Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
8 декабря 2021
День памяти в Вахтанговском

День памяти в Вахтанговском

В знаменитом театре отметили 100-летие
Нина Катаева
19.11.2021
День памяти в Вахтанговском

В списке спектаклей основной сцены на сайте Театра имени Евгения Вахтангова на 13 ноября значилось – «День тишины». С полудня до семи вечера в этот день двери были открыты для всех желающих – так Римас Туминас срежиссировал празднование юбилея. «Это будет День памяти, День истории театра, День тишины, – объявил всем.– Мы распахнём двери, откроем коробку исторической сцены, будем слушать голоса ушедших.Они будут раздаваться будто с записей на подпорченной пленке, как из того мира, с потрескиванием. Многих мы не узнаем».

Именно так и было. Целый день театр был заполнен, и зрителям едва хватило этого времени, чтобы пройти по юбилейным маршрутам. Все фойе превратились в театральные площадки, на которых на фоне фотовитрин фейерверками царствовали костюмы персонажей из спектаклей самых разных лет. В Большом фойе главным художником Максимом Обрезковым была сотворена огромная инсталляция, где, кроме костюмов, можно было видеть элементы декораций, реквизит, бутафорию спектаклей. И зрители с радостью узнавали белоснежные крылья, в которых являлась им Людмила Максакова в «Царе Эдипе», бриджи Манилова в белых розочках, в которых Мария Аронова встречала Чичикова («Мёртвые души»), бюсты императоров из «Ромула Великого» с Владимиром Симоновым в главной роли. Целый подиум занимали платья «Мадемуазель Нитуш», но особо, конечно, влекла всех витрина с костюмами из «Принцессы Турандот». Причем к этой витрине можно было попасть сразу после просмотра в Малом зале видеозаписи спектакля в постановке Евгения Вахтангова (восстановлен Рубеном Симоновым в 1963 году, телеверсия снята в 1971-м).

Любопытно, что были распахнуты двери и кабинетов руководителей театра, как мемориальных, так и действующих, на экскурсии в них зрители выстраивались в очередь. В кабинете Рубена и Евгения Симоновых и Михаила Ульянова, в котором худруки работали с 1949 года по 2011-й, в экспозиции были подлинные эскизы спектаклей, фотоматериалы, а также личные вещи.

Кабинет Кирилла Крока, в котором с 1949 года работают директора театра, обставлен антикварной мебелью из особняка Василия Берга, который был передан вахтанговской Студии в 1920 году с пожеланием создать новый театр. Кабинет Римаса Туминаса – его творческая мастерская, обустроен с большим вкусом.

***

В музейных комнатах такое же перенаселение. Одна из них посвящена легендарному спектаклю «Пристань», который был поставлен Туминасом к 90-летию театра, а два года назад снят с репертуара, поскольку не стало Юрия Яковлева, Вячеслава Шалевича, Галины Коноваловой, Владимира Этуша,а теперь и Василия Ланового. Спектакль стал музеем, и кроме костюмов, в которых артисты играли роли в восьми знаменитых сюжетах, видим их личные вещи, переданные в музей близкими людьми. Здесь китель с орденами Владимира Этуша, его фронтовые дневники, письма с фронта, реквизит к спектаклю. О Галине Коноваловой напоминают ее любимые каминные часы XVIII века, серебряные подсвечники. В отдельных витринах личные вещи и государственные награды Юрия Яковлева и Василия Ланового. Музейный зал, расположенный на уровне бельэтажа, открыт всегда, и каждый зритель может в антракте прийти сюда и вспомнить великих актеров.

Экспозиционный зал, пожалуй, самый интересный в историческом плане. Нам напоминают, что Вахтанговский театр родился 13 ноября 1921 года в особняке Василия Берга (Арбат, 26). Артисты Третьей студии МХАТ под руководством Евгения Вахтангова сыграли спектакль «Чудо святого Антония» по Метерлинку. После спектакля в зале всего на 150 мест состоялся концерт с участием Станиславского, Южина, Михаила Чехова, самого Вахтангова. Все ликовали, но никто не мог и предположить, что их детище станет одним из лучших театров России, опыт которого будут изучать и сто лет спустя. Студия быстро набирала популярность, «Принцессу Турандот», которую Вахтангов поставил в 1922 году, играли каждые два дня, спектакль стал визитной карточкой театра.

В 20-е годы было несколько перестроек здания. К1929 году, в рамках глобальной реконструкции, берговский фасад застроили конструктивистским, зал увеличили до 1100 мест, и в таком виде здание просуществовало 12 лет.

До той самой роковой ночи в июле 1941 года, когда во время ночного авианалета люфтваффе здание было разрушено. От взрывной волны погибли актёры Василий Куза, Николай Чистяков и курьер П. Ланцов, они сбрасывали с крыши зажигательные бомбы, когда взорвался фугас. Василий Куза, блистательный артист, был одним из основателей театра, в 20-30-х состоял в руководстве. Полностью здание было восстановлено в 1949 году.

В экспозиции можно увидеть личные вещи артистов, в частности, Бориса Щукина. Здесь его стол и диван, автографы Максима Горького и Алексея Попова. Щукин, как известно, первый исполнитель роли Ленина, играл вождя в кино и на сцене, и в витрине видим кепку Владимира Ильича, подаренную артисту Крупской. Вместе с обстановкой наследники преподнесли ее в дар театру. На стене воссоздан интерьер квартиры Бориса Щукина. Над диваном ёлочкой расположена галерея портретов ближайших сподвижников, венчает ее «Портрет неизвестного» в форме поручика Российской императорской армии, предположительно, деда актера Владимира Щукина, о чем вслух он никогда не говорил.

На двух других стенах воссоздана обстановка домашнего кабинета Михаила Ульянова. Обустраивая экспозицию, художник старался разместить предметы интерьера так, как стояли они в квартире артиста. Дочь Елена, посетив экспозицию, сказала: «Не хочется уходить, я как будто дома». «Елена с дочерью Елизаветой, – рассказывает замдиректора по репертуару и работе со зрителями Антон Прохоров, – видя, что театр занимается сохранением истории,передали нам в дар предметы интерьера. Теперь их видят зрители, а мы знаем, что через вещи, которые собирает человек, раскрывается характер и масштаб его личности». Здесь профессиональные награды Ульянова, один из первых вариантов «Хрустальной Турандот», а также костюм Бонапарта, в котором артист играл императора в спектакле Эфроса на Малой Бронной. Также видим в витринах костюмы, в которых Щукин играл Тарталью (1922), а Ульянов Бригеллу (1963) в «Принцессе Турандот». Все костюмы военного времени погибли, пришлось их восстанавливать, но сохранился колпачок, в котором Щукин почти 17 лет играл Тарталью.

***

У актеров в этот день были необычные роли. Зрители обнаруживали их в разных уголках театра, подходили, общались, брали автографы, фотографировались на память. Делились впечатлениями: кому-то удалось пообщаться с Сергеем Маковецким и Ириной Купченко, кому-то с Евгением Князевым и Нонной Гришаевой. Расспрашивали, в основном, о новых ролях, о том, как Туминас проводит репетиции, а также о том, помнят ли, как появились в труппе Вахтанговского, кто помогал на первых порах.

Вижу огромную очередь за автографом к Виктору Добронравову. Спрашиваю его о князе Андрее, которого он играет в «Войне и мире»: почему князь у него такой жёсткий и так одержим славой?

Отвечает: «Таким придумал его Римас Туминас. Он все время говорил, чтобы мы забыли, каким представляли себе князя Андрея раньше, потому что он видит его совсем в другом ключе. А поскольку наш театр режиссёрский, наша задача была в том, чтобы ему довериться. Конечно, мне было непросто, мы все живем в мире стереотипов, и роман Толстого «Война и мир» каждый читает по-своему. У каждого «свой» князь Андрей, помимо этого, есть куча экранизаций, и с годами начинают рождаться хрестоматийные вещи… Впрочем, это долгий разговор…»

Обстоятельную экскурсию по фойе с портретами выдающихся вахтанговцев, работавших в театре во второй половине прошлого века, провел весельчак Нонанкур из «Соломенной шляпки» – Михаил Васьков.Ну а какой разговор об артистах без театральных баек?Эпиграфом к ним можно взять афоризм Анатолия Кацинского, актера, художника и поэта: «Когда к вам придет старость, не надо пугаться, надо улыбнуться и сказать: «Здравствуй, дорогая, а ведь могли и не встретиться…».

Водители 39 троллейбуса, останавливаясь у театра, объявляли во всеуслышанье: «Остановка Театра Астангова» - вместо Вахтангова, они знали, что это он в фильме «Пятнадцатилетний капитан» по роману Жюль Верна сыграл коварного кока Негоро. А, возможно, среди них были театралы, видевшие Астангова на сцене в блестящих ролях Сирано де Бержерака, Маттиаса Клаузена и Гамлета. Пошутили однажды и в Киеве, куда приехала на гастроли группа во главе с Михаилом Ульяновым. Был в ней и очень популярный Николай Тимофеев, корифей вахтанговской сцены.Увидев огромную афишу, висевшую на высотке, коллеги в очередной раз убедились в популярности Тимофеева: их имена были написаны довольно мелко, подчеркнуто крупно было выведено одно – Мыкола Тимофеев.

«Самым великим чудом»Вахтанговскоготеатра экскурсовод называет Николая Гриценко. В публике вспоминают«Анну Каренину», «Хождение по мукам», «Семнадцать мгновений весны», но Михаил Васьков советует всем посмотреть «Шведскую спичку» по рассказу Чехова, где актер играет так, что рядом с ним «не видно» двух великих артистов.

«Чудом номер два» именуетЮрия Волынцева– Пана Спортсмена из «Кабачка «13 стульев».

О спектакле, в котором 17-летний Васьков играл с Николаем Плотниковым, известным широкому зрителю по фильму «Девять дней одного года», актёр вспоминает сквозь смех и слезы. Там была сцена, в которой отец-академик дарит сыну на день рождения электробритву, которая «заводилась, как часы, и не брила, а выщипывала щетину». «Собственно, щетины у меня тогда и не было, – говорит Васьков, – но Николай Сергеевич брил обходительно, не дотрагиваясь до кожи, и при этом у нас шла научная беседа. Потом пришел другой артист, тоже известный, но он меня брил по-настоящему. Чтобы на спектакле мне не было больно, я выскребал себе лезвием подбородок, но «папа» все равно въедался мне в кожу, произнося свои умные слова. Мне казалось, что у меня вылетит челюсть…Это к разговору о партнерах. Кстати, знаете ли вы, чтов началеXX века артистов можно было узнать именно по этой внешней черте – они были бриты, чтобы ничто не мешало надевать парики, а вообще у мужчин была мода на бородыи усы».

Актер демонстрирует портреты старейшин - художника Николая Акимова, главрежейАлексея Попова, впоследствии ставшего главным в Театре Советской Армии,и Евгения Симонова, руководившего Вахтанговским театром почти 20 лет, театральных педагогов – Александра Граве (кроликовод Огурцов в картине «Беспокойное хозяйство»), «чудо-артистку» ЛарисуПашкову, Владимира Шлезингера, в 38 лет блестяще сыгравшегостарика-дирижера Пана Казика в спектакле «Дамы и гусары».

Портреты Петра Фоменко, Романа Виктюка и Аркадия Каца висят в ряд, были в этой компании еще Гарий Черняховский и Роберт Стуруа – все эти режиссеры в перестроечные годыпомогали Ульянову держать театр на плаву. Незадолго до смерти ставил на вахтанговскойсцене «Бесов» Юрий Любимов. В театре работали композиторы Хренников, Сорин, Шереметев,год назад ушедший Фаустас Латенас, сподвижникТуминаса. С художникамиСергеем Ахвледиани и Иосифом Сумбаташвили Михаилу Васькову довелось поработать. «К сожалению, так получается, что мы часто расстаемся с теми, кого любим», – говорит он.

И напоследок сообщает, что огромная коллекция колоколов, хранившаяся в театре до начала двухтысячных, была передана Ульяновым московским храмам. Теперь колокола звучат на храме Большое Вознесение, где венчался Пушкин, и нацеркви Успения Пресвятой Богородицы в Путинках.

***

Два года назад я была на сборе труппы в Театре имени Вахтангова, тогда РимасТуминас только готовился к репетициям по «Войне и миру». «Наша стихия – любовь и ирония, – напомнил он вахтанговцам. И поделился с залом посланиями Толстого: «Терпеливое осмысление жизни и смерти, войны и мира – это тихий стон человека и земли, и вечный трагизм его стремления к счастью», «Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, иногда неистощимых всех ее проявлениях». «Тихий стон человека и земли» – это уже определяет стилистику, дает запах», – сказал постановщик. – Цель художника – призыв к счастью: этим все сказано».

О том, как актёры входили в пространство спектакля «Война и мир», я спросила народную артистку России Ольгу Тумайкину.

– Эта территория оказалась затаенной для всех нас, – сказала она,– от слова «затаить» дыхание и сердечные ритмы, чтобы волнение не мешало внимательно слушать Римаса Владимировича, который каждый день работал над постановкой «Войны и мира». При этом я стремилась «слушать», и сейчас продолжаю это делать, и других лекторов, начиная от Лотмана, которые рассказывают о творчестве Толстого, о том, как выглядит этот роман, что значит для нас сегодняшних и что значил для современников писателя, кто эти «новые» герои и почему они ничем не отличаются от нас. Всё те же проблемы семьи, та же ревность, страсть к жизни, та же жажда славы и та же некрасивая война. И над всем этим восходит главная толстовская мысль – несмотря ни на что, надо оставаться человеком.

Какой персонаж, в трактовке Туминаса, кажется вам наиболее непривычным?

–Конечно, Наташа Ростова. Долгие годы к ней относились по шаблону: девочка-птичка, незабудка, колокольчик, желанный ветерок, но Лев Николаевич, описывая эту героиню, даже когда ей было 16 лет, писал о том, что у неё были большие чёрные глаза, маленькие ножки и – «огромный рот», и когда она была охвачена какими-то эмоциями, Толстой написал – «Наташа заревела». Такое существо может заплакать, всплакнуть, но никак не «зареветь». И вот эту ее страсть позволять себе брать то, что хочется, наверное, трудно было принять в те времена, потому что домострой и строгие правила никто не отменял. Кто-то даже сейчас пытается это сохранить, а Наташа была «другая». Это подтверждается всей ее жизнью, а в особенности тем фактом, что, став матерью четверых детей, она отказалась отдать их кормилице, кормила сама. Так что Наташа Ростова – пионер, и Римас Владимирович об этом рассказал.

Думала, вы поведете разговор об Андрее Болконском…

– Говорить можно и о Николеньке Ростове, и обо всем семействе Ростовых, и о старом князе Болконском. А что касается князя Андрея, как известно, каждый человек имеет право на свои пять минут славы, но сегодня так часто славу хватают за уши и насильно притягивают к себе, что она кажется очень спорной. Сегодня надо заново открывать для себя ее понятие, и, думаю, князь Андрей знал, что такое слава, он ее чувствовал, жаждал, заявлял, хотел окунуться в неё, пусть на мгновение, но он настаивал на этом, и не было в мире силы, которая могла бы его отвернуть от этой цели. Но жизнь так устроена, что боль, своя или чужая, разочарования и потери, лопнувшее терпение, рано или поздно, делают так, что ты отправляешьжаждуславы в дальний ящик. Она уже не так радует, тебе хочется просто жить. По-моему, именно это хотел сказатьРимас Владимирович.

…Спектакля в этот день не было, но в полумраке зрительного зала целый день звучали голоса артистов, служивших вахтанговской сцене. На черном фоне сцены из небытия выплывали их имена, приближались к вам, и, отзвучав, исчезали вновь.

Десятки, сотни имен… Звучали стихи классиков, а то и монологи из пьес… Зал постоянно взрывался аплодисментами. А вечером был аншлаг.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Бодров
19.11.2021 18:50
Какая помпа на руинах русской классики, уничтоженной Туминасом!

Эксклюзив
06.12.2021
Александр Пронин
Поведение США и НАТО становится суперагрессивным.
Фоторепортаж
07.12.2021
Подготовила Мария Максимова
В Государственном историческом музее открылась выставка «Российская империя».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.