Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Давид Кугультинов: "В тот день, когда я не увижу дня…"

Давид Кугультинов: "В тот день, когда я не увижу дня…"

К юбилею великого калмыцкого поэта
Борис Рябухин
11.05.2007

В Москве прошел памятный вечер, посвященный творчеству народного поэта Калмыкии, Героя Социалистического Труда Давида Никитича Кугультинова в связи с 85-летием со дня его рождения. В торжествах приняли участие известные московские писатели, представители Постпредства Калмыкии в Российской Федерации, члены землячества калмыков "Единство" в Москве.

В Год русского языка это событие особенно символично. Оно еще раз подчеркивает, что русский язык – это мост, по которому культуры разных народностей приходят в культуру мира.

"Если литература талантлива, если это искусство, - говорил Давид Кугультинов, - то оно помогает человеку и обществу осознать самих себя. А это очень важно во все времена. Это необходимо и человеку, и человечеству".

Ветеран Великой Отечественной войны, узник сталинских лагерей, автор более 80 книг, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий СССР и России, обладатель самых главных советских и российских наград, Давид Кугультинов давно стал златоустом калмыцкого народа. Но Кугультинов, благодаря прекрасным русским переводам, признан как выдающийся поэт современности не только в нашей стране, но и за рубежом. Он отразил в своем творчестве коренные моменты эпохи. Его глубоко народные произведения – вклад поэта в золотой фонд многонациональной российской литературы.

Давид рано стал "воителем за правду". Он родился 13 марта 1922 года в селе Гахан-Абганеры Большедербетовского улуса Калмыкии, в семье сельского учителя. С детства писал стихи. Он учился в 10 классе, когда был издан его первый сборник "Стихи юности". Молодого поэта заметили в 1940 году, когда в Элисте праздновали 500-летие калмыцкого эпоса "Джангар". В 18 лет его приняли в Союз писателей по рекомендации Александра Фадеева. И на пленуме СП назвали "надеждой калмыцкой поэзии". Он успел проучиться два года на историческом факультете Элистинского пединститута, и ушел на войну литсотрудником дивизионной газеты. Дороги войны свели его с писателем Василем Быковым. Вступил в партию.

#comm#И вдруг в 1944 году был "демобилизован за принадлежность к калмыцкой национальности", как написал в автобиографии на страничке тетрадного листка в клеточку.#/comm#

В пору лихолетья, по указу Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1943 года все калмыки как "изменники и предатели" подлежали выселению в Сибирь, а Калмыцкая автономная республика ликвидировалась. Вот такая историческая несправедливость постигла народ, участвовавший в сражениях за независимость России, от Полтавской битвы до Великой Отечественной войны. Кстати, боевой клич храбрых калмыцких воинов "Урала" стал в русской армии победным "Ура!".

Кугультинова отправили сначала в Бийск, там он работал преподавателем русской литературы в автомобильном техникуме. (Кстати, в нем в ту пору учился Василий Шукшин).

Позже поэт напишет поэму, посвященную депортации калмыков. А в письме Сталину осудит выселение калмыцкого народа и предложит возвратить его обратно, сформировать из калмыков национальную дивизию и послать ее на фронт.

В 1946 году поэт был осужден за свою, фактически правозащитную, деятельность по статье 58/10 на 10 лет и отправлен в Норильский государственный особый режимный лагерь. Последовали 12 лет каторги и ссылки.

#comm#Он защищал свой народ, который лишили дома. По окончании срока в Норильском ГУЛАГе Кугультинов вернулся в Элисту. А в 1956 году был полностью реабилитирован. #/comm#

Как только освободился из лагерей, неуемный Давид Кугультинов сразу написал письмо-ходатайство на имя Г.М. Маленкова с просьбой – решить судьбу Республики Калмыкия. Уже в 1957 году в составе инициативной группы он принимал активное участие в восстановлении автономии Калмыкии.

В ЦК намеревались создать эту административную единицу в Кулундинских степях: там пастбищные условия – лучше не придумаешь.

Кугультинов вспоминал: "Я поднял руку:

- Кулундинские степи выигрышные, но когда речь идет о родине, решающее слово принадлежит сердцам... Не нужно нам ваших Кулундинских степей. Нам отдайте земли, которые 350 лет тому назад были навеки закреплены за калмыками, чтобы они, став частью России, стали россиянами головой, сердцем и душой...

И 1958 год был годом активного возвращения калмыков из ссылки в родную степь, да и вся страна, мне казалось тогда, была на подъеме..."

Давид Кугультинов получил известность философа, мыслителя, оратора. Он экстерном закончил аспирантуру Литературного института. Возглавил Союз писателей Калмыкии.

В 1970-е годы стал членом правления Союза писателей СССР. И даже какое-то время заседал в Политбюро.

Его стали активно переводить на многие языки. Среди его переводчиков — Михаил Светлов, Семен Липкин, Юлий Даниэль и Новелла Матвеева.

Д. Кугультинов говорил друзьям, что его начали так широко печатать, чтобы загладить "чувство вины" за жестокость репрессий. Но он не ковырял незажившие раны. Даже в стихах о Норильске не написал о грандиозном восстании лагерных заключенных, произошедшем в городе после смерти Сталина. А ведь он просидел там двенадцать лет!

#comm#Просто Кугультинов считал, что нельзя так мстить, нужно разобраться в этом непростом явлении. #/comm#

Но поэт всегда находил добрые слова для тех, кто сохранил чувство собственного достоинства, пережив ГУЛАГ. Даже вспоминая о нелегкой жизни калмыков в Сибири, Кугультинов называет сибиряков лучшими русскими, щедрейшими в мире, делившими с ними и судьбу, и хлеб. И говорит об этом не просто по своей доброте душевной.

Я помню прошлое. Я помню

Свой голод. Больше я не мог.

И русская старушка, помню,

Мне хлеба сунула кусок.

Затем тайком перекрестила

В моем кармане свой ломоть.

И быстро прочь засеменила,

Шепнув: "Спаси тебя Господь!"

Воспитанный на духовных традициях калмыцкого народа, многовековой русской культуре, Давид Кугультинов всей своей жизнью и творчеством утверждал незыблемость единства истории своего народа с историей великой России.

#comm#В советские времена Д. Кугультинову предлагали переехать в Москву. Но он остался верен своему краю.#/comm#

А потом он оставался верен президенту республики Кирсану Илюмжинову, доверенным лицом которого был. Возглавлял Совет Старейшин при Главе Республики Калмыкия. Скажут, на что он мог повлиять? Например, не без его поддержки в Калмыкии был установлен памятник Велимиру Хлебникову.

Еще очень важная особенность Давида Кугультинова – забота о начинающих авторах. Он тысячу раз прав, убеждая мастеров пера: "Дайте, дайте первую удачу, Пусть в себя поверит человек. Пусть в приливе радости горячей Ощутит себя потомком всех". Кугультинов вообще милосерден: "О людях забывать не смей И счастьем одели друзей", - таково кредо поэта.

Философская глубина и строгая афористичность мысли сочетаются в стихах Кугультинова с щедрой, при всей внешней скупости, живописностью поэтических образов. И, как большой поэт, он еще – и пророк.

Тридцать лет назад Давид Кугультинов написал:

В тот день, когда я не увижу дня,

Я верю, сокрушаясь и стеная,

По-матерински примешь ты меня,

Вберешь мой прах, Калмыкия родная…

И вот 17 июня 2006 года его не стало. Поэта хоронил его президент. Только на три месяца пережил он свою вечную любовь, супругу Аллу Григорьевну. И немного не дожил до этого 85-летнего юбилея.

Но свет его не меркнет. Теперь Планета № 2296 под именем "Кугультинов" несет на себе знак большой российской Поэзии в космическом пространстве.

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.