Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 октября 2020

Обама в тупике

О причинах „застоя” внешней политики США на ближневосточном направлении
Виталий Билан
10.02.2010
Обама в тупике

Выступая недавно в Конгрессе, лидер Соединенных Штатов ни разу не упомянул Израиль или палестинцев, и вообще, фактически, обошел молчанием ближневосточный конфликт. В странах Ближнего Востока многие восприняли это как свидетельство того, что после года безуспешных усилий по возобновлению израильско-палестинских переговоров поиски мира на Ближнем Востоке уже не являются главным приоритетом внешней политики США. И это при том, что став президентом, Барак Обама пообещал, что этот вопрос займет одно из центральных мест во внешней политике его администрации.

Оптимистический дебют

После того, как в начале 2009 года в Белом доме сменился хозяин, новая американская администрация столкнулась с необходимостью усилить и качественно изменить свою внешнюю политику на Ближнем Востоке после фактического краха ближневосточной политики предыдущей администрации США, задекларированной в начале первого срока пребывания Дж. Буша в Белом доме. Это, как известно, „демократизация” Ближнего Востока (т.н. „доктрина Буша”), укрощение „непокорных” региональных режимов (Афганистан, Ирак, Иран), а также разрешение арабо-израильского конфликта.

4 июня прошлого года в помещении Каирского университета в присутствии 2500 человек Барак Обама выступил с „обращением к мусульманскому миру”, где, собственно, и изложил свое видение ближневосточной проблематики.

Автор в то время работал дипломатом в Каире и был свидетелем огромных ожиданий от нового хозяина Белого дома на „арабской улице”.

Арабо-израильская проблематика, наряду с иранской, афганской, а также проблемами налаживания межцивилизационного диалога и борьба с экстремизмом, действительно заняла ключевое место в каирском выступлении.

Здесь Обама особо подчеркнул, что его государство выступает против продолжения строительства еврейских поселений на палестинских территориях, поддержал „законное стремление” палестинского народа провозгласить независимое государство; однако указал, что отношения между США и Израилем „остаются нерушимыми”.

Региональная пресса прогнозировала, что „американский Горбачев” возьмет на вооружение тезис Збигнева Бжезинского о Иерусалиме как „доме для двух столиц” – израильской и палестинской, а также повернется лицом к арабскими странами (включая Сирию) с одновременным возвращением к более сбалансированным и мягким подходам в ближневосточной политике, т.н. „параметрам Клинтона”, установленным в Кемп-Девиде в 2000 году.

Считается, кстати, что отход республиканцев в 2008 году от упомянутых „параметров Клинтона” стал причиной смены настроений среди „еврейского лобби” США, которое, в значительной степени, содействовало победе Обамы во время последних президентских выборов.

От перезагрузки к перегрузке

Однако, судя по всему, Барак Обама слегка не расчитал свои силы на ближневосточном направлении. В недавнем интервью журналу Timе, посвященном первой годовщине своего пребывания на посту главы Белого дома, он заявил, что американская администрация переоценила свои возможности и вернуть израильтян и палестинцев за стол переговоров на данном этапе ей не по силам.

В частности, глава Белого дома полагает, что обе стороны конфликта, который он определил как «трудноразрешимый», не готовы продемонстрировать добрую волю, которая является необходимым условием реанимации мирного процесса, а также признал своевременным снизить уровень ожиданий.

Обама также признал, что нынешняя политическая ситуация, расстановка внутренних сил и диапазон разногласий между палестинским и израильским обществом не дают сегодня возможности начать серьезные переговоры.

Еще более откровенно по данному вопросу высказываются подчиненные американского лидера. В частности, в конце прошлого года глава канцелярии Белого дома Рам Эммануэль заявил в ходе беседы с израильским генконсулом в Лос-Анджелесе Яаковом Даяном, что администрация Обамы «сыта по горло» проблемами израильтян и палестинцев.

Эммануэль также заявил, что США надоело, что израильтяне воспринимают хорошие идеи слишком поздно – когда те уже потеряли актуальность.

Глава канцелярии также не обошел критикой и Палестинскую автономию, отметив, что Вашингтон устал и от палестинцев, которые «никогда не упустят возможности упустить возможность».

Эммануэль предупредил, что если в ближайшее время мирные переговоры не сдвинутся с мертвой точки, администрация Обамы понизит уровень вовлеченности в палестино-израильский конфликт, поскольку у США есть немало других проблем.

В чем же причина столь резкого раздражения нынешней американской администрации ближневосточными делами?

Причины „застоя”: от выборов до геополитики

Из-за непоследовательности и отсутствия четкого видения решения ближневосточной проблематики новому хозяину Овального кабинета пока так и не удается исправить ошибки Буша и максимально сбалансировать свою ближневосточную политику по двум главным „силовым линиям”.

Во-первых, по линии Израиль—„умеренные” арабские режимы. „Шатания” администрации Джорджа Буша то в одну сторону одних, то в другую, привели к тому, что обе стороны постоянно высказывали свое недовольство, что привело к радикализации настроений как среди „арабской улицы”, так и среди израильского общества.

Во-вторых, внутри арабского мира, главным образом, по линии Саудовская Аравия—Египет. Определение приоритетов внутри „умеренных арабских государств” в пользу Саудовской Аравии во время президентства Буша привело к тому, что официальный Каир нередко играл на противоречиях в треугольнике США—ЕС—РФ и использовал „антиамериканскую карту” для усиления популярности египетского режима внутри государства. Это было связано, в первую очередь, с тем, что „египетская улица” резко негативно воспринимает „чрезвычайное заигрывание Каира с Вашингтоном”.

В результате, Вашингтон сосредоточился на иранском вопросе, а в палестино-израильском ограничивался провозглашением туманных принципов. «Обама, похоже, сам точно не знает, чего он хочет добиться и ценой каких политических рисков», - метко подметил эксперт International Crisis Group Роберт Мэлли.

Ситуацию усугубила внутренняя ситуация в США. По мнению израильского аналитика Эйтана Гилбоа, в преддверии промежуточных выборов в Конгресс, которые состоятся в ноябре сего года, ближневосточная проблема, возможно, будет отодвинута на второй план. «Администрация президента Обамы не смогла вывести из тупика мирный процесс на Ближнем Востоке, – подчеркивает Гилбоа, - и учитывая имеющиеся результаты и приближающиеся промежуточные выборы в Конгресс США, он не может позволить себе взяться за столь важную проблему, которая может оказаться слишком рискованной для его администрации».

Ко всему прочему, вмешалась еще и геополитика. По некоторым прогнозам, Китай уже к 2015 году может стать мировым лидером по объему промышленного производства. Ожидается, что еще раньше - к 2012 году - китайский фондовый рынок превзойдет по капитализации рынок акций США и выйдет на первое место в мире.

Разумеется, пока в отношениях между Вашингтоном и Пекином внешне все выглядит «глянцево». Скажем, в июле прошлого года, выступая в рамках саммита по вопросам экономического сотрудничества США—Китай, американский президент заявил, что отношения между двумя странами станут определяющими для истории XXI века, и, таким образом, станут самыми важными двусторонними отношениями в мире. «Такова реальность, которая сцементирует наше партнерство», - особо подчеркнул Обама.

Однако в Белом доме прекрасно понимают, что экономические успехи Поднебесной могут повлечь за собой смену геополитического лидера. И чтобы этого не произошло, Вашингтон, похоже, уже сейчас создает новую систему сдерживания. Что-то наподобие разработанной в конце 40-х годов Дж. Кеннаном концепции политики «сдерживания СССР», а также знаменитой антисоветской «анаконды» Коэна—Киссинджера.

Таким образом, на первый план выходят страны Среднего Востока, а также Россия, которая американскими стратегами мыслится как составная часть новой антикитайской „анаконды”.

Что же касается Ближнего Востока, то он при нынешней геополитической моде отодвигается на периферию.

И немного психологии

Однако, самое главное - для успешной реализации ближневосточного вектора американской внешней политики, очевидно, нужна политическая воля, а также умение доводить начатое до конца. А вот как раз в этом компоненте у нынешнего хозяина Белого дома, судя по всему, проблем больше всего.

В начале прошлого года Генри Киссинджер употребил очень меткий образ. Он сравнил Барака Обаму с шахматистом, который дает сеанс одновременной игры и везде начинает с неожиданного дебюта. К сожалению для американцев, пока оригинальными дебютами дело и ограничивается.

Очевидно, что причину этого нужно искать в характере самого Обамы. В частности, исследователь студенческого периода нынешнего американского лидера в Чикаго журналист Байрон Йорк особо акцентирует внимание на том, что Обама великолепно умел организовать людей, но не был силен в определении - для чего, т.е., другими словами, не видел целостного замысла.

Похоже, рецидивы старой «студенческой» болезни дают о себе знать. По крайней мере, в вопросе ближневосточного мирного урегулирования.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Людмила
11.02.2010 18:19
.."Отношения между США и Израилем остаются нерушимыми.."
В США не победить еврейское лобби.
Хотя, если вспомнить кое-что из политики
А. Линкольна и др., то это пошло бы им только на пользу.


Николай
10.02.2010 15:23
Думается, что все-таки в отношениях Вашингтона и Пекина не все так "глянцево", как утверждает Автор. Отношения между странами довольно натянутые; факты: китайцы раздражены предстоящей встречей Обамы с далай-Ламой; 2. Китай резко осудил США за поставки оружия на Тайвань, за что ввел санкции против американских компаний, занимающихся поставками вооружений. Демократическая же администрация США называет Китай "валютным спекулянтом". Так где же глянец?ё

Эксклюзив
Фоторепортаж
19.10.2020
Подготовила Мария Максимова
В России открыт новый туристический маршрут.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».