Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Российско-украинские берега

Российско-украинские берега

К визиту министра иностранных дел Украины в Москву
Аждар Куртов
15.04.2008
Российско-украинские берега

Активизация политики США по втягиванию Украины и Грузии в Североатлантический альянс, помимо других аспектов, представляет собой стратегию, направленную на устранение России из региона Черного и Азовского морей. В этом смысле перед нами явная попытка геополитического ревизионизма, с которой России приходилось сталкиваться и ранее.

Полтора века назад во время Крымской войны объединенные армии викторианской Англии и французские части Наполеона III уже пытались отнять у России возможность контролировать Черное море.  

Сегодня эта угроза в некоторых отношениях выглядит даже более радикальной, чем во времена Нахимова. Ведь в случае принятия в НАТО Украины и Грузии Черное и Азовское моря ждет тяжелая геополитическая трансформация. Фактически на побережье будут тотально доминировать члены альянса – Турция, Румыния, Болгария, Украина и Грузия. И только Россия сохранит за собой остаток своего побережья, которое к тому же может потерять привлекательность во многих важных отношениях, в частности – качества выгодных транзитных территорий.  

Американские стратеги в этом отношении вполне откровенны. Так, приближенный Джорджа Буша Брюс Джексон пару лет назад в опубликованной им статье прямо указывает, что целью американской стратегии в регионе Черного моря как раз и является геополитический ревизионизм.

Джексон пишет, что Вашингтон должен добиваться вывода российских войск и ликвидации российских баз в этом регионе.

Одновременно рекомендуется оказывать разнообразную помощь бывшим советским республикам, расположенным вокруг Черного моря, чтобы «они могли таким образом порвать с русским империализмом».  

Американские военные базы в Болгарии и Румынии – это лишь первый шаг в осуществлении данного проекта. За ним обязательно последуют новые, если Москва и дальше будет лишь пытаться отражать наносимые по ее национальным интересам удары извне, а не упреждать их. Российские власти в прошлом допустили немало ошибок. Одной из таких явился наспех заключенный Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной от 31 мая 1997 года. Этот договор продавливало окружение Бориса Ельцина, несмотря на очевидные предостережения оппонентов, утверждавших, что его принятие и ратификация только ускорит дрейф антироссийских политиков Украины на Запад. Так оно и произошло. Статья 2 договора, в которой стороны подтверждали нерушимость существующих между ними границ, в этом отношении облегчала вступление Украины в НАТО.  

Власти России тем самым предавали память многих поколений, трудом и кровью которых в течение веков создавалось великое государство. И сегодня многие из тех, кто был причастен к этому позорному эпизоду со сдачей российских интересов в 1997 году, занимают высшие государственные должности. Стоит ли удивляться после этого, что 8 апреля этого года у нас совершенно незамеченным прошел один знаковый юбилей. 225 лет назад императрица Екатерина II подписала Манифест о присоединении Крыма к России...  

Голоса же тех, кто говорит о том, что и сегодня еще не поздно исправить допущенные ошибки, очевидно, не слышат в высотке на Смоленской площади.

А ведь та же 6 статья договора 1997 года формально позволяет хотя бы продумать возможный жесткий вариант ответа. Дословно текст 6 статьи звучит так: «Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон воздерживается от участия или поддержки каких бы то ни было действий, направленных против другой Высокой Договаривающейся Стороны, и обязуется не заключать с третьими странами каких-либо договоров, направленных против другой Стороны. Ни одна из Сторон не допустит также, чтобы ее территория была использована в ущерб безопасности другой Стороны».  

Совершенно очевидно, что в случае вступления Украины в НАТО, Киев это взятое им обязательство грубо нарушит. А это, в свою очередь, означает, что другая сторона – Россия будет вправе отказаться от соблюдения обязательств и по всем иным статьям договора 1997 года, включая и положения о признании нерушимости существующих границ. Тем более, что в отношении границ между Украиной и Россией на самом деле и сегодня нельзя говорить о том, что стороны окончательно урегулировали все существующие разногласия.  

Так, остается открытым вопрос о разграничении морских пространств между Россией и Украиной, хотя Киев еще до заключения договора 1997 года – в октябре 1995 года обратился с нотой в МИД России, в котором предложил свой вариант заключения договоров о правовом статусе Азовского моря и судоходстве в его акватории, а также о правовом статусе Керченского пролива. Переговорный процесс по данным проблемам тянется до сих пор. Осенью 2003 года произошли известные события вокруг косы Тузла, но и они не смогли решительно повлиять на форсирование переговоров. И слава Богу, что Москва на этот раз не спешила. Поэтому у нас еще есть возможность не повторить досадных ошибок.  

На сегодняшний день не согласованы разграничительные линии на Азовском море на протяжении 298 километров (а также 22 километра в Черном море), хотя с 1996 года Москва и Киев провели на эту тему уже несколько десятков раундов переговоров.

Россия настаивает на том, что Азовское море и Керченский пролив в правовом отношении должны являться внутренним морем России и Украины. При этом водная поверхность моря должна находится в совместном пользовании в целях судоходства и освоения биоресурсов (в основном рыболовства). Естественно, что это относится только к участкам за пределами 12-мильной зоны. Украина же лукавит, отказываясь от такого варианта. При этом ее явно заботит не стремление получить даже односторонние экономические выгоды от эксплуатации ресурсов Азовского моря. Цель очевидна иная – Киев, стремясь в НАТО, хочет такого режима для Азовского моря, при котором в нем могли бы плавать не только украинские и российские суда, но и корабли третьих стран, включая натовские. Вариант совместного использования Азовского моря и Керченского пролива тем самым напрямую связан с защитой российских интересов безопасности. А Киев в этом отношении поддерживают как раз геополитические ревизионисты из Вашингтона.  

Но эти аспекты на официальном уровне украинские переговорщики стараются не афишировать. Формально переговорный процесс стопорится из-за разногласий по правовому режиму Керченского пролива. Данный пролив имеет протяженность в 48 километров по фарватеру (или 43 километра по прямой линии). Максимальная ширина пролива вполне достаточна для осуществления интенсивного судоходства – 42 километра. Но в наиболее узком месте – в северной части пролива, в районе портов Крым (Украина) и Кавказ (Россия) она составляет всего 3,7 километра. Максимальная глубина пролива со стороны Азовского моря составляет 10,5 метров, что позволяет проводить достаточно крупные суда с большой осадкой. Со стороны Черного моря глубина еще больше – 18 метров.  

Со всех точек зрения контроль над Керченским проливом означает фактический контроль и над всем Азовским морем, по крайней мере, над его экономической и особенно транзитной составляющей. Поэтому для Москвы крайне важно определить место выхода границы по Керченскому проливу в Азовское море. Для России вариант совместной юрисдикции выгоден ,помимо геополитических и военных аспектов, также и в том, что на шельфе Азовского моря могут находиться перспективные месторождения тех же углеводородов. Для Украины выигрыш уже состоит в том, что вблизи украинских берегов глубины Азовского моря большие, а значит там богаче рыбный промысел.  

На переговорах Киев упорно предлагает Москве провести морские границы таким образом, что Россия получит небольшой сектор Черного моря, несудоходную часть Керченского пролива и менее 40% акватории Азовского моря.

 Надо признать, что такой подход Украины базируется на определенном правовом основании: он выражается в стремлении признать государственной границей бывшую административную границу между РСФСР и Украинской ССР. Вот где очередной раз нам аукаются инициативы Хрущева о передаче Крыма 19 февраля 1954 года. Но то, что было естественным в рамках общего государства, нельзя переносить на совершенно иные реалии сегодняшнего дня. В противном случае вместе с Керчь-Еникальским каналом, построенным Россией еще в 1874 году, Россия потеряет собственный выход в Азовское море.  

Керчь-Еникальский канал с его глубинами в 9 метров и так не позволяет проводить суда с водоизмещением более 50 тысяч тонн. Поэтому уже давно в этом районе вынужденно организованы перевалочные пункты с крупнотоннажных судов на малотоннажные и наоборот. Сейчас этот бизнес фактически успешно эксплуатируется Украиной на внешнем рейде Керченского пролива. Россия в этом отношении с ее инфраструктурой на Таманском полуострове отстает. В настоящее время через Керченский пролив курсирует до 8,5 тысяч судов в год. Из них 2/3 – под флагом России. В казну Украины они уплачивают около 80 миллионов долларов.  

Если будет реализован подход Киева, то судоходный фарватер Керченского пролива достается Украине, и она сможет не только взимать с российских судовладельцев сборы за его проход, но и запустить в Азовское море корабли НАТО. Фактически будет поставлена под сомнение и целесообразность проекта строительства нового канала между Доном и Волгой.  

Россия сначала предлагала совместный контроль за Керченским проливом без его разделения государственной границей. Затем Москва предложила использовать международные нормы (когда граница проходит по фарватеру), но в этом случае линия границы сдвигалась бы западнее. Но Украина настаивает на разделе моря и пролива. В результате переговоров в 2003 году удалось принять только Декларацию о правовом статусе Азовского моря, Керченского пролива и о разграничении Черного моря.

По этому документу обе стороны признают Азовское море «историческими внутренними водами, находящимися в использовании обеих стран».

Но декларация – это не полноценный договор, а лишь политическое заявление о намерениях, на которое еще нельзя полагаться.  

Украина стремится провести государственную границу в Керченском проливе по воде, а не только по дну. Этот вариант дает Киеву очевидные выгоды, поскольку граница пройдет вблизи острова Тузла, который ныне принадлежит Украине, хотя до этого островом не являлся, а был крайней частью косы, соединяющейся с Таманским полуостровом, то есть был частью России. Сохранилось решение Сената Российской империи от 28 ноября 1869 года (!), по которому коса Тузла была в правовом отношении оформлена как часть Кубанской области.  

В 1925 году остров Тузла появился из-за прорыва косы Тузла в результате сильного шторма. Он не ушел под воду из-за наносов, хотя его длина и сегодня зависит от уровня моря. Максимальная ширина острова – полкилометра, а длина – до 7 километров. Только в 1941 году указом Президиума Верховного Совета СССР остров Тузла был передан из Темрюкского района Краснодарского края в состав Крымской АССР. В 2003 году власти Краснодарского края даже предприняли работы по восстановлению косы с целью соединить ее с островом Тузла, насыпали полтора километра дамбы, но не завершили эту работу. 22 октября 2003 года после телефонных переговоров премьеров Виктора Януковича и Михаила Касьянова строительство дамбы приостановили. На тот момент расстояние до линии, которую Киев считает границей, составляло всего 109 метров.  

Как утверждают эксперты, сегодня уже определены начальные и конечные точки государственной границы в Азовском море, само же оно условно разделено на три части - северную, центральную и южную. Границы в центральной части моря, которая богата рыбой и залежами газа, не согласованы. Несмотря на это, в правовом отношении ситуация остается неурегулированной. Россия не обязана признавать действия Киева, который в одностороннем порядке после распада СССР объявил административную границу государственной. Россия считает, что статус Тузлы неопределенный до установления границы между Россией и Украиной в Керченском проливе. «До урегулирования всего комплекса проблем разграничения в Азовском и Черном морях и Керченском проливе, разумеется, остается неопределенным и правовой статус острова Тузла, хотя в настоящее время юрисдикция над этой территорией осуществляется Украиной", - заявляет МИД РФ.  

Не следует делать новых ошибок. Ревизионисты должны быть поставлены на место.  

 

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.