Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 марта 2024
Чехи «смотрят Москву»

Чехи «смотрят Москву»

Российское ТВ глазами чешского инженера
Вацлав Млейнек, Чехия
22.09.2011
Чехи «смотрят Москву»

Просим привередливых читателей быть снисходительными к автору – русский язык для него неродной, но его письмо показалось нам родным и интересным.

Многие российские телеканалы для нас, граждан Чешской Республики, стали доступны через сателлит (так у нас называют спутниковую антенну) лишь в начале ХХI века; говорят, что это была инициатива Владимира Путина. Для жителей бывшей Чехословакии – это немаловажный факт, ведь у нас проживает достаточное количество выходцев из бывшего Советского Союза, да и мы сами, особенно люди среднего и старшего возраста, помним и любим русский язык.
Традиция «смотреть Москву» восходит к тем временам, когда офицеры Советской армии, проходившие службу в ЧССР, неофициально сделали для себя возможность смотреть первую программу из Советского Союза.

Благодаря им, мы тоже приобщились не только к программе «Время» с Игорем Кирилловым и несравненной Анной Шатиловой, но и к мультсериалу «Ну, погоди!». Коронное блюдо на Новый год на чешских телеканалах до сих пор – это чудесная сказка «Морозко»...

В 1990-е годы в Чехии почти на 10 лет образовался своеобразный вакуум в телеэфире. Теперь же теле- и радиоинформации из России более чем достаточно.

Неохотно смотрим российские сериалы, потому что они в массе своей имеют негативные сюжеты и разбираться в пошловатой специфике российских проблем не очень-то интересно.

Люди старшего возраста обычно ждут «Субботний вечер» или «Старые песни о главном» по «России 1» или по Первому каналу. Молодые граждане получают удовольствие от канала МузТВ, не пропуская, конечно, и «Секс с Анфисой Чеховой», а великое большинство обязательно вдумчиво просматривает информационные программы «Время», «Вести» или «Сегодня». Отдельное замечание от меня лично: надо бы учиться телеведущим новостей говорить по-русски медленнее, потому что аудитория у российских телеканалов (особенно у «России 24») – практически вся планета Земля, а мы – люди, не владеющие русским языком как родным, много информации вынуждены пропускать мимо ушей.

Величайшая аудитория – у телеканала «Спорт»; это вполне понятно – болельщики есть всюду. Свои зрители – интеллектуалы и снобы – у канала «Культура», привлекающего своими высокохудожественными передачами обычно без какой-либо политической окраски и отсутствием агрессивной рекламы.

Павел Коржинек из Трутнова утверждает, что обычно он не пропускает ни одной значимой телепремьеры оперы или балета на этом телеканале, особенно отметив такие милые сердцу программы, как «Билет в Большой» и «Партитуры не горят».

Словом, пану Коржинеку нравятся только типично русские телепередачи, а не заимствования с западных программ. Хороши бывают концерты Ансамбля имени И. Моисеева, Хора имени М. Пятницкого, Ансамбля имени А. Александрова.
Меня всегда радует, что среди поклонников российского телеэкрана не только русские, украинцы или белорусы – выходцы из СНГ, но и урождённые здесь граждане Чехии и Словакии. И наоборот, много смеха часто вызывают у нас вопросы корреспондентов из телепередачи телеканала «Прима» «У каждого свои ошибки». Не далее как 2 августа мы много смеялись над ответами наших сограждан на вопрос: «Сколько часов летит самолёт из Санкт-Петербурга до Ленинграда?» Не исключено, что многие люди, ответившие на него правильно, смотрят как раз именно российские телеканалы. Программы российских телепередач регулярно печатаются в газете «Информ-Прага».

Анализа телепередач российских телеканалов в чешских массмедиа почти не встретишь, здесь это не очень-то принято, всё-таки Чехия – часть Евросоюза.

Особенно трепетно у нас относятся к телепередачам, так или иначе связанным по своей тематике с проблемами нашего государства или с его лучшими героями – певцом Карелом Готтом, космонавтом Владимиром Ремеком или хоккеистом Яромиром Ягром. Чаще всего обсуждение российских телепрограмм происходит в неофициальной атмосфере – на работе за кофе с коллегами, дома с членами семьи, реже – в общественном транспорте, который, как когда-то во времена социализма, уже больше не является у нас своеобразным барометром взглядов и умонастроений людей.
Недавно в нашем маленьком городке Яромерж я услышал, как самый позитивный отзыв о российском телевидении дала пани Дагмар Йиндрова: «Теперь стало возможно видеть, что передают в чешских новостях, и сравнивать с российскими «Вестями» полученную информацию, делать анализ. Раньше мне нравилась программа «Частная жизнь» с Владимиром Молчановым, но её уже нет в телеэфире. Охотно я смотрю фигурное катание с моим любимцем Евгением Плющенко, военные парады из Москвы». Кроме того, госпожа Йиндрова с ходу назвала и свои любимые передачи – «Играй, гармонь!», «Романтика романса» и «Две звезды».
У меня есть друзья из Москвы, которые не святые, конечно, но и не законченные алкоголики и курильщики. Я потом присмотрелся к этой проблематике более вдумчиво и был вынужден согласиться в правоте и наблюдательности чешского «народного мнения».

К сожалению, и в мыльных сериалах, и в интересных художественных фильмах, комедиях, драмах и исторических кинофильмах редко герои обходятся без смакования таких далеко не безобидных российских негативных моментов, как алкоголизм и курение.
Особым вниманием пользуются информационные передачи. И здесь на первом месте по традиции идёт старое доброе «Время», доверие к которому по-прежнему велико. Наших зрителей привлекают свобода и демократизм российских телеканалов, возможность высказать взгляды, порой не совпадающие с мнением российского правительства, раскованность и незакомплексованность многих политических деятелей России, особенно Жириновского. Однако время от времени возникают недоумённые вопросы и сомнения в адекватности российских каналов. Среди части наших телезрителей вызвало большое недопонимание и не столь давнее нагнетание страстей на российском телевидении в связи с ситуацией в Белоруссии.

По многим каналам сегодня из России буквально льются на человека, накрывая его, как девятым валом, бездуховность, насилие, культ наживы, распущенность и вседозволенность. Мы в Чехии, на «восточном Западе», говорим: нет, господа, нам такие «общечеловеческие ценности» не нужны!

Ведь принижению и оплёвыванию подвергаются такие святые и высокие чувства, как любовь, патриотизм, целеустремлённость, желание творить добро, летать в космос или быть настоящим, а не «последним» героем!
Подрываются многие христианские ценности не только в России, но и в странах Евросоюза; в особенности принижается авторитет семьи. Это совершенно неприемлемо для России – братской нам по крови славянской страны, где уважение к старшим – наивысший приоритет, где к родителям и к героям всегда относились почтительно. Вполне понятно, что такие передачи и фильмы вызывают определённую напряжённость у некоторых представителей интеллигенции и даже церкви. Как же противостоят этой наркотической игле в нашей республике? Пока ещё просто – переключают на другие каналы или вовсе выключают телевизор, не разрешают детям и подросткам смотреть некоторые передачи.
К тому же, как заметил бизнесмен из города Остравы Иржи Томчала, мы должны помнить, что благодаря российскому телевидению наряду с пустыми и бессодержательными американскими триллерами мы радуемся показу оперы «Князь Игорь» или балета «Щелкунчик», в который раз с удовольствием смотрим «Летят журавли» или «Бриллиантовую руку».

Мы восхищаемся фильмами Никиты Михалкова и его признанием, к примеру, на кинофестивале в Карловых Варах или комедиями Эльдара Рязанова, выражаем недовольство поведением и речами некоторых политиков или телеведущих типа девицы Собчак.


Большинство российских телепередач в Чехии находят своего телезрителя – это не может меня не радовать, но то, что показывается много негативного в этих телепрограммах, – не может не огорчать. Возможно, нужно, находясь вне России, проводить разницу между негативными тенденциями на российском телевидении и позитивными моментами, что мы и стараемся делать. Но в каждом случае мы рады, что российское телевидение у нас есть.


По материалам «Литературной газеты»


Эксклюзив
18.03.2024
Максим Столетов
Запад поставляет Киеву тысячи ударных дронов
Фоторепортаж
13.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Ярославле открылся музей СВО


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..