Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Украина: на чьей стороне сила?

Украина: на чьей стороне сила?

Прогноз развития событий в стране после указа Ющенко о роспуске Рады
Тамара Гузенкова
05.04.2007

Сообщения российских СМИ о событиях на Украине напоминают военные сводки. Кое-кто, ссылаясь на украинские источники, заговорил даже об угрозе гражданской войны. Событийная сторона ситуации, сложившейся после указа В. Ющенко о роспуске Верховной Рады, освещается довольно подробно. Не составляют также секрета причины, определяющие поведение различных политических сил. Нет смысла повторять суждения о незаконности указа В.Ющенко, аргументы сторонников этого решения и контраргументы его противников. Прямое цитирование высказываний президента В. Ющенко, премьер-министра В.Януковича и лидера оппозиции Ю.Тимошенко не оставляют сомнений в их отношении к происходящему.

Внешние проявления нынешнего кризиса на Украине говорят не только о текущих процессах в стране, но и об определенных устойчивых характеристиках политического поля Украины. Какие выводы напрашиваются при анализе попыток украинского президента распустить законно избранный парламент спустя всего год после его выборов и упорного сопротивления, которое этому оказывают этим попыткам силы, стоящие за премьер-министром?

1. После политической реформы Украина из президентско-парламентской превратилась в парламентско-президентскую республику. Этот процесс на сегодняшний день не завершен. Отказ (во многом вынужденный) президента В. Ющенко от того объема полномочий, которыми был наделен его предшественник, растянулся во времени. В данной ситуации обнаружилось и другое – слабеющий президент и институт президентства в целом стали предметом манипуляций со стороны самых разных политических сил. Президент стал использоваться как дополнительный ресурс в борьбе не столько за свою, сколько за чужую власть. В результате он не просто растерял значительную часть своих полномочий, но в еще большей степени предстал несамостоятельной фигурой, участвующей в чужой игре.

2. Для Украины очень характерно то, что социологи называют "высокой динамикой ролевых трансформаций". Попросту говоря, за короткий период времени одни и те же лидеры, партии, коалиции умудряются побывать в роли правящей силы, потом оппозиции, потом снова правящей силы и т.д. Соответственно, одни и те же лица выступают то союзниками, то противниками. Примеров тому немало, и самый последний – переход А. Кинаха и близких к нему депутатов из НУ в коалицию большинства. Если оппозиция ведет себя, как власть, и считает себя властью, а власть, наоборот, уходит в оппозицию (что сделала пропрезидентская "Наша Украина"), то понятно, что структура межпартийных и внутривластных отношений на Украине крайне деформирована.

3. На нынешней стадии для Украины характерно примерно равное соотношение сил, представленных БЮТ и Партией регионов. Украинские эксперты все чаще говорят о бурном начале формирования двухпартийной системы и о доминировании-конкуренции в недалеком будущем этих двух партий в парламенте. Некоторые наблюдатели, несмотря на жесткие высказывания Ю.Тимошенко в адрес В. Януковича, полагают, что этим двум лидерам придется договариваться между собой о разделе "сфер влияния", причем за столом переговоров, а не на баррикадах. В кулуарах говорится и о том, что нарочитое оскорбление лидером БЮТ человеческого достоинства своего политического противника В. Януковича – "тактический ход" (чего не сделаешь ради "чистоты жанра" и сохранения своего электората!). О публичных мирных переговорах говорить еще рано, но, дескать, дело дойдет и до них.

4. Противостояние, начатое указом В. Ющенко от 2 апреля о роспуске Верховной Рады, следует рассматривать как пробу сил, инициированную, безусловно, Ю.Тимошенко, но оказавшуюся "смотринами" Партии регионов. Регионалами и их тактическими союзниками извлечены уроки из поражения в "оранжевой революции". Восток последние два года в ускоренном темпе преодолевает комплекс шахтера, которому "нужно дело делать, а не митинговать". Наверное, говорить о формировании на Востоке Украины гражданского общества было бы преувеличением, но значительное повышение уровня организованности и политической мобилизации сторонников "антикризисной коалиции" налицо.

5. Украинскую политическую элиту отличает правовой нигилизм, граничащий с правовым цинизмом. В угоду сиюминутной конъюнктуре, нередко используя ситуативный перевес сил, украинские политики переписывают, игнорируют, нарушают законы с такой легкостью, что Украина начинает приобретать черты квазиправового государства. Знаменитый "третий тур" президентских выборов 2004 года или внезапное появление "Вестника президента" № 1, с указом о роспуске Верховной Рады – наглядные тому подтверждения.

6. В целом, можно прогнозировать следующее развитие событий:

Попытки различных сил выйти за пределы правового поля и подменить силу закона политическими решениями будут продолжаться.

Зная организационный потенциал, опыт политической борьбы Ю.Тимошенко и Ю. Луценко, а также "цену вопроса", можно ожидать затяжного противостояния, сопровождаемого радикальными акциями со стороны оппозиции. Высока вероятность того, что жесткими окажутся также ответные меры правящей коалиции и правительства.

Ни одна из сторон не добьется полной победы. Неизбежен компромисс. При нынешнем раскладе сил, несмотря на негласный лозунг "Все или ничего", лидеру БЮТ все-таки придется пойти на более значительные уступки, чем ее оппонентам.

Как ни беспристрастна и независима украинская судебная система, включая ее Конституционный суд, признающий только и исключительно главенство закона, но по результатам рассмотрения иска по поводу президентского указа можно будет безошибочно определить, на чьей стороне сила.

Ситуация с каждым днем все сильнее запутывается, поэтому большое значение сохранят ставшие традиционными для украинской политической элиты кулуарные договоренности, часто похожие на тайный сговор.

По материалам Фонда стратегической культуры


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.