Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
17 ноября 2019
Прусский "синдром"

Прусский "синдром"

О чем мечтают реваншисты в Германии
Алексей Балиев
25.02.2009
Прусский "синдром"

В ходе Потсдамской конференции союзников (июль-август 1945 года) было принято и решение по Пруссии, отраженное в Итоговой Декларации этой конференции. В нем отмечалась необходимость "демилитаризации, демократизации и денацификации Германии". Декларация союзников гласила: «Германский милитаризм и нацизм, цитаделью которых являлась Пруссия, будут окончательно искоренены, с тем чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всём мире...".

Лондон и Вашингтон и в ходе Потсдамской конференции не возражали против предложенного СССР еще на Ялтинской конференции (весна 1945 г.) раздела Пруссии между Польшей и СССР; то же одобрил Ш.Де Голль в июне 1945 года. Западная и Южная Пруссия передавалась Польше, север Восточной Пруссии получал СССР (с 1946 г. - Калининградская область РСФСР). Причем самый северный район Восточной Пруссии – Мемель (Клайпеду) вместе с дельтой Немана и тамошним портом Русне – возвращался Литве.  

Уже весной 1945-го началось выселение тамошних немцев, взамен которых прибывали переселенцы в основном из РСФСР. И к концу 1948-го в Калининградской области не осталось ни одного немца.  

Однако в современных условиях, когда уже нет ни ГДР, ни СССР, притязания германской стороны - по крайней мере, реваншистских организаций ("Союза изгнанных", "Правительства Свободной Пруссии", "Ассоциации балтийских немцев") на всю бывшую Пруссию реанимированы. Причем им сочувствуют в нынешней ФРГ в последнее время и на официальном уровне.  

Правительство Ангелы Меркель в прошлом году приняло решение о создании в Берлине документального "Центра памяти изгнанных".

Он должен увековечить память о немцах, выселенных после Второй мировой войны с бывших "восточных территорий" рейха, в том числе из Пруссии. Общая стоимость этого проекта оценивается в 30 миллионов евро. Характерно и то, что в своем выступлении на 50-летии "Союза изгнанных" в марте 2008 г. Ангела Меркель подчеркнула, что "мы обязаны сделать так, чтобы память о наших изгнанных соотечественниках сохранилась, чтобы об этой трагедии помнили".  

Заметим, в этой связи, что деятельность упомянутого Центра касается изгнанных только с экс-германских "восточных территорий", а не из датского Шлезвига, французских Эльзаса-Лотарингии, восточнобельгийского района Эйпен-Мальмеди. То есть очевидна, скажем так, восточная, в том числе прусская направленность в кампании по созданию упомянутого Центра и в самой его работе...  

В Германии, как и в Евросоюзе, подготовлена политико-юридическая почва если не для возвращения германской стороне Калининградского региона, то, во всяком случае, для его отторжения от России. Причем давно существует юридическая основа для передачи Германии не только Калининградской области, но и ВСЕЙ Пруссии. Хотя эти факторы почему-то замалчиваются в странах-обладателях бывших прусских территорий...  

О чем, собственно, речь?  

В Основном Законе 1990 года нынешней ФРГ - в ст. 134 сказано: "Имущество бывшей Германии становится имуществом Федерации (т.е. нынешней ФРГ. - А.Б.). Оно подлежит безвозмездной передаче компетентным учреждениям". Причем эта статья была и в Основном Законе ФРГ 1949 года. А ст. 135 более конкретна: "Долевая собственность бывшей земли Пруссии (именно ВСЕЙ Пруссии, то есть включая север нынешней Польши, сопредельные с Калининградской областью районы Польши и Клайпедско-Неманский регион Литвы. - А.Б.) в частных предприятиях переходит к Федерации". Итак, эти статьи узаконивают бессрочную германскую собственность именно в Пруссии...  

Словом, очевидна явная юридическая и политическая сориентированность на бывшие германские территории, прежде всего в бывшем СССР. Но почему конституционные документы нынешней Германии сведены именно в Основном Законе, а не в Конституции? Ответ - в официальном разъяснении к этому правовому акту Ведомства печати и информации Федерального правительства (Берлин, 1999 г.): "Речь идет об основах конституционного регулирования в переходный период ДО (выделено мной. - А.Б.) воссоединения Германии. Такой выбор акцентирует географически ограниченную сферу действия Основного Закона" (сказано на перспективу... - А.Б.).  

В то же самое время, в северогерманском г. Фрейдене с 1993 г. действует так называемое "Правительство Свободной Пруссии в изгнании". Оно требует, в частности, восстановления этой бывшей немецкой территории в прежних границах.

А 2002 год в Германии был официально объявлен "Годом Пруссии"...

Но не только в Германии проявляется "интерес" к Калининградскому региону. Американский конгресс в 1995 г., а Европарламент в 1994-м, приняли почти идентичные "калининградские" резолюции: регион этот надлежит поставить под опеку Евросоюза с германским участием в местной администрации, В рамках, например, "Особой европейской территории" или "Балтийской республики". Рекомендовано снять ограничения на переселение туда немцев, ввести там спецвалюту и т.п. Россия же обязана выплатить компенсацию прусским беженцам и их потомкам, которых в нынешней Германии, по официальным оценкам, ныне насчитывается минимум 100 тысяч.  

Прямо и косвенно Германия поддерживает переселение (точнее - возвращение) немцев в этот регион. По данным калининградского аналитика Михаила Костяева, "в последние годы Германия предлагает бывшим советским немцам, не говоря уже об "изгнанных", селиться на территории нашего региона, выделяет деньги на строительство домов и помощь в обустройстве. Точное количество таких переселенцев выяснить трудно, но факт того, что в Калининграде действует крупная общественная организация, созданная для помощи и содействию в укреплении связей между переселенцами и Германией, говорит о многом. А консульство Германии в области появится, вероятно, в самое ближайшее время".  

Немецкое переселенчество в этот регион из бывшего СССР и Германии началось, соответственно, в 1990 и 1991 годах. В области, по официальным данным, ныне проживает около 8500 российских граждан немецкой национальности и почти полторы тысячи переселенцев из Германии. Но по данным областного министерства по развитию территорий и взаимодействию с органами местного самоуправления (ноябрь 2008 г.), в Германии насчитывается более 12 тыс. потенциальных переселенцев в Калининградскую область. Причем их количество, как считают калининградские эксперты наверняка существенно увеличится в связи с растущей безработицей в Германии, особенно в бывшей ГДР.  

Важно здесь и то, что в Германии разработан проект паромного сообщения Калининграда с германскими балтийскими портами, организовано регулярное пассажирское железнодорожное сообщение Германии с Калининградом.  

Словом, имеется заметная поддержка германских интересов в Калининградской области. Но заметим, что и самозванное "правительство Пруссии", и упомянутые резолюции Европарламента и США, и "Год Пруссии" состоялись после распада СССР и ликвидации ГДР. То есть, когда исчезли главные препятствия для реанимации в Германии прусских претензий.  

Хотя уже в 1970-х была создана внешнеполитическая почва для возрождения реваншизма, причем с участием... СССР, ГДР, Польши и Чехословакии.

А именно: желание добиться взаимопонимания с ФРГ в руководстве послесталинского СССР было столь сильным, что во имя этого игнорировались многие факторы, в том числе юридические, реваншистской настроенности Западной Германии. И вот результат: территориальные положения договоров СССР с ГДР и ПНР, ПНР с ГДР, как и между Польшей и Литовской ССР (конец 1940-х - начало 1950-х гг.), чётко зафиксировавших новые границы между этими странами, не были повторены в договорах СССР, ГДР и Польши с ФРГ в первой половине 1970-х годов. В этих договорах сказано о "нерушимости послевоенных границ в Европе" (но каких конкретно?..), а подтверждены только западные границы послевоенной Польши и, соответственно, восточные - ГДР. То есть (как сказано в тех договорах) - "по Одеру-Нейсе". То же - в советско-германском договоре 1990 года...  

И еще просчёт: в упомянутых договорах ФРГ с соцстранами не содержалось положения об обязательстве Бонна изменить некоторые статьи Основного Закона ФРГ (1949 г.), подтверждающие претензии Германии на всю бывшую Пруссию с Померанией, а также на Судеты и Силезию. По архивным документам, именно из-за этих факторов против тех договоров Москвы, Варшавы и Восточного Берлина с ФРГ протестовали Китай (где эти документы китайские чиновники и СМИ именовали, например, "предательством целостности СССР и Польши", "провоцированием реваншизма", "базой для поглощения ГДР"), Румыния, Албания. И даже руководство Белорусской и Литовской ССР, но все эти предостережения были проигнорированы.  

Словом, в угоду стремлению любой ценой "замириться" с ФРГ и привлечь из ФРГ капиталовложения и технологии в советскую экономику, в том числе трубы для экспортных нефте- и газопроводов, - тогдашнее советское руководство, вольно или невольно, заложило "бомбу бессрочного действия" для территориального единства СССР-России (а заодно и Польши с Литвой). Признание же послесталинским СССР (в 1956 г.) претензий Японии на Южные Курилы и нынешние переговоры по этой проблеме тоже стимулирует "прусские" претензии в Германии.  

Эта тема получила "развитие" в Литве: еще в конце июня 2005 г. вильнюсская газета "Respublika" опубликовала, без преувеличения, провокационное мнение советника президента В. Адамкуса, влиятельного литовского политолога, директора Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета Р. Лопаты: "...На мой взгляд, фактически уже идут переговоры о передаче российского администрирования в области немцам, и, может быть, мы являемся свидетелями, как заново формируется геополитическая ось Москва-Берлин...". Причем эти тезисы не были официально опровергнуты ни Москвой, ни Берлином (см., например, www.regnum.ru/news/474787.html 01:30 24.06.2005).  

Сказывается и то, что Калининградская область фактически окружена странами-членами НАТО и Евросоюза.

И не исключено, что возможные "блокадные" методы в их политике в отношении этой области, с целью давления на РФ по каким-либо вопросам, наверняка усилят проникновение Германии в регион и одновременно усилят там прогерманский сепаратизм. Тем более это возможно, что некоторые чиновники, аналитики и СМИ Калининградской области с 1991 года периодически прогнозируют неизбежность максимальной автономии области от РФ и даже провозглашение так называемой "Балтийской республики".  

Таковы реалии и тенденции. Хотя официальные деятели заявляют, в том числе в Калининграде, что она не претендует на бывшие германские регионы и не поощряет репатриацию туда германских, в том числе "экс-прусских" немцев, - налицо политико-юридическая база для германских притязаний на всю бывшую Пруссию. Да и в самой Германии интерес к этому региону в последнее время повышенный... 

По материалам Cтолетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Анатолий
26.12.2012 11:22
Геополитические аспекты существования Калининградской области в регионе стран Балтийского моря и их влияние на соблюдение прав и свобод жителей Калининградского региона
20.04.2011 09:24
(Выступление на V международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы геополитики, геоэкономики и международных отношений. Продвижение НАТО и Евросоюза на Восток – проблемы безопасности стран СНГ, Европы и Азии» в городе Санкт – Петербурге)
А.А. Городилов, профессор Академии геополитических проблем, кандидат юридических наук, доцент
Ю.А. Кузяев, Председатель Уставного Суда Калининградской области, заслуженный юрист Российской Федерации
1. Рассматривая регион Балтийского моря в геополитическом аспекте, следует отметить, что он отвечает таким критериям геополитического региона как: высокая интенсивность и устойчивость экономических, политических и культурных связей. Его образуют государства на основе различных критериев соседства и единства, объединенных одной целью - обеспечение коллективной военно-политической и экономической безопасности. Это обусловлено тем, что регион Балтийского моря представляет собой политико - географическое и геоэкономическое многомерное пространство чреватое самыми серьезными последствиями для остального мира в случае конфликтности.
Регион Балтийского моря можно отнести к «сейсмическим» геополитическим зонам, то есть зонам, образующимся после распада сложившегося геополитического пространства, когда обнажаются старые политические, экономические и этнические границы. Наглядно это видно на примере распада Советского Союза. Переход из советского геополитического пространства в российское не означает автоматического статус - кво. России необходимо создать механизмы трансформации исторических областей, сформировавшихся в разных геополитических пространствах, в коммуникационный каркас нового независимого российского государства. При этом следует учитывать, что если малая эффективность реформ, насаждаемых сверху из федерального центра, ведет к политическому и экономическому упадку, то в пограничных геополитических полях она вызывает усиление центробежных тенденций. Это в полной мере относится и к Калининградской области.
Такая постановка проблемы тем более актуальна в связи с системным кризисом, переживаемым Россией. Его последствия наиболее явственны на фоне неспособности многих представителей российской политической элиты подняться до уровня государственных деятелей, ставящих интересы державы выше личных и корпоративных. В результате нация начинает исповедовать в значительной части психологию люмпенов, утрачивая чувство собственного достоинства. Нынешняя социальная маргинализация, т.е. люмпенизация общества снизу и сверху, становится характерной для всех слоев постсоветского российского общества (политические, нравственные, интеллектуальные маргиналы, бизнес - маргиналы и другие). Маргинальное общество живет преимущественно реалиями сегодняшнего дня. Это очень опасно, особенно для таких заграничных территорий как Калининградская область, не имеющих общих границ с остальной Россией.
Опасность создает и познаваемая в сравнении с российской действительностью внешняя привлекательность и относительное бытовое благополучие жителей Европейского Союза. Основу такого благополучия создает объединение европейских государств на основе социокультурных факторов. Высокие уровень и качество жизни населения в окружающих Калининградскую область европейских странах создает опасный потенциал притяжения.
В регионе Балтийского моря представителями европейской цивилизации являются страны Скандинавии, Германия, Польша, Финляндия, страны Прибалтики. Европейская регионализация позволяет им ускорять модернизацию через территориальную концентрацию, конкуренцию региональных условий хозяйствования. Это также позволяет им избежать необузданной либерализации и оказать тем самым сопротивление гегемонии единственной современной сверхдержавы – США. Кроме того, это сопровождается ориентацией на автономность данного периферийного пространства в сферах: экономической, культурной, политической и стратегической.
Поэтому очень важным представляется то обстоятельства, что если раньше этот регион, относящийся к Римленду, позволял решать многие геополитические проблемы изоляции СССР, то в настоящее время он стал площадкой мирной встречи двух цивилизаций: европейской и евразийской. Причем европейская цивилизация здесь представлена Севером (богатым Западом), а евразийская - своей западной частью во многом уже европеизированной.
Но с другой стороны расширение на восток Европейского Союза связано, прежде всего, со слабостью сопредельной цивилизации – православно-славянской. Теперь границами европейской интеграции считаются земли восточнее Украины и Прибалтики (Беларусь, также как и Калининградская область России европейскими геополитиками считаются зоной интересов Запада). Наблюдаются цивилизационные конфликты в Прибалтике (русское меньшинство).
В этой связи следует вспомнить, что славяне – крупнейшая этническая и языковая группа народов в Европе. Из трех крупнейших групп славян представители двух: восточных (крупнейшая группа) - русские и белорусы; и западных: поляки и др., проживают в регионе Балтийского моря. Стержневой страной, т.е. государством, признаваемом как источник православно- славянской цивилизации близкими по культуре государствами, является Россия. Следовательно, она, ответственна за порядок вдоль границ православной цивилизации.
Вместе с тем, следует отметить, что хотя роль региональных экономических связей неизбежно будет усиливаться, но экономический регионализм может быть достаточно успешным, только если он коренится на культурной общности. Так, общность культур явно способствует стремительному росту экономических связей стран-участниц (например, в Азии - КНР, с одной стороны, и Тайванем, Сингапуром и заморскими китайскими общинами в разных странах мира – с другой). С окончанием Холодной войны общность культур быстро вытесняет идеологические различия, как это было с Прибалтийскими республиками.
Но мы считаем, что можно говорить и об обратном процессе: региональные экономические связи усиливают межцивилизационные отношения, сглаживают или не допускают цивилизационные конфликты. Это очень важно, т.к. в XXI веке столкновение цивилизаций стало доминирующим фактором мировой политики. Наиболее кровопролитные межэтнические конфликты происходят вдоль линий цивилизационного разлома.
В этой связи новое значение приобретают маргинальные субкультуры, которые становятся источниками межцивилизационного диалога. К такой геоэтнической субкультуре, по нашему мнению, следует отнести калининградскую региональную субкультуру, которую объединяет с Европой общая идея европейского качества жизни и местонахождение. Вместе с тем, надо отметить, что в геополитике «маргинальный» не значит периферийный (провинциальный, отсталый), периферийность есть только частный случай маргинальности. В нашем случае следует не забывать, что граничный энергоинформационный обмен (межличностный, сословный, этнический, цивилизационный) может быть как созидательным, так и разрушительным. Поэтому термин «маргинальность» может нами использоваться как в положительном, так и в отрицательном значении.
Пользуясь выводами теории Вадима Цымбурского, который развивая концепцию борьбы цивилизаций Семюэля Хантингтона, открыл, что кроме цивилизационных миров существует еще и «междумирье», на котором обитают этносы-маргиналы, мы с определенным допущением, но для стройности дальнейшего построения относим к числу маргинальных этнических образований калининградское этническое образование. При этом калининградская территория рассматривается нами как своеобразный «пролив» между разными цивилизациями, а не как отдаленная от центра окраина.
В результате мы приходим к выводу, что политико-культурная стратегия калининградцев может быть различна: так, кроме укрепления связей с материнским этносом, они могут стремиться к цивилизационному «усыновлению» (например, к Европейскому Союзу), а могут делать ставку на собственный национализм. Если последнее стратегическое построение пока носит искусственный характер, то первый и второй варианты явно конкурируют друг с другом. Но в любом случае, в отличие от «народов - гегемонов» калининградцы не готовы осознать себя «особым, самодовлеющим человечеством на особой земле». По нашему мнению, основной стержневой задачей калининградцев в существующих геополитических условиях должно стать их активное участие в диалоге между европейской и евразийской цивилизациями.
Таким образом, в современном регионе Балтийского моря необходимо гораздо глубже постигать элементы общности и различий между цивилизациями, учиться сосуществовать друг с другом. При этом полюсами геополитической интеграции (стратегическими столицами) являются Брюссель и Москва. Связь между ними образует столь необходимую для мира в Европе геополитическую ось, проходящую через Калининград.
2. Приведенные нами геополитические аспекты естественно должны найти отражение в федеральной политике в отношении Калининградской области. Более того, очевидно, что становление России как федеративного, демократического, правового государства должно повлечь за собой коренные преобразования государственного устройства, формирование новых социально-экономических и общественно-политических отношений между Российской Федерацией и Калининградской областью. А это требует переоценки значимости интересов личности, общества и государства с учетом новых возможностей в представительной демократии и рыночной экономике, участия России в цивилизационном процессе в регионе стран Балтийского моря. Как результат – появляется новое понимание формирования концепции национальной безопасности Российской Федерации, в том числе влияния на нее внешних факторов.
Мы согласны с генералом Юрием Киршиным, который в своей книге «Человекосберегающая военная безопасность мирового сообщества: взгляд в будущее» утверждает, что несмотря на наличие в доктринальных документах России и ряда других государств положений об обеспечении безопасности «личности, общества и государства», на деле эта «триада» оказывается перевернутой: огромные ресурсы и средства сосредоточены на обеспечении безопасности последнего из упомянутых объектов – государства, в то время как безопасность отдельной личности обеспечивается по «остаточному» принципу, а нередко и приносится в жертву в ходе решения задач по обеспечению безопасности общества и государства.
Автор предлагает по-иному подойти к построению системы военной безопасности. Новая система должна включать не только силовую, но и гуманитарную составляющую. Последняя включает в себя нормы морали, принципы международного права, предполагает обращение к демократическим ценностям как к критериям правильного построения такой системы.
Это наглядно видно на примере Калининградской области, которая находится в европейском пространстве и под сильным влиянием стран Европейского Союза. Важно то, что формирующийся общеевропейский порядок основан на нормах международного права, которые понятны всем людям без учета их национальной принадлежности и являются приоритетным по отношению к нормам российского внутреннего права. Именно такими общечеловеческими нормами руководствуется Европейское сообщество, что создает потенциал привлекательности для калининградцев.
Но вышеуказанные геополитические аспекты развития Калининградской области и населяющего ее этноса привели к тому, что введение визового режима сопредельными с Калининградской областью государствами создало реальные проблемы для перемещения граждан, угрожает свертыванию традиционных экономических и человеческих связей Калининградской области с приграничными регионами Польши, Литвы и остальными регионами России. Сложность прогнозирования и неопределенность перспектив решения визовой проблемы, грузового транзита в «большую» Россию, а также проблем энерго и газоснабжения являются проблемой для экономического развития региона.
Но кроме этого возникла и конституционная проблема, которая связана с нарушением конституционных прав человека и гражданина на территории Калининградской области. Анализ данной проблемы показывает, что калининградцы имеют существенные трудности для поездок в другие местности Российской Федерации, которых нет у жителей других регионов России. Причем, эти трудности связанны не с природными препятствиями, которые могут быть преодолены с помощью инженерных сооружений и совершенства транспортных средств, а с необходимостью пересекать границы иностранных государств, выполнять требования и правила такого пересечения, диктуемые не Российской Федерацией, гражданами которой они являются, а другими независимыми государствами. Любая, даже самая равнинная и благоприятная для сооружения транспортных магистралей местность, становится для калининградцев непреодолимым препятствием, т.к. она находится под юрисдикцией другого суверенного государства. В нашем случае Литвы и Польши.
То есть, не выполняется конституционное требование (часть 1 статьи 27 Конституции), в соответствии с которым «каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства» на всей ее территории.
Не могут быть реализованы в Калининградской области и требования части 1 статьи 37 Конституции, в соответствии с которой «...труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Жители Калининградской области, по вышеуказанным обстоятельствам, при выборе места и рода деятельности на территории других регионов Российской Федерации находятся в неравном с жителями «остальной» России положении.
Нельзя забывать и о проблеме экономического положения Калининградской области, фактически «выпадающей» из системы конституционных гарантий единого экономического пространства. Эта проблема имеет те же причины, что и проблема свободного передвижения жителей области.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 8 Конституции «в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности». Таким образом, определены обязанности государства (всех государственных органов и должностных лиц) в экономической сфере.
Следует подчеркнуть, что данные обязательства не «берутся» на себя государством, они возложены на него самим фактом принятия и вступления в силу в 1993 году Конституции Российской Федерации, учредившую новую, демократическую Россию как правовое государство. В этом смысле они выступают как оценочный критерий всей деятельности в сфере экономики органов государственной власти.
Вспомним, что конституционный термин «гарантируется» диктует требования:
•    ко всем органам государственной власти России и их должностным лицам обеспечить такие условия, при которых принимаемые ими решения не нарушают единства экономического пространства, не создают, прямо или косвенно, препятствий для перемещения внутри страны (между ее субъектами) товаров, услуг и др.;
•    к созданию соответствующего законодательства и практики его применения, которые бы позволили ограничивать и пресекать такую деятельность органов государственной власти на всех уровнях и самостоятельных участников экономических отношений, которая приводит к нарушениям или ограничениям указанных конституционных принципов.
Кроме этого, видимо, следует добавить, что гарантией свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств является также обеспечение на всем экономическом пространстве Федерации режима с отсутствием внутренних таможенных границ, одинаковым (равным) положением предпринимателей с точки зрения возможности транспортировки грузов на всей территории Российской Федерации, где бы они не находились (на территории какого-либо субъекта Федерации, в том числе и Калининградского).
Более того, Конституция Российской Федерации прямо запрещает установление на территории России таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (часть 1 статьи 74 Конституции). В результате наличия общегосударственного таможенного регулирования (пункт «ж» статьи 71 Конституции), а также общепринятой международной практики экономической защиты внутреннего рынка мы вынуждены термином «территория» обозначать таможенную территорию Российской Федерации, то есть пространство в рамках ее таможенных границ.
Можно дать следующее определение таможенной территории России и ее таможенных границ: таможенную территорию Российской Федерации составляет сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Установление пошлин и сборов при перемещении товаров, услуг и финансовых средств между различными территориями (регионами) Российской Федерации можно рассматривать как введение отдельных элементов помещения их под таможенный режим.
Таким образом, говоря о едином экономическом пространстве и имея в виду Калининградскую область, необходимо учитывать наличие этих особенностей: таможенные границы и транспортировку грузов по территориям других независимых государств. Можно констатировать, что в результате отсутствия общих сухопутных границ между Калининградской областью и остальными регионами Российской Федерации создалась особая ситуация, значительно отличающая этот субъект России от всех остальных.
Так, железнодорожный транспорт, работающий на территории других регионов России, практически в едином экономическом пространстве сети железных дорог, в условиях Калининградской области попадает в двойственное состояние: с одной стороны Калининградская железная дорога находится в «зарубежном» положении по отношению к остальным железнодорожным магистралям России, стыкуется только с иностранными железными дорогами и поэтому фактически является участником международных железнодорожных сообщений, а с другой стороны, она должна находиться в едином экономическом транспортном пространстве Российской Федерации, «гарантируемом» Конституцией федерации.
Калининградская область, будучи субъектом Российской Федерации, естественно должна входить в единое экономическое пространство России, на котором действует вышеуказанная система гарантий. Но конституционные гарантии единого экономического пространства России в отношении Калининградской области не действуют в результате того, что прямо или косвенно создаются препятствия для перемещения товаров и других грузов между Калининградской областью, ее субъектами экономической деятельности, и остальными регионами Российской Федерации, их субъектами этой деятельности, возникают принципиальные различия в их положении с точки зрения реализации свободы экономической деятельности, которые гарантируются Конституцией (часть 1 статьи 8 Конституции). Наличие таможен, транспортировка грузов по территориям других независимых государств из/в Калининградской области Российской Федерации на остальную территорию России приводит к нарушениям названных базовых конституционных экономических принципов.
Житель Калининградской области не может (ограничен в своих правах, хотя это ему гарантируется в соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции) свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, так как не находится в равных условиях с другими жителями Российской Федерации.
Имеются условия и для нарушения требований части 2 статьи 34 Конституции, которая запрещает недобросовестную конкуренцию. Калининградский предприниматель уже изначально ущемлен в своих возможностях работы на общероссийском рынке из-за особенностей местонахождения и геополитического положения Калининградской области. Себестоимость его продукции увеличивается за счет дополнительных составляющих (таможенной, транспортной и др.), которых нет у иных (в других регионах) российских предпринимателей.
Из этого также следует, что Калининградский анклав в Европе – это свершившийся факт! А факты, как известно, - упрямая вещь. Возьмите хотя бы то обстоятельство, что основным документом калининградца является не российский общегражданский, а заграничный паспорт. У большинства жителей «Большой России» его просто нет, а в Калининградской области без него не обойтись.
Кроме того, нахождение в Европе, более того, в окружении стран Евросоюза, предполагает необходимость руководствоваться и международными правовыми актами, ратифицированными Россией. К ним, прежде всего, относятся акты, определяющие права и свободы личности в Европе и т.д. И это необходимо делать, т.к. окружающие область страны используют именно эти правовые акты, а, следовательно, такая работа обеспечит взаимодействие и осмысленное сотрудничество Калининградской области с ними.
Каковы же правовые последствия такого положения. Действительно, жизнь в международном полуанклаве, строящаяся по российским законам, которые не отражают его геополитического положения, часто «выстраивается» совсем не так, как в любом другом субъекте Российской Федерации. Существенное влияние на него оказывает окружающее экономическое и правовое европейское пространство. Не замечать этого было бы явной близорукостью.
Находясь в таком положении, область лишена возможности нормально вести экономическую политику. А это очень важное отличие. Так, чтобы ввезти или вывезти какой-либо товар, требуется проехать как минимум две границы с полным комплексом всех таможенных формальностей. Могут ли представить себе федеральные власти, пишущие и принимающие законы, подобную ситуацию в центре России, когда при переезде, например, из Рязани в Москву их будут проверять пограничники и таможенники?
Речь идет не только и, прежде всего, не о поездке в отпуск раз в год. Мы говорим о ежедневных транспортировках продукции калининградских предприятий в Россию и продукции российских предприятий в Калининград. Один переезд через таможню может отбить у предпринимателя всякую охоту налаживать внешние коммерческие связи. На ум сразу приходит поговорка «За морем телушка – полушка, да перевоз – алтын».
3. Права и свободы человека - это главный критерий оценки качества государственности, степени ее демократичности, приверженности правовым началам, нравственности, общечеловеческим ценностям. Каждая новая ступень общественного развития, расширения свободы сопряжена с обогащением и увеличением объема прав человека. Поэтому обеспечение прав человека и гражданина в Калининградской области - это не второстепенная задача преобразований, осуществляемых в обществе, а основная их цель, призванная изменить положение индивида, создать достойные условия его жизни, гарантировать свободы, неприкосновенность личной сферы, социальную защищенность.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции именно «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от...места жительства,...а также других обстоятельств». То есть федеральные органы государственной власти в соответствии с федеральной конституцией обязаны создать условия, при которых указанные конституционные требования не будут нарушаться. В противном случае в соответствии со статьей 53 Конституции «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц». Такой вред определяется каждым жителем Калининградской области самостоятельно, а его размер – судами Российской Федерации общей и конституционной юрисдикции.
К сожалению, российские законы без учета в федеральной Конституции особенностей Калининградской области, не может полноценно учитывать особенностей ведения хозяйственной деятельности в условиях европейского окружения этого отдельно взятого региона России. А между тем, «натуральное хозяйство» и тесные рамки регионального рынка, без свободного «подключения» к окружающему пространству делают невозможной полноценную экономическую, культурную и иную деятельность в регионе.
Не может решить этой проблемы и закон об Особой экономической зоне на территории Калининградской области, т.к. он является составной частью именно внутреннего законодательства России и недостаточно учитывает нормы международного права, которыми руководствуются соседние с областью страны. Сама Особая экономическая зона не является органом государственной власти и не обладает правами на самостоятельное регулирование налогообложения, таможенных сборов и пошлин, тарифов на грузоперевозки, введение квот и лицензий. Поэтому, прежде всего, необходимо полноценное правовое обеспечение свободной экономической зоны на территории нашей области с учетом окружающего ее европейского экономического пространства. Кроме того, этот закон регулирует только экономическую деятельность, в которой занято далеко не все население региона, а остальные стороны жизни калининградцев, определяющие их цивилизационное развитие, оставляет без внимания.
Следует также отметить, что решить указанные проблемы, убрав источники их негативного влияния на регион и его жителей конституционным путем в сегодняшней ситуации в России не представляется возможным, т.к. положения части 1 статьи 8 Конституции относятся к основам конституционного строя Российской Федерации (глава 1 Конституции), а в соответствии с главой 9 Конституции (статья 135) положения главы 1 не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
Вместе с тем, если предложение о пересмотре положений главы 1 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом должно созываться Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Но вся беда в том, что хотя Конституция Российской Федерации была принята в 1993 году, а в ней имеется прямое указание (требование) на принятие конституционного закона о Конституционном Собрании, конституционный закон о Конституционном Собрании Федеральным Собранием Российской Федерации до сих пор не разработан, не обсуждался в палатах и, поэтому, не принят. Следовательно, не может быть созвано Конституционное Собрание, а, значит, не будет в Конституции Российской Федерации отражен конституционно-правовой статус Калининградской области, который в настоящее время резко рознится с тем, которым его произвольно наделил федеральный законодатель.
В заключение следует отметить, что во всем мире в том случае, если какой-либо регион государства оказывается в таком же «заграничном» положении как Калининградская область, то у этого региона есть только два пути дальнейшего существования. Или государство полностью берет на себя бремя содержания такого региона за счет государственного бюджета, или государство делегирует региону возможности самостоятельного участия в жизненно важных для этого региона международных процессах. В таком случае регион в своем развитии становится на путь самоокупаемости, самодостаточности и тесно контактирует с окружающим его пространством. По указанным выше причинам это пока невозможно.
Поэтому, в первом приближении решением проблемы свободного перемещения жителей Калининградской области на территорию Российской Федерации могло бы стать международное соглашение между Российской Федерацией и Литовской Республикой по указанной проблеме. Естественно данный документ без санкции Евросоюза появиться не может. Связано с ним и другое решение – обеспечение каждого жителя Калининградской области шенгенской визой, которая бы позволила калининградцам беспрепятственно достигать российской границы и перемещаться по территории Европейского Союза.
Определенные шаги в этом направлении сделаны совсем недавно после визита в область премьер-министра Правительства России В.В. Путина. По его заданию министр иностранных дел России С. Лавров, прибыв в марте этого года в область, провел успешные переговоры с представителями Польши о безвизовом посещении жителями Калининградской области приграничных польских территорий.
Важным политическим интересом Калининградского региона является выработка европейской стратегии Российской Федерации. Усилия Президента России Д. А. Медведева, которые он прилагает в проведении встреч с лидерами Европы, вселяют обоснованную надежду в калининградцев по решению приведенных выше проблем. Успешность России – это, прежде всего ее конкурентоспособность на мировой арене. Без успешного и процветающего Калининграда - лица России в Европе, невозможен успех страны в целом. Успешность - это не только инвестиции, но и дееспособность государства, гражданского общества, конституционного правопорядка, четко функционирующие политические институты и патриотизм.

Василий
16.07.2011 20:25
В свете развертывания системы ПРО в Европе Калининградская область подобна фурункулу,мешающему полноценно повернуть шею в ту или иную сторону, в основном-в сторону удержания экономических интересов США в Еропе.Не нарушая договоров о сокращении стратег. насступат. вооружений,РФ имеет противовес этой системе. Поэтому розыгрыш восточно-прусской карты под соусом Международного права и геноцида немцев в Восточной Пруссии вполне возможен.Это НАТОвский покер,поэтому ни Эльзас,ни Клайпеда,ни Данциг вопросов у Германии-члена НАТО не вызывают. Следует также отметить,что бундесфер участвует практически во всех боевых операциях НАТО,анализирует боевой опыт и имеет поправки к тактике ведения боя с учетом современных локальных конфликтов.Германские ракетные катера на порядок превосходят отечественные аналоги в вопросах ПВО.Следует отметить так же,что мина замедленного действия с тумблером Россия- Германия была заложена еще при Петре 1, который,вопреки планам немцев,не стал марионеточным царем,хотя и справился с конкурентом пруссаков-шведами.Позднее история несколько раз повторялась,и всякий раз за картой Россия-Германия проглядывались интересы третьих сил.
Владимир
16.05.2011 2:20
Калининградская область давно перестала быть форпостом.С распадом СССР ее значение в этом плане снижено.Она может быть буферной зоной в решении российско-европейских проблем.Что касается программ переселения-имеет место быть католичество и масса этнических российских немцев Поволжья из Казахстана.Польша,как член НАТО в состоянии предоставить базы и исходные рубежи в случае притязаний и решения их проблем на мировом уровне американской демократии-взамен сохранения за ней Гданьска.В начале 90-х открестились от Севастополя,за который почему-то в ответе беспардонно проданные украинцы-согласно фильма,закрыли глаза на свободу регионального сотрудничества с Германией в области экономики.До 70-х под жилье народу-победителю были предоставлены коровники с перегородками и прорубленными окнами,оставшиеся от бюргеров.Советские свинофермы и коровники-в развале со времен перестройки.И новых не строят,потому что фермеру в России не выжить, а внемецких коровниках живут и по сей день.Единственной альтернативой в данной ситуации является предоставление т.н.изгнанным иметь позиции на инвестиционнм рынке-в виде компенсации того, что их изгнали. содержание большой группировки войск в условиях заведомой блокады нецелесообразно.Может быть достигнут паритет на экономическом поприще,при котором ФРГ теряет бюджет при отказе в инвестициях на случай ее притязаний на бывшие восточные территории. С точки зрения РФ соблюдены все права этнических русских немцев, сохранение и уважение с российской стороны к немецкому прошлому края-это на случай юридических притязаний.Мало кто задумывается о том, почему именно в Новгородской области прошли первые масштабные маневры в максимально приближенных к боевым условиях-ночные фронтовые учения.И почему разработан зенитный комплекс, способный выполнять задачи на любых шасси-от грузовика до баржи.Эльзас и Лотарингия-это противовес на случай притязаний по части нахождения в составе России.Вышеупомянутые тенденции не прошли мимо Москвы-об этом можно судить и по ее мерам к статусу свободной экономической зоны-введение пошлин на торговлю иномарками,приобретение в собственность больших региональных территорий,строительство жилья для военнослужащих,привлечение большого числа работников из пост советских республик.такие же меры были приняты и на Дальнем Востоке.Опыт ВОВ показал,насколько непредусмотрительным может быть содержание крупных группировок возле границ.Регион в военном отношении освещает обстановку вплоть до Средиземноморья, что крайне невыгодно США.Плюс К/о обеспечивает накрытие той же ФРГ нестратегическими вооружениями, что так же ей невыгодно-в случае участия бундесвера в какой-нибудь миротворческой миссии в Цхинвале-к примеру.европа давно уступает в технологиях Востоку, а Америка-Китаю и Японии. Выращенный в годы советско-афганской войны Бен-Ладен героически"устарнен"(мировой терроризм странным образом не докатился до Китая)-"месть"может появиться в любой азиатской или закавказской стране постсоветского пространства- в виде какого-нибудь гражданина Узбекистана в той же ФРГ, оказавшегося там благодаря программе переселения в Калининградскую область.Речь идет не столько о территориальных притязаниях, сколько о распределении ролей на мировом рынке ресурсов. И любой повод  в виде исторической справедливости-будь то Калининград или Южный Сахалин с Курилами-весьма кстати.Афганистана(США вполне отомстили за Вьетнам)хватило для распада СССР и череды локальных войн.США вязнут на Ближнем Востоке, привлечение к решению этих задач европейских стран блока НАТО популярности на рынке им не прибавляет, бюджета-тоже.Россия снова представляет собой плохо лежащий лакомый кусок и раздражающий фактор для американской экономики на европейском рынке,так как другие направления для них бесперспективны.все это анализируется и находит подтверждение в событиях в Южной Осетии, изменении позиций Украины в отношении Севастополя,Киргизии-в отношении американских авиабаз и шпионских скандалов в США,в непонятой народом звезде Героя России главы Чеченской республики и в попытках максимально интегрировать постсоветское пространство.Возникает ситуация сродни той, что была накануне ВОВ, когда взращенные в Германии социал-демократы с помощью России на время загасили первую мировую.Ситуация та же,но загасили паритет Москва-Вашингтон.А Германия долгое время была границей противостояния во всех сферах-передним краем Холодной войны.Просто фронт приблизился на пару тысяч километров к Москве...

Эксклюзив
12.11.2019
Дмитрий Федоров
Под эгидой Совета Европы прошел VIII Всемирный форум за демократию.
Фоторепортаж
06.11.2019
Подготовила Мария Максимова
В Манеже открылась выставка, посвященная Великой Отечественной войне в изобразительном искусстве.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».