Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 января 2018
Александр Михайлов: «Выживет тот, кто живет по совести»

Александр Михайлов: «Выживет тот, кто живет по совести»

Беседа с народным артистом России о современном искусстве и не только
18.05.2017
Александр Михайлов: «Выживет тот, кто живет по совести»

С «народными» фильмами нынче не густо, достойного сценария приходится ждать долго, так что гастроли с творческими вечерами «Экология души», антрепризами, наряду с преподавательской деятельностью во ВГИКе, – главное в общественной деятельности А. Михайлова. И едва ли не на каждой встрече актеру задают один и тот же вопрос: о чем думается ему в год 100-летия революции, в фильмах о которой он не раз снимался?

– Александр Яковлевич, как вы считаете, насколько актуальной может быть сегодня картина «Белый снег России», где вы сыграли русского шахматиста Александра Алехина, на судьбу которого революционные потрясения оказали сильное влияние?

– Алехин, действительно, великий человек, гений шахмат всех времен и народов, дворянин, не по своей воле оказавшийся в эмиграции и умерший в нищете в португальской гостинице. Действие фильма происходит в 1927-1946 годах, в центре его – трагедия красивого русского человека, который безумно любил Россию и делал все возможное, чтобы вернуться на родину. Он мечтал попасть на чемпионат мира и сразиться с Ботвинником, этого не случилось, и он умер от сердечного приступа. Неприглядную роль в его окружении сыграл партийный деятель Николай Крыленко, оказавшийся предателем Советской России: получив достаточно благ для безбедного существования, он остался в Париже, оклеветав при этом Алехина.  

Сценарий был написан по роману известного шахматиста Александра Котова «Белые и черные», и он страшно расстроился, когда узнал, что я не играю в шахматы. Я честно признался, что нет, но на роль меня уже утвердили. Но когда он увидел на экране, как я одной рукой делал партию - в ситуации, где должен был играть сам с собой, он обиделся: «Почему мне солгали, вы же умеете играть?!». А там важна была скорость перебора фигур, и я очень крепко тренировался дней пять. Я сказал ему: «А вот это уже мой секрет, я актер, профессионал, и моя задача таких, как вы, пять тысяч раз по-своему убедить, что я имею отношение к шахматам». Так что работалось нам очень хорошо, интересно.

Где снимался фильм?

– В Европе – первые кадры поединка между кубинским гроссмейстером Капабланкой и Алехиным в большом дворце в Будапеште. Жизнь белой эмиграции запечатлевали в Париже – красивые, мощные съемки. Снимались замечательные актеры: Владимир Самойлов играл Куприна, Юрий Каюров – Крыленко, Наталья Гундарева – русскую жену Алехина, Анатолий Ромашин – Чебышева. Думаю, если бы можно было сменить некоторые идеологические моменты, все-таки время течет, все меняется, немножко подрезать ленту, картина стала бы современной. И смотрелась бы, и звучала. А каким молодым был тогда я – мне было под сорок.

Но Алехин – песчинка в море русской эмиграции. И если говорить о том, что сегодня происходит в ее среде, нужно бросать клич и возвращать русских людей домой. Давать им льготы, предоставлять условия для жизни. Старообрядцев надо возвращать, только в этом случае Россия выживет. Знаете ли вы, что славян из общего количества населения на земле осталось три с половиной процента, а 100 лет назад было пять процентов. И сейчас добивают нас, стравливая с украинцами. Славян на славян – это будет катастрофа. Делают это сознательно, обрабатывают умы. И главный упор – на молодежь, которая не знает войн, не испытала кровопролития. Самый честный фильм о том, что происходит, снял Оливер Стоун – «Украина в огне».

Какие мысли посещают вас в год столетия революции?

– Надеюсь, что наконец будет принято мудрое решение о захоронении Ленина. Скрывать на Красной площади эту мумию – не лучший вариант, я за то, чтобы отвезти тело в Ульяновск и схоронить, как хотел вождь, по христианскому обычаю. Собрать там несколько сотен памятников, изваянных талантливыми скульпторами, и создать огромный пантеон. И туда не зарастет народная тропа со всего мира, Ульяновская область, наряду с Москвой, будет самой богатой. Только представьте, как мы можем зарабатывать деньги. И идеология несколько смягчится. А Красная площадь должна быть красна праздниками. Праха на ней не должно быть.

Готовы ли высказать мнение о фильме Алексея Учителя «Матильда», в центре которого история взаимоотношений юного Николая II с балериной Кшесинской, целый скандал разгорается?

– Нет, не готов. Что касается Николая II, я занимался его историей, дважды был в Ипатьевском доме, спускался по этим 23 ступеням. И у Ганиной ямы был не один раз: и когда камень закладывали, и крест ставили, а потом часовню и храм. И в первых крестных ходах принимал участие. Прошел через все эти вещи и счастлив, что имел прямое отношение к Царю-страстотерпцу.

А в нашем обществе продолжают культивировать безобразное отношение к русской истории. Вы только посмотрите, что льется с телеэкранов, вспомните картину Лунгина об Иване Грозном. Есть и свежие факты – в городе Александрове Владимирской области волюнтаристским решением властей снесли с болтов потрясающий памятник Ивану Грозному, поставленный моими друзьями.

Это великий царь, уникальный властитель – говорю однозначно, потому что играл Ивана Грозного на сцене Малого театра. Но, как у нас водится, он оболган в глазах потомков, потому что на него свалили все беды средневековья. А в Александрове должен стоять его памятник, потому что Иван Грозный там провел много времени и хотел сделать этот город столицей Руси. Но мне иногда кажется, что у потомков словно память отшибло, посмотрите, что происходит в Ельцин-центре в Екатеринбурге. Я об анимации в 3D, которую там крутят. Но она в извращенном виде показывает русскую историю. Начинается мультик с того, что опричники Ивана Грозного рубят головушку боярскую, затем по очереди, как в клипе, мелькают фигуры русских царей и вождей. Александру III вообще не находится места, и венчает этот «отряд» двухметровая фигура Бориса Ельцина, с приходом которого Россия «стала свободной». Когда каждый разумный человек скажет: «Не было бы Путина, не было бы и России».

Все помнят, как дорого вам далась роль Ивана Грозного на знаменитой сцене.

– Да, история со спектаклем «Смерть Иоанна Грозного» в Малом театре оставила тяжелый осадок: из-за слова «смерть» в названии спектакля со мной случилась беда, я полгода пролежал в Склифе. Если бы сразу убрали это слово, ничего бы и не было, психологически очень сильное воздействие я испытывал. Всем известно, что прикосновение к фигуре Грозного не проходит даром для актеров и режиссеров – несколько человек умерли… Ко мне в больницу приходили руководители театра – советоваться, кого ввести на роль царя, я же всего шесть спектаклей сыграл. Нашли Славу Барышева, замечательного актера, который сыграл «нехорошего» царя, более жесткого Ивана Грозного. Но в целом это был очень хороший период в моей творческой биографии, в Малом театре я прослужил почти 20 лет, было много интересных ролей, очень благодарен театру.

Георгий Васильевич Свиридов, написавший музыку к трилогии Алексея Толстого в Малом театре – «Царь Федор Иоаннович» (со Смоктуновским), «Царь Борис» и «Смерть Иоанна Грозного» – сказал – «Тебя Господь вернул, потому что ты не ёрничал и не издевался над Грозным, и не судил его и эпоху». Свиридов был очень образованный человек, рад, что мы с ним сразу нашли общий язык.

Вспоминаю наш разговор в Севастополе с какими эмоциями вы, моряк по первой профессии, приезжаете в этот город?

– С прекрасными. Крым – мечта многих людей, сюда рвались, а сейчас без всяких проблем могут приехать и полюбоваться этой красотищей. Все, что связано с морем, для меня свято, будь то Балтика, Тихий океан, даже северные моря. Черное море – отдельная история, в Крыму бываю много лет, и Севастополем занимаюсь всерьез. У меня на флоте друзья, и мне известно, каково тут было нашим морякам, когда флагман-крейсер «Москва», выходя на учения, не мог сделать ни одного учебного выстрела без разрешения Украинской Рады. При этом Крым был автономным государством, потому что Севастополь так и не отдали до конца, но блокада была. И вот через 24 года унижений Черноморский флот вернулся в Россию, встал на ноги, стал независимым от властей.

Море было вашей осуществленной мечтой, как вы смогли отказаться от нее, когда увлеклись театром?

– Кто вам сказал, что я отказался от мечты – я просто не хожу в море, а занимаюсь искусством. Связь с морем никогда не терял и терять не буду. А театр возник в моей судьбе, можно сказать, случайно, а, с другой стороны, и не возникнуть не мог. В силу обстоятельств я уже был списан на берег, работал инженером-электриком на швейной фабрике, и знакомый парень пригласил на выпускной спектакль Института искусств, театральный факультет давал Чехова, пьесу «Иванов». «Какой Чехов, – говорю, – ребята из путины пришли, я приглашен в ресторан». Он уговаривать – «До театра семь минут ходу, твой «Золотой рог» прямо за углом – успеешь. Не понравится – сразу уйдешь». И я пошел, сел в четвертом ряду на 17 место, и вот до сих пор «сижу».

Испытали потрясение?

– Да, от игры Валерия Приемыхова в роли доктора Львова. Он был выпускником этого института, который и я окончил впоследствии, и педагог – Вера Михайловна Сундукова – у нас был один. Самого Иванова играл Сергей Манухин, но Приемыхов – это было настолько сильно, так обогащало тебя, одним словом, этот день я запомнил на всю жизнь. На спектакле обрыдался, хотя, казалось бы, актеры-то – девочки и мальчики с накладными бородами и в париках, но со мной что-то произошло. После спектакля пошел на берег Амурского залива и – попрощался с Тихим океаном. Дело в том, что я подумывал вернуться в море, но впечатление от спектакля совпало с одним жизненным моментом. Незадолго до своего списания на берег я попал в страшную историю на море, связанную с гибелью многих людей, после которой мама сказала: «Я или море». И вот через два года после этого попадаю на «Иванова».

Как мама отнеслась к вашему решению уйти в театр?

– Индифферентно. Я же все делал тайно – поступать на театральный факультет пошел в общем дополнительном наборе. Худой, бледный, с воспаленными глазами человек, в коридоре я встретил Сундукову и выпалил ей: «Хочу учиться у Вас!». Вера Михайловна была в прекрасном настроении, внимательно выслушала меня и сказала: «Учите басню, стихи, прозу, послезавтра экзамен». И все закрутилось. Маме сказал, когда уже поступил. Особого восторга она не проявила. Вот когда стал сниматься в кино, поняла, что делаю благое дело. А когда после фильмов «Мужики» и «Змеелов» приезжал на творческие вечера во Владивосток, чувствовалось, она мной гордилась.

Чувствуется, что мнение мамы для вас всегда было очень важно?

– Она одна воспитывала меня, отца с четырех лет в семье не было, старшая сестра Альбина во время войны умерла с голоду. А была моя мама удивительно красива – высокая, статная, с тонкими чертами лица, с огромными глазами. Приходила после работы, брала своими натруженными руками трехструнную балалайку, моментально настраивала, у нее был абсолютный слух, и заводила любимую частушку – «Ох, горькая я, зачем на свет родилась, была бы я стеклянная, упала б да разбилась!». Почему такая частушка? Да потому что горькая судьба была – послевоенное время, очень тяжелое, продуктов не было, люди голодали. Но пелось это не со слезами на глазах, все уходило в шутку. А уж если у мамы собирались подружки да выпивали грамм по 50, то и вовсе начинались пляски. Веселые они были люди… Но больше всего я любил, когда после частушек мы подбрасывали дровишек в печь, на столе горела свеча, и мама пела любимую свою песню – «По диким степям Забайкалья…»

Помню и другое – когда я стал убегать в Нахимовское училище, она ставила меня на колени. Хорошо помню – сама лежит на тахте, я стою в углу у печки, ночь, спать охота, начинаю клониться и слышу

– «Стоять! Ну-ка, в чем дело?!».

Откуда ж такой песенный дар в вашем роду?

– Мама из старообрядцев, а это уникальный, поющий народ. В село Урлок Красночикойского района Читинской области, откуда она родом, с НТВ приезжали делать передачу, не веря, что там все поют. Приехали в школу и увидели, что ребята на переменках не бегают, не бьют портфелями друг друга по голове, а собираются в классах и начинают распевать песни. И они все это сняли.

Вы могли бы сформулировать, как надо снимать кино, чтобы оно затронуло струны народной души, ваши картины - «Любовь и голуби», «Мужики», «Змеелов», «Одиноким предоставляется общежитие» называют «народными»?

– Рецептов не знаю. А про «Любовь и голуби» могу сказать, что никто и не думал, что картина, не имеющая призов и пролежавшая какое-то время на полке, вызовет такой энтузиазм у зрителей. Мы с этим фильмом попали в антиалкогольную кампанию, и режиссера отстранили от монтажа. Так что, если бы не было вырезано шесть сцен, которые уничтожили, сегодня мы имели бы удивительную двухсерийную комедию, настоящий подарок для ТВ. Но мы попали в эту ситуацию, при всем при том, что в основе картины был прекрасный сценарий, а какие три фактора успеха фильма называл великий Жан Габен? Напомню, он сказал – «Во-первых, сценарий, во-вторых, сценарий и в-третьих, сценарий». Если есть первооснова – мясо, кровь, нерв, все остальное получится. И нужно очень постараться, чтобы угробить талантливую первооснову, но таких людей сегодня огромное количество. В кино, в основном, есть пиф-паф, и больше ничего.

У вас такие прекрасные друзья, расскажите, как они появляются в вашей жизни?

– В этом смысле я счастливый человек, а находим друг друга случайно. Вот с Михаилом Ножкиным никогда не снимались вместе, а однажды пересеклись и – остались друзьями навсегда. А с Мишей Евдокимовым лет 25 назад пришли в одно время в ресторан Дома кино пообедать. Сижу и чувствую – человек за спиной, поворачиваюсь – Миша сидит, и словно застыл с улыбкой на устах. Посмотрели мы друг на друга, улыбнулись, одновременно встали и шагнули навстречу: «Здорово, земеля!» – «Здорово. Да, брат, у нас с тобой одна малая родина». Он родился в Западной Сибири, в Верх-Обском Алтайского края, а я – в Восточной, в Оловянной, в Читинской области. И вот возникла биохимия на уровне глаз, полутонов, жестов, и мы сразу подружились.

Когда он во власть пошел, я был против, но он же настырный. И ходоки к нему сотнями шли – со всех деревень. Приходили и кланялись: «Сергеич, мы тебя любим, знаем, что не предашь, у тебя совесть чиста, поэтому вся деревня за тебя проголосует. И он мучился, не можете себе представить, сколько ночей. Ходил и говорил: «Мужики, знаете, какой крест я на себя взвалил, давайте вместе понесем, обещаете?!». Пообещали, и – понеслось. За полтора года его губернаторства хуже не стало: сотни ферм стали подниматься, дороги заасфальтировали…

Когда Миши не стало, мы создали фонд его имени, и каждое лето в первой декаде августа бываем в Верх-Обском. Проводим фестиваль, спартакиаду, устраиваем концерты, выставки. 7 августа отмечаем День памяти Михаила. Много друзей приезжает. Валерий Золотухин всегда бывал. Александр Панкратов-Черный выпустил к этой дате уникальный двухтомник стихов. Приезжают Олег Митяев, Сергей Любавин, близкий друг Михаила Александр Маршал и многие-многие другие. Оператора фильмов Шукшина «Печки-лавочки» и «Калина красная» Анатолия Заболоцкого Миша называл «нашей совестью», говорил, что часами можно рассказывать о том, сколько он делает для России. Свои выступления часто заканчиваю песней Михаила Евдокимова «Домик у дороги», она создает русскую атмосферу.

В программах моих творческих вечеров можете слышать стихи и песни Константина Фролова, моего крымского друга, с которым познакомились в Москве, в Доме кино. Также всегда читаю на концертах стихотворение «Поставьте памятник деревне» Николая Мельникова, автора поэмы «Русский крест», недавно ушедшего от нас.

Как считаете, по какому правилу сейчас надо жить?

– По правилу совести, другого быть не может, это еще Тихон Задонский сказал – «Пусть тебя все хулят, лишь бы совесть хвалила». Если живешь в согласии со своей совестью, выживешь, даже не сомневайся.

Почему картину «Очарованный странник» всегда ставите на особицу?

– Потому что, во-первых, это классика, от одного имени Лескова дрожь берет, а, во-вторых, в образе странника Ивана Северьяновича Флягина отражена судьба всей России. Когда его спрашивают, о чем, самом дорогом, он думает, Флягин отвечает: «Да вот думаю, беда на Русь идет, война может быть». – «А вам-то какое дело, – спрашивают, – вы пожили свое?» – «Я, говорит, монашескую рясу сниму, а амуничку надену, мне за русский народ пострадать очень хочется», вот в чем его гениальность.

Есть какое-то кредо в воспитании студентов?

– Ничего им не навязываю, воспитываю поступками. Пусть учатся, смотрят фильмы. Конечно, и разговариваем о разных вещах. Ребята приходят разные, но общая тенденция, к сожалению, заметна – падение культуры, знаний, образованности, совсем не читают. Ну что ж, будем по мере сил исправлять ситуацию...

Беседу вела Нина Катаева


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 63 найденных.
Здорова дневали!
10.06.2017 23:14
Постсоветские республики напоминают сегодня беспризорников, попавших в плохую компанию. Когда же наконец вернется отец и даст крепкого ремня?
Петр Петрович - Лесник
30.05.2017 23:36
\\Обвинять ГОРБА в демагогии за слова "... гибли за Родину." и считать, что с этого начинается оправдание власовцев! \\

Что мы видим на просторах бывшего СССР? На Украине оправдывают бандеровцев, в прибалтийских республиках "лесных братьев" и коллаборационистов, воюющих на стороне нацистской Германии, в России - белогвардейцев и власовцев, в азиатских республиках разных там басмачей. И что объединяет этот паноптикум? Все они боролись с советской властью за своё личное благополучное существование в буржуазном мире и ради этого готовы были сотрудничать хоть с чёртом, лишь бы достигнуть своей цели. И везде мы слышим одну и ту же мантру - они воевали за Родину! За какую Родину? За буржуазную, Лесник. Буржуям свойственно предавать интересы народа ради собственного благополучия. Белогвардейцы готовы были отдать нашу страну на растерзание многочисленным иностранным интервентам, власовцы - на растерзание фашистской Европе. Коммунисты говорят - "это же предатели" и в ответ слышат от некоторых господ - нет, они не предатели, они же воевали за Родину.

Тузик
30.05.2017 18:40
Наше дело правое... Значит, все же идея.
ort- Ну-ну. "Мы пахали"....
30.05.2017 17:18
ГОРБ
30.05.2017 15:45


Наше дело было правым потому мы и победили !

--------------------------------------------------------------------------------

Победил в 1945 советский народ под руководством ВКПб. ЭТО - ПРАВДА !
А вы ?  Припомните 1991, 1993 и не смешите людей .....
ГОРБ
30.05.2017 15:45
Наше дело было правым потому мы и победили !
ort- Покаемся, братие, во гресех своих !
30.05.2017 10:56
ГОРБ 28.05.2017 20:10
Читаю я некоторых здесь т.н. коммунистов и диву дивлюсь - братцы ну нельзя так беззастенчиво врать ! Вас послушать так люди гибли исключительно за идею. Русские всегда гибли именно за Родину.///
-----------------------------------


1. Самым главным грехом  наших соотечественников во все времена была именно  НЕспособность  глубоко воспринимать и защищать ИДЕИ.  Религии,  справедливости, патриотизма.

2. ПАТРИОТИЗМ- это, пардон, тоже "изм"- идея !  Болтать про "Родину" без идеи довольно глупо. Родина без общественной идеи- это географическая территория.
Берёзки, речки, луга... Всё, чем богато наше отечественное словоблудие.

3. Если в конце 2-й Мировой среди немцев никогда не было массовых переходов с оружием в руках на сторону противника   ( ХОТЯ ОНИ ПРЕКРАСНО ЗНАЛИ, ЧТО ИХ ВСЕХ НУЖНО УНИЧТОЖИТЬ ЗА ИХ ДЕЛА)- то у русских  сотни  тысяч оказывались там, где выгоднее.  Вспомним полицаев. власовцев и пр.

4. И ТОЛЬКО ЛИШЬ УСИЛИЯ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА ПРИВЕЛИ СТРАНУ К ПОБЕДЕ.  Расстреливали за предательство ? Да. Как и всюду в мире во все времена. Только предателей было ОЧЕНЬ много.
Тузик
29.05.2017 23:43
Да, конечно, патриоты погибают за Отечество. Вот только общественно-политический, социально-экономический строй патриотами может помогать, а может, наоборот, мешать. Что мы и наблюдаем, сравнивая действия армии и тыла в Первую Мировую и в Отечественную войны. И, кстати, немцы были меньшими патриотами, или им что-то иное помешало одержать победу?
Лесник-Петру Петровичу
29.05.2017 20:55
    Тяжело делать одно и тоже, но совершенно необходимо. Обвинять ГОРБА в демагогии за слова "... гибли за Родину." и считать, что с этого начинается оправдание власовцев! Остановитесь, дежурный обличитель. Ваше дежурство отвлекает от реального дела и порочит то доброе, что есть в М/Л.
Лесник-Петру Петровичу
29.05.2017 20:42
    28.05.2017 13:08 посмотрите, пожалуйста. К сожалению, не имею прямого общения с честным ГОРБОМ и, тоже честно заблуждающейся ВЕРОЙ. Невыразимо сожалею о ваших грязных фантазиях, которые ставят преграду правильному мыслительному процессу, что мы с прискорбием и наблюдаем.
горб для ПП
29.05.2017 18:40
Глупости молоть это Ваша стезя ? Не позорьтесь. Любой кто читать умеет скажет - что коменты Лесника наиболее глубокие и тонко  отображающие любую  обсуждаемую тему. Ну а Вера пишет вообще академическим языком. В общем мне с моим средним не по сеньке шапка за ними тягаться. Вы только усугубили мое мнение о Вас как о человеке книг не читавший. Ну а цитаты которыми Вы любите сыпать.......Они увы на развитие языка не влияют.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 63 найденных.

Эксклюзив
12.01.2018
Владимир Малышев
Похоже, скоро весь мир будет зависеть от природных ресурсов нашей страны
Фоторепортаж
18.01.2018
Подготовила Мария Максимова
В храме Христа Спасителя представлена экспозиция Рождественских вертепов.