Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 декабря 2018
«Даль был богат и расточителен…»

«Даль был богат и расточителен…»

В Москве, в Доме-музее М.С. Щепкина, открылась выставка «Олег Даль "Мания совершенства"»
Анна Щербина
24.05.2011
 «Даль был богат и расточителен…»

На выставке представлены экспонаты из фондов Театрального музея имени А.А. Бахрушина, Музея кино, музея театра «Современник» и личных коллекций Олега Даля и его коллеги, народного артиста России Юрия Богатырева.

Это первая выставка в серии «Современные актеры русского психологического театра». С Даля начали не случайно – в этом году актеру исполнилось бы 70 лет. Уже несколько поколений не могут похвастаться тем, что видели его в театре – он рано ушел из жизни, но остались его работы в кино, поэтому даже те, кто не застал Даля на сцене, знают и любят его творчество. За свои неполные 40 лет он успел многое сделать, только в «Современнике», в котором Даль проработал 6 лет, он сыграл 11 ролей, на его счету 40 фильмов, он оставил богатое наследие, которое, по словам театрального критика Бориса Поюровского, «дает возможность не только нам, но и будущим поколениям видеть в нем своего современника».

Поюровский говорит о Дале: «Он действительно был актером без амплуа, я даже себе не представляю, какие роли он бы не смог сыграть. Он был наделен удивительными от природы данными – отличной фигурой, необыкновенным обаянием, пластичностью, голосом, а, главное, удивительно выразительными глазами.

Когда вы смотрите фильмы с Далем, обратите внимание на крупные планы: в его глазах – целый мир, когда он молчит, за ним наблюдать ничуть не менее интересно, чем когда он говорит.

Я вообще не знаю ни одной его работы, которая бы не удалась».

По мнению куратора проекта Галины Бескиной, экспозиция выставки дает возможность раскрыть актерскую природу Олега Даля через призму творчества родоначальника русской психологической школы актерского мастерства Михаила Щепкина, показать преемственность поколений и сценической традиции.

Выставка начинается на первом этаже, вписываясь в пространство экспозиции, посвященной М.С. Щепкину. Бескина говорит: «Эти два актера умели показать болевую точку роли, своего героя, его жизни и судьбы. И тот, и другой были страстными искателями “внутреннего человека”, Даль играл на лезвии бритвы – это углубление той школы психологического искусства, которую начал Щепкин».

Первый зал посвящен «Двенадцатой ночи» Шекспира, следующий – «Королю Лиру», в третьем зале ставится вопрос о родстве Олега Даля с Владимиром Ивановичем Далем, лексикографом, автором всем известного «Толкового словаря живого великорусского языка». В Пушкинском музее Санкт-Петербурга провели экспертизу – сравнительный анализ портретов В. Даля и О. Даля и нашли невероятное сходство. И пусть это не может являться доказательством родства, однако деталь интересная.

На выставке представлены фотографии к спектаклям "Месяц в деревне", "Вкус черешни", "Двенадцатая ночь" и фильмам "Мой младший брат", "Женя, Женечка и "катюша", "Король Лир", "По страницам журнала Печорина", "Отпуск в сентябре".

Завершающая часть выставки посвящена последним годам жизни Олега Даля. Он хотел поставить спектакль по стихотворениям М.Ю. Лермонтова, но его мечте так и не суждено было сбыться, однако на выставке можно услышать уникальную аудиозапись из фондов Бахрушинского музея, где Даль читает лермонтовские строки.

Сердцем экспозиции стал дневник Даля (январь 1971 – декабрь 1980 гг.). К каждой фотографии на выставке заботливые руки ее устроителей нашли цитату из дневника или из воспоминаний современников актера, что делает экспозицию живой и душевной. Бескина говорит, что в записях Даля можно найти все – «его поиски актерского искусства, методы создания образов, его мироощущение, которое все время менялось, тут же отразилась и динамика его жизни – все это мы узнаем через его дневник. Та тайна, которую мы чувствуем в его образах, та, которую он унес с собой, чуть-чуть приоткрывается в дневнике, который становится сквозным действием выставки».

В своем дневнике Даль пишет: «Артист не должен играть героя, если он его ненавидит или ненавидит его прообраз – эмоции могут исказить подлинную картину… Сыграть и изобразить происходящее с твоим героем так, чтобы зритель думал, что все увиденное и пережитое им вместе с твоим героем произошло с ним (зрителем)». И еще:

«Пошло и поехало… Смотрел своего Печорина… Хорошо! Иду правильно… Заполнена каждая секунда существования в обстоятельствах. Существую правильно, многопланово, напряженно и не заигрывая со зрителем».

Дополняют образ Даля воспоминания современников - актеров, режиссеров и драматургов Михаила Козакова, Леонида Аграновича, Валентина Гафта, Эдварда Радзинского… Например, вот слова режиссера Владимира Мотыля: «Далю органически чуждо бездумное подчинение чьей бы то ни было воле. Творить он может лишь в условиях полной свободы. Зато, достигнув гармонии между чужим замыслом и своей индивидуальностью, он работает непредсказуемо, прислушиваясь к корректировке режиссера лишь настолько, насколько это совпадает с его ощущением. Образ, рожденный автором и конкретизированный режиссером, обогащается у такого артиста его интуицией тем щедрее, чем богаче талант. Даль был богат и расточителен».

На открытии выставки народный артист России Юрий Назаров, вспоминая Даля, сказал: «Изумительный был живой человек – без звездности, без фанаберий, без дурости, он везде был живой – и на экране, и в жизни, и на сцене… Чтобы он ни делал, все было естественно, возмущался ли, смеялся – он всегда был хорош. Подражать этому нельзя, таким его Господь создал. Главное наше счастье – быть человеком и Даль был им…». Вторя словам Поюровского, хочется сказать, что «мы благодарны судьбе за то, что он был и за то, что он нам подарил. Спасибо ему!»

Олег Иванович Даль родился 25 мая 1941 г. в подмосковном городе Люблино (позже город вошел в состав Москвы) в семье крупного железнодорожного инженера и учительницы. В 1959 г. поступил в Театральное училище им. М.С. Щепкина, став учеником Б. Бабочкина и Н. Анненкова. В разные годы Даль работал в «Современнике», «Театре на Малой Бронной», в Малом театре. Кроме того, он закончил режиссерские курсы при ВГИКе (мастерская И. Хейфица). Умер 3 марта 1981 г. в Киеве.

Самые известные работы О. Даля в кино: «Отпуск в сентябре», «Звезда пленительного счастья», «Старая, старая сказка», «Не может быть!», «Приключения принца Флоризеля» и др.

Выставка проходит с 19 мая по 18 июня 2011 г. в «Доме-музее М.С.Щепкина». Адрес: Москва, ул. Щепкина, 47, стр. 3.


Фото автора

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Зина Корний
24.10.2011 18:19
Я непростительно поздно посмотрела фильм "Мы смерти смотрели в лицо".Была потрясена мощью картины и талантом создателей.Из этого фильма я открыла для себя великого Даля...
Дмитрий
24.05.2011 20:42
Спасибо, заинтересовали. Надо сходить...
Ярослав Стрельцов
24.05.2011 14:27
Большое спасибо за интересную статью! Олег Иванович Даль был великолепным артистом! Вечная ему память...

Эксклюзив
17.12.2018
Олег Миклашевский. Киев
В «незалежной» появилась ПЦУ: что дальше?
Фоторепортаж
10.12.2018
Подготовила Мария Максимова
В Выставочных залах Сытного двора в Коломенском проходит выставка, посвященная Александру I.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».