Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Ангелы Рафаэля

Ангелы Рафаэля

К 500-летию со дня смерти гения Возрождения
Ирина Баранчеева, Рим
06.04.2020
Ангелы Рафаэля

6 апреля Италия готовилась широко отпраздновать юбилей своего великого сына, но судьба распорядилась иначе. Открывшаяся в начале марта большая экспозиция работ Рафаэля в Риме закрылась несколько дней спустя из-за введенного всеобщего карантина. Закрыты Музеи Ватикана, куда ежедневно устремлялся поток посетителей, чтобы увидеть росписи художника на стенах Папских покоев. Закрыты церкви и музеи в Риме, Сиене, Перуджии, Флоренции, в его родном Урбино, где находятся фрески и картины Рафаэля. Таким образом, 500-летие окончания своей недолгой земной жизни и начала долгой посмертной славы художник, которого современники уже при жизни называли «божественным», вынужден «праздновать» в гордом одиночестве.

Тему Рафаэля в средствах массовой информации отодвинули на задний план более актуальные проблемы. И все же художник, живший как раз во времена всяческих эпидемий, болезней и войн, которые сотрясали Европу, мог бы оказаться полезным сегодняшнему человечеству, столкнувшемуся с новым страшным бедствием. Неслучайно известный русский писатель Борис Зайцев написал посвященную ему повесть в революционной России, в годину смуты и бед.

Рафаэль сошел в могилу в расцвете творческих сил из-за лихорадки, которую он, вопреки официальной версии, скорее всего подхватил, наблюдая за раскопками античных монументов в Римской Кампанье, бывшей в то время рассадником малярии. Ему было всего 37 лет, но он успел сделать столько, сколько хватило бы не на одну творческую жизнь.

Все же вопрос остается открытым: насколько может быть понятен этот молодой человек с тонкими и меланхоличными чертами лица, каким он изобразил себя на известном автопортрете из Галереи Уффици, нам, людям XXI века?

И чему может научить художник, рисовавший ангелов, Мадонн и персонажей, которые кажутся принадлежащими скорее Небу, чем земле, тех, кто с головой погружен в обман виртуального мира?

Жизнь Рафаэля кажется спокойной и безмятежной, как и его искусство, лишенной какой-либо трагедийности. Его необыкновенное творческое дарование проявилось очень рано, и хотя он остался круглым сиротой в возрасте 11-ти лет, но нет никаких сведений о том, чтобы это каким-то роковым образом повлияло на его судьбу. Рафаэль учился у великого художника эпохи Возрождения Пьетро Перуджино, а после смерти отца, тоже художника, хотя, по всеобщему мнению, и посредственного, унаследовал вместе с другими сотрудниками его артель и в 17 лет уже получил свой первый самостоятельный заказ.

Слава пришла к Рафаэлю очень рано, но она не вскружила ему голову. Наверное, во всей истории искусства нет другого примера подобного счастливого сочетания таланта и чудесного характера.

Джорджо Вазари в своем объемном труде «Жизнеописания знаменитых живописцев» замечает, что «природа дала Рафаэлю блеск редчайших достоинств души, соединенных с изяществом, усердием, красотой, скромностью и нравственностью поступков».

К достоинствам Рафаэля можно было бы еще отнести смирение, поскольку, даже добившись всеобщего признания, он не переставал учиться. Учился не только у великих Леонардо да Винчи или Микеланджело, но и у художников второго плана, опыт которых он творчески перерабатывал, чтобы создать свой собственный неповторимый стиль.

Именно те его качества, о которых упоминает Вазари, сделали Рафаэля всеобщим любимцем, дружбой с которым гордились не только его собратья по кисти, но и высшие церковные прелаты, аристократы и монархи Европы. Существуют свидетельства о его соперничестве с Микеланджело, но и они исходят в основном из писем последнего, известного своей крайней подозрительностью. Рафаэль же показал пример миролюбия, наделив чертами лица Микеланджело философа Гераклита на фреске «Афинская школа» в Ватикане.

Рим невозможно представить себе без Рафаэля, как и Рафаэля без Рима, поскольку именно в этом городе его талант раскрылся наивысшим образом.

В Риме, куда художник приехал в 1508 году, в тот момент сформировалось общество, готовое воспринять новые идеи классической культуры. Над украшением Папских покоев в Ватикане трудились лучшие художники того времени. Возрождался интерес к греческой и римской культуре. В Ватикане начали собирать коллекцию античного искусства.

Триумфальная карьера Рафаэля в Вечном городе началась с росписи нескольких залов Ватикана, которые известны как «Станцы Рафаэля». И его авторитет был таков, что для того, чтобы дать пространство его фрескам, частично или полностью были сбиты предшествующие работы Пьеро делла Франческа, Луки Синьорелли и его учителя Перуджино.

Рафаэль оставался главным художником при Папском дворе вплоть до своей смерти в 1520 году. В 1514 году, после ухода из жизни Браманте, он принял на себя руководство строительством собора Св. Петра, а в 1517 году был назначен на должность «комиссара античности».

Известный итальянист и историк искусства Павел Муратов пишет в книге «Образы Италии»: «В станцах Рафаэля путешественник оказывается лицом к лицу с самыми совершенными созданиями золотого века Возрождения. Рафаэль не написал ничего более значительного...»

Это утверждение, однако, оспаривается другими исследователями его творчества, видящими в последней картине Рафаэля «Преображение», которая сейчас находится в Музеях Ватикана, высшее проявление его гения.

Рафаэль умер в Страстную пятницу, причастившись, раздав свое имущество ученикам, которых у него было много, и завещав средства на строительство алтаря с мраморной статуей Мадонны в церкви Санта Мария Ротонда, известной как Пантеон, где он пожелал быть похороненным.

Так чем же может быть интересен этот далекий по времени художник современным людям, для большинства из которых недостижима ни его внутренняя цельность, ни его усердие, ни «добрый нрав»?

Живопись Рафаэля проста и ясна. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в своем эссе «Дух, душа и тело» приводит в пример его Мадонн, когда говорит о том, что «дух чистый и кроткий творит себе полное красоты и нежности жилище».

RAFAEL_-_Madonna_Sixtina_Gemäldegalerie_Alter_Meister_Dresden_1513-14._Óleo_sobre_lienzo_265_x_196_cm-scaled.jpgВ живописи Рафаэля нет загадок, зашифрованных тайн, как в живописи Леонардо, поэтому ему не может быть посвящен бестселлер типа «Кода да Винчи» Дэна Брауна. Рафаэль не ссорился с высокопоставленными заказчиками, как Микеланджело, никого не убил, в отличие от Караваджо, чтобы он мог стать героем какого-нибудь захватывающего детектива, которые сегодня пользуются большой популярностью.

Кое-кто упрекал его в чрезмерной влюбчивости, и Вазари пишет, что он «ухаживал за женщинами и всегда готов был им служить», но и это качество в наш век высоких технологий оказывается безвозвратно устаревшим.

В жизни Рафаэля, как и в его личности, не было ничего темного, гнетущего. Он с успехом развенчал миф о том, что великий художник обязательно должен быть «демонической личностью» с трудным характером. Рафаэля все любили – и люди, и животные. Так что же он может дать нам сегодня, в тот драматический момент, который мы переживаем? Пожалуй, пример того, что умереть не страшно и в 37 лет, если у тебя за плечами благочестиво прожитая жизнь...


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.