Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 апреля 2024
ПРО США: угроза сохраняется

ПРО США: угроза сохраняется

О перспективах российско-американских отношений после подписания договора по СНВ
Артем Ивановский
09.04.2010
ПРО США: угроза сохраняется

Несмотря на внесение в текст договора положения о взаимосвязи стратегических наступательных и оборонительных вооружений, США оставляют за собой право дальнейшего наращивания мощностей систем ПРО, а Россия — право одностороннего выхода из подписанного в Праге договора.

«Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, подписанный в г. Прага 8 апреля 2010 года, может действовать и быть жизнеспособным только в условиях, когда нет качественного и количественного наращивания возможностей систем противоракетной обороны Соединенных Штатов Америки. Следовательно, исключительные обстоятельства, упомянутые в Статье XIV Договора, включают также такое наращивание возможностей систем противоракетной обороны Соединенных Штатов Америки, при котором возникнет угроза потенциалу стратегических ядерных сил Российской Федерации».

Это заявление относительно противоракетной обороны США было оглашено российской стороной сразу после подписания договора по СНВ. Такой шаг не стал неожиданностью. Накануне помощник президента РФ Сергей Приходько заявил, что Россия выступит с односторонним заявлением, в котором будет специально оговорено, что Москва может выйти из нового Договора, если американский потенциал ПРО достигнет масштабов, угрожающих ее национальным интересам. Кроме того, Приходько предположил, что не исключено «возможное ответное на этот счет заявление США». Отметим, что и в самом договоре прописана обычная международно-правовая формула о том, что каждая из сторон в порядке осуществления своего государственного суверенитета имеет право выйти из договора, если она решит, что связанные с его содержанием исключительные обстоятельства поставили под угрозу ее высшие интересы.

Таким образом, вопрос о ПРО США продолжает оставаться предметом российско-американских разногласий и требует дополнительного урегулирования.

Заявление российской стороны стало фактическим ответом на прозвучавшие ранее со стороны генерального секретаря НАТО предложения о возможности участия России в ПРО США. Напомним, что 28 марта на прошедшей в Брюсселе конференции по безопасности Андерс Фог Расмуссен сделал ряд важных заявлений по стратегическим вопросам взаимоотношений между альянсом и Россией. Он не только призвал страны-члены Североатлантического альянса к более тесному сотрудничеству с Россией, но и заявил, что Россия должна участвовать в строительстве европейской системы ПРО. «Мы должны взглянуть на ПРО как на еще одну возможность для объединения. Нам нужна такая система ПРО, которая бы включала в себя не только все страны НАТО, но и Россию», - сказал Расмуссен, назвав будущую защитную систему общим щитом, «который бы мы вместе построили и вместе поддерживали». Развивая свою идею о создании объединенного противоракетного щита Европейского союза, генеральный секретарь НАТО заявил, что «Европа в тесном сотрудничестве с Россией» должна подключиться к созданию континентальной системы ПРО. «Необходимо создать единую систему противоракетной обороны от Ванкувера до Владивостока», - заявил затем Расмуссен на пресс-конференции в Брюсселе. Примечательно, что полностью противоположную точку зрения высказало руководство военного ведомства США. Новый договор с Россией по СНВ не препятствует планам Соединенных Штатов в сфере противоракетной обороны - таков был общий смысл заявления Роберта Гейтса на пресс-брифинге в Белом доме. «Программа противоракетной обороны никак не ограничивается этим договором», - подчеркнул глава Пентагона. Кроме того, заместитель госсекретаря США по контролю за вооружениями и международной безопасности Эллен Тошер подчеркнула на брифинге, что между наступательными и оборонительными вооружениями существует разница. «Мы ясно озвучивали свою позицию... Когда принималось решение предложить Румынии принять участие в системе ПРО, мы ставили об этом в известность представителей России», - сказала Тошер. Эти заявления высокопоставленных представителей Вашингтона и Брюсселя лишний раз подтвердили существующие внутри США и НАТО противоречия в вопросе о противоракетной обороне и реальном значении того документа, который был подписан в Праге.

Подоплека проблемы абсолютно ясна. Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений рискует остаться простым клочком бумаги, если за ним не последует урегулирование российско-американских разногласий в вопросе о системах противоракетной обороны (стратегических оборонительных вооружениях). В случае продолжения процесса неконтролируемого продвижения инфраструктуры американской ПРО к западным российским рубежам Москва будет вынуждена рассматривать такие действия, как угрозу своему стратегическому потенциалу и создавать средства преодоления систем противоракетной обороны, чтобы тем самым восстановить баланс сдерживания.

То есть, вместо ограничения гонки ядерных вооружений будет иметь место наращивание ее темпов и, отсюда, масштабов ядерной угрозы. Именно поэтому Россия настаивала на увязке вопросов СНВ и ПРО.

Как ранее объяснял начальник Генерального штаба ВС РФ Николай Макаров, в прежних соглашениях были зафиксированы обязательства Москвы и Вашингтона не развивать систему ПРО. В частности, США могли иметь только одну закрытую систему противоракетной обороны в штате Северная Дакота, а Россия - в районе Москвы, что гарантировало защиту от ядерного удара только этих районов. Однако затем США в одностороннем порядке вышли из Договора по ПРО от 1972 года, что негативно сказалось на стратегической стабильности в мире.

Заявляя на совместной пресс-конференции президентов России и США о том, что «обе стороны выиграли», Барак Обама имел в виду одно из положений преамбулы договора, где зафиксирована взаимосвязь стратегических наступательных и оборонительных вооружений. В оригинале договора это положение, на котором столь долгое время настаивала Россия, сформулировано следующим образом: «Признавая наличие взаимосвязи между стратегическими наступательными вооружениями и стратегическими оборонительными вооружениями, возрастающую важность этой взаимосвязи в процессе сокращения стратегических ядерных вооружений и то, что нынешние стратегические оборонительные вооружения не подрывают жизнеспособность и эффективность стратегических наступательных вооружений Сторон». Данное положение уже прокомментировал председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев: «Если на каком-то этапе американцы с нынешнего уровня своей противоракетной обороны уходят на принципиально качественно новый уровень, то мы на основании этой преамбулы можем констатировать, что изменились условия, которые изменили баланс, и мы оставляем за собой право выйти из соглашения и предпринять соответствующие односторонние меры». При этом он особо подчеркнул, что сам по себе договор по СНВ не предусматривает ограничений в отношении противоракетной обороны.

Между тем, президент США ясно дал понять, что Вашингтон продолжит совершенствование и дальнейшее развертывание инфрастуктуры ПРО.

«Ядерная программа Ирана угрожает началом нового витка гонки вооружений»,- заявил Барак Обама на пресс-конференции после подписания договора. Поскольку именно угроза со стороны Ирана называется непосредственным поводом для размещения элементов систем противоракетной обороны в Польше, Румынии и Болгарии, данное заявление американского лидера говорит само за себя. Правда, Обама пообещал, что в дальнейшем США воздержатся от излишне односторонних шагов в данном направлении: «Мы договорились с президентом Медведевым продолжать наши дискуссии по противоракетной обороне. Это включает обмен информацией о наших оценках угрозы, и по мере того, как мы делаем эти оценки, я надеюсь, что у нас будет серьёзный диалог о российско-американском сотрудничестве по противоракетной обороне».

Далее президент США в очередной раз подчеркнул, что американские системы ПРО не направлены против России, а должны обеспечить безопасность Соединенных Штатов и их союзников. По его словам, «предстоит провести серьезные дискуссии по проблеме ПРО не только с Россией, но и с участием европейцев» над рамочным соглашением, нацеленным на сотрудничество в этой области. В свою очередь, Дмитрий Медведев заявил: «Мы не могли обойти вниманием иранскую ядерную программу. К сожалению, Тегеран не реагирует на целый ряд предложенных ему конструктивных компромиссных договорённостей. И мы не можем на это закрывать глаза». Впрочем, в отношении Ирана Россия и США в очередной раз продемонстрировали различное видение проблемы: Если Москва допускает лишь введение так называемых «умных» санкций, то Вашингтон готов идти гораздо дальше — от «агрессивных» санкций до применения методов военного решения. То есть, реально Соединенные Штаты не намерены связывать себя каким-либо ограничивающими обязательствами в сфере ПРО и иранская ядерная угроза является тем предлогом, который позволяет держать руки развязанными. Соответственно, можно предположить, что после подписания договора отношения США и Ирана станут еще более напряженными.

Следует отметить, что накануне подписания договора по СНВ администрация президента США Барака Обамы обнародовала новую ядерную доктрину, согласно которой будет проводиться трансформация ядерных сил.

По словам главы Пентагона Роберта Гейтса, за счет снижения роли ядерного оружия в оборонной политике страны будет развиваться неядерное вооружение, в том числе система ПРО.

Если учесть, что Дмитрий Медведев четко озвучил в Праге позицию России о том, что договор по СНВ жизнеспособен только при отсутствии наращивания систем ПРО США, то становится очевидной возможность перехода «перезагрузки» российско-американских отношений в стадию «перегрузки». Причем дальнейшее урегулирование вопроса о противоракетной обороне будет напрямую зависеть от итогов уже недалеких выборов в Конгресс США, на которых большинство аналитиков прогнозируют победу республиканцев, считающих политику Обамы в отношении России «опасным пацифизмом».

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.