Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 января 2020

День Поэта

10 февраля Россия чтит память Александра Сергеевича Пушкина
Владимир Малышев
10.02.2014
День Поэта

В этот день, в 1837 году, Александр Сергеевич умер в своей квартире на Мойке после смертельной раны на дуэли. Сотни людей по сей день приходят сюда, приносят цветы, читают пушкинские стихи.

Даже в страшную блокаду, несмотря на жестокий обстрел и бомбежки, у двери в квартиру поэта на Мойке в этот день собирались люди.

В нынешнем году в Музее-квартире Александра Сергеевича открылась выставка, посвященная освобождению города от вражеской осады. Ее основу составили произведения, посвященные жизни и творчеству Пушкина: их авторы жили, воевали и умирали в блокадном Ленинграде и на фронте. Но и тогда помнили о нашем великом поэте, издавали его книги, писали посвященные ему научные труды, рисовали иллюстрации к его произведениям.

Но, увы, у русского гения было и немало врагов. Это в результате их заговора он и погиб, даже в наши дни они не унимаются, продолжают клеветать.

Пушкин никогда не имел в Санкт-Петербурге своего собственного дома, снимал квартиры. В доме на Мойке, 12, который принадлежал княгине Волконской, он поселился в сентябре 1836 года. Это, наверное, самое красивое место в городе: совсем рядом великолепная Дворцовая площадь с Зимним дворцом и Александровской колонной. Мойка в этом месте изгибается изящной дугой, образуя неповторимой красоты панораму особняков на закованной в гранит набережной. Увы, жить в этом чудесном месте Александру Сергеевичу пришлось недолго… Потом здесь сменилось много жильцов, дом неоднократно перестраивался, а в советские времена в нем устроили коммунальные квартиры. Музей, посвященный поэту, здесь появился только в 1927 году.

«В музей сегодня приходит много молодых людей, - говорит его директор Галина Седова. - Дом на Мойке как был лидером по посещаемости среди мемориальных квартир, так и остается». В это сегодня трудно поверить, но после смерти поэта о нем мало вспоминали в России, его собрание сочинений плохо расходилось, и были «горячие головы», которые утверждали, что Пушкин, поэт-аристократ, вообще более не нужен. Прошли годы, и в наши дни мы все отчетливее понимаем, что и на самом деле Пушкин действительно – «это наше все». Об этом и рассказывает его Музей-квартира. В нем собрано более 200 тысяч экспонатов, в том числе - совершенно уникальных.

Во многих комнатах обстановка не воссоздана, а лишь имитирована. Так могли выглядеть жилые помещения того времени. Но зато некоторые вещи Пушкина и его жены сохранились в оригинале.

Так, в кабинете поэта хранятся его трости и трубка, доставшийся по наследству от предка-арапа ларец, письменный стол, его любимое вольтеровское кресло. Выставлены пистолеты, которыми могли пользоваться во время смертельной дуэли. Историки утверждают, что у Пушкина было в общей сложности около 30 дуэлей. Поэт даже всегда носил тяжелую железную палку. «Для того чтобы рука была тверже; если придется стреляться, чтобы не дрогнула», - объяснял он. Однако к смертельным поединкам жизнерадостный Александр Сергеевич относился довольно легкомысленно. Как-то поэт стрелялся с неким подполковником Старовым. Старов выстрелил первым и дал промах. Пушкин выстрелил в поле, снял шляпу и шутливо произнес:

Подполковник Старов,

Слава богу, здоров!

Часто дуэли происходили из-за всяких пустяков. Но на них сам вспыльчивый поэт никого не убил. Убили его. И он хорошо знал, кто его убьет - верил в предсказание гадалки, возвестившей ему смерть в возрасте 37 лет от «белого человека». Так и произошло. Его убийца Дантес был блондином...

В одной из витрин выставлены перстни Пушкина. Известно, что у поэта их было семь. Своим талисманом он считал золотое кольцо-печатку с сердоликом, подаренное ему в Одессе графиней Елизаветой Воронцовой. На нем была вырезана восточная надпись, его он воспел в своих нескольких знаменитых стихотворениях. Этим перстнем Пушкин запечатывал письма. По свидетельству Павла Анненкова, «Пушкин, по известной склонности к суеверию, соединял даже талант свой с участью перстня, испещренного какими-то кабалистическими знаками и бережно хранимого им».

На смертном одре поэт подарил этот перстень поэту Василию Жуковскому. Следующим владельцем кольца стал Иван Тургенев, а, в конце концов, он оказался в Пушкинском музее. Но в роковом 1917 году перстень исчез. Был украден из экспозиции почти сразу же после Февральской революции, так и не был найден. Сейчас в музее-квартире хранится оставшийся от него пустой сафьяновый футляр и оттиск печатки на сургуче.

Другой перстень Пушкина можно увидеть на знаменитом портрете Василия Тропинина, который тоже висит в музее. Это кольцо с крупным зеленым камнем, напоминающим изумруд. Его Пушкин тоже считал своим талисманом. Существует предположение, что именно ему посвящено стихотворение «Храни меня, мой талисман». Перед кончиной Пушкин передал его своему другу Владимиру Далю, сказав: «Бери, друг, мне уж больше не писать».

Даль был поражен подарком и писал по этому поводу Владимиру Одоевскому: «Перстень Пушкина, который звал он – не знаю почему – талисманом, для меня теперь настоящий талисман… Как гляну на него, так и пробежит по мне искорка с ног до головы, и хочется приняться за что-нибудь порядочное».

Так и получилось. Даль создал для России неоценимый труд – «Толковый словарь живого великорусского языка». Этот перстень сохранился и находится сегодня в музее на Мойке.

С особым увлечением Галина Седова рассказывает о диване, который стоит в кабинете поэта. Долгое время считали, что именно на нем умер Пушкин после дуэли, но уверенности в этом не было. Вещи из квартиры поэта пропали, и обстановку пришлось восстанавливать по крупицам, диван привезли из Эрмитажа, а до этого он часто переходил из рук в руки. Галина Седова была первой, кто решил провести экспертизу, чтобы проверить его подлинность.

Специалисты сделали с поверхности дивана 27 смывов и обнаружили следы крови, принадлежавшей мужчине. Причем именно в том месте, где у Пушкина была рана. Для анализа ДНК решили взять кровь с жилета поэта, который тоже хранится в музее, а также использовать хранящийся в экспозиции локон волос. Вывод экспертов был однозначен: тот самый! «Это действительно чудо, теперь Пушкин стал нам ближе, и никто не станет сомневаться в подлинности дивана», - прокомментировала результаты экспертизы Галина Седова.

Провожали в последний путь Пушкина в храме Спаса Нерукотворного образа на Конюшенной площади - в двух шагах от его квартиры.

До 1917 года в этом храме хранился древний образ Спаса Нерукотворного из домика Петра I, чтимая икона Божьей матери «Знамение» и древняя шелковая плащаница, вышитая в Константинополе. Этот храм был приходским для всех придворных и устроен с соответствующей роскошью. В 1923 году церковь закрыли, протоирея, отца Федора Знаменского, расстреляли, а ключи от нее передали отряду конной милиции. После чего, ворвавшись в храм, красные кавалеристы шашками в щепки изрубили бесценный иконостас, сожгли архив, а потом устроили в здании клуб для танцев. Однако плясали в храме недолго. Вскоре там организовали приемный пункт ГУЛАГа. Люди, заходили в бывшую церковь, сдавали в окошечко документы, а потом их уводили во внутренний двор. Кого на пять, кого на десять лет, а кого и навсегда...

Спас Нерукотворный был возвращен церкви только в 1991 году. О поэте во внутренних покоях храма сегодня напоминают две картины: их видишь, когда поднимаешься по лестнице. На одной изображена последняя исповедь Пушкина, на другой – его отпевание. Имя раба Божия Александра звучит в храме и в обычные дни на панихидах.

Тело покойного принесли в храм на Конюшенной площади, хотя отпевать его должны были в Адмиралтействе, где находилась приходская церковь семьи Пушкиных. Но в этом случае похоронная процессия неизбежно должна была проходить мимо дома, где жил нидерландский посол, барон Геккерн, приемный отец Дантеса. Чтобы избежать возможных эксцессов, император повелел провести отпевание в придворной Конюшенной церкви, к тому же Пушкин имел чин камер-юнкера. И исповедовал его священник именно из этой церкви. Еще 27 января, когда врачи осмотрели рану, решено было позвать священника.

- За кем прикажете послать? – спросили Пушкина.

- Возьмите первого ближайшего священника, - ответил он.

«Ближайшим» оказался протоирей Петр Песоцкий, настоятель храма на Конюшенной площади. Он вышел от Пушкина со слезами на глазах, пораженный смирением и благородством умирающего поэта.

- Вы можете мне не верить, - сказал он, - но я для себя самого желаю такого конца, который он имел.

И после смерти Пушкин продолжал оставаться жертвой светской суеты. В храм на отпевание пускали только по билетам. Присутствовал весь дипломатический корпус, многие сановники. Случилась давка. У покойника отрезали куски от одежды, волосы, клали в гроб перчатки. «А дамы, - пишет в своих воспоминаниях Мария Каменская, - так даже ночевали в склепе…»

Сообщение о кончине великого поэта было опубликовано лишь в одной газете: «Литературные прибавления к «Русскому инвалиду».

Его написал ее редактор Андрей Краевский: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в середине великого поприща…». Но уже на следующий день редактор был приглашен для объяснений к председателю цензурного комитета князю Михаилу Дундукову-Корсакову.

- Я должен вам передать, что министр крайне, крайне недоволен вами! - сказал он Краевскому. - К чему эта публикация о Пушкине? Что это за черная рамка вокруг известия о кончине человека не чиновного, не занимавшего никакого положения на государственной службе? Ну, это еще бы куда ни шло! Но что за выражения! «Солнце поэзии!». Помилуйте, за что такая честь? «Пушкин скончался… в середине своего великого поприща!» Какое это такое поприще?».

Князь уже после смерти поэта словно хотел отомстить ему за злую эпиграмму, которую тот сочинил про него:

В Академии наук

Заседает князь Дундук

Говорят, не подобает

Дундуку такая честь,

Почему ж он заседает?

Потому что ж… есть!

Много лет спустя прах умершего поэта потревожили. В 1953 году, на территории Святогорского монастыря, решили вскрыть его могилу. Территория была закрыта для посетителей, у ворот поставили посты милицейской охраны. В качестве консультанта пригласили известного советского археолога Павла Шульца. Участник этих работ, тогдашний директор заповедника Семен Гейченко вспоминал: «Мы отбросили лопаты и совки и стали расчищать землю ножами, щетками и деревянными ложками… Хорошо сохранились стенки, изголовье и подножие гроба. На дне склепа остатки еловых ветвей. Следов позумента не обнаружено. Прах Пушкина сильно истлел. Нетленными оказались волосы».

Случилось и странное. В склепе Пушкина обнаружили останки еще двух человек. Кем они были, ученым установить так и не удалось…

Как известно, Пушкин сам своими стихами «памятник воздвиг себе нерукотворный». Но много, посвященного поэту, в Санкт-Петербурге воздвигли и другие.

Первый – временный гипсовый бюст - был поставлен в 1881 году в сквере на Пушкинской улице. Затем на его месте в 1884 году был воздвигнут бронзовый памятник во весь рост по проекту Александра Опекушина. Позднее монументы и памятные знаки, посвященные русскому гению, появились в Царском селе, на месте дуэли Пушкина на Черной речке, во дворе дома на набережной Мойки, где он жил, а в 1957 году открыли замечательный памятник поэту работы Михаила Аникушина на площади Искусств. Мемориальные доски с именем Пушкина установлены на набережной Фонтанки, на Галерной, на набережной Кутузова, во дворе дома на Мойке, где он жил. Именем Пушкина названы улицы в центре города, в Пушкинском, Павловском, Колпинском, Курортном и Красносельском районах.

Словом, трудно найти другого поэта, которому было поставлено повсюду столько памятников. Говорят, что он есть даже в Эфиопии. Правда, на пьедестале написано: «Нашему поэту». А в Михайловском в 2000 году поставили монумент судьбоносному зайцу, который, как известно, спас Пушкина. Он представляет из себя верстовой столб с надписью «До Сенатской площади осталось 416 верст» с фигурой сидящего на нем зайца. Когда поэт мчался в Петербург, где начинался бунт декабристов, дорогу ему перебежал заяц. Веривший в приметы, Пушкин тут же повернул обратно…

Но вот при жизни великому поэту памятники не ставили. Даже родители Пушкина не любили своего сына. «Третьестепенными французскими поэтами Пушкины восхищались, а в своей семье просмотрели гения», - писала в книге «Жизнь Пушкина» его биограф Ариадна Тыркова-Вильямс. Просмотрели гения и другие.

Не имел успеха пушкинский журнал «Современник», где печатались не только его шедевры, «Скупой рыцарь», «Капитанская дочка», «Медный всадник», но и стихи Тютчева, Лермонтова, Жуковского, повести Гоголя.

В 1836 году вышло четыре тома. Первый был издан тиражом в 2400 экземпляров, но из них раскупили не более трети. В результате тираж четвертого снизился почти втрое. После смерти поэта у самого интересного в истории русской литературы журнала осталось всего 233 подписчика. Впрочем, у журнала «Европеец», где Пушкин тоже печатался, их было всего 50.

Что же читали тогда в России? Уже забытых сегодня Марлинского, Булгарина, Греча, Полевого, легковесные «дамские» романы французских сочинителей, приключения бывшего каторжника Видока – прообраз нынешних детективов. За два века до господства гламурного «мыла» вкусы большинства публики мало чем отличались от нынешних.

Выше всех поэта, пожалуй, оценил царь Николай I – тот, кого в советские времена считали чуть ли главным организатором заговора по его уничтожению. «Знаешь, - сказал Николай жене после встречи с Пушкиным, - сегодня я разговаривал с самым умным человеком России». Он же потом назначил после смерти поэта щедрое пожизненное содержание его семье. Чего не сделал ни один советский правитель для родственников рано ушедших из жизни или покончивших с собой знаменитых поэтов и писателей.

Всю свою жизнь Пушкин жестоко страдал, но не столько от дерзких ухаживаний за его женой, сколько от непризнания в обществе подлинного значения его творчества. Ведь в те времена не было премий или других знаков отличия для литераторов. Никто им не давал орденов, не сажал в президиумы. Каково же было быть гением, сознавать это и видеть, что другие этого не признают? Ведь даже «специалисты», литературная критика того времени вовсе не всегда его хвалила. Когда поэт напечатал «Бориса Годунова», влиятельный журналист Николай Надеждин отозвался на это так:

«Бориса Годунова»

Он выпустил в народ.

Убогая обнова,

Увы! на новый год!

Даже его друг по лицею Вильгельм Кюхельбекер поставил «Годунова» ниже всеми давно забытых пьес Нестора Кукольника. Если его не понимали и не ценили друзья и коллеги-литераторы, что же говорить об остальных?

Впрочем, вскоре Пушкин и сам понял то, что другие люди понимают только под конец долгой жизни: благородное сердце умнее светлой головы. И именно поэтому его Татьяна оказалась умнее Евгения Онегина. Но наладить собственную жизнь самый умный человек в России не смог. Когда он умер, в доме было всего 300 рублей. Не на что было похоронить…

Во времена СССР, когда его подняли на пьедестал, тоже не все было гладко. Бенедикт Сарнов в своей книге «Сталин и писатели» описывает такой случай. В 1949 году отмечали 150 лет со дня рождения Пушкина. В Большом театре в Москве состоялось торжественное заседание, на котором читали его стихи. Выступления ораторов транслировалось через репродукторы, стоявшие тогда по всей стране на площадях. Шла трансляция и в одном маленьком казахском городке. Площадь была пуста, но вдруг ее заполнили странные всадники, прискакавшие неведомо откуда. Они были плохо одеты, измождены, но с большим вниманием стали слушать выступление Симонова, читавшего официальный доклад. Но, не дослушав до конца, они вдруг пришпорили коней и умчались… Зачем же они приезжали и почему уехали, явно разочарованные?

Оказалось, объясняет Сарнов, это были калмыки, депортированные в Казахстан по приказу Сталина. Они примчались из своих поселений, чтобы услышать, произнесет ли московский докладчик, когда он будет цитировать текст на пушкинском памятнике, слова: «И друг степей калмык».

Симонов процитировал стихотворение. И даже соответствующую строфу прочел, но - не до конца:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус…

И – все! На «тунгусе» цитата обрывалась. Называть тогда имена репрессированных народов запрещалось. А потому всадники сразу поняли, что в их судьбе перемен не предвидится, и ускакали. «Отрезанную» пушкинскую строчку вернули лишь после смерти Сталина и ХХ съезда, когда калмыки смогли вернуться в родные места.

Любопытно, что одно из самых цитированных восклицаний Пушкина приводят в искаженном виде.

Помнится, какое огромное впечатление произвела на всех премьера в БДТ в Ленинграде «Горя от ума» в постановке Георгия Товстоногова, когда над сценой появился плакат со словами: «Черт догадал меня родиться в России с умом и талантом!» В СССР такое произвело эффект разорвавшейся бомбы. Вот, мол, в нашей стране ум никому не нужен, оттого и «горе от ума». По тем временам это была неслыханная смелость.

Однако на самом деле у Пушкина не так. В его самом последнем письме к Наталье Николаевне Гончаровой эта фраза выглядит иначе. «Черт догадал меня родиться в России с душой и талантом». Вместо «души» вдруг появился «ум». Разница, что и говорить кардинальная. «Подправили» Пушкина постановщики, чтобы его слова ассоциировались с названием пьесы Александра Грибоедова «Горе от ума». Сейчас, конечно, трудно сказать, кто сделал это первым. То ли сам Товстоногов, то ли кто-то еще до него. Но в любом случае, корректировка непозволительная…

В советские времена Пушкина изображали как непримиримого борца с царизмом. Однако перед смертью он говорил об императоре иначе. «Что сказать от тебя царю?», - спросил Жуковский у смертного одра поэта. «Скажи, жаль, что умираю, весь бы был его», - тихо отвечал Пушкин.

В высшем свете Санкт-Петербурга поэта многие вообще ненавидели, что и послужило поводом для коварной интриги и убийству. Ряд исследователей утверждает, что поэт стал жертвой «голубого заговора».

В Париже, да и в других европейских столицах содомский грех тогда был в моде в высших кругах.

Зная вспыльчивый характер поэта, его враги стали били по самому больному - жене-красавице. И тут в Санкт-Петербурге, откуда ни возьмись, и появился белокурый француз Дантес. Его приемный отец, голландский посланник барон Геккерен, устроил его в гвардию, ввел в лучшие дома. Геккерен никогда не был женат. Князь А. Трубецкой потом писал: «Не знаю, как сказать: он ли жил с Геккереном, или Геккерен жил с ним... Он был очень красив».

Вскоре залетный французишка стал публично волочиться за Натальей Николаевной Пушкиной. Не давал ей проходу, а барон-«отец» всячески поощрял эти ухаживания. Затем оскорбительный для поэта пасквиль – «Диплом ордена рогоносцев» - был разослан ему самому, его друзьям и знакомым. Пушкин тут же вызвал Дантеса на дуэль.

Сам Пушкин считал автором пасквиля Геккерена. Но окончательно так и не удалось установить, кто именно сфабриковал гнусный «диплом». Подозрение пало также на дружков «голубого барона», князей И. Гагарина и П. Долгорукова, живших в одной квартире. Ряд советских исследователей-криминалистов утверждали, что именно они приложили руку к гнусной фальшивке. Это подтвердила и почерковедческая экспертиза.

Пушкин был убит на дуэли - на это и рассчитывали организаторы гнусной инсценировки…

Заговорщики радостно потирали руки, но не учли реакции царя. Николай I потребовал от голландского правительства убрать «каналью» Геккерена с поста посланника. Дантеса приговорили к смертной казни, а позже, разжаловав в рядовые, выдворили из России.

Не стану упоминать и опровергать всю галиматью, которую вбрасывают сейчас в Интернет. Попытки дискредитировать великого русского поэта продолжаются и в наши дни.

Безуспешные, но очень настойчивые.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Константин2
11.02.2014 18:32
Ирине. Вы абсолютно не поняли стихотворение. "Стоящие у трона,....наперстники разврата..." Какого разврата? О чем это? Чтобы понять о чем пишет поэт  надо знать обстановку, царившую при дворе Николая I. Об этом много написано, возьмите хотя бы - "Отец Сергий". Об этом же пишет очень подробно один из лучших исследователей Пушкина - Щеголев. Просто, когда Вы высказываете свою точку зрения, сверяйте ее с другими авторами, тем более, когда тема очень деликатная и касается нашей истории. Я лишь озвучил только то, что почерпнул из книг.
Павел Арзамасский
11.02.2014 1:34
ВЕРНОСТЬ.
Благодарность Богу и нашим предкам за великого сына Русской Земли, за то, что смогли явить нам верного сына нашего Отечества! Могучее русское слово обрело в лице Александра Сергеевина лучшего эстета и проводника к умам и сердцам настоящих и будущих поколений не только России но и всего мира.
  Никогда не комментировал статьи на       Столетии, а тут просто не удержалась душа. И вот почему.
  С детства любил читать сказки и смотреть их экранизации. С пятого класса читал много уже взрослых и серьезных книг в основном с упоением.
  Много отличных авторов и смыслов,но слова и поступок Татьяны вонзились в сознание на всю жизнь и стали эталоном поведения в семье, в кругу друзей и во многих жизненных ситуациях.  Честь и верность. ВЕРНОСТЬ И ЧЕСТЬ, лучшие черты русского характера, не взирая ни на какие обстоятельства и соблазнительнве доводы.

Огромная благодарность автору. Всегда читал Пушкина с упоением, как и эту статью о нём.
фаворский спб
10.02.2014 23:13
Печально, что ни один из серьезных телеканалов не удосужился посвятить памяти поэта в этот день программу,либо.как раньше водилось фильм на тему из его произведений. Ну хотя бы близкую к зимней тематике "Метель",либо "Станционного смотрителя". Посчитали излишним, а жаль -олимпиады проходят,а Пушкин остается с нами навечно.
Его незаживающие строки
Мне как России зимние дороги,
Иду по ним - кругом белым-бело,
И сколько тайн хранит его чело !
Но живет любовь к Пушкину в сердцах простых русских людей,которые ежегодно приходят в этот день на Мойку 12. Поэт Н.Тихонов вспоминал:".. В осажденном Ленинграде,на набережной Мойки появились  одинокие пешеходы.Набережная была пуста, разбита бомбами и снарядами.Бомба попала как раз во двор дома,где находилась квартира Пушкина.Стена квартиры треснула,но не упала.В комнатах было пусто,все вещи из квартиры были эвакуированы.Стоял только на небольшом пьедестале бюст поэта.Перед ним говорили речи и читали стихи..И никакое торжественное заседание не могло быть сильнее этого разговора с глазу на глаз народа со своим поэтом. Да,он был поэтом и той страшной действительности.И потому путь к этой голой квартире по пустынной Мойке не выглядел страшным или печальным. Страшно бы было тогда,когда мы оскудели бы духом,когда просили бы поэзию очаровать нас красивым вымыслом. Но в этом мы тогда не нуждались." Туда, пока существует наш великий язык, не зарастет народная тропа. Жительница Царского Села А.А.Ахматова вспоминала,что пушкинский дух преследовал её всегда и везде в царскосельских парках и вблизи императорских дворцов :
Смуглый отрок бродил по аллеям
У озерных грустил берегов
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни ...
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный томик парни.  
Славянин
11.02.2014 0:04
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.

Разве это не про нас?
ирина москва
10.02.2014 23:08
Константин2
Вы стихотворение прочитайте. Около любого "трона"-жадная толпа,правды палачи
Евгения Озорная
10.02.2014 18:31
Зная г-на Сарнова, совсем не хочется верить его побасёнкам. Утверждения же, что Пушкина при жизни никто не ценил, не видел его подлинного места в тогдашней литературе, слишком скоропалительны. Да, критиковали, да, ненавидели, да, не считали большим талантом... Это всегда было и всегда будет при жизни многих...Однако, можно найти не одно свидетельство современников, говорящее об обратном. Насчёт наград и званий - академиком Академии русской словесности Александра Сергеевича всё-таки выбрали!
Константин2
10.02.2014 18:25
Если смерть Пушкина результат банальной любовной интрижки, то, как объяснить пафос стихотворения Лермонтова, ведь он обвиняет в убийстве поэта "стоящих у трона".  Не зря же за это стихотворение его отправили в ссылку, что только подтвердило правоту Лермонтова.  А фразы: "Выше всех поэта, пожалуй, оценил царь Николай I", "Он же потом назначил после смерти поэта щедрое пожизненное содержание его семье"- показывают, что он даже не собирается рассмотреть версию, в которой виновным в гибели поэта выступает Николай I. А ведь только это версия объясняет смысл стихотворения "Смерть поэта", как и то, что Николай "назначил содержание... его семье".
Айвенго
10.02.2014 17:49
А. С. Пушкин работал по мужской теме как говориться, по самому главному, то есть он давал русскому народу воинское, то что толкает народ, питает кровью, ведет - солнечное. А это значит что этот человек должен вот как на дуэли постоянно идти на смерть и давать ощутить это всему народу, чувство самого себя, а оно изменений не имеет не каких и дух этот, веру в доброе, в счастливый конец, он был этим духовным отцом народа, его генератором, его мужчиной, его стволом. То на чем все держится, а вокруг так пустота.
Этим воплощением антистарушечьего и антикорытного духа, за что и сыскал особую ненависть всего этого к себе немужского. Он сказал народу зачем жить, для чего, дал дорогу, ну ведь не ради корыт со старухами, всего этого мелочного, развратно-вещевого, блядского, а скорее чтоб перегородить этому дорогу срамному, бесстыдному и бессовестному, вот как западу всему нынешнему чертовскому.
Ведь мужество оно выступает как Отцовство, судейство, идти на смерть, готовность перегородить дорогу грязи, хитрости, обесценить это все пустое, а не жить и не оправдывать как адвокат, не извращать жизнь, не помещать ее в болото мрачное старушечье, а давать основание, нормальное, начальное, молодое, твердое, оно ведь в духе добром русском. То есть всем своим состоянием Пушкин противостоял всему этому либерал-революционному, бунтарскому, пустоте этой болотно-жабьей бабьей.
Он давал народу того духа доброго, то за что можно умирать, а значит и есть зачем жить, этого самого чистого, что может обесценит тело человека ради защиты этого жизни, как ребенка на своей земле, да этим он давал народу все в итоге. Вытаскивал его со строек пирамид и рытья могил своих, перегораживая дороге сатане.
Именно чего лишили народ либералы в последние 20 лет, лишили смысла жизни, крови родства, кастрировали и обезличили в своем болоте, лишили этого напряжения, чести, дав все грязное, пустое и поганое, лживое гламурное, эгоистичное, потребительское, блядское, эгоистично-бунтарское.
Лишили народ геройства и всего мужского и боясь того кто может это вернуть народу опять, а нету твердости то и нету материнства, ведь мужчина в народе кто вернет материнство женщинам своей твердостью, а мужчин и собственно сделает мужчинами дав им это основание начальное и готовность идти на смерть ощутить именно это стволовое, то что и желает весь народ, тот кто отделит мужчин от женщин и даст это нормальное все именно как герой народа, его цветок, поставит все на свои места, сделает народ из массы какой биологической.
Если без этого народ жить не может значит этот человек дает народу все и народ это по сути этот человек, его мужчина, его честь, тот кто вытащит на свет народ и даст этого напряжения, в тот мир где по настоящему там нету лжи, тюрем, там и грубое слово но чистота внутри полная, там где человек пустоте не отдается.
Известно что в 1937 году был отмечен широко юбилей Пушкина и народу дали эту твердость и произошло решительное изменение всего идеологического курса, с ударом по пятой колонне, по пи… и ж…, была уничтожена революционная гвардия с ее чуждым народу нерусским духом кощеево сатанинским. Народу стали этот дух его русский возвращать опять словно оживлять его после смерти революционной.
А в Советские времена поэт был номер один его массово печатали и экранизировали и для детей и взрослых, на нем во многом базировалась система образования, где все о чести, о воинском.
И в те годы его жизни 19 века у России было много врагов и вне и внутри как обычно и всегда, легких времен у России не было, конечно любой человек кто начинает давать народу правду, доброго, это чувство самого себя, вечного, воинского, конечно разбираться начинают уже с этим человек, вот как с Ильей Муромцем, а даже не с царем, наезжают на него и еще за то что он служит именно царю русскому.
И в те годы Россия была сильна и вообще не перед кем не унижалась и народ в ней достойно жил. Да и в застойные 70-е годы народ тоже как и страна не жил унижено и рабами бездомными и бесправным себя не ощущал, на службе невесть чему, народ любил свою Родину, а страна была сверхдержавой вместе с ее народом, и то что еще сейчас плавает по морям тоже продукты того времени - 70-х или даже продукты 1937 – «года юбилея Пушкина», той воли твердости и решительности Сталинской.
Кстати есть поразительные совпадения между Пушкиным и Высоцким, да они были духовными отцами народа и их тоже обоих не любили либералы, нынешняя пляшущая п… тусовка, конечно нечисть крысиная боится огня колокольного и воды чистой, как мая месяца и грома - любви, всего человеческого с трагедиями и испытаниями, желая лишить народ этого как и жизни на своей земле, покушаясь в того кто дает ее народу, и чему он должен и быть верен. Да гнус на вершине сдувает и он болот ищет застойного и затхлого, как и крыса себя на помойках находит, а воин чистоту прошлого ищет и желает ее защитить как и землю свою, обрести высоту эту.
Кстати признак пи… это нелюбовь к творчеству таких людей как Пушкин, Высоцкий, ну или даже Цоя.

Фоторепортаж
16.01.2020
Подготовила Мария Максимова
Дары, которые получали представители нескольких поколений семьи Романовых, сегодня можно видеть на выставке.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».