Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Стальная стена на „пути Саладина”

Стальная стена на „пути Саладина”

Граница Египта и сектора Газа как „ахиллесова пята” ближневосточного мирного процесса
Виталий Билан
26.01.2010
Стальная стена на „пути Саладина”

В конце прошлого года со ссылкой на египетские источники в мировых СМИ прошло сообщение, что Египет намерен возвести стальную стену на т.н. «пути Саладина» вдоль границы с сектором Газа для противодействия контрабанде. Сооружение должно протянуться на девять-десять километров и будет уходить под землю на 20-30 метров, перекрывая контрабандистские туннели, по которым анклав в обход режима блокады получает всевозможные товары - от оружия и взрывчатки до медикаментов и стройматериалов. Однако, как у человека, занимающегося данной проблемой не один год, у меня большие сомнения относительно эффективности данной акции.

История вопроса

После того, как осенью 2005 года части ЦАХАЛ, в соответствии с планом размежевания, покинули «путь Саладина» или «Филадельфийский коридор» – 14 км границы, отделяющей сектор Газа от Египта, проблема эффективного контроля египетскими пограничниками этого участка границы не утрачивает актуальности на страницах как израильской, так и в целом региональной прессы.

Однако история началась несколькими месяцами ранее.

В начале августа 2005 года египетские источники сообщили, что в результате рабочей поездки в Египет специального посланника министерства обороны Израиля Амоса Гилада было достигнуто соглашение о начале патрулирования египетскими полицейскими "Филадельфийского коридора".

С израильской стороны это сообщение на первых порах не комментировалось. Однако, чуть позже, на заседании комиссии Кнессета по иностранным делам и обороне А. Гилад заявил, что такой документ действительно был подписан, а его принятие задерживалось из-за того, что Египет «не давал ответы на все вопросы, поставленные Израилем», а также пояснил, что, согласно израильско-египетскому протоколу, Египет будет нести полную ответственность за ситуацию в районе «Филадельфийского коридора». При этом он подчеркнул, что палестинцы не имеют к этому протоколу никакого отношения.

Тема вызвала бурную реакцию в израильском парламенте. Дело в том, что контроль над Филадельфийским коридором был наиболее острым и спорным вопросом в программе одностороннего размежевания, принятой правительством Израиля. Размещение хорошо подготовленных египетских солдат вдоль границы с Газой вносило существенное изменение в статус-кво, утвержденный мирными соглашениями между Египтом и Израилем 1979 года.

Поэтому несколько членов парламентской комиссии потребовали, чтобы протокол содержал пункт, недвусмысленно обязывающий Египет пресекать контрабанду вооружения со стороны Синайского полуострова в Сектор после вывода оттуда израильских войск. Ряд израильских политиков во главе с членом Кнессета Ювалем Штайницем призывали правительство не вносить никаких изменений в соглашение о демилитаризации Синая.

В результате, размещение египетских пограничников было отложено, так как, помимо прочего, Израиль потребовал ещё добавить пункт, запрещающий Египту поставлять оружие палестинской администрации.

Потребовалось два месяца и международное посредничество (заключительный толчок сделала тогдашний госсекретарь США Кондолиза Райс), чтобы Израиль согласился дать палестинцам право управлять их стороной границы.

В соответствии с договоренностью, заключённой в ноябре 2005 года, власти Египта и Палестинской автономии брали под свой полный контроль пограничный переход в районе Рафаха.

Вдоль "Филадельфийского коридора" размещались 750 египетских пограничников, вооруженных стрелковым оружием и гранатометами. Им передавались также бронетранспортеры. В районе границы египтяне должны были установить неукрепленные наблюдательные посты.

Кроме этого, планировалось, что морскую границу будут патрулировать суда военного флота АРЕ. Также на египтян была возложена задача противодействовать контрабанде оружия и переброске боевиков в Газу. Однако, инспекции там должны были проводить представители Европейского Союза и докладывать об их результатах правительству Израиля.

Главное разногласие между Израилем и палестинцами заключалось в том, должен ли Израиль получать видеоматериалы с камер наблюдения "Рафаха" в режиме нормального времени, а также может ли он налагать вето на въезд или выезд некоторых пассажиров. В конце концов, Израиль снял оба эти требования.

Палестинцы рассматривали это событие как веху в истории и шаг к своей независимости: они впервые брали под свой контроль пограничный переход, на который не было распространено вето Израиля, и получали некоторую свободу передвижения.

Однако, после 2005 года оптимизма относительно контроля над „Филадельфийским коридором” поубавилось. В израильской прессе постоянно муссировалась тема тоннелей, которые палестинские боевики и контрабандисты прорывают под границей, и которые служат для нелегальной переправки в автономию оружия, взрывчатки и наркотиков. Более того, в СМИ Израиля особенно подчёркивалось, что контрабанда шла по сговору с египтянами, поскольку со стороны египетского правительства «не предпринималось никаких усилий для предотвращения террористическо-криминального потока».

ХАМАСовская «перетасовка»

Особенно актуализировалась проблема после прихода к власти на территории Сектора организации ХАМАС в июне 2007 года. Граница Египта и Газы стала для Израиля «ахиллесовой пятой» - единственным, в сущности, слабым местом по периметру страны после размещения подразделений UNIFIL на юге Ливана.

Для Египта же проблема стала особенно актуальной в январе 2008 года. 23 января на третий день после того, как Израиль ограничил поставку топлива и лекарств в Газу, палестинцы прорвали границу с Египтом. Через прорыв в заградительных сооружениях на Синайский полуостров проникло от 600 до 700 тысяч жителей автономии. Многие из них закупали на египетской территории продукты питания и товары первой необходимости, после чего возвращались в Газу. Другие попытались остаться в Египте.

Египетские пограничники после нескольких неудачных попыток навести порядок, закончившихся гибелью одного из сотрудников погранслужбы, перестали препятствовать незаконному пересечению границы и исполняли роль пассивных наблюдателей, поддерживающих относительный порядок.

Всю опасность «наводнения» египетской территории мусульманскими радикалами для себя в полной мере ощутил официальный Каир.

Очистив Синай от палестинцев и закрыв границу с Газой, режим АРЕ устами представителя египетского президента Сулеймана Авада заявил, что Египет больше не допустит нарушения своих границ и обвинил в прорыве КПП Рафах ХАМАС, Израиль и Евросоюз (миссия ЕС приостановила свою деятельность после прихода к власти в Секторе ХАМАСа).

Надо признать, что Каир остался «верен своему слову», закрыв границу даже во время операции «Литой свинец» в январе 2009 года, чем навлёк на себя гнев «арабской улицы».

В то же время, ХАМАС после упомянутой израильской операции в Газе постоянно демонстрировал, что тоннели под границей успешно функционируют, и что Израиль не сумел достичь одной из главных задач операции "Литой свинец" – прекращения доставки военного снаряжения в сектор Газа через контрабандные подземные ходы.

Это расценивалось как открытая провокация, как по отношению к Израилю (предпринимающему шаги к созданию международной коалиции для борьбы с контрабандой вооружения в Секторе), так и по отношению к Египту (неоднократно дававшему понять, что он намеревается предпринять более эффективные действия для прекращения практики контрабанды).

Каирские фобии

В конце лета 2009 года германское агентство DPA, ссылаясь на жителей Рафаха, сообщило о резкой активизации египетских подразделений в районе «Филадельфийского коридора». Палестинцы рассказывали, что к границе были выдвинуты броневики, а снайперы занимали позиции на крышах приграничных зданий. Египетские пограничники вдоль границы с Газой устанавливали камеры наблюдения.

ХАМАС заявил, что Египет готовит крупную операцию, целью которой является положить конец тоннельной контрабанде в Газу.

Тогда же египетские власти сообщили, что обнаружили около 700 килограммов взрывчатых веществ, подготовленных для доставки на территорию Сектора через один из вырытых контрабандистами тоннелей.

Кроме этого, в сентябре Силы безопасности Египта подорвали десять тоннелей, прокопанных палестинцами в районе Рафаха, а также арестовали 44-летнего палестинца Джамаля Ибрагима Абу Мади, который является одним из ключевых контрабандистов, осуществляющих доставку на территорию Газы оружия и боеприпасов.

В связи с упомянутой активизацией египетских силовиков, ХАМАС и ряд других радикальных мусульманских организаций обвинили официальный Каир в сговоре с Израилем.

В частности, они напомнили, что в начале 2009 года популярное оппозиционное издание АРЕ „Дейли ньюз”, ссылаясь на „высокопоставленное лицо в израильском правитильстве”, разместило сообщение о том, что во время визита в Египет представителя Министерства обороны Израиля А. Гилада в январе прошлого года между двумя странами было заключено соглашение о предотвращении контрабанды оружием через египетско-палестинскую границу.

Упомянутое „высокопоставленное лицо” в частности сообщало, что стороны огласились на „специфические мероприятия” со стороны АРЕ для недопущения контрабанды.

Газета информировала, что ни египетская, ни израильская стороны не оглашали упомянутое сообщение. В то же время, накануне министр иностранных дел АРЕ А. Абуль Гейт заявил, что Египет не считает себя связанным американо-израильским соглашением о предотвращении контрабанды оружием в Сектор. Руководитель внешнеполитического ведомства АРЕ подчеркнул, что соглашение между Израилем и США „ни к чему не обязывает”, а его страна должна поддерживать собственную национальную безопасность и беспокоиться о собственных возможностях по охране границ.

В то же время, невзирая на „принципиальную риторику” официального Каира, можно допустить прямую связь между американо-израильским и египетско-израильским соглашениями, учитывая военно-политическую и финансовую зависимость Израиля и Египта от США.

Кроме того, следует учесть то обстоятельство, что официальный Каир опасается растущего влияния в египетском социуме как исламского радикализма в целом, так и организаци ХАМАС в частности. Будучи „отпочкованием” самой влиятельной опозиционной силы АРЕ – группировки „Братья-мусульмане”, лидеры ХАМАСа постоянно обвиняют египетскую власть в „предательстве идеалов ислама”, называют палестинцев и египтян единым народом, а также призывают этот „единый народ” создать „подлинное мусульманское государство”.

Смутные перспективы

Несмотря на нынешнюю активизацию египетских властей по недопущению контрабанды на египетско-палестинской границе вплоть до строительства упомянутой стены, можно спрогнозировать её низкий практический эффект.

Во-первых, граница является фактически „односторонней”. Как уже упоминалось, в соответствии с соглашением между Египтом и Израилем от ноября 2005 г., контроль границы между АРЕ и Сектором в районе т.н. „Пути Саладина” или „Филадельфийского коридора” возложено на Египет и официальную власть Палестинской автономии.

Однако, поскольку Каир считает, что ХАМАС пришел к власти в Газе в результате государственного переворота, отсутствует сотрудничество между приграничными службами, а значит эффективный контроль границы. Более того, ХАМАС заинтересован в существовании тоннелей как фактически единственного источника поставок в Сектор, вместе с оружием, продовольствия и товаров первой необходимости.

Кроме этого, количество египетских пограничников недостаточно. Как уже упоминалось, согласно соглашению от 2005 года, Египет может иметь на границе с Газой только 750 вооруженных пограничников, что недостаточно для охраны 14 км границы. Ныне определённым выходом из ситуации стало задействование в пограничную службу полицейских из состава МВД, количество которых упомянутым соглашением не обусловливается.

Несмотря на многочисленные обращения египетской стороны, Израиль длительное время не давал разрешение на увеличение численности пограничников. В то же время, в упомянутом материале „Дейли ньюз” сообщается о согласии израильтян увеличить вдвое количество пограничников АРЕ на египетско-палестинской границе. Однако, местные эксперты убеждены, что даже такое количество не спасет ситуацию.

При этом, также следует учитывать то обстоятельство, что попытки египетских властей остановить контрабанду на границе с Сектором упираются в интересы местных бедуинских племен, которые на всем этом как раз зарабатывают.

А это, в свою очередь, влечёт угрозу терактов на египетских курортах Синайского полуострова.

Более того, международный контроль приграничной территории, в данное время отсутствует. Официальный Каир акцентирует внимание на „принципиальной позиции” Египта о недопущении присутствия на его границе с Сектором иностранных наблюдателей. Египетский лидер Х. Мубарак назвал эту позицию „красной линией”, которую он „не позволит перейти”.

Да и „миротворческое соперничество” как между Вашингтоном и Брюсселем, так и внутри самого Евросоюза, существенно усложняют решение проблематики, связанной с дальнейшей судьбой сектора Газа.

А самое главное, всем уже очевидно, что решение данной проблемы невозможно в „сепаратных плоскостях” (Израиль-США, Израиль-Египет, ЕС-Египет и т.д.) без вовлечения в активный переговорный процесс как ключевых региональных (Иран, в первую очередь), так и мировых „игроков”.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..