Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Папа на Святой земле

Папа на Святой земле

Бенедикт XVI выступает за создание Палестинского государства
Ирина Баранчеева, Рим
18.05.2009
Папа на Святой земле

Папа Римский отправился в паломническую поездку на Святую землю в весьма деликатный момент. Идея двух суверенных и независимых государств, которую он поддерживает, теперь, после новых атак второй интифады и жестокой войны в секторе Газа в декабре прошлого года, уже кажется утопией.

Паломнической поездки на Святую землю Папы Римского Бенедикта XVI ожидали давно и с большим нетерпением. В какой-то момент казалось, что она была под угрозой из-за военной операции израильской армии в секторе Газа, которую Бенедикт XVI сурово осудил, а также из-за снятия анафемы Римско-католической церковью с архиепископа Лефевра и его последователей, некоторые из которых отрицали Холокост.  

Однако суровое осуждение Папой Римским любых видов негационизма и антисемитизма погасило начинающийся конфликт между Ватиканом и Израилем, и Бенедикт XVI смог спокойно отправиться в паломничество по святым местам.  

За этой поездкой без преувеличения следил весь мир. Бенедикт XVI не был первым главой Римско-католической церкви, который посетил государство Израиль, но он был первым Папой-немцем, родившимся в той стране, которая до сих у многих евреев вызывает весьма противоречивые чувства, и он был первым Папой, который в юношеские годы, как и многие его сверстники, вступил в «Гитлерюгенд». Последний факт, естественно, не могли проигнорировать израильские средства массовой информации.  

Кроме того, Бенедикт XVI отправился в паломническую поездку на Святую землю в весьма деликатный момент. Как заметил публицист Хоакин Наварро-Валлис на страницах популярной итальянской газеты «Ла Реппублика», Папа Войтыла, посетивший святые места в 2000 году, находился в гораздо более выгодных условиях. Целью его поездки было сблизить еврейский мир с католической церковью, и это происходило в атмосфере относительного мира. «Казалось, тогда открывались новые спирали в направлении разрешения спорных вопросов дипломатическим путем, - пишет публицист. – Палестинцев представлял Арафат, народный и спорный лидер, но лауреат Нобелевской премии мира. Израильская политика была более уравновешенной, чем сегодня, и больше хотела понять палестинцев. Идея двух суверенных и независимых государств, которую настойчиво продвигал президент Клинтон, хотя и среди тысячи заторов, отнюдь не казалась утопией. Теперь же, после новых атак второй интифады и жестокой войны в секторе Газы в декабре прошлого года уже вряд ли можно надеяться на реализацию такого амбициозного проекта».  

И все же Бенедикт XVI отправился в Амман, Иерусалим, Вифлеем и Назарет с целью «нести спокойное послание мира», стараясь сблизить два враждующих народа, живущих на Святой земле, а также представителей различных религиозных конфессий.

Папа Римский встретился с представителями мусульманского мира и побывал в мечетях Аммана и Иерусалима, а также отслужил мессы в трех святых для христиан городах – Иерусалиме, Вифлееме и Назарете.  

Еврейская общественность с особым вниманием ожидала визита Бенедикта XVI в Мемориал Яд Вашем в память еврейских жертв Второй мировой войны, желая услышать из уст Папы Римского суровый приговор нацистам. И несмотря на то, что они были произнесены, многим они показались слишком общими и официальными, и по этому поводу разгорелась полемика. Известный израильский писатель Абрам Иешуа, например, заметил в одном из интервью, что Папа Иоанн Павел II вызвал в Израиле большие симпатии, чем его последователь. Он также обвинил Бенедикта XVI в том, что тот ни разу не произнес слова «немецкие нацисты» и не признал вину католической церкви в преследовании евреев.  

«Церковь оказалась морально слаба перед той волной зла, насилия, убийств, спровоцированных наци-фашистами, - сказал писатель. – Вот это стало настоящим крахом церкви. Думаю, что Иисус был бы самым яростным антифашистом и антинацистом».  

Однако были и другие мнения. Один из читателей газеты «Джерузалем Пост» не без юмора написал:  

«Нас не устраивало, когда Папы отказывались ехать в Израиль, теперь нас не устраивает, что Папа приехал и говорит не то, что нам хотелось бы услышать. Папам на нас не угодить!»

Встреча Папы Римского с жертвами репрессий как нельзя лучше подтвердила эти слова. Кстати, многих из них спасли от нацистских лагерей именно христиане: православные и католики.  

Однако самым болезненным вопросом этой поездки оставалась проблема сектора Газа, который Бенедикт XVI не раз называл «концентрационным лагерем», и создания Палестинского государства, к необходимости создания которого Папа Римский постоянно возвращался, несмотря на протесты израильских властей. Самым тяжелым впечатлением, по словам Папы, явилось для него посещение лагерей палестинских беженцев у границы сектора Газа, рядом с восьмиметровой стеной, которая на протяжении 780 километров «отделяет государство Израиль от террористов» (как выразился премьер-министр Израиля Биби Нетаньяху).  

Но у Бенедикта XVI по этому поводу сложилось свое мнение. «Я друг государства Израиль и друг палестинского народа», - сказал он, и поэтому «Израилю должен был гарантирован мир и безопасность в признанных международных границах, но и палестинцы должны иметь свою независимую и суверенную родину».  

«Стена – самое тяжелое впечатление от этого путешествия, - заметил Бенедикт XVI по возвращении в Рим. – Я молюсь за то, чтобы в будущем больше не было необходимости в подобном средстве безопасности и разделения людей».

Как можно заключить из программной статьи газеты Ватикана «Оссерваторе Романо», теперь это становится официальной позицией Римско-католической церкви: «Два государства на Святой земле – это вполне возможно». И как показывают социальные опросы в самом Израиле, с этим согласны 58 % его граждан. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..