Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 января 2020
«В песне – жизнь моя…»

«В песне – жизнь моя…»

22 ноября - 85 лет со дня рождения поэта Николая Добронравова
Михаил Захарчук
22.11.2013
 «В песне – жизнь моя…»

Положа руку на сердце, многое ли мы знаем о своем любимом поэте–песеннике Добронравове? Да нет, конечно же. Признаться, и для меня было многое откровением, хотя знаком с ним ровно треть столетия. И ничего в том не вижу удивительного, памятуя о потрясающей скромности моего героя. Просто для каждого из нас, от мала до велика, Николай Добронравов - прежде всего поэт, автор великого множества прекрасных песен, написанных вместе с Александрой Пахмутовой. А у неё их без малого полтысячи. И лучшие - на слова мужа...

Лауреат Государственной премии СССР, кавалер трёх орденов Николай Добронравов – дипломированный артист, окончил Школу-студию МХАТ. Он и педагог – за плечами Московский городской педагогический институт. В пятидесятых годах работал актёром в столичном Театре юного зрителя, где сыграл десятки ролей в спектаклях классического и современного репертуара. Снялся Николай Николаевич в двух фильмах – «Возвращение Василия Бортникова» и «Спортивная честь». Вместе со своим коллегой по театру Сергеем Гребенниковым Добронравов написал пьесы «Колосок – волшебные усики», «Тайна старшего брата», «Загорается маяк». Спектакли шли во многих городах Советского Союза и даже за границей. Есть у Гребенникова и Добронравова несколько повестей для детей и юношества - "Отчаянный, отчаливай!", "Скоро каникулы", "Третий не лишний", "Остров Ястребиный рог". Мало того, этот плодовитый дуэт имеет на своём счету даже оперу «Иван Шадрин» (Музыка Василия Дегтярёва), которая долгие годы шла в Куйбышевском театре оперы и балета. И это далеко не полный перечень достижений Добронравова.

…«Белоруссия», «Как молоды мы были», «Беловежская пуща», «Герои спорта», «Команда молодости нашей», «До свиданья, Москва!», «Трус не играет в хоккей», «Яростный стройотряд», «И вновь продолжается бой», «Нам не жить друг без друга», «Я не могу иначе», «Ты моя надежда, ты моя отрада», «Русский вальс»...

«Светоч мой единственный,/ Песнь моя счастливая…/ В нашем счастье – истина,/ Горе нас помилует./ Жизнь моя, как исповедь./ В песне – жизнь моя».

С юности пою песни Пахмутовой и Добронравова. Впрочем, на них выросли все поколения шестидесятых, семидесятых, восьмидесятых, девяностых и даже так называемых «нулевых» годов. И вообще, сколько себя помню, эти две фамилии для меня неразделимы. Как два берега у одной реки, причудливо повторяющие друг друга. (И тут же возникла строчка «Нам не жить друг без друга»!). Эта удивительная супружеская чета – яркое, неповторимое явление в отечественной музыкальной и поэтической культуре. Ну и как прикажете писать о половинке явления?

- Николай Николаевич, давайте начнём с главного. Расскажите, как вы познакомились с Александрой Николаевной?

- Это случилось в 1956 году на Всесоюзном радио. Я часто выступал диктором в таких детских передачах, как «Внимание, на старт!», «Пионерская зорька». Музыкальная редакция детского вещания в те годы была мощнейшей организацией, для которой сочиняли Шостакович, Прокофьев, Кабалевский и все наши лучшие композиторы-песенники. Выходили замечательные радиоспектакли. Тогда я работал в соавторстве с поэтом Сережей Гребенниковым. Мы с ним много писали для детей и юношества. Трудились на пару, как Ильф и Петров. Но позже каждый пошёл своей дорогой (Серёжа умер в 1988 году). А тогда редактор нам предложил: «Ребята, сейчас каникулы, лето началось. Напишите об этом детскую песню. О ребячьей радости по такому поводу напишите». Мы немного подумали и сочинили стихи «Лодочка моторная». Аля тогда положила их на музыку. Вот так и была написана наша первая совместная песня. Жаль, что она не сохранилось ни у нас с Алей, ни на радио. На той лодочке мы и пустились в плавание по жизни. У Сент-Экзюпери в «Маленьком принце» есть такая важная мысль: «Любить - это не значит все время глядеть друг на друга. Это значит смотреть в одном направлении»…

«Зов любимых из далёка/ С каждым годом всё дороже…/ Боже, как нам одиноко/ На российском бездорожье!»

…К 70-летию Вооружённых Сил СССР Центральное тогда телевидение проводило двухлетний конкурс «Когда поют солдаты». Начинался он в Беловежской пуще, а дальше его туры проходили в Одессе, Таллине, Киеве и Москве. Как военный корреспондент ТАСС, я обязан был освещать подобные мероприятия. И на каждом из них (буквально!) встречался с Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым. Вообще в годы советской власти, наверное, и не случалось в государстве ни одного масштабного всесоюзного мероприятия, куда бы руководство не приглашало эту уникальную супружескую пару. Пахмутова и Добронравов были знаковыми, как теперь говорят, культовыми фигурами той великой эпохи.

И ведь что примечательно, поэт и композитор откликалась на все приглашения участвовать в тех или иных мероприятиях совершенно безвозмездно! И это притом, что зарубежная музыкальная журналистика давно назвала Пахмутову эквивалентом Джорджа Гершвина, имевшего миллионные гонорары. Они же, зачастую, тратили свои собственные деньги в многочисленных поездках с выступлениями по стране. Когда я случайно узнал об этом, с провинциальной непосредственностью стал пенять творческой звездной чете: да как же вы, дескать, позволяете всем этим хапугам и жлобам организаторам пользоваться вашей добротой и скромностью?! Попробуйте догадаться, что ответила добрейшая, до седых волос не потерявшая стеснительности, Александра Николаевна: «Да Бог с ними, с теми деньгами. Тоже нашли проблему!»

«Наш тяжкий крест – наш долгий путь./ Заря при нас не занялась./ Когда-нибудь, когда-нибудь,/ Когда-нибудь вспомянут нас!»

- Написать хорошую песню, чтобы её люди потом пели, куда как сложнее, нежели поэму. Тем более, когда пишешь песню на заказ. А вы можете предсказать судьбу своего сочинения?

- Вне всякого сомнения, сочинение песни и просто стихов - это разные вещи. Иногда рассчитываешь на одно, а получается другое. Здесь много привходящих факторов. А настоящий успех предсказать невозможно. К примеру, дети запели песню «Орлята учатся летать» после того, как ее исполнил Юрий Гуляев. А однажды на встрече с пионерами-пятиклассниками они мне спели свою любимую отрядную... «Как молоды мы были».

Но мне о другом хотелось бы сказать. Когда я только начинал, входили в силу Вознесенский, Ахмадулина, Евтушенко. И один мэтр мне сказал: «Коля, сейчас уровень поэзии очень высок. И в песне обязательно должны быть необычные, свежие строки, ну пусть одна строка, которая по-настоящему зацепит слушателя». Помню, какая бурная полемика была в газетах по поводу, в общем-то, безобидных слов Матусовского «Что ж ты, милая, смотришь искоса, низко голову наклоня». А сейчас мы слышим в эфире «Я беременна, но это временно» или «Ты целуй меня везде, восемнадцать мне уже», и никого это не возмущает. Мне хочется процитировать четверостишие Расула Гамзатова. Это последние строчки, которые он написал. «Я вижу - в человеческой природе нет постоянства. Ибо там и тут беспутные девицы нынче в моде. И песни те, что люди не поют». Уровень песенного творчества падает, вот что прискорбно. Особенно на эстраде меркантилизм, откровенное делячество стоят во главе угла. Раньше, бывало, Иосиф Кобзон мог нас попросить: «Аля, Коля, дайте мне такую-то песню попеть хотя бы с годик, а потом уже отдавайте другим». Или, например, песню «Прощай, Москва!» впервые исполнил Муслим Магомаев. Потом её пел Лещенко с Татьяной Анциферовой, с Валентиной Толкуновой, с Валерией. Юрий Гуляев первым исполнил наш вокальный цикл «Созвездие Гагарина», куда вошли песни «Знаете, каким он парнем был» и «Опустела без тебя земля». А перед этим он записал целую пластинку из наших песен, где не было ни одной премьеры, а только перепевы после других исполнителей. Тогда это не считалось зазорным. Теперь все изменилось. Очень редко в эфире можно услышать имена авторов. Объявляют: «песня Валерии», «песня Анастасии», «песня Киркорова»... Сейчас абсолютный диктат певцов, которые, кстати, ревностно следят, чтобы исполненную ими однажды песню композитор больше никому не передавал. Ничего в этом хорошего.

…Вы никогда не задумывались, почему песни Пахмутовой и Добронравова так любимы в народе? Почему их поют на свадьбах и прочих торжествах, коллективно и в одиночку? Почему, наконец, эти песни не стареют? Потому, что музыка в них мелодична, а слова мудры, глубоки и берут за душу.

Есть ещё один, очень важный момент - они оба никогда не разочаровывали нас, своих благодарных слушателей. Никогда. Невозможно даже представить себе, чтобы Пахмутова и Добронравов хоть как-то, хоть в чём-то себя скомпрометировали, оказались замешанными в каком-либо сомнительном деле с точки зрения обыкновенной человеческой морали. Они высоконравственны в подлинном смысле этого понятия. Если хотите – эталонны. Во всём. Всегда. Именно поэтому редко кто из творцов советской эпохи мог бы похвастаться такой несуетной, но горячей любовью к себе во все времена простого народа.

«Жизнь людскую долго ли разрушить?/ Сразу, без сомнений, до конца…/ Души погибают от бездушья/ И от бессердечности сердца».

- Николай Николаевич, за многие годы, что вас знаю, никогда не слышал даже косвенно, из третьих – четвёртых уст, чтобы вы когда-нибудь конфликтовали между собой, чтобы между вами и Александрой Николаевной пробегала та самая чёрная кошка. А ведь вы прожили вместе без малого шесть десятилетий. Как сохраняете такую семейную гармонию? Были ли в вашей творческой судьбе кризисные периоды?

- Не помню, кто сказал: чтобы сохранить мир в семье, необходимы терпение, любовь, понимание и по крайней мере два телевизора. Если говорить серьёзно, то мы с Алей люди не конфликтные. В творчестве всегда были соратниками. Что же касается кризисных периодов, то я бы к ним отнёс годы так называемой перестройки. Тогда многих известных деятелей культуры травили только за то, что они успешно работали в советские времена. Модно было рассуждать, что не стоило выигрывать Великую Отечественную войну, а то бы сейчас пили баварское пиво с немецкими сосисками. Напропалую врали, будто Гагарин в космос не летал, Матросов был сумасшедшим, а Зоя Космодемьянская - девочкой с приветом. Помните, у Михаила Светлова в поэме о Лизе Чайкиной есть такие строки: «Лиза идет по опушке лесной символом нации непобедимой». Так вот тогда сознательно уничтожались символы непобедимой нации. После этого и страна развалилась.

Меня как-то поразили слова одного известного иностранца. Он сказал: «Вам-то зачем обезьянничать? Россия - страна с великими музыкальными традициями. Обидно, что ваша эстрада деградировала. Как будто у вас не было ни Вертинского, ни Шульженко». Теперь на эстраду пробиваются, расталкивая друг друга локтями. В свое время Утесов, сидя в жюри какого-то конкурса, сказал гениальную фразу: «Чтобы стать знаменитым, мне нужно было проехать всю страну от Бреста до Владивостока. А этой девочке-конкурсантке достаточно мелькнуть на телеэкране, и завтра она проснется знаменитой».

Вот говорят: это современно, а то архаично. Дескать, народная музыка - это прялки, музеи и этнография. И современному человеку это не нужно. А Майя Плисецкая в своей книге написала, что «когда мне говорят «современно», я отвечаю: современно то, что талантливо». И это удивительно точное определение. Бездарное не может быть современным.

«Всем свой стих. И всему свой час./ Вновь забвенья взойдет трава./ Но останутся после нас/ Недосказанные слова…».

Чем масштабнее разворачивалась перестройка, тем большая пустота образовывалась вокруг творческого тандема Добронравов - Пахмутова. Наступило время, когда их телефон замолк, словно бы его отрезали от внешнего мира. Александру Николаевну и Николая Николаевича не приглашали в концерты, на радио, на телевидение. Если средства массовой информации упоминали их имена, то разве что в уничижительной или злобной тональности. Дескать, те самые, что в верноподданническом раже написали песню про генерального секретаря "Малая земля". В сентябре 1991-го отмечались сороковины гибели жертв августовского путча. В Большом театре прозвучала песня-реквием Пахмутовой "Вопрос". Вот тогда творческому супружескому тандему был нанесён едва ли не самый страшный удар за всю их совместную карьеру. Очень известное на ту пору издание обвинило Александру Николаевну в том, что она вместе с мужем по-комсомольски торопятся идти в ногу теперь уже с другими временем: вместо вчерашних галстуков детский хор выходит петь её песни со свечами. И ведь никто тогда не дал себе труда выяснить, что "Вопрос"-то был написан Робертом Рождественским... годами раньше! И все это время считался "непроходным" на радио и телевидении. Равно как и никто не стал вспоминать, что в замечательной (на самом деле замечательной и пронзительной!) песне "Малая земля" никакого генерального секретаря нет и в помине; что написана она в память о тысячах погибших советских солдат на небольшом плацдарме под Новороссийском, где, правда, довелось повоевать и генеральному секретарю, бывшему на то время простым полковником. Собственно, в той песне - вся философия минувшей войны, когда наши отцы и деды, защищая каждый малый клочок родной земли, защищали великую Родину, которой в те времена был Советский Союз: «Малая земля - великая земля,/ Вечный путь из боя в бой».

Человек, написавший такие строки о войне, и композитор, создавший к ним столь замечательную музыку, не зря на земле прожили.

А когда вздыбленное общество наше чуток очухалось, эти два выдающихся творца не стали предъявлять никому никаких претензий за себя, поруганных, несправедливо оскорблённых. Единственное, что себе позволили - написали горькую песню "Остаюсь с обманутым народом". Такова высота интеллигентности этих удивительных людей.

«Мы ещё от жизни не ушли,/ Цвет берёз не весь ещё распродан,/ И вернутся снова журавли –/ Остаюсь с обманутым народом».

«Нас нельзя победить. Можно только предать./ Да и то, если местный отыщется тать».

- Вы пишете свои тексты только на музыку Александры Николаевны?

- Нет, на мои стихи писали песни такие композиторы, как Леонид Афанасьев, Арно Бабаджанян, Полад Бюль-Бюль оглы, Эдуард Колмановский, Константин Листов, Евгений Мартынов, Аркадий Островский, Микаэл Таривердиев.

- Велик соблазн спросить, как вы сочиняете свои тексты, о вашей, так сказать творческой лаборатории. Но я лучше попрошу вас вспомнить о том, как создавалась великая «Нежность»…

- Мы с Алей написали её в 1965 году. Сначала жена сочинила музыку. И как только я её услышал, у меня мгновенно возникли ключевые, возможно, самые главные строки "Опустела без тебя земля". Впервые песня прозвучала через год. Причем после её исполнения в Колонном зале Дома союзов Майя Кристалинская ушла со сцены под стук собственных каблуков и редких хлопков аудитории. Расстроенный Аркадий Островский сказал мне в антракте: "Ну, о чем вы с Алей пишете? Какой-то никому не известный французский летчик! Уж тогда бы о Чкалове написали, что ли! Ближе к народу быть надо! Вот у меня: "А у нас во дворе…" – и всем понятно, близко, и все довольны".

Надо отдать должное Кристалинской. Она была настолько уверена в нашей песне, что стала петь её в каждом концерте, стала её, как нынче говорят, «раскручивать». Помню, как она сама была счастлива, когда добивалась успеха. Звонит радостная: «Знаете, как принимали сегодня «Нежность»?! Меня теперь не отпускают со сцены». Аля правильно как-то сказала, что это был героический поступок певицы по тем временам. Позже, когда мы записывали «Нежность» в Доме звукозаписи, меня не раз отводили в коридор «ответственные товарищи» и «прорабатывали»: «Коля, ну зачем тебе этот Экзюпери? Его проговорить сложно, не то, что спеть. И потом, у нас что, своих летчиков нет? Да убери ты этого иностранца, посмотришь, песня только выиграет от этого. И хотя дело до прямого запрета не дошло, с трудом удалось отстоять текст! А мне ведь важен был человек, который глазами не летчика, а поэта смотрел оттуда на Землю, Вселенную. Мне нужен был поэт, хотя считается, что Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент Экзюпери прозаик. Поэтому эта песня так трудно проходила.

Однажды Аля спросила в Германии — это еще было до перестройки — знаменитого, крупнейшего их музыкального издателя Сикорского, что нужно, чтобы наша советская песня вышла в Европу, он ответил: «Вам лично ничего не нужно, напишите еще одну «Нежность». У нас её пели все". Но по-настоящему "расслушать" и принять «Нежность» помогли фестиваль "Красная гвоздика" в Сочи в 1967 году и культовая мелодрама Татьяны Лиозновой "Три тополя на Плющихе", вышедшая на экраны страны тогда же. А год спустя около подмосковной деревни Новосёлово двадцать седьмого марта во время тренировочного полета на самолете МиГ-15 вместе с инструктором Владимиром Серёгиным погиб первый космонавт планеты… И хоть текст песни создан за два года до роковой даты, сегодня для нас с Алей, как и для многих "Нежность" – реквием по Гагарину.

«Лишь только наивное Богом хранимо./ С вечностью в мире порушена связь./ Всесильна измена. А верность незрима./ Незримо поставят свечку за нас».

Как я уже говорил, невозможно себе представить современной музыкальной культуры без сотен песен Пахмутовой. Но если Пахмутова самый исполняемый в России композитор, то во многом и потому, что писала и пишет она, в основном, на стихи мужа Николая Добронравова. Ему, одному из очень немногих поэтов, удалось поднять создание текстов песен до уровня самостоятельного жанра в поэзии. Зачастую, это даже не стихи, положенные на музыку, не текст, вставленный в музыку. Это прекрасная поэзия, получающая крылья песни. Песенные произведения Добронравова - эталон в жанре – с этим никто не поспорит. Как и с тем, что именно благодаря ему и Пахмутовой обязаны своей популярностью, карьерой, успехом, любовью публики многие выдающиеся ушедшие и доселе здравствующие звёзды-исполнители.

У нас великое множество поэтов-песенников. У Добронравова – особое место среди них. Никто не может сравниться с этим поэтом по степени соучастия с деяниями своего народа. Вспомните, народ наш поднимал Сибирь. И появились циклы песен, посвященных современникам, строителям Сибири: "ЛЭП-500", "Письмо на Усть-Илим", "Девчонки танцуют на палубе", "Главное, ребята, сердцем не стареть!", "Марчук играет на гитаре", "Прощание с Братском". Герой песен Добронравова - человек-труженик, человек долга: "Магнитка", "Геологи", "Усталая подлодка", "Смелость строит города", "Яростный стройотряд".

Началась космическая эра на планете. О летчиках и космонавтах написаны песни: "Обнимая небо", "Мы учим летать самолеты", "Запевала звездных дорог", "Знаете, каким он парнем был", "Смоленская дорога", "Как нас Юра в полет провожал", "Созвездие Гагарина".

Советские спортсмены утверждали своё преимущество на всех олимпиадах. О спорте, о спортсменах написаны песни "Звезды Мехико", "Да разве сердце позабудет", "Команда молодости нашей", "Мне с детства снилась высота", "Богатырская наша сила", "Трус не играет в хоккей", "Герои спорта", "Марафон", "Эстафета", "До свидания, Москва!" (прощальная песня Олимпиады-80).

О нашем будущем – о детях, о молодежи написаны песни "Орлята учатся летать", "Звездопад", "Любовь, комсомол и весна", "Сигнальщики-горнисты", "Отрядные песни", "И вновь продолжается бой". А сколько лирических песен написал Добронравов: "Мелодия", "Нежность", "Нам не жить друг без друга", "Люби меня!", "Как молоды мы были", "Надежда", "Добрая сказка", "Я не могу иначе", "Вера", "Птица счастья".

Страна шагнула в XXI век третьего тысячелетия. Опять-таки с песнями Пахмутовой на слова Добронравова: "Русский вальс", "Вишневый сад", "Остаюсь с обманутым народом", "Звездная река", "Песенка о господах и госпоже", "Находка", "Мать и сын".

С днем рождения, дорогой наш Николай Николаевич! 

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 24 найденных.
Анастасия
11.02.2014 16:21
Очень талантливый человек. И великий Магомаев исполнял его песни.
Марина Васильевна
05.12.2013 3:24
Искреннее спасибо Михаилу Захарчуку за душевный рассказ о замечательном творческом и человеческом союзе двух прекрасных людей. Николай Добронравов и Александра Пахмутова воспринимаются как единое целое. И кажется, что они были всегда - мы росли, взрослели, умнели, уже и стариться начали... а их песни постоянно присутствовали в нашей жизни. И не только присутствовали, но и влияли на нее. Светлые, душевные, лирические, патриотические... Не знаю, можно ли сказать "романтически-патриотические" или "патриотично-романтические":)), но именно такими были созданные в 60-х годах песни, посвященные строителям Сибири ("ЛЭП-500", "Письмо на Усть-Илим",  "Главное, ребята, сердцем не стареть!", "Марчук играет на гитаре", "Прощание с Братском" и др.) - они звали нас-подростков на "великие стройки коммунизма", и призыв этот был таким ненавязчивым, таким манящим, красивым и романтичным - так хотелось самим понять, о чем поёт «зелёное море тайги» или оказаться вместе с девчатами, плывущими "навстречу утренней заре по Ангаре"... А как искренне и радостно пели мы про орлят, которые "учатся летать" и про то, что "не расстанусь с комсомолом". Те высокие нравственные идеалы, которые отражались в творчестве Николая Добронравова (говоря "казенным" языком), сохранились в душах большинства людей нашего поколения.
Иногда говорят, что какой-то кинофильм или какая-то роль "разошлись на цитаты". Но и многие строчки поэта Добронравова "ушли в народ", постоянно цитируются в разговорах, становятся заголовками газетных статей и т.п. Как часто мы слышим и говорим "команда молодости нашей", "трус не играет в хоккей", "знаете, каким он парнем был", «надежда – мой компас земной», "как молоды мы были" - не задумываясь о том, что у этих выражений есть автор. Так же, как и некоторые песни Пахмутовой на стихи Добронравова уже давно считаются народными, наверное из-за их задушевности и близости сердцу каждого человека. Когда зазвучала песня "Нежность", я помню, как замирали, заслышав ее и мы - совсем юные девчонки, и наши мамы, уже знавшие, что такое "опустела без тебя Земля"...
Пусть для кого-то светлые и добрые песни, созданные Пахмутовой и Добронравовым - "неформат", но для нас в них вся наша жизнь. Низкий им поклон и искренние пожелания здравия и долголетия - физического и творческого!
Михаил Александрович, спасибо за воспоминания, которые Вы разбудили своей публикацией! в душе звучат родные песни. Успехов Вам!
Вадим Браслав
02.12.2013 15:49
Представляет - просто, обогащает - неимоверно! Таким ощущаю стиль, коим подаются, и содержание, коим наполняются, публицистические портреты рассказчика о творцах великой нашей культуры Михаила Захарчука. Петь дифирамбы прекрасному поэту-песеннику Николаю Добронравову или его несравненной спутнице жизни и нашему любимому композитору Александре Пахмутовой после прочитанного о них в расказах Михаила хочется ещё больше. Но не прибавят наши слова им величественности - место, занимаемое Николаем Николаевичем и Александрой Николаевной в нашей духовной жизни, даже осознанно оценённое - неизмеримо велико. Но именно за то, что Михаил напоминает нам о том, за что мы любим его героев - наших кумиров, - с которыми самому ему счастливится встречаться и дружить, мы, друзья его и читатели, весьма благодарны.    
Юрий Петрович
30.11.2013 19:14
Важнейшую нравственную деталь отметил автор статьи у четы Добронравов-Пахмутова - НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВО. По этому "параметру" нынешние "мастера" культуры - мелкота...
Владимир, Кубань.
26.11.2013 12:33
В этих двух святилищах русской культуры -  целая эпоха нашей жизни. Личной и всей страны. И Михаил это очень тонко подметил через призму замечательных песенных строк не менее зщамечательного юбиляра.
Владимир Л.
25.11.2013 16:34
Я тоже обратил внимание на то, что наше ТВ, очень любящее отмечать, разного рода юбилеи, 85-летие Добронравова, по сути, пропустило. Трансляция небольшого творческого вечера на "Культуре" - это, собственно, и все. Чем же так не угодил замечательный поэт, нынешним чиновникам и телебоссам? Тем, что не изменяет своим идеалам и принципам? Хорошо, что сайт "Столетие" не подвержен лукавой конъюнктурщине. Материал Захарчука очень достойный, прочитал с интересом.
Владимир
25.11.2013 10:18
Михаил, спасибо вам большое, что вы напоминаете нам о люях, которые были и остаются символом уходящего поколения. Лично я не знал, что Николаю Николаевичу уже 85. Мне он всегда казался намного моложе. И дай Бог ему  и впредь оставаться таким же...
Анатолий
25.11.2013 10:09
На песнях Пахмутовой и Добронравова, без приувеличения, выросло не одно поколение. И сегодня, собираясь с друзьями за праздничным столом, мы неизмено поем о комсомольцах-добровольцах, о тех, кто обнимает небо крепкими руками, о нежности, о том, что нам дорого и близко с юных лет. Поэтому низкий поклон замечательному поэту за его творчество, душевную щедрость, за ту радость, которую он дарит людям. А 85 - не так уж и много. Это понимаешь, когда тебе самому под 65.  
БЕЛОРУС
25.11.2013 9:35
Классику песенной поэзии Николаю Добронравову 22 ноября исполняется 85 лет. С юбилеем лауреата Государственной премии СССР поздравил президент Беларуси Александр Лукашенко.

Будучи поэтом российским, Добронравов воспел Беловежскую пущу, пустил в жизни миллионов людей «Птицу счастья» и «Надежду». Песни на его стихи в разные годы исполняли белорусские «Сябры» и «Песняры». И, конечно, хит десятилетий – «Молодость моя – Белоруссия».

Даже сейчас Николай Николаевич продолжает плодотворно работать.

Свою молодость подарил нашей стране Николай Добронравов. Его стихи действительно стали любимыми. А песни исполняли артисты только народные и заслуженные. «Как молоды мы были», «Птица счастья», «Нежность», «Трус не играет в хоккей». Писать, в том числе и о Беларуси, Николай Николаевич не переставал никогда.

Микаэл Таривердиев, Арно Бабаджанян, Муслим Магомаев. Музыку на его стихи писали только мэтры. Четыре сотни композиций Добронравов написал вместе с Александрой Пахмутовой. Для него она была музой. А их творчество – целая эпоха, которая продолжается и сейчас.

Валерий Скорожонок, экс-солист ансамбля «Песняры»:
В этих стихах в первую очередь присутствует душа. И именно стихи, не тексты. Я не знаю, какого бы человека, какого бы артиста эти стихи оставили равнодушным.

В 1974 году Добронравов по приглашению Машерова посетил Беловежскую пущу. И был настолько поражен, что стихотворение сочинил на следующий день. Спустя полгода появилась и музыка, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Добронравов всю свою жизнь – лирик. Выросший в детском доме в годы войны, поэт сохранил нежный и тонкий слог. Николай Николаевич и в свои 85 творить продолжает. На днях выходит его новый поэтический сборник

http://www.ctv.by/novosti-rossii/poet-pesennik-nikolay-dobronravov-otmechaet-85-letie
Анна Ивановна
24.11.2013 6:52
В субботу вечером на телеканале Культура был хороший концерт в честь Добронравова! (В проекте Романтика романса). Хоть так отметили юбилей. По рангу Н. Добронравова и А. Пахмутовой по всем каналам должны были бы быть подобные концерты, увы...
Отображены комментарии с 1 по 10 из 24 найденных.

Эксклюзив
26.01.2020
Велислава Дырева
«Америка победила Гитлера, Россия только помогала…»?
Фоторепортаж
16.01.2020
Подготовила Мария Максимова
Дары, которые получали представители нескольких поколений семьи Романовых, сегодня можно видеть на выставке.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».