Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
11 декабря 2019
Иван Грозный и боярин Эдвард

Иван Грозный и боярин Эдвард

Э. Радзинский представил новый исторический телепроект
Арсений Замостьянов
07.09.2012
 Иван Грозный и боярин Эдвард

Автор проекта «Воскресшие тени. Иван Грозный и Владимир Старицкий», показанного по Первому каналу, снова использовал свой излюбленный метод актуализации. О каких исторических аналогиях идёт речь в этот ра

Мы знаем: Эдвард Радзинский – не равнодушный парнасец. У него и Сократ, и Сенека превратились в наших современников. Лукавая улыбка, эзопов язык с отточенным дельфийским произношением… Какие могут быть сомнения? Эдвард Станиславович не гербарии перебирает, он собирается бичевать и врачевать.

Но если уж гоняться за злободневными ассоциациями, напрашивается сюжет «Иван Грозный и Симеон Бекбулатович». Но – «ходить бывает склизко по камешкам иным». В нынешней политической элите нет двойников князя Владимира Старицкого. Ходорковский? Лужков? Нет, не то, совсем не то…

К Радзинскому привычно придираются историки, но он творит в жанре исторической поэмы, здесь ошибки и натяжки неизбежны.

Да, святитель Сильвестр служил в Благовещенском, а не Богоявленском соборе. Но Радзинский – импровизатор, он не любит давать ссылок, не любит даже оглашать фамилии поэтов, чьи строки цитирует. Темперамент мешает показать полутона эпохи, оговорки и сомнения испортили бы мелодию монолога.

И – сомнений нет. Система Радзинского зиждется на фундаментальных стереотипах: авторитаризм – плохо, парламентаризм – хорошо. Восток страшен, Запад уютен. Вечевой колокол – хорошо. Опричнина – плохо. Всегда приятно видеть убеждённого человека, хотя я никогда не мог понять, чем же так хорош этот Запад… Тот Запад, который я видел, – так же разнообразен и порочен, как эпоха первого русского царя. Нынешний интеллигентский гонор сродни боярскому. Даёшь личный удельный суверенитет вместо государственного.

Одного не пойму: откуда взялись эти надежды на представительные органы власти всех времён? Наверное, иногда полезно превращать управленческую систему в биржу, но гораздо чаще потребна железная рука, полномочная власть. Филипп Македонский разбил говорунов при Херонее – и македонцы создали пространство будущей христианской цивилизации. Октавиан Август не хуже матроса Железняка знал, что «караул устал». Независимое Русское государство родилось и укрепилось после уничтожения новгородского веча. Если мы начнём перечёркивать политику двух наших великих и грозных Иванов – Третьего и Четвёртого, – с кем останемся? С просвещёнными интервентами?

Как легко сказать: ни одна великая цель не стоит человеческих жертв. Сказал – и сразу ощущаешь себя героем в белом плаще и широкополой шляпе. Этой сознательной кашицей кормит нас и Павел Лунгин – непримиримый борец с Иоанном Васильевичем. Он уверен, что нам нужно мстить диктатору, проклинать его, вбивать осиновый кол. Радзинскому эрудиция не позволяет так махать палицей, но и Эдвард Станиславович не удерживается от благих пожеланий: хочется ему изжить проклятое наследие.

Только, когда мы отменяем цель, когда вместо диктаторов приходят добряки и спорщики (а ещё – ростовщики!), жертв не становится меньше. А вот победы к добрякам и спорщикам почему-то не приходят. И враждебные ханы берут реванш, ведь если не мы их, то они нас.

Адашев, Сильвестр, Курбский, по Радзинскому, бьются за «аристократическую феодальную республику». Не за ту ли, которая приведёт к гибели Речь Посполитую? Иван Грозный установил ни больше ни меньше «восточную деспотию – проклятие Руси». Ну как тут не впасть в панику? Неправильная у нас страна! Но разве секрет, что с врагами – подлинными и мнимыми – Иванец Московский расправлялся жестоко, но вполне в духе времени. Точно так же то и дело резвились правители и в Испании, и в Англии.

Радзинский культивирует такую мифологию: есть в России «силы добра», просвещённые европейцы, сторонники реформ и феодальных (в более позднее время – гражданских) свобод.

Но их пожирает бессмысленное и беспощадное чудовище: кровавый азиатский деспотизм. Безжалостное государство, поработившее своих подданных. Поскольку перед царём все – рабы. Нет собственников, нет шляхты…

Позиция удобная, поскольку потрафляет эгоизму. Посмотришь вокруг: какие-то все несовершенные. А в себя заглянешь – взор не оторвать. Почему так? Да всё просто, мы из разного теста: я, видать, европеец, а «другие» – это ад и форменная азиатчина. Да, самолюбование – вечный лейтмотив нашего западничества.

А что такое Запад в XVI веке? Точных демографических данных нет, но исследователи называют такие цифры: во Франции проживали 19 миллионов, в Англии – три миллиона, в России – шесть с половиной. Весь XVI век во Франции шла война – религиозная междоусобица. Русская борьба с ересью жидовствующих по сравнению с гугенотским побоищем – мелочишка суффиксов и флексий. И что же – современные французы разбивают лбы в экстазе покаяния, вспоминая войну трёх Генрихов? Говорят об извечном проклятии, об азиатчине? Несомненно! И во Франции имеются драматурги и профессора со склонностью к национальному самобичеванию. И всё-таки реликвии прошлого для них важнее исторического уныния. А наша интеллигенция навязывает России закомплексованное самосознание. Сперва – тёмное царство, потом – жандарм Европы и тюрьма народов, потом – империя зла. Отсюда – паническое отношение к собственной истории и, откровенно говоря, страх перед «народом-богоносцем». Фаллический (оплодотворяющий) культ интервенции с благословенного Запада. И всё-таки, когда Радзинский гуляет по Успенскому Старицкому монастырю, мы видим русские святыни XVI века, от которых не получается отделить царя Ивана…

Я-то грешным делом уверен, что история Московской Руси – это история успеха. Выстроили и выстрадали державу смирением, терпением, трудом – да ещё и топорами приколачивали.

Княжество Московское стало лидером восточнославянского, православного объединения… Если мы не хотим потерять себя, следует в истории поражений выискивать тёмные стороны, а в истории побед – светлые.

В очертаниях Покровского собора, храма Василия Блаженного гораздо больше непреложной правды об Иване Васильевиче, чем в запоздалом морализаторстве. А этот собор и праздничный, и грозный – смотря откуда глядеть.

Впрочем, мы живём в эпоху контрпросвещения. Современное телевидение в основном посвящено пластическим операциям, а тут – на самом массовом из каналов – задумчиво бродит по монастырю Радзинский и даёт нам понять, что время умных разговоров и книг не кануло. Немного осталось таких голосов в эфире. И я прошу грозного царя Ивана Васильевича не казнить боярина Эдварда. И царь смилостивится. Кто-кто, а Иван Грозный не только казнить умел, но и спорить.





Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 45 найденных.
Сергей
10.12.2012 10:13
Уважаемый Nobel!
Не поясните, что Вы имеете в виду?
"Убийца", фигурально выражаясь? Или, как мне показалось, Вы говорите в буквальном смысле? Что за информация?
nobel
03.12.2012 22:55
есть только один вопрос. Почему убийца вещает по телеку. Почему он не валит лес, почему он не замаливает своих грехи в церкви. Кто подает убийце руку и ведет его  на ТВ. Господи, да когда же они все сгинут.
алекс-1
22.09.2012 18:41
ну вот и радзинский уже враг да с помощью опричников(нквд) иван перебил и разорил сотни тысяч низшего сословия и насколько тысяч дворян и бояр в том числе патриотов разорил великий новгород и псков и сотни других городов  и убил своего наследника  потом уничтожил опричников и каков итог войны проиграны и потом началась смута вот вам и создатель единства
Петр Петрович - Сергунчику
22.09.2012 12:47
Я думал первое сообщение модератор не пропустил. Игнор остается в силе. Засим, прощай, Сергунчик.
Сергей
21.09.2012 23:53
Слушай, Петр Петрович! Что ты как девочка. То игнорируешь, то пристаешь. Игнор пол-дня продержался. Ты уж определись.
Аргументированно отвечают на мысли, критикуют их, объясняют в чем кто-то не прав.
А у тебя банальные "жим-жим", туда-сюда, "хочет Радзинский-не хочет","не хотите-не смотрите". Неужели еще кому кроме тебя нужно объяснять, что это я или ты переключат телевизор, а миллионы молодых людей подкупятся на "эффектного" болтуна, который "Ну хочет Родзинский быть европейцем, почему вы ему в этом отказывает?".
Пусть чего хочет, то и хочет, но зачем же в телевизор лезть, разлагать культуру и историю, "зачем стульями бросаться"?
Петр Петрович - Сергею
21.09.2012 13:23
Аргументированно доказать вашу позицию можете? Хотя, впрочем, я и позиции-то никакой не вижу.
Петр Петрович - Сергею
21.09.2012 0:08
Ладно, Серый, с тобой все ясно. Игнор тебе от меня пожизненный..
Сергей
20.09.2012 14:44
Как летописец мамонтов рисую и показываю. Вот что хотел сказать, "ясномыслящий" краснобай Петя.
Петр Петрович - Сергею
20.09.2012 0:04
Сережа, разверните ваши мысль во всю ширь, блесните ясностью мысли и обаянием красноречия. А то у вас как-то больше на наскальную живопись похоже.
Так что вы хотели нам сказать?
Сергей
19.09.2012 18:52
Еще один такой же студент, Петр Петрович. Как мухи на ...сладкое.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 45 найденных.

Эксклюзив
10.12.2019
Александр Чекалин
ФИП и издательством «Вече» представлена уникальная книжная серия.
Фоторепортаж
10.12.2019
В Государственном Историческом музее проходит выставка, посвященная праздникам и уличным развлечениям в России.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».