Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 сентября 2019
Александр Каурых: «Нашему ТВ Чехов не нужен»

Александр Каурых: «Нашему ТВ Чехов не нужен»

Беседа с российским кинорежиссером
12.09.2019
Александр Каурых: «Нашему ТВ Чехов не нужен»

В июле читающий мир отметил 115 лет со дня ухода Антона Павловича Чехова, которого считают самым экранизируемым автором после Шекспира и Диккенса. Фильм Александра Каурых «Джокер» по рассказам Антоши Чехонте (2016) покорил полмира – от Болливуда до Голливуда, получив полтора десятка призов.

Вкратце сюжет фильма таков. Максим Салютов, достойный всяческих похвал молодой человек, на взлете карьеры влюбляется в девушку не своего круга. И она отвечает взаимностью. Но, как всегда, вмешиваются родственники, да и у самого Максима завалялся «скелет в шкафу». Тому, чтобы он выпал на всеобщее обозрение, немало способствует шантажист Вольдемар – приятель Максима. Трудно сказать, чем бы закончилась эта история, не вмешайся в ход событий старик Жорж –наставник Максима.

– Александр Евгеньевич, в чем же секрет успеха? Чем Антоша Чехонте отличается от Чехова?

– Вывод этот за меня сделал Александр Митта. Антоша Чехонте оптимистичней смотрел на жизнь, был намного добрее к людям, потому что тогда писатель еще не был больным и уставшим… Чехов более драматичен сам по себе, поднимает серьезные вопросы в своих пьесах, в поздней драме.

– Считаете, что в «Джокере» поднимаются несерьезные вопросы?

– Серьезные, но поданы более легко.

– А что вы хотели донести до зрителя?

– Прежде всего, то, что люди сами себе создают комплексы. Вот и наши герои все в комплексах: невеста – поскорее бы выйти замуж, хотя в данном случае ей повезло, похоже, женихи, сватавшиеся раньше, ей не нравились; жених – не знает, как скрыть то, что в прошлом был клоуном, а мать невесты озабочена только тем, что будет говорить «княгиня Марья Алексевна».

– Неужели люди в современной жизни другие?

– Просто у них другие комплексы.

– Какие же?

– Люди постарше думают, что они не успели чего-то взять от жизни, и уже не успеют, молодым кажется, что они более пусты по сравнению со старшим поколением. У всех индивидуальные ощущения.

– Самое интересное, чем разнятся невесты – наших и чеховских времен?

– Считается, что девушки XIX века были более зажаты. У них свои комплексы: до 20 лет не вышла замуж – старая дева. Сейчас с этим попроще, но в то же время никто не торопится замуж. Вначале стараются построить карьеру – на американский манер, а к тридцати заводят семью. Мне далеко не 25, поэтому сложно сказать, какие комплексы у современных девушек, уверен лишь в том, что «девушками без комплексов» их тоже не назовешь.

– Кто стал основным зрителем вашего «Джокера»?

– Люди самых разных возрастов. Удивляет, что молодежь смотрит, только что подходили ребята, которым даже нет двадцати. А еще подростки 14 лет, как ни странно, хорошо смотрят картину, причем и в кинотеатрах, и на DVD. Мы вышли в прокат накануне дня рождения Антона Павловича Чехова и показали фильм более чем в 30 городах страны. В Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Хабаровске…

А уж в фестивалях участвовали – от Болливуда до Голливуда. В Болливуде взяли Гран-при на фестивале «Литература и кино», а в Голливуде, в Лос-Анджелесе получили пять топовых наград, в том числе за режиссуру, мужскую и женскую роли. Получили призы в Англии, Дании, Швейцарии, Европу почти всю, кроме Германии, проехали. В конце мая были на фестивале в Ницце. Всегда считалось, что Чехов особенно привлекает европейцев. Американцам, как оказалось, он не менее интересен.

– Чем же привлекает Чехов сегодня?

– Не скажу за всех, но англичан заинтересовал необычный формат – 62 минуты. Они спросили: «Это, что, у вас пилот сериала?». То есть они жаждали продолжения. А в Канаде мы устраивали private screening – закрытый показ для друзей. Там были эмигранты, говорившие на разных языках – поляки, болгары, румыны, англичане, американцы, французы, шведы, а также те, кто приехал в командировки. Я извинился за наличие только английских субтитров, но зрители сказали: «Не надо, и так все понятно».

А привлекает всех, думаю, то, что в картине нет политики. Никто не сравнивает, у кого лучше строй и экономическая система, круче ракеты и космические корабли. Зрители с увлечением наблюдают за тем, что происходит в судьбах «маленьких людей». В Штатах много таких фильмов. На мой взгляд, это довольно патриархальная страна, семейные ценности у них на первом месте. И в нашем фильме в центре внимания – ценности семьи, на которые мы попытались посмотреть необычным взглядом.

– Есть ли среди персонажей человек, который выше других по человеческим качествам?

– Протагонистов – в прямом смысле слова – нет, а ярко выраженный антагонист, негодяй и шантажист, которому в финале надели-таки клоунский нос, есть – это Вольдемар. На самом деле мы продумывали подробные биографии всех героев. Кто читал рассказ «Женщина без предрассудков», помнит, что он занимает две с половиной странички. И в связи с этим у меня был момент: когда фильм был снят, я попросил Митту дать отзыв. Он велел завезти через день-два, предварительно позвонив. А, узнав, по какому рассказу, попросил привезти в этот же день. «Не могу, говорит, понять, что там можно придумать на час». Потом дал хороший отзыв, а Валерий Кичин показывал наш фильм на Первом Уральском кинофестивале в Екатеринбурге.

– Главный комплекс современного человека связан с деньгами, разве в чеховском времени это отсутствовало?

– Тоже было, конечно, но не выпячивалось так, как сейчас, ни наличие, ни отсутствие денег. Была и прослойка людей, у которых всегда было много денег, и это не означало, что они – хорошие люди.

– Что означает «джокер»?

– Джокер – это клоун, шут, от английского слова joke – смешить. А у нас «джокер» – карта, которая, по английской поговорке –«joker in the pocket» (джокер в кармане) вытаскивается в неожиданный момент, и ситуация переворачивается с точностью до наоборот. Джокер заменяет любую карту, даже козырного туза, когда играют в покер, и когда бросается эта карта, она обязательно оказывается той, которая нужна в этот момент. В зависимости от этого человек выигрывает, вот почему джокера придерживают до последнего момента, и когда он назревает, главное вовремя «нажать кнопку».

– Вы сознательно подбирали немедийных актеров?

– Конечно. Слабо представляю себе Безрукова в нашем фильме, мы приглашали актеров из разных театров, не засветившихся на экране. Так, Андрей Бажин из РАМПТа сыграл папу невесты, саму невесту – Дарья Щербакова из театра «У Никитских ворот», участница спектаклей в Театре имени Евг.Вахтангова. В роли Максима – Олег Толкунов, выпускник ГИТИСа, главреж балаганного уличного театра, получившего с десяток призов в Европе. Сейчас Олег ставит спектакль в Центре имени Мейерхольда. Маму невесты сыграла Наталья Ковалева, 30 лет отдавшая сцене Таганки, ныне режиссер-педагог в Щуке, в роли Вольдемара – вгиковец, ученик Игоря Ясуловича Дмитрий Гриневич, старого клоуна Жоржа сыграл Дальвин Щербаков.

– Предлагали ли вы свой фильм на ТВ?

– Когда мы набрали около 16 призов, я позвонил на канал «Культура» и спросил, не заинтересует ли факт – впервые почти за 10 лет снят фильм по Чехову, и услышал: «Пришлите пресс-релиз, перезвоним». И я сделал вывод, что нашему ТВ Чехов не нужен. А между тем, сняв фильм «Джокер», мы передвинули Чехова на вторую позицию после самых экранизируемых авторов – Шекспира и Диккенса, до этого фильма он был на третьей.


Беседу вела Нина Катаева

Александр Каурых – российский режиссер, сценарист, продюсер и преподаватель, родился во Владивостоке. Окончил ЛГИТМиК (1994). Стажировался на студиях в США, окончил несколько курсов по драматургии в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.

В 2016 году снял фильм «Джокер» по рассказу «Женщина без предрассудков», фельетонам и новеллам молодого Чехова. Фильм получил полтора десятка призов на международных фестивалях. Преподает в Московской школе кино и Школе Александра Митты, читает лекции в США и Канаде.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

суржик
18.09.2019 16:32
"Смерч": Капитализма в России никогда не будет(время традиционного капитализма безвозвратно ушло) , а то что сотворили подлецы - реформаторы кроме этого безобразия и выдать на гора ничего не могут. К тому же просьба обратить своё внимание на тех кто стоит у руля культуры и поразмыслить над этим фактом.
суржик
18.09.2019 16:26
"Смерч": Ну что вы сударь как маленький. Ведь изначально и было так задумано. Всё зделано чтобы поставить на поток производство идиотов. Это не дядя какой то отдельный виноват, а созданная буржуями система. Измени систему и вспомнят о Чехове.
"Смерч"
17.09.2019 7:58
Не раз писал, что наше ТВ серьезно больно и заражает скверной и разлагает общество, вместо воспитания и образования, и нуждается в "радикальном лечении", удивительно, что Кремль этого не видит и все пущено на самотек до окончательного падения!
жмур
14.09.2019 20:29
Снимать никто не запретит,были-бы спонсоры! Когда есть они- тогда и фильмы штампуют как горячие пирожки! Другое дело в СОШ! Уберут однако из программ и Чехова и Толстого и Достоевского,последнего не жалко.Годами же изучали образ Раск.....а,по сути психопата с топором!
Марина_
12.09.2019 16:41
Здорово! Спасибо за информацию. Как представится возможность обязательно посмотрю.

Эксклюзив
18.09.2019
Алексей Чичкин
Заметки экономиста и публициста о пройденном и пережитом.
Фоторепортаж
20.09.2019
Подготовила Мария Максимова
Обновленный Музей обороны и блокады Ленинграда открыл двери для посетителей.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».