Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 февраля 2020
Деньгами души не выкупишь

Деньгами души не выкупишь

Рецензия на книгу О.А. Платонова «Русская экономика без глобализма»
Борис Рябухин
04.04.2007

Книга Олега Платонова "Русская экономика без глобализма" ( М.: Алгоритм, 2006) уникальна тем, что в ней представлены ранее неизвестные страницы истории русской экономики, которая в течение многих столетий рассматривалась, "как умение вести хозяйство для обеспечения достатка и изобилия на духовно-нравственных началах". Согласитесь, тема как никогда для нас сегодня актуальная.

Для русских многие века не существовало понятия "экономика", у нас был домострой. Кстати, если перевести слово "экономика" на русский язык, то и получится – "домостроительство".

Рассматривая общинную модель хозяйства, веками использовавшуюся на нашей территории, автор, директор Института русской цивилизации, утверждает: "Русская цивилизация принадлежит к числу древнейших духовных цивилизаций мира. Ее базовые ценности сложились задолго до принятия христианства на Руси, в первом тысячелетии до нашей эры". Это означает, что еще тогда главными чертами русской цивилизации было преобладание духовно-нравственных приоритетов жизни над материальными. Самобытные формы трудового самоуправления, воплотились в общине и в артели. Вот почему к началу XX века в России сложился уникальный экономический механизм, обеспечивавший население всем необходимым и почти полностью независимый от других стран. Сформировалась система замкнутого самодовлеющего хозяйства, главными чертами которого была самодостаточность. А хозяйственная деятельность для русских людей стала частью богатой духовной жизни. Автор приводит основополагающие принципы функционирования этой русской модели экономики, подробно рассматривает каждый из них.

#comm#Он подчеркивает, что труд русским человеком всегда воспринимался, как добродетель, источник благополучия. #/comm#

"Трудись до поту – после слюбится", - писал А.Т. Болотов в книге "Деревенское зеркало, или Общенародная книга, сочиненная не только, чтобы ее читать, но чтоб по ней и исполнять". Сколько таких русских пословиц! И по ним живем, не замечая, что в них – завещанный нам от предков нравственный кодекс жизни.

Говоря о деньгах и богатстве, Олег Платонов напоминает, что в России сложилось иное, чем на Западе, отношение к ним. Согласно афоризму американца Б. Франклина: "Деньги – отчеканенная свобода". А для русского человека свобода – это независимость от денег: "Деньгами души не выкупишь".

"Домострой" учил: "Надо хорошо работать и не думать о вознаграждении, оно само следует тебе за старательный труд". И вспоминаешь, как неудобно при оформлении на работу спросить: "А какая зарплата?". При этом надо подчеркнуть, что при такой совестливой мотивации труда, в России с XI до XIX века, по исследованиям академика С. Струмилина, был традиционно высокий уровень оплаты труда, не в один раз опережая уровень оплаты западноевропейских работников. А сейчас?

#comm#Роль западной биржи в России до Петра Великого играли ярмарки, их было 18,5 тысяч. Главная - Нижегородская. Здесь формировался баланс между спросом и предложением, производством и потреблением главных российских продуктов. #/comm#

Издревле существовали на Руси община и артель. Община была одновременно и органом сельского самоуправления, и общественной организацией, и объединением производственных единиц. На сходах отдельных селений регулировались все стороны трудовой жизни села: "Миром всякое дело решишь". "Ближайшим русским идеалом, - писал Д.И. Менделеев, - отвечающим наибольшему благосостоянию нашего народа… должно считать общину".

Исключительно русской формой хозяйственной самоорганизации и самоуправления была артель, где члены трудового сообщества связаны круговой порукой - один за всех и все за одного.

Основные принципы ведения хозяйства, изложенные в "Домострое", в дальнейшем развивались многими отечественными экономистами и оказали заметное влияние на эволюцию русской экономической мысли. Например, замечательный самобытный экономист XVII-XVIII вв. И.Т. Посошков принимал и развивал основные идеи "домостроительства". В своем главном труде "О скудости и богатстве" он как раз высказывал идеи экономической автаркии, независимости русского хозяйства от внешних рынков. Богатство народа состоит не в том, что он получает из-за границы, а в том, что он создает внутри своего хозяйства, обеспечивая себя всем необходимым, – считал он.

Выдающийся русский историк и философ, астраханский воевода В.Н. Татищев, помимо трудов по истории России, написал "Нравоучения жизни" - книгу по экономике русского хозяйства, продолжающей традиции домостроительства в лучших их проявлениях – нестяжательства, трудолюбия, как добродетели, попечительной заботы о крестьянах.

В разделе "Русские ценности" дан интересный труд "Взгляд на русскую общину" русского мыслителя К.Д. Кавелина, который был одним из творцов крестьянского законодательства 1861 года. Он в числе первых исследовал сельскую общину, доказав, что в ее сохранении – основа социальной и экономической устойчивости России.

#comm#Разрушение тысячелетних обычаев крестьянского мира, по мнению Кавелина, могут привести к упадку экономики и падению самого Русского государства.#/comm#

Профессор политической экономии Н.А Карышев в своем исследовании "Труд, его роль и условие приложения в производстве" уделял особое внимание хозяйственному крестьянину, живущему в условиях общины, показал отличие общинного землевладения от частного или подворного.

"Хозяйственный прогресс в сельском хозяйстве России возможен не в помещичьем, не в фермерском хозяйстве, а только в общинном крестьянском, существующем на артельных началах", - к такому заключению приходит, основываясь на собственном опыте своего имения, известный ученый А.Н. Энгельгардт.

Рассмотрев все виды артелей, существовавшие в России с древних времен, другой эксперт Н.В. Калачов пришел к выводу: "Ввиду такого развития артельного начала, желательно, чтобы законодательные постановления относились к нему и в будущем так точно, как относились до сих пор".

В труде известного русского предпринимателя Т.В. Прохорова "О богатении" высказаны мысли, которые разделялись большинством русских купцов первой половины XIX века: "Человеку нужно стремиться к тому, чтобы иметь все необходимое в жизни; раз это достигнуто, то оно может быть и увеличено не с целью наживы – богатства для богатства, - а ради упрочения нажитого и ради ближнего".

Русский предприниматель В.А. Кокорев , проанализировав в своей книге экономические события за полвека, пришел к выводу о кабальной природе внешних займов. Он справедливо замечает, что эти займы стали средством угнетения России и способом перекачки ее ресурсов в пользу иностранных капиталистов.

Как же умножался народный капитал по-русски?

Отечественный ученый И. К. Бабст в своей работе "О некоторых условиях, способствующих умножению народного капитала" разграничивает капитал на производительный и спекулятивный. Само понятие "капитал" рассматривает с русских народных позиций, как результат труда и бережения, отожествляя его с народным богатством.

В замечательной книге "Основные начала экономии" Н. П. Гиляров-Платонов, проанализировав учения Лассаля, Родбертуса, Маркса, Дюринга, Шеффле, Тедески, Мейера и других современных ему экономистов, подытоживает: "Материалистическое направление мысли повело к тому, что вопрос общественности объявлен вопросом желудка"; между тем, "духовная жизнь есть не только цель растительной, но она ею и управляет; она дает бытие самой экономии, служит основанием материального прогресса".

Очень важной представляется статья М. Антонова "Экономическое учение славянофилов". Именно они указали на духовный характер русского хозяйства. Славянофилы первыми раскрыли механизм экономического ограбления России Западом. Они доказывали, что главные европейские страны заинтересованы в отсталости России, поставляющей им хлеб и сырье.

#comm#Славянофилы настаивали на необходимости предоставить свободу частному капиталу и защитить русскую промышленность от иностранной конкуренции.#/comm#

Наиболее полно и последовательно экономические взгляды славянофилов развиты в учении С.Ф.Шарапова, который занимался экономикой не только теоретически, но и как серьезный практический хозяин: он сам стал во главе движения за возрождение приходского самоуправления. С.Ф. Шарапов без преувеличения является классиком русской экономической мысли. Он — автор монографии, в которой концентрируются важнейшие ее основы. А об органах самоуправления спорят у нас и поныне.

Следует упомянуть такое направление русской общественной мысли, как "почвенничество", "народничество", которое критически переосмысливало славянофильство, уделяло большее внимание политическим аспектам и их влиянию на перспективы развития экономики России в начале ХХ века. Экономист этого направления – В. П. Воронцов, широкую известность которому принесла книга "Судьбы капитализма в России", вышедшая в 1882 году. В своей работе он показывал всю пагубность капитализации народного хозяйства при различных условиях его развития.

Другой почвенник И.И. Каблиц в своей книге "Основы народничества" выступал против ломки вековых устоев русской хозяйственной жизни. Он считал, что молодое поколение, развиваясь в общинных и артельных порядках, имеет возможность гораздо чаще упражнять свои социально-нравственные инстинкты, нежели при господстве индивидуализма.

Рассмотрение хозяйства как христианского понятия, имеющего духовную основу, нашло свое отражение и в работах таких русских мыслителей и экономистов, как С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, Д.И. Менделеев.

В заключительной части книги Олег Платонов анализирует "Уроки экономической мысли" отечественных экономистов. Эти уроки позволяют понять главные причины нашей сегодняшней экономической катастрофы, а так же выбрать пути выхода из нее.

В чем же уроки этой единодушной русской экономической мысли?

Прежде всего, гениальность предвидения тех трагических событий, которые произошли в русской и мировой экономике в XX веке. Философ А.Ф. Лосев сказал однажды, что в эпоху Возрождения началось развитие двух форм сатанизма: капитализма и коммунизма. И каждая из форм отрицает сущность христианства. Этот конфликт и предопределил всю дальнейшую судьбу человечества. В наше время эти две формы развёртывания сатанизма, похоже, соединились.

В условиях глобализации новый торгово-денежный мировой порядок "постоянно стремится к организации единой универсальной формы мирового масштаба". При этом порядке власть измеряется количеством контролируемых денег, вначале посредством силы, потом посредством закона, а далее – и "Бурями в пустыне".

Что такое глобализация? В экономике, в информации, в управлении, в религиях? Это сложившийся порочный мировой порядок, при котором власть производителей реальных благ замещается почти неограниченной властью финансовых спекулянтов - банкиров и дельцов, когда человечество возвращается к "естественному отбору", когда идет "освобождение" людей от их индивидуальности, от привязанности к семье, от национального патриотизма и своего вероисповедания; когда развитие власти наднациональной элиты ведет к потере национальных суверенитетов и национальной идентичности, когда не прекращаются попытки поставить все религии мира под один контроль и управлять ими. Об этом говорил в своем докладе Олег Платонов на Международной конференции по глобальным проблемам всемирной истории в Москве в январе 2002 года.

#comm#Русская экономическая мысль учит нас тому, что следует внимательно изучать и использовать вековой хозяйственный опыт и национальные экономические стереотипы.#/comm#

Речь идет, конечно, не о механическом перенесении старых хозяйственных форм в современную жизнь, речь об учете культурных и психологических установок, выработанных многовековой историей русского народа и ставших проверенными ориентирами жизни. Прежде всего, ставится вопрос о наследовании самого духа экономики, ее духовно-нравственных начал. Это означает рассмотрение труда, как духовно-нравственной, а потом уже экономической и организационно-технической категории.

Так, например, стремление к автаркии не означает полной изоляции от мира, но требует создания такой мощной хозяйственной системы, которая позволит диктовать западным странам свои условия экономического партнерства, сознательно влияя на уровень мировых цен, исходя из излюбленной на Западе теории предельной полезности. Заградительная таможенная политика, сдерживание и строгое квотирование экспортно-импортных операций позволят стимулировать развитие внутреннего хозяйства и направлять отечественные ресурсы не на паразитическое процветание Запада, а на повышение благосостояния народов России.

Главные параметры русской модели экономики, определяющие хозяйственный и трудовой менталитет русских людей, должны быть положены в основу при разработке любых экономических мероприятий. Особенно это касается учета трудовой демократии и трудовой мотивации – таков основной пафос этой, безусловно, знаковой книги.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
18.02.2020
Валерий Панов
75 лет тому назад погиб один из лучших полководцев Красной армии.
Фоторепортаж
21.02.2020
Подготовила Мария Максимова
На выставке в Музее Международного нумизматического клуба представлено 234 экспоната.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».