Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 апреля 2024
Дмитрий Иосифов: «Мне всегда нравились детские фильмы, в которых не заигрывали с детьми…»

Дмитрий Иосифов: «Мне всегда нравились детские фильмы, в которых не заигрывали с детьми…»

Беседа с известным режиссёром о детском кино, и не только
10.08.2023
Дмитрий Иосифов: «Мне всегда нравились детские фильмы, в которых не заигрывали с детьми…»

На первом фестивале детского кино «Хрустальный ИсточникЪ» в Ессентуках, проходившем при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, одним из самых популярных мест на Театральной площади был шатёр, в котором мастер-классы по режиссуре вёл Дмитрий Иосифов. Тот самый Буратино из культового детского фильма Леонида Нечаева по мотивам сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». В этом шатре мы и побеседовали о детском кино.

 

– Дмитрий Владимирович, как считаете, много ли можно дать ребятам в условиях фестивальных мастер-классов? 

– Прежде всего, можно их привлечь к процессу съёмок кино, заинтересовать. Дать представление о профессии режиссёра, рассказать, в чём её суть, дать импульс к творчеству. Также важно привлечь внимание общественности к провинции, потому что здесь у ребят нет возможности заниматься кино, у них нет элементарных контактов, все вузы находятся в Москве и Питере.

– Думаете, кто-то из них станет режиссёром?

Возможно. Но я всегда помню, как Алексей Владимирович Баталов, мастерскую которого я заканчивал во ВГИКе, на первой встрече говорил нам, что путь в режиссуру так труден, что хорошо, если из 15 человек в профессии останутся двое-трое, так и случилось. Такова же статистика и по Щукинскому училищу...

И когда я ехал сюда на занятия, задачу сформулировал так: познакомиться с ребятами, понять, о чём они думают, и чем эта встреча может быть полезна и им, и мне. Главное, чтобы был живой интерес, поэтому общение строил в режиме диалога. Поинтересовался, не пропало ли желание заниматься после двух часов мастер-классов, сказали, что хотят продолжить. Ребята будут меняться, их девять групп, и, если увижу, что им было интересно, что получили информацию, которая их привлекает, буду считать, что задачу свою выполнил. 

– Что, по-вашему, происходит сейчас с детским кино у нас: одни считают, что оно оживает, другие сомневаются? 

– Не понимаю, что такое «оживает». Если бы я увидел индустрию детского кино – с каким-то направлением, с обязательством каждый год в определённом количестве снимать детские фильмы, отмечал бы удачные картины, о которых бы все говорили, пели песни из них, а дети стремились походить на героев, тогда да, но ничего этого, увы, не происходит. Пока же, в рамках фестиваля, действительно, можно посмотреть новые хорошие детские картины: «Солдатик», «Сестрёнка», «Манюня», но это, скорее, отдельные удачи. А известное цитирование, что «для детей надо писать и снимать так же хорошо, как для взрослых, но только лучше», не более чем пока что, увы, красивая фраза… 

– Какие фильмы могли бы вспомнить из своего детства, и из детства своих троих сыновей? 

– Мне лично было безумно интересно смотреть такие фильмы, как «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» – о детях, которые полетели в космос. Хотелось подражать им, а это важный воспитательный момент. Если обобщить, то мне всегда нравились детские фильмы, в которых не заигрывали с детьми и не играли в поддавки с ними. И ещё, я считаю, что хорошее кино не имеет границ. Сыновья, знаю точно, смотрели «Гарри Поттера», «Властелина колец», «Один дома», «Инопланетянина». Это не отечественное кино, но оно формировало в детях доброту, человечность. И, заметьте, хорошее кино для детей всегда с удовольствием смотрят и взрослые. 

– Интересно, чему учил вас Алексей Баталов, очень уж жёстко он окунул первокурсников, по вашим словам, в реальность на первой встрече? 

– Мастер учил нас профессии и параллельно – тому, как в любых реалиях оставаться приличным человеком. Однажды я был у него в гостях на даче, и он дал мне почитать рукопись своего сценария «Героя нашего времени», я зачитался до утра, так здорово было написано. Утром, за чаем, задал Алексею Владимировичу вопрос: «Вы пишете замечательные стихи, о чем знают немногие, только те, с кем общаетесь накоротке – и не собираетесь их публиковать; вы пишете замечательные сценарии, вас все знают как режиссёра-постановщика великолепных спектаклей на радио, с выдающимися артистами; вы берётесь за первое кино как режиссёр, и оно сразу становится бестселлером: «Трёх толстяков» смотрит вся страна. Как вам всё это удается?!». Он ответил просто и неожиданно: «Когда тебе на ночь сказки читают Булгаков и Олеша, трудно остаться идиотом». То же самое можно сказать и о его влиянии на нас. 

– А режиссуре вы обучались, насколько я знаю, у знаменитого режиссёра Виктора Турова в Белорусской академии искусств… 

– Окончив ВГИК, я получил распределение в Минск, откуда был родом, и поступил в мастерскую Виктора Турова, поскольку всегда хотел быть режиссёром. Крупный режиссёр, учил он меня своеобразно: «Что мне тебя учить, ты и так всё знаешь, а чего не знаешь, сам разберёшься». Не дал даже дипломную работу снять, в качестве диплома засчитал мою 40-минутную курсовую по рассказам Бунина. Мы ездили с этим фильмом на фестиваль в Оберхаузен в Германию и получили приз Экуменического жюри за гуманизм. Так что уже в Минске, в студенческие годы, я занимался профессией. Кстати, был в это время уже человек семейный, работал в театре, летал сниматься в Москву и Питер, кормил семью. Ставил этюды, а снимать начал на втором курсе, когда мне предложили снять рекламный ролик, и гонорар за него превысил мою стипендию за пять лет. 

– Но, вернёмся к детскому кино. Чем объясняете феноменальный успех фильма «Приключения Буратино»? 

– Это трудно объяснить. Мы с Леонидом Нечаевым говорили на эту тему: почему именно «Буратино», а не «Красная Шапочка» или «Звёздный мальчик», работая над которыми, режиссёр обладал уже большим опытом и пониманием профессии? «А вот так звёзды сошлись» – ответ такой был. 

Как вы, ребенок, общались со знаменитостями, которые снимались в том удивительном фильме? Тот опыт наверняка используете в работе с детьми сегодня… 

– Очень просто, для меня они были тётя Лена (Елена Санаева –Лиса Алиса), дядя Ролик (Ролан Быков – Кот Базилио), дядя Володя (Владимир Этуш – Карабас-Барабас). Елена Санаева очень тепло ко мне относилась, опекала меня. Николай Гринько (Папа Карло) поддерживал, всегда говорил: «Ты молодец!», Юрий Васильевич Катин-Ярцев (Джузеппе)… Я понятия тогда не имел, какие они большие артисты! Никаких «методов работы» ко мне не применялось, никто со мной отдельно не работал. Леонид Нечаев, помню, говорил, что со мной не было никаких проблем, достаточно было сказать, откуда куда пройти, где улыбнуться и что сделать, и я всё выполнял. Ни про какой «образ Буратино» я не думал, мне нравилось, что снимаем в Крыму, нравилось лазить по деревьям, купаться в море. Размышлять о том, какой он, мальчик Буратино, мне в голову не приходило, мне было 9 лет. Потом я и сам много раз снимал детей в кино, и никогда с ними не сюсюкал, разговаривал, как со взрослыми.

А вот на выбор профессии съёмки в «Приключениях Буратино» повлияли в большой мере. Родители поначалу довольно благосклонно отнеслись к моему актёрству, но потом, когда это превратилось в не хождение в школу и в проблемы с отметками, они как-то стали задумываться. Съёмочный период длинный, за летние каникулы кино не сняли, я продолжал сниматься и пропускал школу. Родителям это не нравилось, ну, а кому понравится, когда вместо пятёрок у меня стали появляться тройки. Когда съёмки закончились, я начал пытаться исправлять мои оценки, и понял, что пропустил, конечно, много. Но при этом я вдруг увидел совершенно другой способ жить, не такой, как у моих родителей, работавших в НИИ с 9 до 5, а мне можно было не ходить в школу, ночью не спать, и эта цыганщина мне нравилась. Думаю, и сегодняшним юным актерам такое времяпрепровождение по душе. 

– Как помогал вам на съёмках Ролан Быков, главный детский режиссёр? Как вы с ним общались? 

Нормально общались, а насчёт помощи – нет, он мне не помогал, а однажды поступил даже вопреки моей просьбе. Когда меня вешали вниз головой, он на первом дубле так меня закрутил, что у меня всё замелькало перед глазами, и чуть не стошнило, я попросил его так не делать, а он сделал в тысячу раз сильнее. Поступил так он, конечно, не ради того, чтобы сделать мне какие-то гадости, нет, просто он человек увлечённый, и сделал всё так, как требовалось для кадра. По его мнению, это вызвало эффект. Он потом с беспокойством спросил меня, всё ли нормально, я сказал: да. 

– А как ребята в школе восприняли появление артиста в своих рядах? Есть о чем предупредить ваших подопечных? 

– Как ни странно, видно, завидовали – мальчишки показывали пальцами, дразнились, обзывались. Какого-то восхищения или – «какой ты молодец» не припомню, почему-то в памяти отложилось лишь негативное. А вот девочки отнеслись по-другому: посматривали, улыбались. Но я тогда с девчонками не особо общался, был ещё «мелкий». Сыновьям моим, кстати, тоже «прилетало», старшего в электричках дразнили «Буратино». Конечно, об этом тоже говорю с ребятами. 

– Приблизилась ли по популярности ещё какая-то ваша роль к роли Буратино? 

Нет, пожалуй, такой роли не было, но лучший комплимент от зрителя я получил в воинской части, когда мы показывали фильм Рогожкина «Караул». Там я сыграл сержанта, редкого подонка, и, выходя из зала, получил толчок в спину. Разворачиваюсь и вижу кулак, летящий на меня. Человек замахивается, но, остановившись, говорит: «Такой же подонок сержант был у меня в армии. Как точно ты его сделал!». Для меня это означало наивысшую оценку моей работы. 

– Над чем работаете сейчас? 

– Готовим к запуску фильм о воспитании чувств, о конфликте поколений – взрослых и подростков. А он всегда один и тот же – взрослые очень быстро забывают, какими они были детьми, а дети не понимают, торопя время, что взрослея, им за всё придётся отвечать...

 

P.S. Дмитрий Иосифов снялся более, чем в 20 картинах, в том числе детских, таких популярных как «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Проданный смех», «Громозека» и др. Более десятка картин снял как режиссёр, в частности, «Убойная сила-6», «Суженый-ряженый», «Лето волков», «Екатерина. Взлёт», «Екатерина. Самозванцы», «Диверсант-3», «Елизавета»...

 

Беседу вела Нина Катаева

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Сергея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.