Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
13 ноября 2018
Узбекистан: ликвидация прошлого

Узбекистан: ликвидация прошлого

В республике продолжается война с памятниками «колониального прошлого»
Сергей Соболев
27.01.2011
Узбекистан: ликвидация прошлого

Шестого января был снесен памятник единственному генералу из Узбекистана, принимавшему участие в Великой Отечественной войне - Сабиру Рахимову. Спустя три дня, ощутив волну общественного недовольства внутри республики и за ее пределами, власти пообещали установить его на другом месте. Между тем, снос памятника С. Рахимову является лишь частным моментом ведущейся в республике с момента распада СССР «войны с памятниками», призванной вытеснить из культурного ландшафта и общественного сознания населения память о совместном с Россией историческом прошлом.

Причем в последние два-три года война эта приобрела особенно широкий размах.

На первый взгляд ничего «крамольного» в биографии генерал-майора Сабира Рахимова нет. Напротив, любое государство, воевавшее в годы Второй мировой войны на стороне Антигитлеровской коалиции, гордилось бы им. С. Рахимов служил в Красной армии с 1922 г. К началу Великой Отечественной войны был майором. Участвовал во многих сражениях на Западном и Южном фронтах. В 1942 г. был назначен командиром 395-й стрелковой дивизии, с которой защищал Кавказ и, в частности, участвовал в Туапсинской оборонительной операции. В 1943 г. получил звание генерал-майора. Возглавляемая им 37-ая гвардейская стрелковая дивизия участвовала в Восточно-Прусской и Восточно-Померанской наступательных операциях. В ходе последней из них в марте 1945 г. он и погиб. Звание Героя Советского Союза было присвоено ему в 1965 г.

Правда, в его биографии есть два момента, благодаря которым он категорически не вписывался в рамки идеологии суверенного Узбекистана. Во-первых, С. Рахимов был этническим казахом, который родился на территории Узбекистана, а идеологические установки периода независимости делали особый упор именно на «национальные кадры». Во-вторых, проходя службу в Туркестанском военном округе, он принимал активное участие в боевых действиях против басмачей, которые после распада СССР из бандитов превратились в борцов за независимость.

В учебнике К. Усманова и М. Садикова «История Узбекистана. 1917-1991 гг.», предназначенном для академических лицеев и профессиональных колледжей, басмачи характеризуются не иначе как «повстанцы», которые «на протяжении многих лет оказывали вооруженное сопротивление, исполняя свой сыновний долг перед Родиной».

Образ участвовавшего в подавлении басмаческого движения генерала С. Рахимова на этом фоне оказалась неудобным.

Интересно, что особо активную, а в отдельные периоды и решающую роль в подавлении басмаческого движения сыграли именно узбекские национальные части, где в начальный период своей военной карьеры и служил С. Рахимов. Нередко эти формирования возглавлялись бывшими басмачами, перешедшими на сторону советской власти. Так, в разгроме главы басмачей Ферганской долины Ката Эргаша участвовали 1-й и 2-й мусульманские кавалерийские полки. В борьбе с басмачами отличились 1-й Узбекский мусульманский кавалерийский полк, Отдельная узбекская сводная бригада, Узбекский стрелковый батальон, Узбекский кавдивизион и Отдельная узбекская горная батарея. На рубеже 1920 – 1930-х гг. национальные военные формирования сыграли едва ли не решающую роль в разгроме басмаческого движения. Однако для новой идеологии гораздо удобнее оказался образ мучеников-бамачей, чем их противников.

Снос памятника С. Рахимову – лишь частный эпизод широкой кампании по изменению архитектурного ландшафта узбекских городов, призванной изгладить всякую память о «колониальном прошлом». Так, осенью 2009 г. в Ташкенте был полностью реконструирован не менее значимый для республики Парк боевой славы, который служил зримым напоминанием об участии народа Узбекистана в Великой Отечественной войне. В ходе реконструкции был снесен монумент Защитнику Родины и аллея с бюстами военных, различных родов войск. Исчезли и все стоявшие здесь образцы военной техники времен Великой Отечественной войны – танки, артиллерийские орудия, «Катюши», а также самолеты Миг-15 и Миг-21. Монумент Защитнику Родины был установлен перед Музеем Вооруженных сил еще в 1973 г. и назывался тогда памятником Защитнику южных рубежей. Он представлял собой медную скульптуру солдата с автоматом ППШ высотой 6 метров, располагавшуюся на 5-ти метровом постаменте. По данным «Ферганы.ру» он был разрезан на куски и вывезен в неизвестном направлении.

Демонтаж памятника советскому солдату МИД Узбекистана объяснил тем, что «Строительство музея и установка памятника Защитнику южных рубежей Советского Союза не были связаны с чествованием каких-либо памятных дат Второй мировой войны. Кроме того, этот монумент не является символом, увековечивающим память воинов, павших во Второй мировой войне, а лишь отражал идеологию старого режима». Поскольку же военнослужащих, умерших в годы войны от ран и болезней в эвакуированных в Узбекистан госпиталях хоронили на Волгоградском мемориальном кладбище, рядом с которым в 1975 г. был открыт мемориал Скорбящая мать, то было заявлено, что никакой необходимости в существовании еще одного памятника ветеранам войны нет. Вместо монумента Защитнику родины перед зданием Музея вооруженных сил был установлен памятник солдату, принимающему присягу и целующеиу государственный флаг Узбекистана, а сам музей после реконструкции потерял всякую связь с советским периодом истории республики.

В апреле 2008 г. в Ташкенте был демонтирован установленный возле дворца Дружбы народов памятник семье Шамахмудовых. Во время войны Шаахмед Шамахмудов и его жена Бахри Акрамова, работавшие кузнецами, усыновили 15 осиротевших детей, среди которых были русские, белорусы, молдаванин, украинец, латыш, казах, татарин.

Семья Шамахмудовых была награждена орденом «Знак Почёта», а Б. Акрамова удостоена звания «мать-героиня». Вскоре монумент был установлен на самой окраине Ташкента, недалеко от кольцевой дороги, утеряв в результате всякую связь с городским ландшафтом.

Празднование Дня Победы проходит в Узбекистане гораздо скромнее, чем в соседних республиках Центральной Азии. В Алма-Ате, например, накануне 65-летия Победы появились огромные плакаты, напоминающие о подвиге фронтовиков. В Узбекистане же о приближении юбилея ничего не напоминало. Сам праздник был организован довольно скромно, хотя по сравнению с предыдущими годами, когда парадов в Ташкенте вообще не было, смотрелся он, по отзывам наблюдателей, неплохо. Интересно, что в республике попало под запрет упоминание званий Герой Советского Союза и Герой Социалистического Труда, которые называются просто «Герой». Кроме того, привычную всем гражданам бывшего СССР пятиконечную звезду в Узбекистане сменила восьмиконечная. Она присутствует не только на погонах узбекских офицеров, орденах и прочей государственной символике, но и в мемориале вечного огня в Ташкенте.

Вместо привычного всем названия войны – Великая Отечественная в Узбекистане используется выражение Вторая мировая. В результате ветераны Великой Отечественной войны называются ветеранами Второй мировой. Прежнее название иногда проскальзывает в официальных документах и прессе в канун больших праздников, как это было перед 65-летием Победы, когда выражение Великая Отечественная война фигурировало даже в президентских указах. В узбекских учебниках истории отношение к войне двойственное. С одной стороны. подчеркивается вклад в общую победу – в Красную армию было призвано 1,5 млн. чел., 300 тыс. из них погибли, в республику были эвакуированы миллионы людей и сотни предприятий с оккупированных и прифронтовых территорий. С другой стороны, отмечается, что Узбекистан был «вовлечен» в войну или же участвовал в ней «на стороне СССР». Складывается ощущение, что Узбекистан в тот период был независимым государством и мог самостоятельно принимать решение об участии в войне на стороне Тройственного пакта (Германия, Италия, Япония) или Антигитлеровской коалиции.

Впрочем, Великая Отечественная война – далеко не единственный период, память о котором вытесняется из общественного сознания. Не менее активно ликвидируются памятники, напоминающие о пребывании в составе Российской империи. В 2002 г. в Фергане было уничтожено христианское («русское») кладбище, на месте которого была построена площадь Памяти и скорби в честь погибших во время Второй мировой войны. Объясняя этот шаг, главный архитектор города Равшан Ахунов заявил, что «христианское кладбище с общей площадью пять гектаров портило красоту Ферганы». Население Ферганы за время пребывания в составе Российской империи и СССР стало преимущественно русским, и местное христианское кладбище было одним из самых старых и крупных в регионе.

По словам одного из русских жителей Ферганы, которого цитирует «Фергана.ру», «сносом христианских могил и возведением на их месте площади, местный хокимият оскорбил всех ферганских русских, как живых, так и захороненных здесь».

Много исторических памятников было снесено в ходе масштабной реконструкции центра Ташкента, ведущейся в последние годы. В ноябре 2009 г. было снесено здание домовой церкви Св. Александра Невского при Туркестанской учительской семинарии, построенной в 1898 г. по проекту архитектора Алексея Бенуа. Церковь была расположена в центре города на улице Матбуотчилар, и, утратив за годы советской власти свое пятиглавие, находилась в довольно хорошем состоянии. Интересно, что она являлась памятником архитектуры, что должно было обеспечить ей неприкосновенность. В феврале 2010 г. в Ташкенте было снесено здание консерватории, построенное в 30-е гг. XX в. в стиле сталинского ампира. На месте консерватории планировалось построить новое здание музыкального колледжа, где от прежнего здания сохранится только зал с органом, который не приспособлен для перевозки и не может быть установлен в другом месте.

Волна массовых переименований привела к тому, что в Ташкенте почти полностью исчезли улицы с русскими или советскими названиями. К примеру, улица Пушкина стала называться Мустакиллик («Независимость»), улице Гоголя присвоили имя академика Яхъё Гуломова, убрав при этом памятник самому Гоголю, а улица Жуковского, названная так еще в 1890 г., стала улицей академика Садыка Азимова. В ходе последней кампании в столице было переименовано более 100 улиц. Многие из них хоть и носили узбекские имена, но также напоминали о советском прошлом. Так, под переименование попали улица Шаахмеда Шамахмудова, того самого кузнеца, который в годы войны приютил 15 детей, а также жилой массив «40 лет Победы», названный «Тузель» («Ровная местность»).

Совсем недавно в Самарканде был снесен мемориальный комплекс, построенный в 1970 г. по проекту советских архитекторов Георгия Годлина и Филиппа Грищенко на месте знаменитой обсерватории Улугбека. Вместе с ним был снесен и памятник самому Улугбеку, установленный в том же 1970 г. Он представлял собой шестиметровую гранитную статую, являвшуюся последним советским памятником в Самарканде. Новое здание мемориального комплекса, возведенное на месте старого, мало напоминает традиции среднеазиатской архитектуры.

Более половины музейной экспозиции занимают теперь стенды, посвященные главному герою новой узбекской историографии – Тамерлану.

Но самое интересное то, что из музейной экспозиции полностью исчезли разделы, связанные с открытием обсерватории Улугбека в 1908 г. русским археологом Вяткиным, а также последующими раскопками русских и советских археологов на территории Самарканда. Имя Вяткина в экспозиции вообще не упоминается, хотя его могила, расположенная на территории комплекса, находится в хорошем состоянии. Кроме того, из экспозиции полностью исчез раздел, посвященный вскрытию в июне 1941 г. семейной усыпальницы Тимуридов – мавзолея Гур-Эмир советскими археологами и последующей реконструкции внешнего облика самого Тамерлана известным антропологом М.М. Герасимовым.

Массовые переименования географических объектов, как и формирование «антиколониальных» версий истории, имели место во всех республиках бывшего СССР. Однако ликвидация или походящая на нее реконструкция исторических памятников в Узбекистане, на территории которого находится большинство старых цивилизационных центров Средней Азии, имеет мало прецедентов. Благодаря ей республика рискует потерять большую часть материальных свидетельств полуторавекового периода своей истории, позитивные результаты которого явно преобладали над негативными.

Специально для Столетия


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 21 найденных.
All
05.09.2011 3:24
...узбекистан и прочие его соседи...
НЕ возникли БЫ...есди БЫ большевики НЕ переименовали карту Российской Империи и административное деление Туркестана...спекулируя на самоопределении народов...
короче - ищите виновников в нынешних преемниках Великой Российской Империи...
нынешняя Россия - ПРАВОПРЕЕМНИК СССР и Российской Империи по ЗАКОНУ и САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ПРИЗНАНИЮ правительства горбачёва-ельцина...и прочих...
Следовательно - политическая, экономическая и военная "импотенция" правящих нынешней Россиеё - результат - либо опьянения властью, либо - сговор с ПРАВЯЩИМИ сим миром...
остальное - проверка ВРЕМЕНЕМ...
....возродится и окрепнет молодёжь - она оценит - либо мир - либо ....
Иванов
10.03.2011 11:42
Уважаемый Савва! Ваши бы слова да Господь услышал!!!
Русский абориген
17.02.2011 1:33
На севере штаны еще с ледникового периода известны, там без них холодно. А римлянам они просто не нужны, так как в Италии и без них тепло было, пока они на севере не полезли.
Мойша гойшевитц
13.02.2011 9:32
а как это сделать на законных основаниях?
легко сказать депортация! а на практике практически е возможно ! вот закрывать вьезд это да да под благовидными предлогами типа нового протокола пересечения границы и трудоустройства! тока это займет как минимум лет пять и тормознуть выдачу им разрешений на прживание и подачу доокументов на гражданство!тоже дело хотя того кладбища в фергане уже не вернуть увы ! да и скоро все снесут и ссорится уже будет не о чем ! на это наверное и надеятся Российские дипломаты и политики главное первую волну замолчать а потом и  информационные поводы станут незначительней и реже! но с лица России надо убрать все названия родом из средней азии улиц горордов да хоть тупиков им в России не место!!!
Уральский
13.02.2011 5:57
Я был 1972 году в Ташкенте и видел те разрушенные глинобитные домишки землятресением, которые ударными темпами убирались с помощью всего населения СССР, а на их месте возводились современные для того времени дома.
Не рационально Каримов поступает, надо снести все построенное в годы СССР, сколько мусора и обломков будет. Будет дома узбекам работа по наведению чистоты, ехать в Россию не придется для выполнения данной работы. Расчитил площадку от арматуры, бетона и другого боя после разрушения, возвел саманку и прекрасно, возвратились к корням.
Дмитрий
12.02.2011 21:28
Это следствие нашей слабой политики в отношении Узбекистана. Такие действия должны квалифицироваться как неуважение к России, и сопровождаться депортацией тысяч их мигрантов исключая, разучеется, представителей коренных национальностей России
Akskl
12.02.2011 20:29
Кто "изобрел" штаны?

http://forum.eurasica.ru/topic2558.html

http://www.gazeta.ru/style/2004/12/n_213052.shtml

Известно, что штаны имеют восточное происхождение и в обиход европейцев вошли только в XII веке. Римляне долго отказывались признавать этот вид одежды, называя его варварским изобретением. Презрение римлян к штанам объясняется не только снисходительным отношением к кочевым народам, но и чисто функциональными соображениями. Римляне долгое время передвигались на колесницах и не ездили верхом.
Мойша гойшевитц
11.02.2011 13:15
Я работаю в Мосскве на юго-востоке и чота не понимаю почему там все улицы носят дебильные названия, типа ашхабадская маргеланская и тд и тп , тем более сейчас когда уш 20 лет нет союза и у России нет ни какого намангана и маргелана , так по чему бы не убрать эти  среднеазиатские названия, тем более и повод есть и жители я думаю против не будут!!!надеюсь у нас в Росси поддержат архи-конструктивный почин узбекского лидера И.Каримова !!!  
Русский абориген
08.02.2011 1:55
Колесо - скорее всего изобретение индоевропейцев, вернее арийцев. Благодаря ему они продвинулись на огромные расстояния и достигли Китая. Тюрки заимствовали его у арийцев, о них тогда еще и слышно не было. Цитируемый автор плохо знаком с фактами.
Akskl
07.02.2011 6:14
А хамить - нехорошо. Кроме М.Аджи есть также такие "историки"-метаматики как Фоменко-Носенко - ну очень забавные вещи пишут!

На английском читаешь историю Степи и узнаешь, что такие простые с современной точки зрения вещи как штаны, верховая езда, колесо, и пр. впервые появились у тюрков-кочевников - см. например:    

http://www.gutenberg.net/etext/11367

The Project Gutenberg EBook of A History of China, by Wolfram Eberhard

The wheel was already known in earlier times in the form of the potter's wheel. Recent excavations have brought to light burials in
which up to eighteen chariots with two or four horses were found together with the owners of the chariots. The cart is not a Chinese
invention but came from the north, possibly from Turkish peoples.

Перевод:
Колесо было уже известно в более ранние времена в виде гончарного круга. В недавних археологических раскопках были обнаружено до 18 колесниц с двумя и четырьмя лошадьми вместе с владельцами колесниц. Повозки не были изобретениями китайцев, а пришли с севера - вероятно от тюркских народов.


Отображены комментарии с 1 по 10 из 21 найденных.

Эксклюзив
01.11.2018
Валерий Панов
Заметки с международной конференции, посвященной 100-летию окончания войны 1914-1918 гг.
Фоторепортаж
02.11.2018
Подготовила Мария Максимова
В Музее современной истории России открылась выставка «Энергия созидания: 100 лет комсомолу».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «ИГИЛ», «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».