Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Отступление по Туманной

Отступление по Туманной

Что может означать для России выход Китая к Японскому морю?
Дмитрий Мельников
21.02.2011
Отступление по Туманной

Во время переговоров северокорейского лидера Ким Чен Ира с Председателем КНР Ху Цзиньтао последний попросил у КНДР разрешения на проход китайских судов по реке Туманная - по-корейски, Туманган или «Тумэньцзян», по-китайски, - в Японское море. «Великий полководец» не сразу решился пойти навстречу пожеланиям своего великого соседа: во время первой поездки в Поднебесную он лишь принял к сведению пожелание китайцев. И только во время второго визита в Китай, в августе 2010-го, он дал согласие на развитие событий по желанному для Пекина сценарию.

Впрочем, согласно официальным сообщениям, целью этого «путешествия» было ознакомление с памятными местами, связанными с «маньчжурским» периодом деятельности отца «полководца» - Ким Ир Сена.

Китайцы вынесли решение этого вопроса на самый высокий уровень, поскольку несколько лет назад приняли программу перспективного развития Северо-Восточных провинций страны. Эти территории, как известно, не имеют выхода к морю, поэтому здесь вынуждены пользоваться услугами расположенного почти за тысячу километров порта Далянь (наш бывший порт Дальний). Однако делать это с каждым годом становится все труднее: мощности Даляня уже практически исчерпаны, порт не в силах справиться даже с грузопотоком своей подшефной провинции Ляонин, не говоря уже о других грузоотправителях. К тому же расходы на железнодорожные перевозки также влетают в копеечку. А в программу ускоренного развития Северо-Восточных провинций, в качестве первоочередных мероприятий, входит сооружение новых промышленных объектов, возведение технопарков, развитие туристического и гостиничного бизнеса, прокладка железнодорожной ветки из Внутренней Монголии.

Конечно, все это можно решить за счет использования мощностей наших дальневосточных портов, таких как Зарубино, Посьет; в некоторых случаях - даже Владивостока с Находкой. Можно задействовать и практически простаивающие сейчас северокорейские порты – Рачжин и Сонбон. Однако китайцев эта перспектива не очень-то прельщает. Во-первых, мощности тех же северокорейских портов ограничены. В Рачжине, например, всего пять причалов, два из которых требуют коренной реконструкции. В Сонбоне возможности и того меньше. Во-вторых, как ни крути, а все вышеперечисленные объекты находятся на территории сопредельных стран, а значит, транспортировка товаров через границу приобретает вполне очевидную политическую составляющую.

При малейших неурядицах в отношениях Китая с Северной Кореей и Россией вопрос выдачи разрешения на пересечение российской или северокорейской границы грузами для Поднебесной может быть использован в качестве рычага для давления на Пекин.

Помимо этого таможенные и пограничные власти КНДР или России, исходя из своих правил, могут предъявить те или иные претензии к китайским грузам. Не случайно в последнее время китайцы не проявляют активности по ремонту портовых сооружений в северокорейских портах. Южную Корею китайские планы не радуют: их реализация ослабит транзитный потенциал портов этой страны, в первую очередь, крупнейшего из них – Пусана. В Сеуле полагают, что если Поднебесная построит порт в устье реки Туманная, то в Японском море к имеющимся военным кораблям под Андреевским, южнокорейским, северокорейским и флагом Страны восходящего солнца прибавятся еще корабли ВМФ Китая. И хотя их присутствие будет, скорее всего, чисто символическим, но, как говорится, лиха беда начало.

Некоторые наши доморощенные специалисты утверждают, что причин для беспокойства нет: мол, Туманган слишком мелкая река, глубина на большинстве участков, самое большое, полметра-метр. Но эти глубины характерны для отмели на границе Туманной и Японского моря. На других участках устья реки встречаются глубины в 4-5 метров, а то и больше. Там уже сейчас, после расчистки дна, вполне могут проходить небольшие суда. Правда, из-за высокого содержания взвешенных частиц в воде, на некоторых участках может накапливаться до трех сантиметров ила в год, к тому же объем воды может различаться весьма значительно в зависимости от сезона. Однако для современной дноуглубительной техники эти показатели не помеха. Особенно, если речь идет о китайцах, которые в случае необходимости - а таковая налицо - могут выполнить за кратчайшие сроки и более значительный объем работ.

В России о намерениях потомков Конфуция построить порт на Тумангане заявляют в основном дальневосточники, в то время как представители наших центральных ведомств с ходу отвергают подобные «спекуляции». Не обходится и без явных нелепостей. Например, один из экспертов Фонда Горбачева привел «железный» аргумент: у реки Туманной, мол, дно из скальных пород. А значит, никакие дноуглубительные работы там проводиться не могут, и все страхи насчет китайского порта в Фанчуане беспочвенны. Хотелось бы напомнить этому эксперту, что Туманная очень быстро меняет русло, особенно в нижнем течении, а это нехарактерно для реки со скалистым дном. Кроме того, скалистое дно – удел горных рек, а Туманная в своем нижнем течении таковой не является. Кстати сказать, в 1920-1930 гг., когда Север Китая был под властью Монголии, суда под японским флагом уже ходили по Тумангану.

Вопрос о восстановлении своего «исторического права судоходства по реке Туманная» китайцы ставят с завидной регулярностью едва ли не с середины 1960-х. Но так называемое историческое право базируется на том, что небольшие китайские джонки «бороздили» реку во времена царя Гороха. Естественно, в советское время к китайским «пожеланиям» не особо прислушивались, благодаря чему данная тема на некоторое время отошла на второй план. Однако, почувствовав нашу уступчивость в период исторического лихолетья конца восьмидесятых, Пекин все же добился включения в договор о пограничном размежевании 1991-го положения, предоставляющего китайским судам право прохождения по реке Туманган. Статья девять «Соглашения о советско-китайской границе между КНР и СССР 1991 года» гласит: «Советская Сторона в том, что ее касается, согласна, что китайские суда (под флагом КНР) могут осуществлять плавание по реке Туманная (Тумэньцзян) с выходом в море и обратно. Конкретные вопросы, связанные с таким плаванием, будут урегулированы по согласованию между заинтересованными сторонами». То есть Пекин почти двадцать лет назад планировал открыть себе дорогу к Японскому морю, а мы заложили бомбу с часовым механизмом под собственные планы развития нашего же Дальнего Востока. Существует еще и китайско-северокорейский договор о границе, заключенный Чжоу Эньлаем и Ким Ир Сеном в 1962-м, согласно которому русла рек, разделяющих две страны, Ялуцзян (корейское Амноккан) и Тумэньцзян (Туманган), считаются «нейтральной территорией». Иными словами, по ним могут совершенно свободно ходить и китайские и северокорейские корабли.

В начале 90-х Китай выдвинул практически забытую сегодня идею развития бассейна реки Туманная. Главной целью проекта - проталкиваемого и по сей день под эгидой Программы развития ООН - было создание на сопредельных территориях России и Северной Кореи некоего экстерриториального образования, правила игры в котором неизбежно стал бы диктовать Пекин. Сейчас этот бизнес-план скорее мертв, чем жив, но Китай может теперь достигнуть своих целей и без него.

На пути осуществления заветной китайской мечты, конечно, существуют препятствия. Одно из них - советско-северокорейский договор 1985-го о режиме государственной границы, определивший линию размежевания между нами как раз по устью реки Туманная. Его положения дают право плавсредствам КНДР и России находиться в пограничных водах только до линии государственной границы, то есть в пределах своих вод. Никакого упоминания о китайских судах в документе не содержится. С точки зрения Пекина, налицо юридический нонсенс: китайские суда, по соглашению с северокорейцами, могут ходить по реке Тумэньцзян, мы также предоставили им подобное право в 1991-м. Но всё упирается в пограничное соглашение между нами и Пхеньяном. Объективности ради заметим, что обычно, если граница между государствами проходит по реке, то для прохождения судов используется вся водная гладь, а не половина реки, как в нашем договоре с северокорейцами. Надо полагать, что Ким Чен Ир, дав согласие китайцам на проход своих судов по Туманной в Японское море, обратится и к нам с подобным предложением - если, конечно, это уже не было сделано. Заставляет северокорейского лидера поступать подобным образом растущая зависимость от Китая. После введения санкций в отношении Пхеньяна, в ответ на запуск спутника и ядерные эксперименты, Китай остается единственной страной, которая не только оказывает помощь и ведет торговлю с КНДР, но и осмеливается в открытую принимать северокорейские военные делегации.

На китайском фоне наш политический капитал в Северной Корее выглядит весьма бледно. Мы стараемся дистанцироваться от Пхеньяна по всем направлениям, проявляем непонятную половинчатость.

То выступаем с гневным осуждением «северокорейских провокаций», то вдруг призываем обе Кореи «проявлять сдержанность». Подобные метания внятной позицией не назовешь и уж, тем более, они явно не тянут на поддержку КНДР. Это, возможно, и сыграет решающую роль: Северная Корея попросту вынуждена будет поддержать предложения Пекина по Тумангану.

Одним словом, у Поднебесной есть шансы реализовать свою мечту. Тем более что мы, заключив соглашение 1991-го с китайцами, уступили им участки земли там, где наши территории соприкасаются на реке Туманная, и тем самым дали возможность создать плацдарм для дальнейшей экспансии. В частности, в результате переноса границы мы были вынуждены отказаться от своих позиций на сопке Заозерная – как раз по ней стала пролегать новая линия государственной границы. Именно за этот географический объект и развернулись боевые действия, когда самураи летом 1938-го «решили перейти границу у реки». Контроль над этой сопкой имеет стратегическое значение. Согласно оценкам наших экспертов, в 1938-м японцы попытались установить контроль над Заозерной и рядом соседних сопок, понимая, что в этом случае они будут держать под прицелом практически всю равнину между Хасаном и Владивостоком, а также долину Туманной. Это позволило бы нашим тогдашним «традиционным друзьям» обзавестись столь необходимым портом недалеко от вышеназванных сопок, через который они могли бы снабжать грузами свою Квантунскую армию и, в конечном итоге, создать базу для нападения на СССР. В 1938-м эта затея с треском провалилась.

Теперь «инициативу» Токио подхватил Пекин. Что может означать для России реализация такого сценария?

Прежде всего, это автоматически приведет к значительному снижению товаропотока через наши дальневосточные порты Зарубино, Владивосток, Находку и Ванино, ныне работающих, в основном, на зарубежных заказчиков. Иными словами, это мощнейший удар по утвержденным на самом верху федеральным планам развития Дальнего Востока.

Удастся ли Поднебесной реализовать свои амбициозные планы, особенно в условиях, когда первая линия обороны - сопка Заозерная и прилегающий к ней район - уже нами оставлены? Во всяком случае, этого исключать нельзя. Поэтому наша задача на сегодняшний день: не дать китайцам заполучить выход в Японское море, то есть держать вторую линию обороны…

На фото: стык границ Китая, КНДР и России в устье Туманной. На переднем плане КНР, справа – КНДР, слева Россия. На горизонте виднеется Японское море.



Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.