Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Признание Нагорного Карабаха неизбежно

Признание Нагорного Карабаха неизбежно

Именно этот шаг обеспечил бы прочный мир на Южном Кавказе
Рубен Заргарян, кандидат исторических наук
05.09.2008
Признание Нагорного Карабаха неизбежно

Признание Россией независимости Республики Южная Осетия и Республики Абхазия положило начало стабилизации ситуации на Южном Кавказе.

27 августа МИД НКР сделал заявление: «В Нагорно-Карабахской Республике приветствуют факт признания государственной независимости Южной Осетии и Абхазии. Он полностью соответствует основным принципам права наций на самоопределение и международного права, которые закреплены в основополагающих документах и юридических актах ООН, ОБСЕ и других международных организаций. Мы многократно предупреждали, что угрозы применить силу, чрезмерное увеличение военного потенциала и стремление решить вопросы в свою пользу силой оружия чреваты гуманитарными катастрофами. Мы полны надежды, что все заинтересованные в мире в регионе силы сделают правильные выводы из произошедших на Южном Кавказе за последнее время событий и предпримут действенные шаги для решения существующих проблем исключительно мирным путем и восстановления региональной стабильности».  

За эскалацию насилия на Южном Кавказе несут ответственность и власти Азербайджана, систематически призывающие к развязыванию новой агрессии против НКР, устраивающие военные провокации на границе, готовящие планы блицкрига. Агрессия Саакашвили получила поддержку официального Азербайджана, что было отражено в заявлении МИД. Глава пресс-службы МИД Азербайджана Хазар Ибрагим всячески настаивал на том, что Грузия имеет «полномочия» восстановить свою «территориальную целостность».

После вхождения грузинских войск в Южную Осетию, многие азербайджанские политики предлагали предпринять аналогичные действия по отношению к Нагорному Карабаху.

 Однако развитие ситуации нанесло удар по расчетам Баку.  

Важно также подчеркнуть, что карабахская мирная позиция и модель урегулирования азербайджано-карабахского конфликта сейчас востребована Россией применительно к Южной Осетии и Абхазии. Россия использует карабахскую аргументацию, справедливо апеллируя к международному принципу права народов на самоопределение. Нагорный Карабах считает, что определение статуса - исключительное право народа НКР, а независимый государственный статус НКР – важнейшая гарантия безопасности народа Нагорного Карабаха. 13 августа 2008 г. президент России Дмитрий Медведев подчеркнул: «Могут ли и хотят ли осетины и абхазы жить в составе Грузии? Этот вопрос нужно задать им самим». 14 августа 2008 г. Д. Медведев заявил, что Россия поддержит любое решение народов Южной Осетии и Абхазии в отношении статуса этих республик. Думается, что Россия поддержит и решение народа НКР о независимости. Российский дипломат, бывший сопредседатель МГ ОБСЕ Владимир Казимиров подчеркивает: решать судьбу Нагорного Карабаха без его участия - это уже не XXI, а XVIII или XIX век.  

Россия и Запад, с разных позиций, проводят параллели «косовской уникальности» и Южной Осетии с Абхазией, активно используя выражения «геноцид», «этнические чистки», «гуманитарная катастрофа», «статус – фактор безопасности», но при этом умалчивая, что все это пришлось испытать народу Нагорного Карабаха. НКР призывала осудить политику целенаправленного геноцида властей Азербайджана против армян в конце 1980-х - начале 1990-х гг. и подчеркивала, что независимый государственный статус НКР является важнейшим фактором безопасности народа Нагорного Карабаха. Преступления властей Азербайджана против человечества и военные преступления на территории Нагорного Карабаха и Азербайджана должны быть осуждены Международным трибуналом. Желание скрыть правду о геноциде всегда было свойственно азербайджанскому правительству.  

Стоит вспомнить слова Гитлера, заявившего 22 августа 1939 года на совещании высшего командования третьего рейха в Оберзальцберге: «Наша сила в нашем натиске и нашем зверстве. Кто помнит сегодня о геноциде армян?».

Если бы великие державы не допустили геноцида армян и аннексии Западной Армении, а также осудили бы всех организаторов геноцида, как это произошло в Нюрнберге в отношении германских военных преступников, то многие миллионы жертв нацистов остались бы в живых.  

Действия азербайджанского руководства в последней войне 1991-1994 гг. против Нагорного Карабаха можно охарактеризовать как политику международного государственного терроризма, выразившуюся в уничтожении гражданского населения НКР, геноциде и этнических чистках, бомбежках и ракетных обстрелах мирного населения, захвате заложников, уничтожении культурных памятников.  

При массированных авиабомбардировках использовались шариковые и игольчатые бомбы, относящиеся к оружию массового поражения. С ноября 1991 года по май 1994 года только на один карабахский город Степанакерт упало свыше 21000 реактивных снарядов «Град», 2700 ракет «Алазань», более 2000 артиллерийских снарядов, 180 шариковых бомб, около 100 пятисоткилограммовых авиабомб, в том числе восемь вакуумных. Вот данные только за три дня с 19 по 22 февраля 1992 года: в Степанакерте было убито и ранено 150 человек, половина из них женщины и дети. Полностью разрушено и сгорело 90 жилых и административных зданий. Московская писательница Инесса Буркова 23 февраля 1992 года направила из Степанакерта обращение к президенту России, в котором говорилось: «Десятые сутки азербайджанская армия бьет по городу из ракетных установок «Град». Их огнем сметены целые жилые кварталы, уничтожены роддом, больница, телецентр. Повсюду полыхают пожары, но их невозможно потушить». Действия Азербайджана наглядно продемонстрировали мировому сообществу безальтернативность государственной независимости НКР.  

В ходе отражения азербайджанской агрессии 1991-1994 гг. НКР провела операцию по принуждению Азербайджана к миру. В ходе карабахско-азербайджанских переговоров необходимо на первом этапе добиться подписания юридически обязывающего договора о неприменении военной силы против Нагорного Карабаха, включающего международные гарантии.

Нельзя забывать, что НКР и Армения имеет дело с государством, которое способно в любой момент сорвать переговорный процесс, развязать агрессию.

В ходе урегулирования должна быть восстановлена территориальная целостность Нагорного Карабаха и исключена его анклавность. Нагорный Карабах исторически и географически больше чем бывшая НКАО и НКР и включает в себя Лачино-Кельбаджарский регион, Северный и Южный Нагорный Карабах. 12 августа министр иностранных дел РФ Сергей Лавров отметил, что грузинских войск не должно быть на территории Южной Осетии и прилежащих районах. Абхазия восстановила свою территориальную целостность, освободив Кодори, а Южная Осетия – Ленингорский район. Азербайджанские войска также должны быть выведены с оккупированных земель Нагорного Карабаха и Армении.  

Независимость Нагорного Карабаха, Южной Осетии, Абхазии были реализованы в процессе распада СССР. НКР провозгласила независимость в соответствии с законами СССР (Закон СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР»). 11 марта 1999 г. в Страсбурге Европарламент принял резолюцию по Нагорному Карабаху, в которой отмечалось, что «в сентябре 1991 года НКАО декларировала свою независимость после развала СССР и аналогичных деклараций бывших Союзных Республик». Тем самым фактически была признана международно-правовая обоснованность провозглашения карабахской независимости, аналогичная другим союзным республикам.  

10 декабря 1991 года в НКР был проведен согласно международному праву и законодательству СССР референдум о независимости. Современная логика международных процессов, связанных с урегулированием этнополитических конфликтов, направлена на реализацию права народов на самоопределение через референдум, которые прошли или запланированы в Южной Осетии, Абхазии, Восточном Тиморе, Эритрее, Квебеке, Фарерах, Гибралтаре, Западной Сахаре, Новой Каледонии, Южном Судане, Черногории.  

Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия и Косово (хотя Косово практически не имеет ни исторических, ни международно-правовых оснований независимости) провозгласили независимость без учета мнения бывших метрополий, что соответствует новым подходам и практике мирового сообщества, сформулировавшим принцип потери страной своих международно-признанных прав на какую-либо территорию в случае неспособности правительств осуществлять эффективное управление на принципах демократии, уважения прав человека, этнического мира и региональной стабильности.  

Важно подчеркнуть, что в международном праве нет норм, обязывающих самоопределяющееся государство получать согласие метрополии, от которой оно отделяется.

 Наоборот, в Декларации о принципах международного права (Резолюция № 2625 от 24 октября 1970 года) отмечено, что создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса свободно определенного народом, является формами осуществления этим народом права на самоопределение. В Декларации подчеркивается, что каждое государство обязано незамедлительно положить конец колониализму, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов, а также иметь в виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является нарушением принципа самоопределения и основных прав человека и противоречит Уставу ООН.  

Азербайджано-карабахский конфликт слишком затянулся, ждать в ситуации, когда Азербайджан не готов к компромиссам, постоянно грозится войной и даже джихадом, устраивает провокации на границе, раскручивает гонку вооружений, саботирует переговорный процесс, никакого смысла нет.

В соответствии с нормами международного права, кратчайший путь к урегулированию азербайджано-карабахского конфликта - это окончательное юридическое признание Россией и международным сообществом независимости НКР и участие НКР в переговорах.

Очевидно, что независимый государственный статус НКР должен быть незамедлительно признан. Должен быть подписан мирный договор между НКР и Азербайджаном, в рамках которого оформляется взаимное признание НКР и Азербайджана и решается вопрос территорий и беженцев на взаимной основе. Взаимное признание НКР и Азербайджана должно быть отправной точкой переговоров, а не конечной. А на втором этапе необходимо решать наиболее сложные проблемы: территории, беженцы, границы.  

Ничем не оправданная задержка мировым сообществом окончательного признания независимости НКР ведет переговорный процесс в тупик, серьезно увеличивает риск нестабильности в регионе, усиливает милитаризм в Азербайджане, стимулирует власти Азербайджана к усилению агрессивности и разработке планов организации нового геноцида против граждан НКР.  

Несмотря на существующие противоречия, Россия и Запад нуждаются в сотрудничестве. Уникальность ситуации в урегулировании азербайджано-карабахского конфликта, в отличие от других конфликтов, состоит в том, что у сопредседателей МГ ОБСЕ России, США и Франции нет разногласий, все три державы признают право Нагорного Карабаха на самоопределение. Совместное окончательное признание ими независимости НКР способствовало бы снятию возникшего напряжения между Россией и Западом.  

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.