Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 августа 2019
Турция – кто следующий?

Турция – кто следующий?

Эрдогану могли отомстить за налаживание отношений с Россией.
Александр Шустов
25.07.2016
Турция – кто следующий?

Неудачная попытка военного переворота в Турции была направлена отнюдь не только против Эрдогана. Ее главной целью являлось дальнейшее формирование направленной против России дуги нестабильности на южном направлении, которое по сравнению с западным, украинским, обладает целым рядом «преимуществ».

Главное достоинство Турции с точки зрения давления на Россию заключается в ее выгодном геополитическом положении. Помимо контроля над Босфором и Дарданеллами, через которые идет значительная часть российского нефтяного и зернового экспорта, Турция граничит со всеми тремя республиками Южного Кавказа (Закавказья) – Грузией, Арменией и Азербайджаном. Закавказские государства довольно слабы в военном отношении, и, в случае реализации по отношению к ним сирийского сценария, вряд ли смогут долго продержаться без посторонней помощи. Дестабилизация же Южного Кавказа откроет широчайшие возможности для проникновения боевиков в северо-кавказские республики России. Государственная граница РФ в этом районе проходит по главному кавказскому хребту, и полностью контролировать ее очень сложно. Кроме того, дестабилизация Южного Кавказа позволила бы «раскупорить» Среднюю Азию. Каспий, который отделяет ее от Кавказа, вовсе не является непреодолимой преградой.

По мнению президента «Consultations on international policy and economy» Фикрета Шабанова, попытка военного переворота в Турции логично вписывается в планы США по изолированию России с помощью южной дуги нестабильности, которая пройдет по мусульманским регионам.

Для реализации этих планов американцам необходимы три основных условия: «нестабильная Турция», «проблемная Средняя Азия» и «враждебный Иран».

«Этап «поджога» Турции пройден, – заявил он в интервью «Регнуму» в связи с попыткой военного переворота в Турции, – Теперь наступает этап дестабилизации Средней Азии. Скорее всего, способ будет выбран проверенный — военные конфликты с переходом в процессы гражданской войны. В итоге регион будет поделен на несколько неконтролируемых территорий по примеру Сирии. Нынешний Узбекистан, по задумке Вашингтона, должен быть раздроблен на три «государства». Все эти процессы будут сопровождаться увеличением объемов контрабанды оружия и наркотрафика, который следует в Россию».

Сценарий дестабилизации Турции, по его мнению, был запущен 15 июля, и остановить этот процесс Реджеп Эрдоган уже не сможет. США будут продолжать давить на него с целью создания автономного, а на деле – независимого Курдистана, который должен стать важным инструментом их политики в ближневосточном регионе. Поэтому следующими шагами США станут «продавливание позиции по Ирану» и дестабилизация Средней Азии с целью создания дуги напряженности вокруг и внутри России. Ввиду военной и экономической слабости азиатских стран СНГ Россия не без основания опасается, что после завершения военной кампании в Сирии будет запущен механизм дестабилизации этого региона. Неслучайно Хиллари Клинтон в ходе одного из своих предвыборных выступлений выделила в качестве своих врагов три страны: Россию, Китай и Иран, что, по-видимому, отражает мировоззрение значительной, если не большей части, англосаксонской политической и бизнес-элиты. Ключом к давлению на все три враждебные США государства с точки зрения традиционной геополитики как раз и является среднеазиатско-кавказский (прикаспийский) регион.

На запуск процесса дестабилизации Средней Азии Ф. Шабанов отводит год-полтора, обращая внимание на то, что база для него в Таджикистане, Туркмении и Афганистане уже создана. В приграничных районах сформированы уже готовые к проникновению в республики региона отряды «умеренной исламской оппозиции» и боевиков ИГ (ДАИШ), специально переброшенные туда из Сирии. Вербовка в ИГ граждан среднеазиатских государств на протяжении предшествующих лет была далеко не случайной и велась с целью вырастить из них полевых командиров.

Отнюдь не случайными были и последние волнения («земельный майдан») и теракты в Казахстане (события в Актобе), где осуществляется долгосрочный сценарий по замене политической элиты с пророссийской на прозападную.

Реализация этого сценария приведет к выпадению республики из состава союзников России по ЕАЭС и ОДКБ, что сразу же создаст массу военных, экономических, финансовых и транспортно-логистических проблем, поставив под угрозу само существование Евразийского союза.

В конечном итоге Среднюю Азию ждет фрагментация и распад постсоветских республик на более мелкие государства, которые с точки зрения США гораздо легче контролировать. В случае же сирийского варианта «размежевания», который в условиях характерных для Средней Азии национально-этнических, религиозных и межгосударственных противоречий выглядит гораздо более реальным, регион погрузится в долгосрочные военные конфликты, которые создадут для России гораздо более существенные проблемы, чем ситуация на Кавказе в 1990-е – начале 2000-х гг. Утопичными оба этих плана кажутся лишь на первый взгляд. На деле же различные варианты фрагментации среднеазиатско-кавказского региона и включения его отдельных частей в другие государственные образования давно прорабатываются в западных «мозговых центрах». В соответствии с активно продвигаемой США в начале «десятых» годов концепцией «Нового шелкового пути», например, республикам Средней Азии необходимо было интегрироваться со странами Среднего Востока и Южной Азии, такими как Афганистан, Пакистан и Индия, а отнюдь не с Россией.

Существуют и гораздо более радикальные проекты. В их числе – нашумевшая в свое время статья отставного американского полковника Ральфа Петерса «Кровавые границы. Как мог бы лучше выглядеть Ближний Восток», опубликованная в июне 2006 г. в американском «Armed Forces Journal». То, что автор в свое время служил заместителем начальника штаба по разведке в Департаменте обороны США, наводит на мысль, что появление этой статьи было отнюдь не случайным. И дело даже не в том, что бывших военных, как и прокуроров, не бывает, а в месте службы – американской военной разведке, для которой Ближний Восток является сферой приоритетных интересов. Р. Петерс предлагает перекроить политическую карту региона так, чтобы новые границы выглядели более «справедливыми» и однородными в этническом и конфессиональном плане.

С этой целью на Ближнем и Среднем Востоке должны возникнуть четыре новых государства: Курдистан, Арабское шиитское государство, Белуджистан и Исламское священное государство с Меккой и Мединой.

Территориальные, а вместе с ними – экономические, демографические и политические потери в результате реализации этого плана понесут практически все крупные государства Ближнего и Среднего Востока: Турция, Иран, Саудовская Аравия и Пакистан. Зато патронируемые США Афганистан и существующий пока в проекте независимый Курдистан должны заметно увеличить свою территорию. Причем план направлен именно на раздробление крупных государств для того, чтобы сделать их более слабыми и управляемыми. На юге Междуречья, например, должно возникнуть Арабское шиитское государство, которое отнюдь не входит в состав конфессионально родственного Ирана, а почему-то существует независимо от него. В отдельное государственное образование выделен и суннитский Ирак, которому должна достаться небольшая по площади западная часть страны. В целом же этнические и конфессиональные принципы проектирования государственных границ используются Р. Петерсом в соответствии с требованиями политической целесообразности, а отнюдь не для точного выделения существующих национальных и религиозных областей.

Не оставил он без внимания и азиатские страны СНГ. Иранский Азербайджан с населением около 9 млн чел. Р. Петерс включил в состав Азербайджанской Республики (Северного Азербайджана), «образовав» крупное азербайджанское государство. По схожему сценарию планируется и создание объединенного Бадахшана, таджикская часть которого должна соединиться с афганской. В июле 2013 г. заместитель директора Центра стратегических исследований при президенте РФ Сайфулло Сафаров со ссылкой на данные Антитеррористического комитета СНГ заявлял, что некие государства планируют объединить таджикский и афганский Бадахшан и создать новое государство под названием «Великий Бадахшан». Непосредственной угрозы Таджикистану на тот момент эти планы, по его словам, не представляли, но Россия и Китай как стратегические партнеры республики были ими обеспокоены. Вне внимания Р. Петерса странным образом оказались иранские и афганские туркмены, которых вместе с Туркменией можно было бы «объединить» в «Великий Туркменистан». Дело, видимо, в том, что территориальные потери в этом случае понес бы уже Афганистан.

Очевидно, что столь радикальная перекройка границ погрузит весь ближневосточно-среднеазиатский регион в кровавый хаос, по сравнению с которым сирийский конфликт покажется незначительным инцидентом. Образование новых национальных государств с границами, которых, как правило, никогда в истории не существовало, неизбежно приведет к пограничным конфликтам и вмешательству соседних держав.

Эти конфликты и создадут ту самую дугу нестабильности, которая будет огибать южные рубежи России и непосредственно затрагивать ее партнеров по ЕАЭС и ОДКБ.

Причем тенденции такого рода развиваются и без резкой перекройки политической карты региона. Накапливание отрядов радикальных исламистских группировок в граничащих с Таджикистаном и Туркменией районах Афганистана говорит о том, что конструкторы дуги нестабильности рассматривают и вариант партизанских действий с их постепенным перерастанием в гражданскую войну.

Последние события в Казахстане и Армении, которые являются союзниками России по ОДКБ и ЕАЭС, также наводят на мысли о том, что формирование южной дуги нестабильности происходит по определенному плану. Казахстан еще не успел оправиться от последствий теракта в Актобе, в ходе которого погибли 25 человек, как похожий случай произошел в Алма-Ате. 18 июля в южной столице Казахстана некто Руслан Кулекбаев из автомата открыл огонь по сотрудникам полиции, в результате чего погибло 7 человек, еще трое были ранены. В городе был введен красный, наивысший уровень террористической опасности, а президент страны Н. Назарбаев назвал этот инцидент терактом. Позже выяснилось, что Р. Кулекбаев в свои 26 лет был дважды судим за грабеж и хранение оружия, проведя в тюрьме в общей сложности 5 лет и 11 месяцев, а свои действия он обосновывал ненавистью к сотрудникам правоохранительных органов. Тем не менее, выбор в качестве объекта нападения сотрудников силовых структур говорит о том, что этот инцидент вряд ли был случайным. По аналогичной схеме развивались недавние события в Актобе, где основными объектами нападений также стали сотрудники силовых структур.

На Кавказе главной точкой напряженности в этом месяце стала Армения. 17 июля группа из 26 вооруженных сторонников движения «Сасна црер» захватила в Ереване расположение полка патрульно-постовой службы, потребовав освободить из тюрьмы известного оппозиционера Жиро Сефиляна, который обвиняется в незаконном приобретении и хранении оружия. В ходе захвата был убит заместитель командира полка, шестеро получили ранения. Восемь человек, включая начальника полиции Армении генерал-майора Вардана Егиазаряна, оказались в заложниках. К зданию была стянута военная техника и водометы. В городе начались столкновения гражданских «активистов» с полицией. Протестующие начали бросать в полицейских камни, после чего было задержано 136 человек. При этом штурмовать здание полка ППС силовики все же не стали, опасаясь большого количества жертв, которые стали бы для оппозиции прекрасным инструментом дискредитации режима президента С. Саргсяна. По оценке аналитиков, эти события продемонстрировали слабость власти и неустойчивость общественно-политической ситуации в республике.

При взгляде на политическую карту Ближнего Востока и Средней Азии становится очевидным, что Турция, Армения и Казахстан образуют выгнутую линию, полукружьем огибающую Россию с юга. Причем все три государства занимают в своем регионе (Ближний Восток, Кавказ, Средняя Азия) ключевое положение, позволяя оказывать воздействие не только на Россию, но и на другие граничащие с ними страны. Дестабилизация политической и/или военно-политической ситуации в любом из этих государств позволяет в перспективе дестабилизировать весь регион.

Создание же на границах России еще одного кризиса по образцу украинского не только отвлечет ее внимание от самой Украины, но и заставит рассредоточить силы, что создаст дополнительное военное и экономическое напряжение.

В случае с Казахстаном прикрыть самую длинную в мире (около 7,5 тыс. километров) границу войсками будет крайне проблематично, а наличие в республике второй по численности, после Украины, русской диаспоры (около 2,3 млн чел.) и угроза массовой иммиграции казахского населения, так или иначе, втянут Россию в этот кризис.

Внимание, которое в последнее время аналитики обращают на положение в Средней (Центральной) Азии, не случайно. Именно оттуда, а также примыкающего к ней Кавказа исходят угрозы национальной безопасности России. Причем создаются эти угрозы как путем импорта военно-политической нестабильности с территории Афганистана в Туркмению и Таджикистан, так и провоцирования внутренних беспорядков, конфликтов и организации терактов в Казахстане. Турция же в этом раскладе способна сыграть роль катализатора, открывающего доступ к среднеазиатско-кавказскому региону.

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Александр Мясникян
27.07.2016 8:43
в продолжении темы, поднятой Неравнодушным......
В Армении слава Богу сотни тысяч квалифицированных работников, все еще сохранивших с прошлых времен потенциал создавать достойные продукты созидательного труда. Нельзя отнять у армян предприимчивости, смекалки и способности к профессиональному качественному труду, крепкому хозяйствованию. Да вы и сами в России этому свидетели. Теперь рассмотрим ситуацию с учетом данного факта. В России огромный рынок потенциального сбыта, Армения всегда была сильна химической, легкой,электротехнической сельскохозяйственной промышленностью/продукцией. Еще со времен СССР Армения была одним из лидеров разработок в сфере юлектронно-вычислительной техники (институт Мергеляна), а сейчас  IT технологии в Армении также получили нешуточное развитие, причем очень много оригинальных армянских разработок в этой сфере/недавно был собран отечественный армянский смартфон/
   http://www.aif.ru/dontknows/file/chto_predstavlyaet_soboy_pervyy_armyanskiy_smartfon_armphone

короче говоря, я совершенно не понимаю, КАК страна, союзник России имеющая такой потенциал из:
а. квалифицированных кадров
б. традициями работающей некогда научно-технической базы
докатилась до такого состояния, что люди из нее бегут, оставшиеся нищают, а скупленные Россией производства стоят?!
С одной стороны все прекрасно понимают, что:
а. очень важно сохранить присутствие России в Армении в качестве вынесенного за пределы РФ форпоста, который гарантировал бы снятие угроз русскому Кавказу на данных подступах (держать гос.границу по Кавказскому хребту непосредственно-очень тяжело, а подчас на многих участках и невозможно).
б. чтобы форпост нормально функционировал территория должна быть населена дружественно настроенным к стратегическому союзнику народом из среды которого можно было бы формировать силы вовлеченные как в процесс укрепления локальной безопасности форпоста(контрактники ВС РФ армянской национальности), так и усиления промышленно-оборонного-народнохозяйственного блока укрепляющего как Россию, так и Армению. Когда завоевываются сердца людей? Когда проявляется забота о их благосостоянии. Армяне никогда не были нахлебниками-армяне всегда созидали, вы видите это и в России. Так за чем же дело встало?
Россия усиливает оборонную составляющую по периметру своих границ, Россия грамотно занимается вопросами стратегического планирования вынося свои опорные пункты будущей обороны на дальних рубежах за пределы РФ. Но Россия допускает серьезную ошибку не занимаясь вопросами социально-экономического развития тех территорий где она укрепляется с военной точки зрения (тем более, что на этих территориях 80-90% производственных мощностей скуплены самой же Россией). Проводя такую политику не нужно удивляться тому, что Запад наносит болезненные удары по России, разыгрывая карту оранжевых протестов на основе недовольства народов социально-экономическим положением народов, на территориях которых исторически и традиционно Россия имела сильное влияние. Задача запада выбить Россию с ее опорных пунктов дальнего сковывания врага. Запад не может сделать это военным путем-Россия ядерная держава. Но Запад может сделать это руками недовольного населения тех областей, которые Россия традиционно считает местами своего геостратегического присутствия. Население недовольно прежде всего тупой и бездумной политикой алчных местечковых властей (чего там греха таить, посмотрите на постсоветские элиты, без слез смотреть невозможно: клановость,криминализованность, коррумпированность, непрофессионализм, увы). Разве с такими людьми нужно и можно решать вопросы геостратегического возрождения нашего ЕДИНОГО цивилизационного пространства основанные на нравственном и духовном отношении к государствообразованию? Конечно, нет. Чем больше Россия будет затягивать с решением вопросов инвестирования в свои окраины, тем больше риск того, что запад оторвет некогда союзные России регионы и превратит их в пустыню перманентных протестов и хаоса....Времени уже нет, надо срочно действовать.
Александр Мясникян
26.07.2016 18:50
Неравнодушному.

"...России следовало бы не только скупать промышленные объекты Армении, но и вдохновить в них жизнь. Это было бы взаимовыгодно и служило бы стабилизирующим фактором армянского общества..."
  Не знаю прислушается ли кто-либо к моему мнению или нет, но я пишу из Армении, из гущи событий и говорю со всей ответственностью, -сделай Россия так, как говорит Неравнодушный и никаких протестов в Армении не было бы, как и не было бы такого бардака из случайных людей во власти. Теперь же надо молиться,  чтобы не было перехвата народного протеста оранжистами и их вдохновителями из-за бугра....наши тупоголовые и алчные правители доигрались в игры "жадного раджи"
Неравнодушный
26.07.2016 10:08
Ближний восток, Кавказ - ящик Пандоры, который в нужное время развязывает страна заинтересованная в дестабилизации региона, мира. Не буду оригинален если скажу: проливы (Босфор, Дарданеллы) ключ к Средиземному морю, выход в океан всегда были объектом внимания мировых держав,в том числе являлись зоной особого внимания России. Отсюда напряженные отношения с Турцией и ее союзниками Англией, Францией, Германией. Особое место занимала в этих конфликтах Армения, особенно население проживающее в Турции. История Армении тесно связанна с Россией, армяне занимали видные посты в царской России: от министра внутренних дел до плеяды видных военно начальников,генералов и адмиралов.Не буду отвлекать внимание перечислением всех фамилий, зачастую звучащие как русские. Назову только одну: адмирал Серебряков (Арцатогорцян) Лазарь Маркович. Это для того чтобы понять, почему Аванесы превращались в Иванов. Сегодня большая Россия нуждается в маленькой Армении  не меньше, чем Армения в России. Нормальному человеку это понятно. Другое дело, как реализуется эта связь на практике. России следовало бы не только скупать промышленные объекты Армении, но и вдохновить в них жизнь. Это было бы взаимовыгодно и служило бы стабилизирующим фактором армянского общества. Ведь известно, где бедность там раздор, поиск виновного. Армения этим страдает многие столетия. Если бы не объединяющая роль армянской апостольской церкви, раздоры властителей угробили бы эту страну. Пусть назовут правительство последних постсоветских лет, которым были бы довольны все партии. Я не говорю о народе. Вековая мечта армянского народа жить в мире. Ан нет, опять не та власть. Выбирайте, ту которая вам по нраву. Кто же следующий, это главный вопрос темы? Следующим может стать любая страна,которую выберет  "гегемон" США. Им нужна война, лучше локальные и подальше от собственных границ. Им нужны клиенты, покупатели продукции военно промышленного комплекса, основы экономики США и благополучия населения. Страшно сказать: за благополучие американцев население планеты платит кровью. Война порождает террор. Он уже в домах благополучных европейцев, и только от них зависит когда наступит мир на планете. Мир наступит тогда, когда они поймут, что источником войн и  получателем выгоды (бенефециарием)  являются США, и, хотя бы,попытаются выйти из-под их влияния. Это первый и обязательный шаг, а там объединение стран в борьбе против реального врага, сегодня это ДАИШ, исламское государство.
ТТС
26.07.2016 5:28
Все хорошо, подробно прописано, как говорится, раз осведомлен, значит вооружен. Вот меня одно давно уже просто бесит: Россия сидит и смотрит как пиндосы уже больше 20 лет, про развал Союза молчу, придумывают и творят гадости против России, а ведь вот эти "дестабилизации" и пр. вещи можно и нужно организовывать в самой пиндосии и рядом с этой клоакой! Ну сколько еще можно играть в честность и благородство! Эти англосаксонские особи, пиндосы в частности, давно уже заслужили пребывание в аду через дно океана, не пойму я, почему Господь их еще терпит на земле!
Александр Мясникян
25.07.2016 14:49
Относительно Армении....мне кажется, что наши армянские власти несколько лукавят:
1. Позиционируют себя в глазах Кремля единственными(?..) политическими гарантами продолжения военно-стратегического союзничества с РФ (это рождает вполне понятный рефлекс со стороны России в виде поддержки местных властей)
2. Убедившись в том, что РФ видит в них единственный(?.) гарант продолжения русско-армянского стратегического союзничества, официальный Ереван получает как бы карт-бланш на продолжение "осваивания территории" в пользу обогащения властного клана. Получается не очень красивая картина: демагогическое декларирование русско-армянской дружбы как возможность продолжения осваивания национальных богатств, казны, ресурсов узкой группой все более и более погружающихся в болото коррумпированности лиц относящихся к политической элите страны...
Получается очень неприглядная картина-что же, нам дружба с Россией нужна только лишь для того, чтобы за ТО ВРЕМЯ, пока на границах Армении СТОИТ РУССКИЙ ШТЫК, наши местечковые власти поплотнее набили бы свои кошели, а когда в Армении бы рванул бунт доведенных социальной несправедливостью и отчаянных граждан, то эти бы нувориши от политики благополучно бы драпанули за рубеж к своим миллионам в оффшорах? А в дураках остались бы русские верящие в единые духовно-нравственные ценности (если такие русские в высших эшелонах Кремля все еще есть....) и армянский народ? Не очень красивый расклад, правда? Совершенно некрасивый и подлый....Может кому то и покажется данный анализ притянутым за уши, но как в таком случае об'яснить полное игнорирование властями Армении желания решить блок социально-экономических проблем в стране? Ведь, когда глядишь на высшие эшелоны власти, нашу политическую элиту, невооруженным глазом видны те огромные суммы, которые вращаются для благоденствия этого клана и его обслуги, видна их алчность, холодное равнодушие, ограниченность, злобная наглость и криминальная сущность, а народ стремительно нищает, растет миграция. Так что же это? Убаюкивание русских с заверениями в преданности и попутное ослабление и обескровливание собственной страны и собственного народа с целью лишения Армении выполнения в ТОМ ЧИСЛЕ и роли сильного союзника России, когда придет час суровых испытаний и русским потребуются надежная опора на южном Кавказе, в лице народов способных отстаивать общие интересы геостратегических и исторических союзников? Что же это такое?  Либо власти Армении просто обуреваемы традиционной восточной алчностью бездумно грабят свой народ, понадеявшись, что Россия их прикроет (они ведь день и ночь поют дифирамбы русско-армянской дружбе и уже создали у русских мнение о собственной незаменимости в качестве "единственного друга" России в Армении), либо власти Армении выполняют заказ совершенно недружественных для духовно-исторических России и Армении сил, задача которых:
а. обескровить Армению
б. дискредитировать в глазах армян Россию ("скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты"-а власти Армении из кожи вон лезут, чтобы спозиционировать себя единственными и незаменимыми для России, мол, раз мы друзья России, то вам народу нужно ненавидеть и ее-у нас ее методы). Поэтому по коварному плану гнев народа, должен одновременно выплеснуться и на Россию, так как власти лукаво позиционируют себя проводниками "воли Москвы"
Как бы там ни было идет невиданная дискредитация таких понятий как стратегическое союзничество. И в подрыве и крахе так трудно воссоздаваемого ИСКРЕННЕГО союзничества России и Армении огромная доля на мой взгляд принадлежит местечковым действующим политическим кланам и элите. Вольно она действует или невольно (т.е в соответствии с инстинктами жадности и властолюбия) не суть столь важно уже. Армения медленно гибнет не без помощи власти которая безумно обогащаясь изматывает ее народ, ослабляет армию, способствует миграции населения. Кому кому, а России это совершенно не выгодно.      
Лесник
25.07.2016 14:48
        Ситуация сложная. Что противопоставим?

Эксклюзив
20.08.2019
Алексей Байлов (Россия), Ярослав Дворжак (Чехия)
События в Чехословакии: взгляд через полвека.
Фоторепортаж
17.08.2019
Алексей Тимофеев, Елена Безбородова (фото)
Здесь, на далёком Севере России, – один из важнейших наших духовных центров.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».