Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Потечет ли Дунай вспять?

Потечет ли Дунай вспять?

Внешняя политика Румынии: современные вызовы и угрозы безопасности Украины
Валерий Панов, Киев
18.06.2010
Потечет ли Дунай вспять?

Именно так была сформулирована тема «круглых столов» по внешней политике Бухареста, прошедших почти одновременно в Киеве и Одессе. Никогда ранее этот вопрос не выносился на обсуждение общественности. Можно было бы сказать, что, наконец, и украинскую «кухарку» подключают к управлению государством, но в обсуждении украинско-румынских отношений неожиданно принял участие и Американский институт в Украине.

Он тоже организовал «круглый стол», где обсуждалась политика президента Румынии Траяна Бэсеску в отношении Молдовы и Приднестровья, идея восстановления «Великой Румынии» («Романия-Маре») и ставки Украины в этой игре.

Что привлекло внимание экспертов и политиков со столь разными взглядами и интересами? Очередное высказывание Бэсеску о том, что Румыния не признает границу с Молдовой? Это уже давно не «новость часа». Заявление о том, что Молдова возникла вследствие заключения пакта Молотова-Риббентропа, в результате чего Бессарабия и Северная Буковина якобы были отняты у Румынии? Бэсеску не только повторяет этот тезис уже года два подряд, но и добавляет: «Я не подпишу никогда то, что подписали Гитлер со Сталиным. Никогда не подтвержу прохождение границы Румынии по Пруту». Мол, подписание такого документа сделало бы его «партнером Молотова и Риббентропа». При этом совершенно упускает из виду одно «маленькое» обстоятельно: Румыния в качестве союзника воевала все-таки на стороне фашистской Германии. Вряд ли не знает, скорее, в его исторической памяти как раз именно в этом месте образовался провал. Ну, это не наша проблема, пусть румыны разбираются. А нам бы в хитросплетениях украинской политики не заблудиться.

Как с точки зрения здравой логики объяснить тот факт, что на многолетние и многочисленные заявления об «оккупации Украиной исторических румынских земель» (Бессарабия и Сев. Буковина), официальной реакции украинских властей не было?

Правда, когда по решению Международного суда ООН были делимитированы черноморские границы в районе острова Змеиный и под румынскую юрисдикцию отошло 1500 кв. км континентального шельфа вместе с запасами углеводородов, равными годовому потреблению Украины, реакция все-таки последовала. Оранжевые власти объявили потерю почти 80% спорных территорий «блестящей победой отечественной дипломатии». Еще две-три таких «победы», и от «нэзалэжной», кроме названия, ничего не останется. Украина, заметим, – это территория сплошных обид и претензий. Со стороны соседних государств, за счет довоенных территорий которых и сложилось современное государство: Польши, Словакии, Венгрии, Румынии. Но в первую очередь – Советского Союза, благодаря которому только в ХХ в. Украина увеличилась более чем на 30%. Не ровен час, да и потребуют соседи к возврату все, ими потерянное, хотя и на вполне законных основаниях?

Румыния уже кусочек украинского «пирога» отщипнула, «змеиного», теперь на очередную «порцию» замахнулась: требует отдать расположенный в дельте Дуная о. Майкан. По международному праву, когда граница между странами идет по реке, то прокладывается по линии фарватера, если стороны не договорились иначе. Украинцы не только не договорились, но даже и не пытались договориться, хотя прекрасно знали, что дунайский фарватер изменчив. Ранее он проходил между румынским островом Бабин и украинским Майканом, и вопросов не возникало. Но фарватер обмелел, и теперь суда ходят между Майканом и украинским берегом, что дало румынским властям повод потребовать от украинской стороны перенести границу, а остров отдать. «Вопрос принадлежности острова Майкан является политическим, – считает директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик. – Поэтому украинская общественность и власть должны защищать всеми способами территории, которые мы считаем своими, в том числе даже те, которые якобы не имеют экономического или политического значения. Поскольку для Румынии любые территориальные уступки имеют геополитическое значение». Добавим, не только для Румынии.

После провального для Украины процесса по о. Змеиному румынский МИД выступил со специальным заявлением. В документе было также сказано: решение Международного суда ООН в Гааге «является непосредственным вкладом в дело укрепления энергетической независимости Румынии, что имеет особенную важность в нынешнем контексте европейской энергетической политики». Да, цели европейской энергетической политики Румынией преследовались, но не в первую очередь. «По моему глубокому убеждению, - сказал политический эксперт Дмитрий Заборин, - это было платой со стороны Виктора Ющенко за поддержку Румынией нашего вступления в НАТО. Мы всякий раз соглашались с предложениями румын вынести вопрос за скобки по острову Змеиный, продолжать переговоры и рассматривать это все в Гаагском суде». Украина, заметим, имела полное право проигнорировать гаагский суд, не участвовать в процессе и сохранить статус-кво. Не сохранила. Судя по тому, что говорилось на заседаниях «круглых столов», с большой долей вероятности можно предположить, что оранжевые власти действительно сделали это преднамеренно.

По мнению многих украинских экспертов, решение Международного суда ООН стало первым в новейшей истории юридическим актом, положившим начало разделу Украинского государства.

Скажем больше: в международной правовой практике это судебное решение может стать опасным прецедентом для пересмотра всего мироустройства, определенного Ялтинскими соглашениями.

В этой связи нелишне напомнить, что в июле 2009 г. Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в своей резолюции возложила равную ответственность за начало Второй мировой войны на нацистскую Германию и Советский Союз. Подчеркнем: резолюция была принята в качестве поддержки инициативы Европейского парламента, предложившего объявить 23 августа Днем памяти жертв нацизма и сталинизма. В этот день, как известно, в 1939 г. был подписан пакт Молотова–Риббентропа, фактически разделивший сферы влияния Германии и СССР в Европе. Его следствием стало вхождение балтийских государств в состав СССР, воссоединение Западной Украины и Западной Белоруссии с советской Украиной и советской Белоруссией, соответственно, и создание еще одного государства в Европе - советской Молдавии (1940 г.). Так что благодаря решениям Европарламента и ОБСЕ была запущена еще и политическая реакция пересмотра итогов Второй мировой войны. Отдают ли себе отчет организаторы этой чудовищной провокации в том, какими могут быть последствия такой глобальной ревизии, прежде всего, для Европы?

Печально, что в украинском обществе именно над таким исходом не особенно и задумываются, а надо бы. Напомним, после войны за СССР закреплялись Бессарабия, Северная Буковина и район Герца. Румыния передала Советскому Союзу остров Змеиный (именно как остров) в Черном море и часть дельты Дуная, в том числе острова Майкан, Ермаков и гряду безымянных островов, названных в честь победы СССР над Японией Курильскими. Сегодня под публичным прицелом Румынии о. Майкан. Но когда внешнеполитические ведомства Украины и Румынии обменялись соответствующими заявлениями, стало очевидно, что эпизод со Змеиным, дискуссии о территориальной принадлежности Майкана – не более чем «операция прикрытия»: главная цель Румынии – Курильские острова. Цена этого вопроса намного больше, чем в любом другом румыно-украинском территориальном споре.

Дунай впадает в Черное море возле украинских Курил, из чего следует простой как мамалыга вывод: кто владеет Курильскими островами - тот практически владеет и Дунаем.

Украина этим геополитическим преимуществом пока ни разу не сумела воспользоваться, зато Румыния сможет, что называется, по полной программе. Впрочем, единолично контролировать эту поистине золотоносную жилу Бухаресту вряд ли позволят. Румыния член НАТО, на ее территории Пентагон и альянс имеют авиабазу «Михаил Когэлничану», учебные полигоны «Чинку», «Смардан» и стрельбище «Бабадаг». Авиабаза использовалась при вторжении в Ирак в 2003 г. и регулярно используется в афганской войне. После недавнего визита госсекретаря США Хиллари Клинтон ее румынский коллега Теодор Баконски заговорил об увеличении румынского воинского контингента в Афганистане, а также об участии Румынии в американской программе ПРО. Таким образом, Восточная Европа оказывается полностью вовлеченной в сферу военно-стратегических интересов США. При этом американские акценты заметно смещаются с северо-востока (Польша) на юго-восток, и роль «лучшего друга Америки в Восточной Европе» получает Румыния. А вот от членства в ЕС экономическая выгода для Румынии пока невелика. Желаемой политической поддержки она тоже не получает, хотя потенциальные предпосылки и намечаются.

Недавно группа журналистов из стран-участниц программы «Восточное Партнерство» (ВП) побывала в Польше. На одной из встреч министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский сказал, что принимаются меры в пользу постепенной либерализации визового режима вплоть до его отмены. Наиболее близко к подписанию соответствующего документа находится Украина, за ней следует Молдова. А депутат Европарламента Павел Коваль сделал очень любопытное уточнение. Говоря о возможности вступления стран ВП в ЕС и НАТО, он сказал, что сегодня самые большие шансы для вступления в эти европейские структуры у Молдовы, где большая часть населения имеет двойное гражданство - Молдовы и Румынии. Так оно, собственно, и замышлялось, когда румынские депутаты принимали постановление об упрощении процедуры получения румынского гражданства. Такое право получили теперь все проживавшие на территории Румынии в ее границах до 1940 г., включая современную Молдову, часть Одесской, Черновицкой и Николаевской областей Украины, а также их потомки до третьего (!) колена. При этом знание румынского языка необязательно, а срок рассмотрения заявления не более пяти месяцев. По некоторым данным, около 100 тыс. граждан Украины уже имеют румынский паспорт. В свое время Траян Бэсеску и Михай Гимпу четко обозначили формулу партнерства: «Два государства – одна нация». Фактически Румыния и Молдова уже сегодня представляют собой одно государство. И хотя Россия и Румыния в 2003 г. подписали договор о дружеских отношениях и сотрудничестве, по которому Румыния отказалась от территориальных претензий к России как к правопреемнику СССР в связи с присоединением последним Бессарабии и Северной Буковины, объективно румынские территориальные претензии к Украине направлены против России.

«В Румынии существует модный политический тренд - ненависть к русским, - рассказывал румынский политический консультант Мирча Попа. - Это общепринятая позиция, которую разделяют все популярные политики.

О русских - либо плохо, либо никак. Чем больше вы ругаете русских, тем больше набираете очков у избирателей.

Так ведет себя, к примеру, президент Румынии Траян Бэсеску». «Каждый третий в Румынии вам скажет, что боится русских до смерти, - говорил старинный недруг СССР, премьер-министр Молдовы в 90-х годах Мирча Друк, ныне гражданин и экс-сенатор Румынии. Если к этим двум высказываниям добавить еще откровения бывшего президента Польши о том, что наступит время, «когда понятия Европа и Азия будут существовать только на карте», и заявление министр иностранных дел председательствующей в ЕС Испании Мигель Анхель Моратинос: «Восточное Партнерство - приоритет Евросоюза», то становится понятно, что так называемое «Восточное партнерство» было создано, прежде всего, для вытеснения России из постсоветского пространства.

В этой геополитической игре Европа и США стали конкурентами. США активно продавливают свой «Атлантический или американский проект», который предполагает сохранение имперского владычества во всем мире. ЕС пытается реализовать «Европейский проект», предусматривающий расширение влияния объединенной Европы до Урала.

Эти два проекта отличаются друг от друга разве что масштабами, а по сути, одинаковы: оба нацелены на Восток. Но в отличие от агрессивной американской дипломатии, европейская дипломатия более тонкая.

Комиссар по вопросам расширения и политики еврососедства Штефан Фюле говорит: «Евросоюз очень осторожно реагирует на такие вопросы, как возможные изменения границ. Особенно, если такие изменения происходят с применением военной силы. Я считаю, что в XXI веке такие подходы абсолютно неприемлемы». Но заявление это он делает на семинаре, проведенном в Брюсселе под эгидой издания "EU Observer", где, подчеркнем, звучала и проблема румынского сообщества, которое в результате бурных событий XX в. оказалось отрезанным от «европейского дома». Иными словами, Европа мягко приглашает Румынию к более активным действиям на «восточном фронте».

Подобным образом, при соглашательстве Европы свершился и Мюнхенский сговор (1938 г.), согласно которому Англия и Франция признали за Германией право присоединить к себе Судетскую область Чехословакии, где большинство населения составляли немцы. Это обстоятельство явилось ключевым в гитлеровской экспансии на восток, нападении на Польшу 1 сентября 1939 г.: повод был использован тот же – воссоединение населенных этническими немцами территорий. В Европе, заметим, существовали и другие диктатуры, например, итальянского Муссолини, испанского Франко, австрийский режим Дольфуса, авторитарный режим литовского Смятоны, венгерского Хорти, польского Пилсудского, румынского Антонеску. Список можно продолжить, но вопрос в другом: почему за все преступления против человечности, совершенные в Европе, ответственность возложена только на Германию и Россию? Германия покаялась, требуют покаяния и от России. Но объединенной нынче Европе, в первую очередь, следовало бы принести свои покаяния миру. В том числе, и за бойню, учиненную на Балканах всего 11 лет тому назад, когда Североатлантический альянс за 78 дней беспрерывной бомбежки буквально разорвал на части Федеративную республику Югославию. Кровавая кампания преподносилась потом Вашингтоном, как первая «гуманитарная война» в истории. Неужто вторая евроатлантическая «гуманитарка» готовится?

В сложившейся ситуации Украина стала не только поводом для раздора между Западом и Россией, но и территорией раздора.

Румынии отведена роль главного инструмента этой большой игры, сегодня именно она создает реальные предпосылки для пересмотра границ в Европе. И старается под общеевропейский шумок воссоздать «Великую Румынию».

Еще в 1991 г. попыталась было забрать Северную Буковину и часть Одесской области, но -неудачно. После этого всячески торпедирует украинские транспортные проекты в устье Дуная. Для Украины партнерство с Евросоюзом сводится пока к доминированию субъектов ЕС во всех спорных темах.

Россию пытаются сориентировать, главным образом, на выбор места в единой Европе, предлагают стать одним из «друзей» группы стран, которые смогут быть экономическими донорами программы «Восточное партнерство»: Норвегия, Канада, США, Япония. В контексте тех грандиозных процессов, которые уже сегодня предопределяют расстановку сил в формирующейся новой земной цивилизации, подобные предложения выглядят, по меньшей мере, политически не корректными. Может, наоборот, Евросоюзу следовало бы поискать место в тех международных структурах, где видную роль играет Россия?

Думается, вариантом, который устроит всех участников процесса, могла бы стать встречная интеграция. В общем-то, именно к таким взаимоотношениям Россия и призывает Европу. Но «румынский Васька» слушает и пытается отхватить очередной кусок от той территории, которая, в свете его «исторической памяти» (девичьей?), только ему и принадлежала. Как бы с нынешними идеологами «вечной унири» (от «unirea», рум. – «объединение», созданная в 1918 г. «Великая Румыния») не случилось то, что с турецким пашой, который на предложение Суворова сдать крепость Измаил горделиво ответил отказом: мол, «скорее небо упадет на землю и Дунай потечет вспять». Измаил пал. Произошло это, кстати, за 128 лет до появления на свет Божий «Романия-Маре». А Дунай по-прежнему впадает в Черное море.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..