Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Санитарный кордон

Санитарный кордон

Что выберет президент Белоруссии?
Ярослав Бутаков
26.02.2009
Санитарный кордон

На днях Евросоюз объявил о новой инициативе под названием «Восточное партнёрство». Это та форма взаимоотношений, которую ЕС собирается выстраивать с европейскими (кроме прибалтийских, уже включённых в ЕС) и кавказскими бывшими республиками СССР. Данное начинание, давно ожидавшееся по всей логике событий, ставит Россию и Белоруссию перед вызовом.

Но прежде, чем говорить о возможных форматах российско-белорусских отношений, возникающих в связи с предложением ЕС, – прогноз развития ситуации для других стран постсоветского пространства.  

Включение Украины в программу «Восточного партнёрства» – окончательное подтверждение того, что в ближайшие планы европейских лидеров не входит присоединение этой страны к ЕС. В рамках «Восточного партнёрства» будет выстраиваться новая система отношений с периферийными по отношению к Евросоюзу государствами. Если эта модель будет признана успешной, то её, скорее всего, могут распространить и на другие страны, которые рвутся в ЕС, но не имеют туда доступа. Это – республики бывшей Югославии (кроме Словении, которая входит в ЕС), Турция, Албания, возможно даже – какие-то государства Северной Африки и Леванта. В отношении названных стран, возможно, будет объявлена новая программа с иным названием, но аналогичная «Восточному партнёрству».  

Очевидным фактом стало то, что на включении в ЕС новых полноправных членов поставлена если не точка, то жирная запятая.

Одновременно проясняется геополитическая ориентация некоторых постсоветских государств. Если в отношении стран антироссийского содружества ГУАМ всё и так было ясно давно, то по поводу Армении у части экспертов есть разные мнения. Но у этой страны, при враждебности Грузии к России и не слишком дружественной позиции Азербайджана к нашему государству, просто не остаётся иного геополитического выхода. О вступлении Армении в НАТО пока ещё не говорят на официальном уровне, однако, возможно, и этот вопрос скоро станет на повестку дня...  

В глазах инициаторов «Восточного партнёрства» критерием лояльности лидеров постсоветских стран стало отношение к Грузии, столь «обиженной» Россией. И если главы государств-членов ГУАМ изначально были «вне подозрений», то руководителю Армении Сержу Саргсяну ещё следовало объявить о своих новых приоритетах. И он это сделал в среду 25 февраля, принимая делегацию парламента Грузии во главе с его спикером Давидом Бакрадзе.  

По итогам встречи было заявлено, что между двумя странами нет проблем, которые нельзя было бы решить на основе диалога, и подчеркнута необходимость сдержанного отношения к ним. Особо было выделено, что оба государственных деятеля обсудили будущее сотрудничество в рамках «Восточного партнёрства».  

Часть Грузии – Джавахетия – населена преимущественно армянами. Нежелание грузинских властей предоставить автономию этой территории всегда вызывало недовольство в Армении. Однако теперь армянское руководство расписалось в своей готовности не педалировать этот вопрос в отношениях с соседним государством.  

Декларация о «Восточном партнёрстве» означает также и то, что Евросоюз возьмёт на себя ответственность по урегулированию многолетнего конфликта вокруг Нагорного Карабаха.  

Но самым важным для России вопросом, возникшим в связи с провозглашением программы «Восточного партнёрства», является не определившаяся ещё вполне позиция Белоруссии.

Перед нашим собратом по (несостоявшемуся пока) Союзному государству поставлено условие: для подключения к программе ЕС Белоруссия должна воздержаться от признания независимости Абхазии и Южной Осетии. То есть, Белоруссию заставляют резко сойти с пророссийского курса во внешней политике.  

Лукашенко за полгода так и не признал ещё новые кавказские государства. Сначала он ссылался на то, что этот вопрос должен решаться новым белорусским парламентом, избиравшимся 28 сентября прошлого года. Однако до сих пор Национальное собрание Белоруссии даже не обсуждало его, хотя он и числится в повестке дня.  

Делегация Европарламента, посетившая Белоруссию в конце прошлой недели, отметила наличие в стране «политически мотивированного давления на активистов демократических движений и запугивания независимых средств информации». Вслед за этим последовало выдвижение перед Белоруссией указанного выше условия для участия в «Восточном партнёрстве».  

При этом надо заметить, что визит европейских парламентариев состоялся сразу же после посещения Минска верховным комиссаром ЕС по внешней политике Хавьером Соланой. Последний назвал встречу с Лукашенко началом «глубоких и тесных отношений» и заявил, что в марте состоится еще одна «очень важная встреча». В свою очередь, как передают СМИ, Лукашенко отметил, что в ходе переговоров Солана не поставил ни одного условия Белоруссии. «Европа своё завтра без Белоруссии не видит», – добавил президент Белоруссии, отметив, что доволен результатами встречи.  

Стремление Лукашенко улучшить свои отношения с Евросоюзом позволяет последнему выдвигать перед белорусским президентом новые и новые требования. Конечно, Лукашенко не желает при этом портить отношения с Россией. Некоторые эксперты высказывают мнение, что, присоединяясь к «Восточному партнёрству», глава Белоруссии будет всячески оттягивать признание Абхазии и Южной Осетии. На взгляд же автора этой статьи, включение Белоруссии в новую программу ЕС предусматривает выступление белорусского лидера с декларацией определённого рода. Именно – о категорическом непризнании новых кавказских государств и сохранении целостности Грузии.  

Евросоюз ставит Белоруссию перед жёстким выбором и ждёт от Лукашенко однозначного заявления.

Сделает ли его белорусский президент? Сейчас от его позиции во многом зависит будущее России и Белоруссии, геополитический статус их Союзного государства. Участие Белоруссии в западной программе, обусловленное заявлением о неприятии внешней политики Кремля – серьёзный шаг в сторону, противоположную сотрудничеству с Россией и строительству Союзного государства.  

У белорусского руководителя, по-видимому, не будет шансов проводить здесь свою «двухвекторную» тактику. Ему предлагают определиться раз и навсегда.  

Сомнительно, чтобы Лукашенко сразу заявил о своём непризнании новых кавказских государств. Но в свете его последних шагов ещё сомнительнее, чтобы он выступил с заявлением об их признании. Более вероятно, что он будет оттягивать своё вступление в «Восточное партнёрство». Возможно, что у Лукашенко ещё нет готового окончательного решения – рвать ли ради «Восточного партнёрства» тесные связи с Россией.  

Решение Лукашенко, каким бы оно ни было, будет иметь серьёзные геополитические и культурно-политические последствия для обеих наших стран.

Предложение Евросоюза сделано в духе давней концепции «санитарного кордона», согласно которой Россия должна быть отгорожена от Запада цепью небольших государств. Эта концепция не связана с антикоммунизмом. Её планировалось начать реализовывать ещё в ходе Первой мировой войны. Произошла бы или нет в России революция в 1917 году – на послевоенной мирной конференции утвердили бы образование независимых Польши и Чехословакии и увеличение Румынии. Случилось же так, что в результате революции возникли ещё три независимых государства в Прибалтике.  

Теперь же, после распада СССР, «санитарный кордон» смещается дальше к востоку. «Восточное партнёрство» – фактически расширение ГУАМ за счёт Белоруссии и Армении. Только теперь это образование приобретает геополитически законченный вид.  

Белоруссия была пока в стороне от прозападных квазиблоковых структур на постсоветском пространстве. Удержится ли сейчас Минск от соблазна войти в более тесное общение с ЕС за счёт ослабления связи с Россией? 

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..