Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Партнеры XXI века

Партнеры XXI века

Китайская «экспансия» в Латинскую Америку
Эмиль Дабагян
12.02.2008
Партнеры XXI века

Бурно развивающейся экономике Поднебесной необходимы нефть, медь, молибден, целлюлоза, каменный уголь и соя. Именно поэтому Китайская Народная Республика наращивает свое присутствие в странах Латинской Америки. Ну а государства континента более всего стремятся диверсифицировать свои внешнеэкономические связи, ослабить однобокую зависимость от традиционного партнера – Соединенных Штатов Америки.

Взаимное тяготение друг к другу у Китая и латиноамериканских стран уже переросло в стратегическое взаимодействие, крепнущее с каждым годом. Есть у китайских партнеров на континенте и цели политические.  

В первом саммите предпринимателей Китая и Латинской Америки, проходившем в сентябре 2007 года в столице Чили Сантьяго, участвовали свыше 400 бизнесменов. Объем товарооборота между партнерами не просто растет, а растет очень быстро, если в 2003 году он составил около 15 миллиардов долларов, то к концу 2006 года достиг уже 70 миллиардов.  

На церемонии открытия президент Чили Мишель Бачелет объявила, что Китай превратился «в нашего главного торгового партнера».

Только лишь за первый квартал 2007 года чилийский экспорт возрос на 140 процентов, в то время как импорт увеличился на 40. В свою очередь, Франсиско Сильва, председатель чилийско-китайского Совета предпринимателей, отметил, что 14 процентов общего экспорта страны приходится на Поднебесную. В список приоритетной продукции, поступающей на этот рынок, входят уголь, молибден, целлюлоза, рыбная мука, пиломатериалы. Китай - крупнейший в мире потребитель угля, а Чили - его основной производитель. Поэтому логично прозвучало мнение председателя Китайского совета по развитию международной торговли Ван Жифея: «Несмотря на большой объем товарооборота, мы находимся только в начале пути».  

Под двусторонние и многосторонние отношения подводится прочная договорно-правовая база: в 2006 году между Чили и Китаем был заключен рамочный Договор о свободной торговле, так что неудивительны показатели товарооборота между этим странами, составившие почти 8.5 миллиарда долларов.  

Обычной практикой стали взаимные визиты высших государственных деятелей в сопровождении групп предпринимателей. К примеру, в 2003 году председатель КНР Ху Цзиньтао в сопровождении 300 бизнесменов и нескольких министров совершил поездку в Бразилию, Аргентину, Чили и на Кубу. Турне началось с Бразилии, страны, являющейся одним из ведущих торговых партнеров Китая. Был подписан пакет соглашений, направленных на увеличение поставок сои, мяса и других сельскохозяйственных продуктов. Отношения между этими двумя странами развиваются по линии сотрудничества государств БРИК, гигантов второго эшелона: Бразилии, России, Индии и Китая.  

В Аргентине на переговорах с президентом обсуждался вопрос о крупномасштабных вложениях в экономику этой страны, в Чили состоялся Форум сотрудничества лидеров Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. В 2004 году Ху Цзиньтао вновь посетил Чили, на этот раз - для участия в саммите АТЭС. Последним пунктом того турне стала Куба, где состоялась беседа с Фиделем Кастро.  

В сентябре 2005 года Ху Цзиньтао по приглашению президента Висенте Фокса посетил Мексику. В последние годы отношения между двумя странами, согласно мексиканской терминологии, приобрели характер «стратегического альянса». Его особенность - два взаимопереплетающихся фактора. Во-первых, обе страны не только партнеры, но и соперники, поскольку у них сходная номенклатура экспортных товаров. Во-вторых, существует значительный торговый дисбаланс в пользу Поднебесной.  

Стратегия долгосрочного сотрудничества по линии Общего рынка стран Южной Америки и Китая была определена в 1998 году.

Она предполагала постепенную взаимную либерализацию торговли товарами и услугами, развитие совместного предпринимательства и создание дополнительных стимулов для сотрудничества в научно-технической области. Уже несколько лет ведутся переговоры об институционализации отношений путем заключения соответствующего договора, Пекин предлагает соглашение о свободной торговле. Однако руководители государств Южного конуса, опасаясь наплыва китайских товаров, пока не готовы к столь решительному шагу.  

Тем не менее, объем поставок латиноамериканских товаров в КНР достиг в 2004 году 21.7 миллиарда долларов. Китай превратился во второй по значимости рынок сбыта для Перу, четвертый - для Аргентины и Кубы. В последние годы торговая экспансия все больше подкрепляется инвестиционным сотрудничеством. На начало 2005 года объем прямых китайских вложений в экономику латиноамериканских стран достиг 1.6 миллиарда долларов, это немного, но Пекин планирует в течение десяти лет инвестировать в Латинскую Америку 100 миллиардов, что сильно упрочит позиции КНР на континенте.  

Оценивая состояние двусторонних связей, эксперт Экономической комиссии ООН для стран Латинской Америки и Карибского бассейна Освальдо Мартинес точно подметил: «Мы видим, как латиноамериканский экономический цикл все теснее привязывается к динамичной китайской экономике. Это происходит благодаря приемлемым ценам на сырье, которое экспортирует регион, и его вкладу в достижение глобального макроэкономического равновесия».  

«Особыми», конечно, можно назвать отношения Китая с Венесуэлой, экономика и политика органично переплетаются между собой. Уго Чавес - единственный латиноамериканский президент, который за девять лет пребывания у власти пять раз посещал Китай. Первая поездка состоялась в 1999 году в ходе многодневного турне по странам Юго-Восточной Азии. Ответный визит председателя КНР Цзян Цзэминя в Венесуэлу состоялся в апреле 2001 года, и результатом его стали подписанные объемные соглашения. К тому же сам визит был окрашен в яркие эмоциональные тона: при расставании в аэропорту оба лидера в сопровождении известного музыканта Хулио Иглесиаса спели популярную латиноамериканскую песню...  

Сразу же обозначилась приоритетная сфера экономического сотрудничества – это энергетика. Венесуэльский президент подчеркивал: «Китай один из главных мировых потребителей энергии, а Венесуэла – один из главных мировых поставщиков энергии. Они прекрасно дополняют друг друга».  

Особое значение имела поездка Уго Чавеса в КНР в декабре 2004 года.

Тогда было заключено 8 соглашений в экономической и технологической сферах, подписаны договоренности о китайских капиталовложениях в нефтехимическую и газовую отрасли. Венесуэла обязалась поставлять нефть в эту страну. В свою очередь китайские организации открыли кредитную линию в размере 40 миллионов долларов на закупку машин и оборудования для нужд мелких сельскохозяйственных производителей. В январе 2005 года был предоставлен другой кредит, в 800 миллионов, для строительства жилья. Таким образом, Китай превратился в крупнейшего торгово-экономического партнера Венесуэлы за пределами Западного полушария.  

Самой успешной стала пятая поездка Уго Чавеса в Поднебесную. Венесуэльский президент встретился и провел переговоры с китайским руководителями, председателем КНР Ху Цзиньтао и премьером Госсовета Вень Цзябао. Были подписаны соглашения о строительстве на китайских верфях крупнотоннажных танкеров для транспортировки углеводородного сырья. Намечалось увеличение поставок нефти до 150 тысяч баррелей в день. Китай получил право на разработку месторождений нефти в бассейне реки Ориноко. Предусматривалось и сотрудничество в области освоения космического пространства: 90 венесуэльских специалистов проходят ускоренный курс обучения в университете астронавтики. В течение двух лет намечено запустить в космос спутник, уже получивший имя Симона Боливара.  

По убеждению нынешней венесуэльской правящей команды, Китай играет особую роль в мировом геостратегическом раскладе. Он рассматривается как одна из несущих конструкций многополярного мира, который должен быть сооружен на обломках постконфронтационной эпохи. Уго Чавес внимательно присматривается к процессам, идущим в КНР, успехам ее бурно развивающейся рыночной экономики под руководством коммунистической партии. «Социально-экономическое развитие Китая, - утверждал он в июле 2001 года, - является примером для Латинской Америки». Он назвал «героическим подвигом» выход народа азиатской державы из состояния бедности. И подчеркнул, что при определении будущего латиноамериканских стран Китайская Народная Республика, «земля борцов, земля Мао Цзэдуна имеет и должна играть фундаментальную роль».  

Визиты в КНР для Уго Чавеса неизменно носили ярко выраженную идеологическую направленность.

Венесуэльский президент назвал Китай «образцом для лидеров, правительств и экономик Запада, которые пытаются внушить нам, что единственная альтернатива это капитализм и неолиберализм».

Выступая в Пекинском университете в декабре 2004 года, гость заслужил аплодисменты хозяев, когда заявил о приверженности политике «одного Китая» и необходимости присоединения Тайваня любым путем, даже вооруженным, в случае необходимости. Тогда же Чавес утверждал, что Мао Цзэдун и Симон Боливар подружились бы, если бы знали друг друга. И добавил, что сам с детства был маоистом.  

Разумеется, все визиты Чавеса в Поднебесную были окрашены в антиамериканские тона. Он регулярно грозился прекращением поставок нефти в США, прозрачно намекая на наличие других потенциальных покупателей, в первую очередь Китая. Эти угрозы стали своеобразным дежурным блюдом венесуэльского лидера.  

Бывший помощник госсекретаря США Роджер Норьега, занимавшийся вопросами Латинской Америки, сказал, что США необходимо обратить пристальное внимание на экспансию Китая в Латинской Америке. То есть обеспечить соответствие действий Пекина с целями, к которым стремятся США на соседнем континенте.  

Но эти слова лишь заставляют вспомнить пословицу насчет того, что бодливой корове бог рог не дал.  

 

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.