Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Возможен ли раздел Ирака?

Возможен ли раздел Ирака?

США и Великобритания рассматривают сценарий раздела страны на три этнических анклава
Артем Ивановский
18.09.2009
Возможен ли раздел Ирака?

Поскольку вывод войск США из Ирака не планируется, американские политики рассматривают альтернативный сценарий. При этом упор делается на необходимость удержания нефтеносного района Киркук. Данная задача может быть выполнена в рамках создания независимого курдского государства.

15 сентября командующий войсками США в Ираке генерал Рэй Одьерно выступил с весьма примечательным заявлением: «Я серьезно опасаюсь, что из-за проблем в Афганистане наше политическое руководство может просто забыть об Ираке». Таким способом генерал решил не только обратить внимание Вашингтона на тяжелое положение своих солдат и постоянно растущие потери. В этом заявлении содержится скрытое предостережение президенту. В свое время Барак Обама много говорил об ошибках администрации Буша, которая, зациклившись на Ираке, фактически перестала контролировать обстановку в Афганистане. Более того, своим заявлением генерал Одьерно предлагает президенту не строить иллюзий: война в Ираке отнюдь не закончится в 2011 году, как Обама обещал в период предвыборной кампании, и американским солдатам придется еще долго оставаться на иракской земле.

Ситуация в Ираке зашла в тупик. Это признают и правящие демократы, и оппозиционные республиканцы. Но предвыборные предложения Барака Обамы разрубить иракский гордиев узел путем вывода войск абсолютно нереальны. Невозможность такого решения подчеркивал «серый кардинал» демократической партии США Джордж Сорос задолго до избрания Обамы президентом: «Вторгшись в Ирак, мы уже не можем выпутаться. Очень возможно, что в стране развернется кампания за вывод войск, как это было во время вьетнамской войны, однако наш уход грозит непоправимым ущербом положению Америки в мире. Из-за нашей зависимости от ближневосточной нефти Ирак для нас в этом отношении еще хуже Вьетнама». Заметим, что в данном случае позиция Сороса полностью совпадает со взглядами республиканцев на иракскую проблему. Жесткая обструкция со стороны республиканской фракции в Конгрессе предложений президента по разработке нефтяных скважин на морском шельфе говорит сама за себя. С их точки зрения, оставлять завоеванную иракскую нефть недопустимо. Невозможность вывода войск и такая же невозможность дальнейшего сохранения текущей ситуации позволяют рассматривать альтернативное решение — раздел Ирака.

Следует отметить, что возможность раздела Ирака обсуждается не только в Вашингтоне, но и в Лондоне не первый год. Причем об этом говорится на достаточно высоком официальном уровне.

Так, 24 октября 2006 года министр иностранных дел Великобритании Маргарет Бэккетт после встречи в Лондоне с иракским вице-премьером Бахрамом Салехом заявила, что «не исключает возможности распада Ирака на отдельные государства». Весьма примечательны опубликованные тогда в британской прессе разъяснения о том, что Ирак де-факто разделен на три этнических анклава: курдский север, суннитский центр и преобладающе шиитский юг. Таким образом, британцы, в 1920 году «слепившие» Ирак из обломков Оттоманской империи, не усматривали трагедии в распаде этого искусственного образования.

Двумя годами ранее аналогичную точку зрения высказал Джордж Сорос. В своей книге «Мыльный пузырь американского превосходства» («The Bubble of American Supremacy») он отмечал: «Ирак был искусственно создан западными державами после распада Оттоманской империи с прицелом на максимальное влияние со стороны Запада в дальнейшем. В состав Ирака вошли три вилайета Оттоманской империи. Курды, составлявшие большинство населения на севере, были разделены между Турцией, Ираком и Ираном. Сунниты, которые составляли большинство в районе Багдада, были объединены с шиитами, сконцентрированными в районе Басры. Во главе этой мешанины был поставлен суннитский король Фейсал. После свержения монархии в 1958 году последующие режимы поддерживали господство суннитского меньшинства все более репрессивными методами.В силу этнической и религиозной раздробленности Ирака утверждение демократии может легко привести к его распаду».

Приведенные выше прогнозы нашли реальное подтверждение в дальнейшем ходе событий. Сама логика развития ситуации в Ираке заставляет рассматривать сценарий раздела страны. Как известно, на прошедших 25 июля президентских и парламентских выборах в автономном Курдистанском регионе победу одержал действующий президент Масуд Барзани и его избирательный блок «Курдистания». Оппозиция во главе с Мустафой Нуширваном набрала около 24% голосов. При этом эксперты отмечают, что различий в платформах обоих политиков практически нет.

И Барзани, и Нуширван стремятся к созданию независимого курдского государства и требуют от Багдада передать курдам полный административный контроль над богатым нефтью районом Киркука.

Данная тенденция к поляризации севера и юга по отношению к центру отчетливо проявилась еще на общенациональных парламентских выборах 7 февраля 2005 года. Тогда первое место занял «Шиитский исламский альянс», набравший 2,3 млн. голосов. Блок «Курдистания» был на втором месте с 1,1 млн. голосов курдских избирателей. А вот партия тогдашнего премьер-министра Айяда Аллави смогла набрать всего лишь 620 тыс. голосов. Таким образом, эти выборы со всей очевидностью продемонстрировали слабость центральной власти Ирака.

Возможность распада Ирака стала предметом специального доклада генерального секретаря ООН Пан Ги Муна Совету Безопасности ООН 4 августа сего года. "Я обеспокоен отношениями между федеральным правительством, базирующимся в Багдаде, и лидерами Иракского Курдистана. Как следствие, усиливается напряженность также между курдскими силами безопасности и некурдским населением за пределами Курдистана", - подчеркивается в докладе. Пан Ги Мун обращает внимание на эту опасную тенденцию, которая может угрожать целостности Ирака, в момент подготовки общенациональных парламентских выборов, намеченных на январь 2010 года и вскоре после прошедшего 25 июля голосования по избранию президента и депутатов парламента автономного Курдистана. Одна из центральных проблем противостояния Багдада и курдов заключается в контроле над нефтеносными районами, главным образом - районом Киркук, который фактически является курдским, однако не входит в административные границы Иракского Курдистана. Этот вопрос является предметом переговоров. При этом Киркук становится одним из центров нестабильности в Ираке. Так, генсек ООН напомнил о недавнем теракте в этом регионе, в результате которого погибли до 85 человек, было ранено более 170 и 600 человек остались без крова. Среди других тревожных симптомов противостояния центральных властей с курдами - ситуация в регионе Найнава, где несколько курдских мэров с апреля бойкотируют избранное провинциальное правительство.

Ситуацию, по мнению Пан Ги Муна, обострили заявления регионального правительства Курдистана по судьбе Киркука во время избирательной кампании в Курдистане. «24 июня парламент Курдистанского региона Ирака принял 96 голосами из 97 проект региональной конституции, содержащей бескомпромиссные положения. В одной статье, в частности, говорится, что Курдистанский регион Ирака охватывает все оспариваемые районы и тем самым, по-видимому, в одностороннем порядке заявляются права на округа, которые расположены за пределами Курдистанского региона (в том числе в округах Найнава, Киркук и Дияла) и которые являются предметом переговоров, организованных Целевой группой высокого уровня (под эгидой ООН)". - отмечается в докладе.

Власти Курдистана пошли на дальнейшее обострение и попытались провести референдум по региональной конституции 25 июля - в день выборов в регионе. Очевидно, что большинство населения региона было готово поддержать конституцию, провозглашающую спорные районы курдскими, что могло привести к усилению напряженности. Только прямое вмешательство миссии ООН в Ираке позволило отменить этот референдум.

Тем не менее, официальные представители США в Ираке и посещающие страну лидеры американского политикума отнюдь не разделяют обеспокоенность генсека ООН по данному вопросу.

Все их действия создают впечатление, что Соединенные Штаты постепенно готовят почву для раздела Ирака. Никак иначе нельзя расценить незавуалированную поддержку курдских властей со стороны как демократов, так и республиканцев.

11 сентября посол США в Ираке Кристофер Хилл, выступая в Конгрессе, высоко оценил прошедшие 25 июля выборы в Курдистанском регионе. В своем выступлении он также сказал, что уменьшение числа курдов в иракской армии – это акт дискриминации. Выступивший затем сенатор Говард Берман предложил повысить дипломатический статус представительства США в Курдистане, открыв в Эрбиле «полноценное консульство». Он также отметил, что эти шаги должны стать посланием «тем сторонам, которые втайне строят планы против курдов».

Тремя неделями раньше, 15 августа, в Эрбиль прибыла делегация сенаторов-республиканцев в составе Джона Маккейна, Линдси Грэхэм и Сюзан Коллинз. Делегацию сопровождал посол США в Ираке Кристофер Хилл и другие высокопоставленные должностные лица. Делегация была встречена в аэропорту главой аппарата президента Курдистана д-ром Фуадом Хусейном и главой Департамента по внешним связям министром Фалахом Мустафой Бакиром. Как заявил министр Бакир, "три сенатора, и в частности сенатор Маккейн, имеют огромное влияние на американские решения, и мы рады возможности принять участие в основополагающем диалоге и укреплять нашу дружбу с Соединенными Штатами". Сенатор Маккейн заявил, что он был впечатлен и ощутил надежду и оптимизм от того, что он увидел в Курдистане, и прежде всего от реконструкции и развития региона. По его словам, при сильном региональном руководстве и обязательствах США в отношении Ирака, регион может достичь дальнейших успехов. Сенатор также высоко отозвался о руководстве Курдистанского Региона в связи с проведенным им выборами. Добавим, что сенаторы и сопровождавшие их высокопоставленные официальные лица не пожелали посетить Багдад.

Помимо США активные дипломатические отношения с курдским правительством выстраивают другие западные державы. Приведем характерный фрагмент из интервью газеты «Курдиш Глоб» с генеральным консулом Франции в Эрбиле, д-ром Фредериком Тиссо 17 августа сего года. Вопрос: «Как бы вы охарактеризовали нынешние отношения между Францией и Курдистанским регионом?» Тиссо: «Франция верит в регион, она полагает, что Курдистанский регион будет оставаться стабильным, безопасность останется в нем на нынешнем высоком уровне, и будет больше реконструкции и развития, что является хорошей новостью для всего Ирака. Мы работаем, чтобы строить сильные отношения, не временные, но отношения в течение многих десятилетий - это долгий процесс».

В чем же здесь интерес западных держав? Разумеется, это нефть, колоссальные запасы которой сосредоточены на кудском севере. Все прочие иракские территории — это песок вперемешку с финиковыми пальмами, не представляющими стратегического интереса.

С определенной точки зрения, раздел Ирака на три этнических микрогосударства является возможным выходом из тупика. Расчеты строятся на том, что шиитские экстремисты сцепятся с суннитами и им будет уже не до курдской нефти. В военном плане такое решение позволит значительно сократить протяженность коммуникаций американских войск в Ираке, существенно увеличит их оперативную плотность, что позволит организовать устойчивую оборону. Более того, местное курдское население будет позитивно настроено к армии США и тем самым создаст надежный противовес партизанско-диверсионной тактике исламских фундаменталистов. Ведь еще со времен подписанной 11 марта 1970 года Мустафой Барзани и Саддамом Хусейном декларации о курдской автономии курды рассматривают свое стремление создать независимое государство, как легитимное право. И американских солдат они будут воспринимать как защитников, а не как оккупантов.

Вместе с тем, подобный сценарий имеет серьезный минус. Создание независимого Курдистана вызовет противодействие Турции. Можно предположить, что при урегулировании турецкой проблемы решающее значение приобретет дипломатия и принцип экономической заинтересованности. Лидер курдских радикалов Абдулла Оджалани недавно заявил о готовности отказаться от вооруженной борьбы, если проживающим на юго-востоке Турции курдам будет предоставлена автономия. Сговорчивость Анкары может быть обусловлена предложением поставок курдской нефти на льготных условиях и участием в разделе нефтяных прибылей.

Еще Александр Македонский заметил, что осел, нагруженный золотом, может взять любую крепость.

Конечно, сегодня преждевременно говорить о разделе Иарка, как о факте. Но исключать такого развития событий нельзя. Республиканская партия США — потенциальный победитель на будущих президентских выборах — продолжает рассматривать Ирак в качестве приоритета американской ближневосточной стратегии. А обстановка в этой стране такова, что любая, самая рискованная альтернатива более предпочтительна, нежели решение оставить все, как есть.

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.