Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
В прицеле натовского патруля

В прицеле натовского патруля

От базы НАТО в Эстонии до Санкт-Петербурга – менее 350 км
Вячеслав Самойлов
10.05.2016
В прицеле натовского патруля

4 мая с.г. посадочной полосы литовского аэродрома Зокняй коснулись шасси четырёх португальских F-16, в то время как далеко к северу, в эстонском Эмари, совершила посадку четверка британских Eurofighter Typhoon. Боевые самолёты НАТО патрулируют воздушное пространство Прибалтики уже в течение двенадцати лет, причем эту обязанность по очереди выполняют все страны альянса.

В Зокняй португальцы сменили испанцев, дежуривших в Литве начиная с января. Кстати, ВВС Португалии принимают участие в прибалтийской миссии НАТО уже в третий раз. В Литву представители далекой пиренейской страны заявились основательно, числом не менее сотни – пилоты, техники, представители медперсонала, специалисты по связи. Что касается британцев, то в Эмари они заменили бельгийцев.

Португальцы очень завидуют британским коллегам – за то, что им достался именно Эмари, а не Зокняй. Дело в том, что литовский аэродром, использовавшийся еще в советские времена, очень мало изменился с тех пор. Пилотам не нравятся ни скромные гостиницы в близлежащем Шауляе, ни тамошние скудные развлечения. Да и местное население чужаков не очень-то привечает – литовцы пользуются репутацией людей угрюмых и суровых. В стране до сих пор жива память о скандалах 2005 года. Тогда имели место несколько случаев избиения чернокожих американских вояк, прибывших в государство как раз таки в рамках миссии «воздушной полиции». Они чересчур разнузданно вели себя в ночных заведениях, за что и поплатились. «Наезжали» литовцы и на заезжих британских военных. Причем, по словам свидетелей этих «баталий», зачинщиками, как правило, оказывались сами гости. В общем, в среде натовских «летунов» репутация Литвы – скверная, поэтому уговорить их дислоцироваться здесь, а не в Эстонии с каждым годом всё сложнее. Одно время рассматривался вопрос о том, чтобы полностью перевести самолёты в Эстонию.

Эстонская авиабаза Эмари манит не только своей близостью с Таллином, но и наличием различных удобств. Например, там оборудованы площадки для гольфа, а меню составлено таким образом, чтобы максимально потрафить иностранным гостям. В строительство этой базы были вложены немалые деньги, причем значительную часть данной суммы Таллину не пришлось извлекать из собственного кармана. Существует программа НАТО Еuropean Reassurance Initiative (ERI), с помощью которой США выстраивает на территории Восточной Европы свою военную инфраструктуру. В частности, в 2015 году в рамках этой программы Эстония получила 68 миллионов долларов на развитие Эмари и полигона Тапа.

Впрочем, вложив эти деньги, американцы заполучили и полный контроль над объектами. В августе прошлого года Министерство обороны Эстонии подготовило закон, в котором излагаются права прибывающих в страну военнослужащих США на использование инфраструктуры в местах их дислокации.

В соответствии с этим документом, Таллин предоставляет янки беспрепятственный доступ в Эмари, на Центральный полигон (находящийся, кстати, менее чем в 350 километрах от Санкт-Петербурга), в военный городок Тапа и прочие здания и сооружения, которые Эстония в будущем может передать в пользование заморским гостям.

В документе определяется понятие «беспрепятственного доступа» на все эти объекты любого количества транспортных средств и воздушных судов вооруженных сил США. То есть там, где постоянно находится четыре истребителя, завтра может оказаться хоть четыреста – лишь бы возможности базы позволили. И действительно, здесь периодически появляются дополнительные самолёты, прибывающие в рамках постоянно теперь проводящихся в Прибалтике учений НАТО. Например, осенью прошлого года тут побывали штурмовики А-10, способные брать на борт ядерные заряды малой мощности. До границы с Россией, ещё раз подчеркнем, рукой подать.

Москва, естественно, не может равнодушно воспринимать столь серьёзную потенциальную угрозу. Так, в октябре прошлого года МИД РФ выпустил коммюнике: «Обратили внимание на недавнее заявление командующего военно-воздушными силами Эстонии Яака Тариена об "обусловленных растущими потребностями ВВС НАТО" планах по расширению инфраструктуры военного аэродрома Эмари за счет территорий, предназначавшихся для гражданской авиации. В свете непрекращающихся спекуляций о необходимости развертывания дополнительного постоянного военного присутствия стран– членов альянса и, прежде всего, США на "восточном фланге" блока рассматриваем анонсированные приготовления, как откровенно провокационный шаг, преследующий своей целью дестабилизацию обстановки в одном из традиционно самых стабильных с точки зрения военной безопасности регионов Европы. При этом вызывает удивление та легкость, с которой эстонские власти жертвуют гражданскими объектами ради взятого в НАТО курса на форсированную милитаризацию Прибалтики». Этот протест, как легко догадаться, остался неуслышанным…

Впервые два самолёта НАТО (F-16 из Дании), совершили посадку в Эмари в марте 2014 года. А к концу 2015 года данная база окончательно превратилась в многофункциональный комплекс, призванный, как отмечено выше, обеспечить все потребности воздушного контингента альянса. А если кто-то из пилотов заскучает на базе, то к их услугам лучшие гостиницы эстонской столицы. Для лётчиков организованы специальные транспортные рейсы, благодаря которым добраться до города легко и просто.

Вообще, гостиничная индустрия Таллина в последнее время переориентировалась, в значительной степени, именно на военных – в прошлом году представители альянса составили не менее 10 процентов всех посетивших город туристов.

Литовские официальные круги относятся к этой ситуации болезненно – сказывается синдром «отвергнутой жены». Когда прошлой осенью два американских F-22 Raptor совершили посадку в Эмари, хотя первоначально их готовились принять в Зокняй, в печати прошла серия изобличительных публикаций: доколе, дескать, мы будем позориться, будучи не в силах обеспечить союзникам приемлемые условия? Потенциальный уход самолётов НАТО в Эстонию воспринимается страшным уроном для репутации – мол, в этом случае Литва перестанет быть «воздушным государством».

Кстати, качество техники, которую альянс отправляет в этот регион, вызывает серьёзные сомнения. Об этом заговорили в октябре прошлого года, когда в Эмари у немецкого Eurofighter Typhoon во время рулежки по взлетной полосе отвалился внешний топливный бак. Этот самолёт тут же пришлось списать. О случившемся пресс-служба ВВС Эстонии сообщила лишь спустя несколько дней. Издание Süddeutsche Zeitung отметило при этом, что на все данные самолеты баки устанавливаются недостаточно надежно. Более того, в Германии использование подобных баков на «Тайфунах» ранее было приостановлено. Но этот запрет никак не коснулся истребителей, которые отправили в Прибалтику, так как внешние баки позволяют машинам преодолевать большие расстояния. Дошло до того, что эстонские военные стали поговаривать, будто коллеги по НАТО отправляют в страны Балтии «металлолом».

У самих республик Прибалтики собственная военная авиация почти начисто отсутствует – и потому охрану здешнего воздушного пространства с самого момента вступления Литвы, Латвии и Эстонии в НАТО возложили на другие государства блока. Изначально предполагалось, что данная миссия будет завершена в 2007 году. Но прибалты неоднократно обращались к альянсу с просьбами продлить её – до тех пор, пока они не обзаведутся своими истребителями. Просьбы были удовлетворены, а собственные современные военные самолёты у латышей, литовцев и эстонцев так и не появились. В дальнейшем страны Балтии предложили сделать миссию бессрочной – и таковой она фактически и стала.

Официальные Рига, Таллин и Вильнюс не могут нарадоваться такому обстоятельству, ведь согласно произведенным подсчетам самостоятельное патрулирование своего воздушного пространства обошлось бы им в 1,5 миллиарда евро.

Однако благодаря НАТО расходы оказались гораздо ниже. Экс-министр обороны Литвы Раса Юкнявичене заявила, что такая ситуация выгодна обеим сторонам. Прибалты экономят на истребителях, а пилоты других стран НАТО имеют возможность оттачивать навыки, заодно знакомясь с единственным входящим в альянс регионом, непосредственно граничащим с территорией возможного противника.

Военные самолёты находятся на аэродромах, но готовы в течение короткого времени подняться в воздух. Кроме того, истребители альянса выполняют полеты в международном воздушном пространстве над Балтийским морем. C сентября прошлого года регион патрулируют восемь летательных аппаратов – по четыре базируются в Литве и Эстонии. «Для того, чтобы выполнять функцию воздушной охраны, скажем так, чтобы выезжать на вызовы, нужны две машины, находящиеся в постоянной готовности. А для того, чтобы эту готовность обеспечить, необходимы четыре истребителя. Отсюда и пошла величина ротации, чтобы у нас находились четыре самолёта», – поясняет премьер-министр Эстонии Таави Рыйвас.

Восемь истребителей в Прибалтике – это вдвое меньше, чем год назад, однако и вдвое больше, чем было до начала украинского кризиса. Когда в прошлом сентябре руководство альянса заявило, что намерено вдвое сократить воздушную миссию в регионе, у прибалтов это вызвало чувства, близкие к истерике. Так, замминистра обороны Литвы Мариюс Величка взывал: «Если бы спросили моё мнение, то я считаю, что нет, сокращать не следовало. Я уверен, что сегодня не самое подходящее время для подобных действий». Но руководство НАТО принимало это решение, не посчитав нужным посоветоваться со своими литовскими «вассалами»...

Президент Литвы Даля Грибаускайте сочла необходимым заявить, что сокращение воздушных патрулей НАТО компенсируется за счет усиления присутствия других компонентов альянса в Прибалтике. «Я бы желала обратить внимание на то, что в странах Балтии останется восемь самолетов – а это вдвое больше, чем было до кризиса на Украине. Таким образом, мы сохраняем удвоенную миссию ПВО. Польша обеспечит себя сама, так что это сокращение не так уж важно», – так она пыталась успокоить литовский официоз.

Доцент литовского Института международных отношений и политологии Кястутис Гирнюс прокомментировал ситуацию следующим образом: «Причиной прошлогоднего решения об увеличении самолетов НАТО над регионом являлось желание успокоить страны Балтии – альянс здесь, мы вас поддерживаем и присылаем много сил. Сейчас миссия воздушной полиции сокращается, поскольку альянс в последнее время не видит реальной угрозы со стороны России – и такое решение в военном плане является обоснованным и рациональным».

Прибалты, конечно, хотели бы видеть обратную тенденцию, поэтому здешняя пресса постоянно толкует о «полетах российских военных самолетов с выключенными транспондерами вдоль границ». Правда, к сожалению для местных властей, фактов нарушения рубежей не фиксируется. А так хотелось бы иметь эти факты на руках – вот власти маленьких гордых государств и стараются «придумать» их любой ценой. Трагикомический случай произошел в Литве 12 апреля. В Службе охраны государственной границы (СОГГ) при МВД заявили о том, что со стороны Российской Федерации к городку Лаздияй приблизились три вертолета, которые, «возможно, пересекли государственную границу». Глава СОГГ Ренатас Пожела сообщил, что эти вертолеты с земли засёк один из сотрудников службы. «Пограничник оценил ситуацию так, что это было нарушение рубежей. Но мы говорим о возможном нарушении, а подтвердить или опровергнуть это должны военные», – пояснил Пожела. По его словам, летательные аппараты были без опознавательных знаков. Все это вызвало иронию у многих представителей общественности, предположивших, что узревший неизвестные вертолеты пограничник находился в тот момент под воздействием горячительных напитков.

Позже и представителю Объединенного штаба ВС Литвы Томасу Пакальнишкису пришлось признать, что вторжения все-таки не было. Однако – чисто литовский парадокс! – позже двое пограничников, поднявших ложную тревогу, получили государственные награды: за бдительность.

Власти стран Прибалтики стараются использовать случаи неподтверждённых «вторжений», настойчиво выпрашивая у союзников по НАТО «гарантий противовоздушной обороны». Это означает, что находящиеся здесь истребители в случае кризисной ситуации смогут осуществлять и боевые задачи.

Недавно Пентагон обнародовал план, предусматривающий увеличение в следующем году бюджета на содержание американских сил в ЕС в четыре раза – с выделяемых сейчас 725 млн евро до 3,1 млрд евро. А это значит, что воздушный патруль НАТО в Прибалтике, наверняка, снова увеличится.

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.