Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 августа 2019
ОДКБ, ШОС или ЕврАзЭС?

ОДКБ, ШОС или ЕврАзЭС?

В интеграционных проектах России на территории СНГ и прилегающих стран доминирует военно-политическая составляющая
Александр Шустов
09.06.2009
ОДКБ, ШОС или ЕврАзЭС?

В преддверии намеченного на 14 июня заседания Совета коллективной безопасности (СКБ) стран, входящих в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), стали актуальными прогнозы о перспективах интеграционных проектов, активным участником которых является Россия. На сегодняшний день таких интеграционных проектов на территории бывшего СССР три: ОДКБ, Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и Шанхайская организация сотрудничества. Все они различаются по составу участников, стоящим перед ними целям и задачами, которые Россия и другие участвующие в них страны хотели бы с их помощью решать.

ОДКБ – старейший из этих интеграционных проектов, который берет свое начало в 1992 г., когда Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Армения подписали договор о коллективной безопасности (ДКБ), к которому в 1993 г. присоединились Азербайджан, Грузия и Беларусь. В мае 2002 г. на базе договора была создана Организация Договора о коллективной безопасности, в составе которой остались шесть стран СНГ - Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения и Беларусь. Пять других стран Содружества - Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия вошли в интеграционный блок ГУУАМ, ориентированный на сотрудничество с западными и международными структурами. Туркмения, обладающая признанным ООН статусом постоянного нейтралитета, не вошла ни в одно из этих объединений.  

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) основана в 1996 г. Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном с целью укрепления безопасности в зоне общих границ. В 2001 г. участником организации стал Узбекистан, а статус наблюдателей в последующие годы получили Монголия, Иран, Индия и Пакистан. Изначально целью ШОС была борьба с угрозами терроризма, сепаратизма, наркоторговлей и трансграничной преступностью. Впоследствии участники организации стали проводить двусторонние и многосторонние контртеррористические учения с задействованием крупных армейских соединений, авиации и военной техники.  

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) – чисто экономический интеграционный проект с наименьшим по сравнению с другими объединениями числом участников. Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан в октябре 2000 г. в Астане президентами России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Главной целью Сообщества является экономическая интеграция участвующих в нем стран, в том числе – формирование Таможенного союза, общего финансового, транспортного, энергетического рынка, свободного движения капиталов, товаров и услуг.  

Нетрудно заметить, что одни страны СНГ участвуют во всех трех интеграционных объединениях, другие же – только в одном или двух.

Так, Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан являются участниками ШОС, ОДКБ и ЕврАзЭС, Белоруссия – только ОДКБ и ЕврАзэС, Армения же - только ОДКБ. Особое место занимает Узбекистан, который, будучи участником ШОС, долгое время дистанцировался от ОДКБ и ЕврАзЭС. Их полноправным участником Узбекистан стал лишь после вооруженного мятежа в Андижае, произошедшего в мае 2005 г. Однако в конце 2008 г. республика вновь приостановила свое участие в ЕврАзЭС, мотивируя это неэффективностью организации. Ранее президент Узбекистана И. Каримов вообще предлагал слить ОДКБ и ЕврАзЭС в единую организацию, так как состав их участников мало отличается друг от друга.  

Много общего существует и между ШОС и ОДКБ. Главное их отличие состоит в том, что участником ШОС является Китай, а ОДКБ - Белоруссия и Армения. Похожи и цели обоих организаций, деятельность которых направлена на обеспечение безопасности участвующих в них государств. Более того, сотрудничество по военной линии в рамках ШОС в последние годы было даже более активным, чем в ОДКБ. В 2003-2007 гг. в рамках ШОС было проведено несколько антитеррористических учений. Особенно крупными были учения на территории Челябинской области России в августе 2007 г., в которых принимали участие около 4 тыс. военнослужащих китайской армии.  

Вместе с тем, ни о каком слиянии ШОС и ОДКБ речи не идет. И дело здесь в позиции России, которая смысл существования этих организаций видит по-разному. Несмотря на активное сотрудничество по военной линии и в сфере безопасности, Россия рассматривает ШОС скорее как противовес влиянию США и НАТО, не стремясь, в то же время, создать на ее базе полноценный военный блок.

Причина этого очевидна – слишком велико будет в нем влияние Китая, обладающего огромным экономическим, демографическим и военным потенциалом. Такой блок Россия хотела бы создать на базе ОДКБ, состав участников которой для нее является гораздо более комфортным.

Военную составляющую ОДКБ было решено усилить вскоре после «пятидневной» войны с Грузией, в ходе которой возникла угроза военного конфликта с США. В сентябре 2008 г. на саммите ОДКБ было сделано заявление о намерении развивать в рамках организации военное и военно-техническое сотрудничество, а также обеспечивать безопасность в зоне ее ответственности и непосредственной близости от нее. В феврале 2009 г. на саммите ОДКБ в Москве было принято решение о создании Коллективных сил быстрого реагирования (КСОР), которые должны стать аналогами мобильных сил НАТО. Большую часть войск для этой 20-тысячной группировки выделит Россия, которая предоставит воздушно-десантную дивизию и десантно-штурмовую бригаду (около 8 тыс.), и Казахстан, который выделит для КСОР десантно-штурмовую бригаду (около 4 тыс.). Другие страны ОДКБ предоставят по батальону. При этом Узбекистан не будет участвовать в КСОР на постоянной основе, а намерен ограничиться теми операциях, которые представляют для него интерес. Соглашение о создании КСОР предполагается подписать 14 июня в Москве на сессии Совета коллективной безопасности с участием президентов всех государств ОДКБ.  

До этого в рамках ОДКБ существовали только Коллективные силы быстрого реагирования (КСБР) в составе 10 батальонов общей численностью около 7 тыс. человек, а также российской авиационной группировки на авиабазе в Канте (10 самолетов и 14 вертолетов). Однако их эффективность вызывает сильные сомнения.  

Однако, созданием КСОР планы по развитию ОДКБ не ограничиваются. По замыслу России мобильные силы КСОР должны составить ядро мощной армейской группировки ОДКБ, которую планируется создать на территории Центральной Азии в дополнение к уже существующим российско-белорусской группировке на западном и российско-армянской – на кавказском направлении. Если в состав КСОР планируется включить десантные подразделения, части спецназа внутренних войск и органов государственной безопасности, то группировка ОДКБ в Центральной Азии будет состоять из целых армейских подразделений, включая танковые, артиллерийские части, а также военный флот на Каспийском море. В мирное время войска будут находиться на территории своих стран в местах постоянной дислокации, а в случае опасности вооруженных конфликтов - перебрасываться в ту или иную страну ОДКБ. Командование КСОР будет находиться в Москве, однако решение об их применении планируется принимать с согласия президентов всех государств ОДКБ.  

Тем не менее, планы по созданию КСОР и тем более мощной армейской группировки могут столкнуться с рядом препятствий. Главное из них – особая позиция Узбекистана, который в развитии военной организации ОДКБ, похоже, не очень заинтересован.

В частности, Узбекистан выдвинул ряд принципиальных условий участия в КСОР, таких как принятие решения об их применении только на основе консенсуса, а не простым большинством стран-участниц ОДКБ, отправка подразделений КСОР в другие государства - только если это не противоречит их национальному законодательству, запрет на использование подразделений КСОР для разрешения конфликтов между участниками ОДКБ, а также предварительная ратификация соглашения об их создании парламентами всех стран организации. Серьезные противоречия существуют между участвующими в ОДКБ странами Центральной Азии, в частности – по поводу использования водных ресурсов между расположенными в верховьях трансграничных рек Киргизией и Таджикистаном и находящихся в их нижнем течении Казахстаном, Узбекистаном и Туркменией. Неурегулированными остаются пограничные проблемы Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, между которыми существуют многочисленные спорные участки границ.  

Все эти сложности заставляют предположить, что процесс создания КСОР и мощной армейской группировки в Центральной Азии не будет простым, а их эффективность во многом будет зависеть от позиций государств-участников ОДКБ. 

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
20.08.2019
Алексей Байлов (Россия), Ярослав Дворжак (Чехия)
События в Чехословакии: взгляд через полвека.
Фоторепортаж
17.08.2019
Алексей Тимофеев, Елена Безбородова (фото)
Здесь, на далёком Севере России, – один из важнейших наших духовных центров.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».