Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024

"Сбой связи"

Могут ли чиновники поставить под угрозу сотрудничество дружественных стран?
Ярослав Бутаков
16.05.2007

Традиционно дружественные российско-индийские отношения во вторник вечером едва не омрачились неожиданным конфликтом. На новостных лентах СМИ появились сообщения о том, что власти Индии закрывают небо страны для самолетов из России. Это было сделано в ответ на сделанное властями России запрещение индийским самолетам появляться в российском воздушном пространстве, начиная с 15 июня. Индийский запрет, в отличие от российского, должен был вступить в силу немедленно.

В российском решении речь шла о двух индийских авиакомпаниях – Air India и Jet Airways, совершающих не только регулярные рейсы по маршрутам Дели – Москва и Мумбай (б. Бомбей) – Москва, но и через воздушное пространство России в Лондон и аэропорты континентальной Европы. Такое решение привело бы к необходимости перекраивать весь график транзитных полетов через Россию, что было связано с неизбежными дополнительными тратами топлива, согласованиями транзита с другими странами и незапланированными высокими расходами. Понятно, что индийцы обиделись. Хотя предупреждение российских властей о своем решении, вступавшем в силу только через месяц, было вызвано истечением срока действия двустороннего соглашения, подписанного в прошлом году. А ведомства гражданской авиации двух стран пока не назначили сроки следующих переговоров.

Главный директорат гражданской авиации Индии, в свою очередь, объявил о запрете самолетам двух российских авиакомпаний – Аэрофлот и Трансаэро – пересекать воздушные границы Индии, начиная с 0 часов среды.

#comm#Такое решение, будучи выполнено буквально, могло привести не только к внезапной отмене множества рейсов, но и к критическим ситуациям на борту уже находящихся в пути лайнеров, вынужденных резко менять маршрут, лимитированный запасами топлива.#/comm#

Однако неожиданная коллизия была столь же внезапно разрешена поздно вечером во вторник. Обе стороны отменили свои прежние распоряжения. Причиной возникшего недоразумения индийский источник назвал "сбой связи". Остается гадать о том, какими были первоначальные распоряжения, были ли они вообще и каковы в точности новые решения? И не введут ли запреты с 15 июня, если не будет заключено новое соглашение?

#comm#И что за чиновники российской гражданской авиации отвечают за состояние связи между профильными ведомствами двух стран? Очевидно, такие же "профессионалы", как и те, которым безразлично, не прервется ли через месяц воздушное сообщение между Россией и Индией.#/comm#

В связи с этим вспоминается позапрошлогодний эпизод, наделавший много шума. В марте 2005 года главы государств, входящих в Евразийское экономическое сообщество – России, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Таджикистана – подписали соглашение, долженствовавшее прочнее укрепить это сообщество. Одним из пунктов соглашения не предусматривался существовавший ранее упрощенный порядок пересечения границ между странами, входящими в сообщество. Отныне поездки из одной страны ЕврАзЭС в другую (за исключением имевших между собой особые соглашения, как Россия и Беларусь) по внутренним паспортам становились незаконными. Документ должен был вступить в силу 24 мая.

О том, какие "специалисты" подложили на стол президентам такую "свинью", попиравшую сам принцип ЕврАзЭС, СМИ умолчали. Люди, неосведомленные о такой "подлянке", неожиданно узнавали, что для поездки, ранее совершавшейся по внутренним документам, теперь нужен загранпаспорт. Особенно большое недовольство это вызвало у граждан России, вынужденных спешно заказывать загранпаспорта для того, чтобы… проехать из Европейской части России в Сибирь и/или обратно по Транссибирской магистрали, отрезок которой проходит через север Казахстана.

Коллизию между Россией и Казахстаном решили тогда президенты обеих стран, встретившиеся в Челябинске меньше чем за неделю до вступления в силу новых правил. Но, поскольку под предыдущим документом стояли подписи Путина и Назарбаева, пришлось президентам, чтобы "сохранить лицо", договариваться об "особых отношениях" двух государств в рамках сообщества. Неприятных ситуаций в отношении граждан других государств ЕврАзЭС это не предотвратило. Во многих российских аэропортах были задержаны сотни таджиков и киргизов, которых без загранпаспортов не выпускали обратно на родину…

Известно, что Индия – один из главных партнеров России не только в экономическом, военном, культурном отношении, но и в решении мировых проблем. В январе этого года президент России посетил Индию с весьма знаменательным визитом, в ходе которого было подписано несколько важных соглашений и подтвержден курс на стратегическое партнерство. Можно ли допускать, чтобы такое сотрудничество становилось под угрозу из-за безалаберности отдельных чиновников? Видимо, кабинеты министерств формируют и ведут свою политику, независимую от государственной. "Сбой связи" имеет место, причем хронический: между "Государем" и "слугами Государевыми". Хочется верить, что решение нынешней коллизии было достигнуто без телефонного разговора Путина с Сингхом…

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.