Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 ноября 2019
Алексей Вульфов: «Мир становится лучше, когда мы поём»

Алексей Вульфов: «Мир становится лучше, когда мы поём»

Беседа с композитором, членом жюри фестиваля «Песнопения Христианского мира»
24.09.2019
Алексей Вульфов: «Мир становится лучше, когда мы поём»

Алексей Борисович, чем вы объясняете неизменный успех концертов Патриаршего хора храма Христа Спасителя под руководством Ильи Толкачева?

– Разумеется, высоким качеством пения – но не только этим. Люди тянутся к хорошему – сознательно или нет, но это происходит. А здесь, на концертах «Песнопений христианского мира», людей встречает одно только хорошее: и музыка, и согласное хоровое пение, и одухотворенные голоса, и светлый настрой, которого так не хватает сегодня в жизни. Здесь добро не только разлито повсюду , оно не только радует, но и вдохновляет людей, они начинают чувствовать сопричастность с происходящим, как бы творить вместе с хором и после концерта выходят чуточку другими. Мир становится лучше, когда мы поем. Кстати, девиз фестиваля так и звучит.

Хоровое пение а капелла вообще очень возвышает – воплощенная в нем идея соборности, братства, вещательной теплоты душевной теплит душу. Даже просто во внешнем торжественном облике большого хора, стоящего на сцене в концертных костюмах (как бы такой певческий иконостас своего рода), уже есть сила добрая – сила согласия вокруг хорошего.

– Такой хор, числом больше 40 певцов, – редкость в наши дни…

– Вы правы, в России совсем их немного – считанное количество. А звучность большого хора – это совсем иной смысл, чем камерного, и слушать такую звучность, да тем более в исполнении первоклассных певцов, многие из которых профессиональные вокалисты, не только удовольствие, но и большая польза для души и, если хотите, тела (как слушание, например, большого колокольного звона). Это звучание утверждающее, проникновенное, это действительно звуковой собор, призывающий к небесам – причем, не только при исполнении духовной, но и светской музыки, если она совершенна.

– Хор исполняет произведения классиков жанра - Чеснокова, Архангельского, Голованова, Гречанинова, Бортнянского. Их музыка действительно звучит особо в большом хоре, да к тому же со столь живыми, «думающими» и чувствующими голосами, как в Патриаршем…

– Вы правы. Когда как в хороших наушниках, на хорошем стерео разрастается вся ширь, все пространство звучности, – является могучесть объема звуковой ткани.  Без этого подобная музыка воспринимается как какая-то задачка по гармонии, нехитрый набор известных аккордов и единообразных интонаций. А на самом деле – это целый свод особой песенной культуры с огромными запасами музыкантских тонкостей и находок.

– Очень важно сегодня, что Патриарший хор не останавливается на классике церковного репертуара, много исполняет произведений не столь знаменитых и классических, но значительных, написанных порой незаслуженно забытыми творцами духовного жанра.

– Да, совершенно верно. Например, в Перми мне довелось присутствовать на потрясающем его концерте духовных произведений композиторов ХХ века. Среди них – и пострадавший в сталинские времена Г. Извеков (расстрелян на бутовском полигоне в 1937 году), и автор государственного гимна СССР и песни «Священная война» А. Александров – по образованию и профессии регент собора в Бологое; и выдающийся музыкант Н.Голованов, сочинявший, помимо дирижирования, оригинальную, глубокую музыку. Вообще с большим трудом можно найти еще хор со столь разнообразным репертуаром и столь большим количеством исполняемой новой и не столь известной музыки, как Патриарший.  Кстати, дирижер хора Илья Борисович Толкачев – автор литургического произведения «Опыт гармонизации обихода» для хора без сопровождения, которое можно смело назвать ступенью в развитии жанра после знаменитых свиридовских «Песнопений и молитв». Достойная, большая премьера еще ждет это выдающееся, своего рода уникальное произведение наших дней.

– Патриарший фестиваль «Песнопения христианского мира» как общественное явление, насколько я знаю, выходит за рамки сугубо церковной культуры.

– Да, эти фестивали становятся народными, а не только концертными. Довелось быть на Рождественском VI благотворительном гала-концерте фестиваля 11 января 2019 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве. Какая же это была отрада!

Участниками концерта стали лауреаты проведенного накануне отборочного конкурса в Перми и во Владимире детские и юношеские фольклорные и хоровые коллективы. В Перми таких было представлено на конкурс 19, во Владимире – 20, причем не только из Владимира, но и из Коврова, и из Юрьева-Польского. Представляете, какая работа ведется в этой области! А ведь подобное есть в каждом большом российском городе.

– Патриарший фестиваль дает возможность оказаться и на столичной сцене кафедрального собора страны истинным юным талантам. Надо ли говорить, какой это для них стимул и завет на будущее!

– Хорошо сказал об этом Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Вокруг фестиваля собрались люди, заинтересованные в том, чтобы наши молодые сограждане знали свою великую историю и высокое искусство». И каждый раз получается не концерт, а какое-то навсегда запоминающееся действо. Так, Рождественский концерт прошел в великолепных национальных костюмах и строгой академической концертной одежде. Пропеты были жизнерадостные канты, западноевропейские образцы рождественской музыки и дивные неугасимые колядки. Просто нельзя было слушать без волнения это стройное многоголосие, не из теперешнего мира согласие звуков и сердец. И как все аккуратно, добротно исполнено, какие красивые костюмы! Это девичье согласие созвучий возле вертепа ансамбля «Уралочка» из Перми (руководитель Л. Белецкая), этот прекрасный пафос христианского гимна XVI века «Gaudete» в звучании хора Владимирской детской школы искусств №2 имени С.С. Прокофьева (Н. Криницына), этот превосходный финал отделения с песней-гимном «Подарил Боженька» в обработке М.Медведевой Владимирского областного колледжа имени А.П. Бородина (руководитель О. Козырева) – все это настоящая, никаким тленом не тронутая песенная культура, да еще и в молодых голосах, которыми великий Валерий Гаврилин призывал петь «старую песню».  А пение Патриаршего хора во втором отделении, открывшееся музыкой Г. Свиридова «О Всепетая Мати» из «Песнопений и молитв», где исполнена была среди сочинений современных авторов, включая В. Довганя и А. Вискова, и колядка «А в Иерусалиме» недавно ушедшего замечательного композитора И. Вишневского как дань его памяти – это настоящее национальное достояние, родник хорового творчества.  Честь и хвала таким знаменосцам, благодаря которым люди могут убедиться сегодня в том, что национальное искусство в России живо и составляет самобытную и благодатную часть современной культуры.

Кстати, с 1 сентября по 30 ноября открыт прием заявок на участие в VII ежегодном конкурсе «Рождественские песни народов мира» Патриаршего международного фестиваля «Песнопения Христианского мира». Конкурс проводится в заочной форме и в форме очного регионального отборочного тура. Сроки подачи заявки на участие в очном этапе конкурса: с 01.09. по 05.11.2019 года. А региональный отборочный тур конкурса «Рождественские песни народов мира», мастер-классы и благотворительный концерт Патриаршего хора пройдут во Пскове 15-16 ноября 2019 г. В этом году реализация творческого проекта осуществляется в рамках федерального проекта «Творческие люди» Национального проекта «Культура» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Так что ждем таланты!


 Беседу вела Мария Максимова

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

суржик
29.09.2019 11:22
Станислав Минаков: Это констатация факта, а по существу если. Почему сейчас не поют? Бывало на всех вечеринках пели, пели возле костра в лесу, пела во дворах молодёжь. А сейчас тишина как на кладбище. Плохой знак однако.
суржик
29.09.2019 11:17
"Алексей Вульфов: «Мир становится лучше, когда мы поём» "-- Думаю, человек поёт когда ему хорошо и радостно. В девяностых петь перестали и до сих пор не поют. ( просто говорю их собственного опыта).
Станислав Минаков
24.09.2019 12:07
Хор, коллективные согласные песнопения - это лучшее, что придумано человеком.

Эксклюзив
21.11.2019
Сенсационный фильм «Цареубийство. Следствие длиною в век» покажет телеканал «Россия 1».
Фоторепортаж
20.11.2019
Подготовила Мария Максимова
Выставка в «Коломенском» рассказывает о том, как воспитывали и учили детей Николая II.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».