, что эти творения бесценны и находятся в золотом фонде человечества.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 13 найденных.
Людмила
18.08.2020 8:37
статья хорошая и прекрасный художник. Хочется отметить, что его очень ценил князь Сергей Щербатов, это он отмечает в своей книге "Художник в ушедшей России" Я бы с удовольствием и о нем написала, он того стоит. Замечательный дом в Москве оставил
Елена Остер
18.04.2020 13:41
Очень понравилась статья, я давно зачарована этими картинами. Начала читать комментарии: Татьяна Хороших — поняла, что она харьковчанка, пишет: «картина в нашем музее»
Svetlana Cherkasskaya
15.04.2020 12:23
Очень интересно! Спасибо!
Татьяна Хороших
14.04.2020 23:06
Итак о картине из нашего музея "Мальчик с собакой". Лето, думаю это начало лета. Свежая, ярко-зеленая трава, клейкие меленькие листочки кустарников, поблескивают на солнце. На заднем плане виднеется фундамент дома, возможно это усадьба, в которой подолгу жил художник. На переднем плане спиной к зрителю, подогнув коленки, сидит обнаженный мальчик лет семи-восьми, огромная белая лохматая собака спит, положив голову на его руки. Возможно, мальчик тоже задремал, солнечные зайчики пляшут по его голой спинке, по тоненьким, проступающим сквозь кожу ребрышкам. От картины веет необыкновенным покоем, если прислушаться, можно услышать тоненькое попискивание и шуршание букашек, притаившихся в траве. Я долго стою у картины....ухожу как можно более не слышно,что бы не потревожить мальчика и не разбудить собаку.
Юрий
14.04.2020 20:31
Возвращение забытых имён. Из России, которую мы потеряли, и собираем теперь по осколкам.
Tatiana Grigorieva
14.04.2020 19:07
Я давно поняла, что есть души, способные трепетно воспринимать «прививки прекрасного», а после хранить их всю жизнь с благодарностью в своей памяти. Это редкость. Даже среди просто хороших и добрых людей - редкость. Очень радует, когда есть это качество души, пусть у виртуального автора, незнакомого и далёкого человека, но есть!
Вера Биняева
14.04.2020 19:06
Благодарю за "Элегическую тишину Борисова - Мусатова".
Игнат
14.04.2020 14:20
эту песню не задушишь, не убьешь
И. Е.
14.04.2020 14:18
Прекрасный закат романтического мировидения. Утраченного человечеством, наверное, навсегда.
Ирина
14.04.2020 13:59
Прекрасно! Спасибо большое!
Отображены комментарии с 1 по 10 из 13 найденных.

Эксклюзив
14.09.2020
Владимир Малышев
Странные произведения выставляются нынче в государственных музеях России.
Фоторепортаж
15.09.2020
Подготовила Мария Максимова
В Российской Академии художеств проходит выставка живописца Григория Чайникова.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».