Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Русские корейцы

Русские корейцы

Корейцы из России резко отличаются от своих соплеменников из Южной и Северной Кореи
Андрей Лебедев
06.07.2011
Русские корейцы

В последние несколько лет роль россиян корейской национальности растет в различных сферах жизни нашей страны. Они в отличие многих представителей других этносов прекрасно владеют русским, умеют находить общий язык с представителями практически всех наций, и они трудолюбивы.

В первой половине 1860-х в Корее разразился очередной «недород». И ее жители, несмотря на строжайший запрет, грозивший смертной казнью любому, кто осмелился покинуть пределы страны предков, принялись искать счастья на российской земле. В большинстве случаев власти Приморья смотрели благосклонно на их появление в новом и не слишком обжитом регионе. Местные жители неплохо уживались с корейцами, которые стали одним из главных поставщиков овощей и зелени. И дело тут не в «лени и нерадивости» русского населения, как любят утверждать некоторые «специалисты», Причина проста: корейцы были знакомы с агротехникой, которая позволяла выращивать сельхозкультуры во влажном климате Приморья, как две капли воды похожем на Климат Кореи.

Наши страны подталкивала друг к другу и тогдашняя политическая ситуация. В конце XIX века Корея, стараясь освободиться от слишком тесных объятий Поднебесной - Пекин традиционно считал Сеул своим вассалом - вынуждена была искать надежного союзника. Стремившаяся к расширению территории за счет соседей Япония на эту роль не подходила. Поэтому корейское правительство было вынуждено искать поддержки у России. Возглавил движение Корейской империи - так с 1897-го стала официально именоваться страна - в сторону Петербурга никто иной, как верховный правитель король Коджон. Россия была вынуждена идти навстречу настойчивым пожеланиям официального Сеула, несмотря на негативные последствия, такие, как недовольство Китая, враждебность Японии и западных держав. Об этом недвусмысленно говорят документы различных ведомств Российской империи. Поэтому самое большее, на что решился тогда Петербург, так это отправка в Корею ограниченного числа военных советников и небольшая финансовая помощь.

У России никаких планов захвата корейских земель не существовало. Несмотря на это японцы стали распространять нелепые слухи о русских.

Например, что с началом военного конфликта между Токио и Петербургом в Корее появятся казаки, которые-де будут безжалостно уничтожать всех. Определенная часть обитателей зажиточных южных районов Кореи, поверила инсинуациям. Русско-японская война 1904-1095 годов стала также одной из важных вех в истории отношений русских и корейцев. Сейчас уже даже ученые-специалисты по Корее не вспоминают, что в 1904-м, царское правительство «предложило» всем корейцам, не имеющим российского подданства, покинуть пределы нашего государства. Те, кто не пожелал или не смог этого сделать, были переселены в западные регионы Российской империи. К примеру, известный журнал той эпохи «Нива» разместил на эту тему небольшой иллюстрированный репортаж. Заметного ажиотажа это решение не вызвало, ни мировая общественность, ни сами субъекты переселения ничего антигуманного в подобной акции не узрели. Тем более что российское правительство предоставило, судя по всему, корейцам жилье и даже обучало их русскому языку.

Нельзя утверждать, что все обитатели Страны утренней свежести встали на сторону России. Часть их, поверив японской пропаганде, участвовала в боевых действиях против нас. В то же время король Коджон, посаженный японцами под домашний арест в Сеуле, в своих посланиях, направленных царю окольными путями, предлагал России помощь. Самодержец всея Руси отказал, видимо, зная, что его корейский коллега уже вряд ли способен сплотить своих подданных.

Да, конечно, симпатии части корейцев были на стороне нашей страны. Например, жители северных районов страны оказывали поддержку отрядам русской армии, специально сформированным для действий на коммуникациях японцев. Благодаря этому было выиграно несколько боев с японцами. Может показаться, что, действуй наши военачальники решительнее на территориях северных провинций Кореи, и мы бы смогли отрезать японскую армию, действующую в Маньчжурии. Однако нашим генералам и политикам было хорошо известно: далеко не все корейцы могли и хотели помогать русской армии. Часть из них служила в японской армии.

После аннексии Кореи Японией наша страна была единственной, кто предоставил корейцам помощь вооружением. Именно с нашей территории в 1905-1910 годах действовали корейские партизанские отряды. Однако сейчас и на Юге и на Севере Кореи об этом предпочитают умалчивать.

Корейско-российская дружба достигла апогея в 1907-м, тогда царское правительство на Гаагской мирной конференции намеревалось поставить на рассмотрение международного сообщества вопрос об оккупации Кореи Японией. Не было это сделано лишь потому, что самураи пригрозили в отместку заявить о необходимости рассмотрения вопроса о предоставлении независимости Армении и Грузии.

В годы Гражданской войны в России практически все корейцы приняли сторону красных - и российский Дальний Восток, и Корею оккупировали японцы, которые являлись союзниками белогвардейцев. Помощь корейцев была столь значительной, что некоторые деятели партизанского движения даже говорили о необходимости идти на освобождение Кореи после того, как Дальний Восток будет очищен от белых и японцев.

Основным поводом для претензий корейцев к русским стала «депортация» с Дальнего Востока в 1937 году. Но речь идет не о депортации, а лишь о переселении. Депортация – мера намного более жесткая, подразумевающая насильственное перемещение людей в очень сжатые сроки. Она, например, была применена в отношении крымских татар в 1944-м. В случае же с корейцами в 1937-м вся операция растянулась на несколько месяцев. В подготовке к переселению участвовали командиры воинских частей и руководители различных ведомств: транспорта, сельского хозяйства, финансов, общественного питания, здравоохранения, культуры, образования. Отметим также, что части корейцев, особенно тем, кто не имел при себе документов, проливающих свет на их появление в Советском Союзе, было разрешено вернуться в Корею.

До сих пор «переселенческий козырь» используется южнокорейской националистической пропагандой. Некоторые корейские исследователи доходят до того, что обвиняют советское руководство в сговоре с Японией. Мол, Токио при сближении с Москвой в качестве одного из условий примирения выдвинул депортацию корейского населения. Иначе, как полнейшим вздором это не назовешь. 1937-й - один из самых проблемных периодов в истории советско-японских отношений, когда инциденты на границе происходили почти ежедневно. А ведь впереди еще был Хасан в 1938-м и Халхин-Гол в 1939-м.

Что же побудило советское правительство пойти на столь жесткие шаги? В те годы население Страны утренней свежести становилось все более и более прояпонским.

Причин тому несколько, одна из них – успешное экономическое развитие, именно в двадцатые-тридцатые годы на территории современной Кореи японцы построили внушительное количество предприятий, что способствовало росту занятости и благосостояния населения. К тому же японцы считали корейцев родственной нацией. Поэтому выходцев из Страны утренней свежести, хоть и с оговорками, но все же принимали в японскую армию, им, при условии владения японским языком, был открыт путь к работе в государственных учреждениях. Корейцы служили даже в соединениях камикадзе. Документы Центрального государственного архива России говорят о том, что в ходе операции по разгрому Квантунской армии в августе-сентябре 1945-го в плен было взято 10206 корейцев - военнослужащих японской армии.

С начала 50-х годов и по настоящее время продолжается процесс концентрации корейского населения в новых для него регионах, прежде всего - на юге России, где корейцы занимаются в основном сельским хозяйством. Врожденное трудолюбие корейцев помогло им достичь довольно значительных успехов в российском обществе.

Тут стоит сказать об одном широко известном среди корейцев, но мало что говорящем для русского слуха имени Ким Пен Хва. Этот родившийся в Приморском крае человек успел в юности в годы Гражданской войны скрестить мечи с японскими интервентами. Затем служил в Красной Армии, стал кадровым офицером. В 1937 был репрессирован, дело его прекратили спустя полтора года, Ким Пен Хва вынужден был присоединиться к своим соплеменникам, которые к тому времени очутились в Средней Азии. В новом для себя месте этот человек с неуемной энергией стал в Юккоричирчикском районе под Ташкентом председателем колхоза «Полярная звезда», состоявшем почти исключительно из корейцев. За несколько лет бывший красный офицер сумел превратить отстающее сельхозпредприятие в передовое, почти удвоив урожайность сельхозкультур, и, что самое главное, одним из первых приступив к выращиванию принципиально новой для себя культуры - хлопка. Набранный темп колхоз «Полярная звезда» не потерял и в годы послевоенного лихолетья, сумев выйти на мировые показатели урожайности в условиях нехватки удобрений и засушливого климата Узбекистана.

За все эти достижения Ким Пен Хва был дважды удостоен звания Герой Социалистического Труда (1948, 1951), двумя орденами Ленина и другими наградами. Вот и сейчас колхоз, на протяжении нескольких десятилетий, руководимый Ким Пен Хва, крепко держится на ногах, несмотря на значительный отток рабочей силы в Россию и Южную Корею.

Трудолюбие корейцев предоставляет им возможность попробовать свои силы в различных сферах. Многие их представители сумели занять видное место в истории нашей страны. Все мы знаем Виктора Цоя, но есть и другие примеры. Например, бравые военные. Тут стоит вспомнить прошедшего через Чечню российского генерала-десантника Юрия Эмма, именно руководимые ими подразделения сыграли решающую роль в ходе второй чеченской кампании. А ведь он также из семьи репрессированных…

Крушение СССР стало отправной точкой нового периода развития корейской диаспоры. Вполне предсказуемо, что между Сеулом и Пхеньяном развернулась борьба за влияние на соотечественников.

Под эгидой южан было создано довольно многочисленное Всероссийское объединение корейцев, во главе которого стал кореец - четырехзвездный генерал российской армии. Но без шероховатостей не обошлось – параллельно действует еще ряд корейских просеульских обществ, с которыми генералу пришлось выстраивать отношения, иногда накалявшиеся докрасна.

Не спали и северокорейцы, под эгидой которых была создана Ассоциация корейцев - Помминрен, выступающая за объединение Кореи под эгидой КНДР. Однако эта организация сплачивает на порядок меньше своих членов, нежели ее просеульский антипод – сказалась все-таки экономическая ситуация в КНДР.

И Сеул, и Пхеньян стремятся задействовать по максимуму свои пропагандистские рычаги – организуются регулярные поездки на историческую родину, продвигается необходимость изучения языка предков, налаживание деловых контактов. Особое внимание обращается на молодежь – довольно много молодых корейцев обучается на исторической родине. Предполагается, что они потом по возращении в Россию будут проводниками корейских интересов, однако на практике это далеко не всегда так.

Необходимо сказать несколько слов об особом инструменте в руках Сеула – многочисленных псевдохристианских сектах, носящих благообразные названия – «Церковь благодать», «Церковь Матфея». Некоторые из них располагают штаб-квартирами в США, и все они проповедуют христианское учение в весьма и весьма своеобразном ключе, с элементами шаманизма, что исключает их широкое участие в религиозной жизни нашей страны. Российские корейцы прекрасно это понимают, поэтому используют связи в этих сектах в целях личного обогащения. К чести наших корейских соотечественников, надо сказать, что многие из них не верят посулам южнокорейских проповедников, а принимают православную веру. В этом отношении показательны несколько сел на юге российского Дальнего Востока.

Поначалу практически все российские корейцы обратили свои взоры в сторону Сеула: мерцание ночных огней южнокорейских мегаполисов завораживало. Часть наших корейцев смогла встроиться в эти условия, они стали посредниками по ввозу в Россию южнокорейских товаров. Реже, если речь шла об ученых – сотрудниками южнокорейских компаний, во многих случаях работавших на спецслужбы по поиску нужных технологий и специалистов в России.

Однако большая часть испытала горькое разочарование после общения со своими южнокорейскими «соотечественниками». Приехав в Южную Корею на заработки, многие из них вынуждены были выполнять тяжелую работу под насмешки хозяев.

Их заставляли трудиться без выходных, за мизерную зарплату, которую часто умудрялись к тому же еще и не выплачивать. При этом «настоящие» южнокорейцы особо и не старались демонстрировать лояльности к «русским корейцам». Многие российские корейцы, пройдя через этот жизненный опыт, пытаются всем доказать, будто в Южной Корее их, мол, встречали как родных – этническая солидарность превыше всего. Однако более или менее нормальное отношение южнокорейцы выказывают лишь к части сахалинских корейцев, многие из которых являются потомками выходцев из южной части Корейского полуострова. Хотя и это правило действует далеко не всегда, в Республике Корея даже эту категорию своих «соотечественников» используют на непопулярных среди коренных граждан работах: в строительстве, сельском хозяйстве, в качестве чернорабочих. Так что современное южнокорейское общество толкает их назад, к матушке-России. Помогают нам в этом и сами южнокорейцы: в некоторых крупных компаниях страны, например, существует негласное правило не принимать на работу российских корейцев. Связи с Северной Кореей поддерживают, в основном, среднеазиатские корейцы. Причем в подавляющем большинстве случаев речь идет не о примате идеологии, а о возможностях ведения бизнеса с КНДР, порой не слишком прозрачного, в разнообразных сферах. Впрочем, нередки случаи, когда корейцы, состоящие в просеверокорейском общественном объединении, одновременно являются и членами просеульских «контор»... Характерно, что северяне часто используют свои корейские объединения для сбора гуманитарной помощи. Помимо «просеверных» и «проюжных» корейских этнических объединений в Москве и других крупных городах действуют землячества - объединение сахалинских корейцев, объединение корейцев Узбекистана.

В девяностые годы процесс интеграции корейцев в российское общество во многом приостановился. Виной тому создание различных обществ - культурных автономий, молодежных обществ, союзов корейских женщин - объединяющих, а точнее, разъединяющих людей по национальному признаку. К сожалению, подобная среда оказалась весьма благотворной для роста и укоренения узкоэтнических предрассудков, во власть которых, отдадим должное, попали далеко не все. Ведь в действительности грань между сознанием российских корейцев, особенно тех, кто живет в городах, с русским мироощущением практически неразличима.

Южнокорейцы нередко сетуют, что российские корейцы слишком часто ведут себя как русские.

Сегодня проживающие в провинции российские корейцы, особенно тех, кто работает на земле, образуют тесные группы, их интересы с интересами остального населения практически никак не пересекаются. Будем надеяться, что молодое поколение корейцев будет искать точки соприкосновения с остальным населением России, устраняя тем самым причины возможных этнических конфликтов. Так что главное условие для того, чтобы свои многочисленные положительные качества российские корейцы могли обратить на службу нашей страны - глубокая интеграция их в современное российское общество.

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.