Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Александр Каурых: «Нашему ТВ Чехов не нужен»

Александр Каурых: «Нашему ТВ Чехов не нужен»

Беседа с российским кинорежиссером
12.09.2019
Александр Каурых: «Нашему ТВ Чехов не нужен»

В июле читающий мир отметил 115 лет со дня ухода Антона Павловича Чехова, которого считают самым экранизируемым автором после Шекспира и Диккенса. Фильм Александра Каурых «Джокер» по рассказам Антоши Чехонте (2016) покорил полмира – от Болливуда до Голливуда, получив полтора десятка призов.

Вкратце сюжет фильма таков. Максим Салютов, достойный всяческих похвал молодой человек, на взлете карьеры влюбляется в девушку не своего круга. И она отвечает взаимностью. Но, как всегда, вмешиваются родственники, да и у самого Максима завалялся «скелет в шкафу». Тому, чтобы он выпал на всеобщее обозрение, немало способствует шантажист Вольдемар – приятель Максима. Трудно сказать, чем бы закончилась эта история, не вмешайся в ход событий старик Жорж –наставник Максима.

– Александр Евгеньевич, в чем же секрет успеха? Чем Антоша Чехонте отличается от Чехова?

– Вывод этот за меня сделал Александр Митта. Антоша Чехонте оптимистичней смотрел на жизнь, был намного добрее к людям, потому что тогда писатель еще не был больным и уставшим… Чехов более драматичен сам по себе, поднимает серьезные вопросы в своих пьесах, в поздней драме.

– Считаете, что в «Джокере» поднимаются несерьезные вопросы?

– Серьезные, но поданы более легко.

– А что вы хотели донести до зрителя?

– Прежде всего, то, что люди сами себе создают комплексы. Вот и наши герои все в комплексах: невеста – поскорее бы выйти замуж, хотя в данном случае ей повезло, похоже, женихи, сватавшиеся раньше, ей не нравились; жених – не знает, как скрыть то, что в прошлом был клоуном, а мать невесты озабочена только тем, что будет говорить «княгиня Марья Алексевна».

– Неужели люди в современной жизни другие?

– Просто у них другие комплексы.

– Какие же?

– Люди постарше думают, что они не успели чего-то взять от жизни, и уже не успеют, молодым кажется, что они более пусты по сравнению со старшим поколением. У всех индивидуальные ощущения.

– Самое интересное, чем разнятся невесты – наших и чеховских времен?

– Считается, что девушки XIX века были более зажаты. У них свои комплексы: до 20 лет не вышла замуж – старая дева. Сейчас с этим попроще, но в то же время никто не торопится замуж. Вначале стараются построить карьеру – на американский манер, а к тридцати заводят семью. Мне далеко не 25, поэтому сложно сказать, какие комплексы у современных девушек, уверен лишь в том, что «девушками без комплексов» их тоже не назовешь.

– Кто стал основным зрителем вашего «Джокера»?

– Люди самых разных возрастов. Удивляет, что молодежь смотрит, только что подходили ребята, которым даже нет двадцати. А еще подростки 14 лет, как ни странно, хорошо смотрят картину, причем и в кинотеатрах, и на DVD. Мы вышли в прокат накануне дня рождения Антона Павловича Чехова и показали фильм более чем в 30 городах страны. В Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Хабаровске…

А уж в фестивалях участвовали – от Болливуда до Голливуда. В Болливуде взяли Гран-при на фестивале «Литература и кино», а в Голливуде, в Лос-Анджелесе получили пять топовых наград, в том числе за режиссуру, мужскую и женскую роли. Получили призы в Англии, Дании, Швейцарии, Европу почти всю, кроме Германии, проехали. В конце мая были на фестивале в Ницце. Всегда считалось, что Чехов особенно привлекает европейцев. Американцам, как оказалось, он не менее интересен.

– Чем же привлекает Чехов сегодня?

– Не скажу за всех, но англичан заинтересовал необычный формат – 62 минуты. Они спросили: «Это, что, у вас пилот сериала?». То есть они жаждали продолжения. А в Канаде мы устраивали private screening – закрытый показ для друзей. Там были эмигранты, говорившие на разных языках – поляки, болгары, румыны, англичане, американцы, французы, шведы, а также те, кто приехал в командировки. Я извинился за наличие только английских субтитров, но зрители сказали: «Не надо, и так все понятно».

А привлекает всех, думаю, то, что в картине нет политики. Никто не сравнивает, у кого лучше строй и экономическая система, круче ракеты и космические корабли. Зрители с увлечением наблюдают за тем, что происходит в судьбах «маленьких людей». В Штатах много таких фильмов. На мой взгляд, это довольно патриархальная страна, семейные ценности у них на первом месте. И в нашем фильме в центре внимания – ценности семьи, на которые мы попытались посмотреть необычным взглядом.

– Есть ли среди персонажей человек, который выше других по человеческим качествам?

– Протагонистов – в прямом смысле слова – нет, а ярко выраженный антагонист, негодяй и шантажист, которому в финале надели-таки клоунский нос, есть – это Вольдемар. На самом деле мы продумывали подробные биографии всех героев. Кто читал рассказ «Женщина без предрассудков», помнит, что он занимает две с половиной странички. И в связи с этим у меня был момент: когда фильм был снят, я попросил Митту дать отзыв. Он велел завезти через день-два, предварительно позвонив. А, узнав, по какому рассказу, попросил привезти в этот же день. «Не могу, говорит, понять, что там можно придумать на час». Потом дал хороший отзыв, а Валерий Кичин показывал наш фильм на Первом Уральском кинофестивале в Екатеринбурге.

– Главный комплекс современного человека связан с деньгами, разве в чеховском времени это отсутствовало?

– Тоже было, конечно, но не выпячивалось так, как сейчас, ни наличие, ни отсутствие денег. Была и прослойка людей, у которых всегда было много денег, и это не означало, что они – хорошие люди.

– Что означает «джокер»?

– Джокер – это клоун, шут, от английского слова joke – смешить. А у нас «джокер» – карта, которая, по английской поговорке –«joker in the pocket» (джокер в кармане) вытаскивается в неожиданный момент, и ситуация переворачивается с точностью до наоборот. Джокер заменяет любую карту, даже козырного туза, когда играют в покер, и когда бросается эта карта, она обязательно оказывается той, которая нужна в этот момент. В зависимости от этого человек выигрывает, вот почему джокера придерживают до последнего момента, и когда он назревает, главное вовремя «нажать кнопку».

– Вы сознательно подбирали немедийных актеров?

– Конечно. Слабо представляю себе Безрукова в нашем фильме, мы приглашали актеров из разных театров, не засветившихся на экране. Так, Андрей Бажин из РАМПТа сыграл папу невесты, саму невесту – Дарья Щербакова из театра «У Никитских ворот», участница спектаклей в Театре имени Евг.Вахтангова. В роли Максима – Олег Толкунов, выпускник ГИТИСа, главреж балаганного уличного театра, получившего с десяток призов в Европе. Сейчас Олег ставит спектакль в Центре имени Мейерхольда. Маму невесты сыграла Наталья Ковалева, 30 лет отдавшая сцене Таганки, ныне режиссер-педагог в Щуке, в роли Вольдемара – вгиковец, ученик Игоря Ясуловича Дмитрий Гриневич, старого клоуна Жоржа сыграл Дальвин Щербаков.

– Предлагали ли вы свой фильм на ТВ?

– Когда мы набрали около 16 призов, я позвонил на канал «Культура» и спросил, не заинтересует ли факт – впервые почти за 10 лет снят фильм по Чехову, и услышал: «Пришлите пресс-релиз, перезвоним». И я сделал вывод, что нашему ТВ Чехов не нужен. А между тем, сняв фильм «Джокер», мы передвинули Чехова на вторую позицию после самых экранизируемых авторов – Шекспира и Диккенса, до этого фильма он был на третьей.


Беседу вела Нина Катаева

Александр Каурых – российский режиссер, сценарист, продюсер и преподаватель, родился во Владивостоке. Окончил ЛГИТМиК (1994). Стажировался на студиях в США, окончил несколько курсов по драматургии в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.

В 2016 году снял фильм «Джокер» по рассказу «Женщина без предрассудков», фельетонам и новеллам молодого Чехова. Фильм получил полтора десятка призов на международных фестивалях. Преподает в Московской школе кино и Школе Александра Митты, читает лекции в США и Канаде.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.