Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Новая "Речь Посполитая": надолго ли?

Новая "Речь Посполитая": надолго ли?

Виталий Билан
24.01.2005

В конце декабря председатель Верховной Рады Украины и спикер сейма Литвы обсудили возможность создания межпарламентской ассамблеи этих двух стран, а также Польши. Месяцем раньше, в конце ноября, именно президенты Польши и Литвы приехали «мирить» кандидатов на пост главы украинского государства. Ну, а еще чуть раньше «электоральная граница» украинских выборов, практически, точь-в-точь повторила юго-восточные рубежи Речи Посполитой…

История – наука точная?

Об исторических циклах написано немало. А сколько времени надо, чтобы посеянное «идеологическое зерно» прошло путь от зародыша до готового продукта, вполне пригодного к употреблению?

…Пятнадцать лет минуло с момента, как «предтеча» фюрера – простой немецкий рабочий Антон Дрекслер – без «быстроты борзой, твердости кожи и твердости крупповой стали», создал скромную Немецкую рабочую партию, до того времени, как эта партия, уже «борзая», «твердая» и с «крупповской сталью», выиграла выборы в Рейхстаг. Пятнадцать лет эволюционировала партия Ленина от отколовшихся на Втором съезде РСДРП скромных большевиков до тех большевиков, которые перевернули вверх дном всю Империю Российскую. Пятнадцать лет понадобилось офицерам императорской армии, чтобы, начиная, в общем-то, «с нуля», в значительной мере «поспособствовать» проведению «сталинской кадровой революции» и фактически восстановить империю. Пятнадцать лет прошло со дня образования в Палестине членами движения Билу первой скромной организации пионеров-поселенцев до принятия Первым сионистским конгрессом широкомасштабной базельской программы, а также с момента, как Натан Бирнбаум впервые употребил слово «сионизм» до той минуты, как Теодор Герцль гордо заявил: «В Базеле я создал еврейское государство»…

…Пятнадцать лет назад в актовом зале КПИ романтики из Союза писателей выступили в качестве основного ядра Первого съезда Народного Руха Украины. Разумеется, они говорили, что партия (в смысле, альтернативная КПУ) им не нужна, а нужна перестройка (Д.Павлычко), верили в построение «социализма с человеческим лицом» (В.Яворивский), выступали за вхождение Украины в обновленную федерацию (И.Драч) и обновленный союз (И.Дзюба). Однако же я бы не стал разделять мнение тех, кто полагает, что это была лишь риторика, дабы «приспать» бдительность компартийной бюрократии. Это и была сущность идеологии того Руха, ибо его костяк составляли дети «Истории Руссов», а не «интегрального национализма» Донцова. Дети Гадяцкой унии и Первого универсала УНР. Дети РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ!

Через пятнадцать лет эта идея вырвалась-таки из юнговского «коллективного бессознательного» на Майдан.

Однако, только ли она?

«Розбрелись конфедерати

По Польщi, Волинi, по Литвi,

По Молдаванах i по Украiнi...»

Вообще-то тех, кто вышел в Киеве на Майдан Независимости условно можно разделить на три основные географические группы: собственно киевляне, западные украинцы и центральные украинцы. О первых надо говорить отдельно, так как их интерес сводился, главным образом, к сугубо социально-экономической мотивации: не допустить нашествия «донецких», которые рассматривались не иначе как угроза их рабочим местам, да и жизненному пространству в целом.

С идеологической точки зрения интересны две другие группы. Здесь важно проследить то фундаментальное различие, которое есть между «посполитянами» и «националистами», или «точку разрыва» между, как выразился недавно на канале УТ-1 лидер УНА-УНСО А.Шкиль, «торговцами» и «бойцами».

Итак, вначале вкратце о первых.

Собственно, именно над их оформлением и работала идеологическая машина победителей в «холодной войне» все эти пятнадцать лет. Играя на «струнах души», по кирпичикам восстанавливалась идея Великой Сарматии от Балтики до Черного моря, идея gente Ruthenus natio Polonae, а главное: идея ДОГОВОРНОГО ВХОЖДЕНИЯ Руси (narodu Ruskiego – в тогдашних польских хрониках) в состав Речи Посполитой.

Проще говоря, все: от различных совместных проектов типа PAUCI и до знаменитого гоффмановского «Огнем и мечем» - делалось для того, чтобы поменять «карту стереотипов» центрального украинца (а с «электораральной» точки зрения он же – «КЛЮЧЕВОЙ УКРАИНЕЦ») с «казацкой», где главный тезис: «враг – лях», на «шляхетскую» с её максимой: «лях – чужак, но не враг».

О геополитической мотивации всего этого, о технологии roll out по отношению к России с последующей ее «туранизацией» с одной стороны, и об укреплении Польши как помощницы Англии в борьбе с франко-германским альянсом в рамках Евросоюза с другой, уже писалось не раз. Поэтому имеет смысл упомянуть об этом лишь вскользь, дабы не отвлекаться от магистральной темы.

Теперь перейдем к «борцам».

«За нашу Державу,

За Честь i за Славу

Знищимо криваву

Москву i Варшаву, гей!»

Безусловно, среди них должны быть люди, которые прекрасно осознают всю натянутость и хрупкость идеи «Новой Речи Посполитой» как с геополитической, так и с исторической точек зрения. Начнем хотя бы с того, что название государства раннемодерного периода истории Европы – «Речь Посполитая ДВУХ народов» (Rzeczpospolita Obojga Narodow), т.е. польского и литовского. Вопрос о равноправии третьего субъекта – Руси – ставился неоднократно. Но как «цивилизованному» католику преодолеть свою гордыню и «опуститься» на один уровень со «схизматом»!? На Гадяцкий договор он пойдет, только когда сильно уж «приспичит». И то, как на временную меру.

Да и геополитически проект одинаково невыгоден непосредственным соседям – как России, так и рамсфельдовской «Старой Европе». Последняя, как известно, строится по принципу «обрастания ядра», и формирование на периферии альтернативных «ядер» просто-таки несопоставимо с ее концептом.

И здесь у Брюсселя может появиться весьма труднопреодолимый соблазн. Ведь, кроме так называемой «польской» идеи Украины, существует и так называемая «немецкая», запущенная на полную мощность в конце ХІХ века, когда Германия начала усиленно «толкаться» за «место под солнцем» (в общем-то, как и Евросоюз сегодня).

В отличие от «посполитого» «немецкий» проект отличается стройностью построения и четкостью программы (вышеупомянутый донцовский «интегральный национализм» – это вам не «сказки венского леса» из «Истории Руссов»!). Это заряженное ружье, которое ждет своего часа. Трудно сказать, выстрелит оно или даст осечку, но время для него настает как нельзя благоприятное. Ведь «Майдан» заложил очень мощную мину как под общее «оранжевое» дело, так и под Украину в целом.

Главное противоречие «оранжевого» восстания, если исходить из известной концепции Алена де Бенуа – это конфликт демократий. Поскольку то, что предлагает в своей программе Виктор Ющенко – типичная ЛИБЕРАЛЬНАЯ демократия. А то, что происходило на Майдане – так называемая «ФРАТЕРНИТАРНАЯ» («БРАТСКАЯ») демократия. А это, как говорят в Одессе – две большие разницы. Последняя в отличие от демократии либеральной манифестирует принцип суверенности народа как ЕДИНОГО ЦЕЛОГО, а не как «суммы эгоистических индивидуумов» (Дж.Локк).

Обращаясь к людям: «Друзi!», г-н Ющенко взял на себя весьма солидную ношу. Ведь то, что прощается врагу, вору, «прихватизатору», никогда не простится другу. Каково расстояние от любви до ненависти, мы знаем. Пред ним может возникнуть непростая дилемма: или и дальше «либеральничать», а потом удивляться, почему это его смыло националистической волной (а желающих поднять знамя национализма хоть отбавляй, особенно, если «кого-то» «незаслуженно обидят», скажем, во время «премьериады»); или же, уловив поток, самому стать лидером украинских националистов.

Хватит ли силы воли?..

Однако же, главная опасность «Новой Речи Посполитой», скорее всего, даже не в этом.

«Как закипел куренной атаман Кукубенко, увидевши, что лучшей половины куреня его нет!»

Главное разочарование идеологов «посполитизма» – то, что активно выступил восток и юг Украины. Разумеется, просто так «повестись» он не мог, ибо фактически никакого отношения к исторической Речи Посполитой не имеет. Полагаю, авторы идеи это понимали. Но главный расчет делался именно на ПАССИВНОСТЬ региона, на то, что тотальная буржуазно-либеральная медиапропаганда загнала глубоко в подсознание культурные архетипы византизма, а торговая этика уже окончательно сломила общинную мораль.

Да, прошедшие пятнадцать лет бесследно для восточного и южного украинца не прошли. Система ценностей размыта, мировоззрение разбалансировано. В их сердцах уцелевшие православные островки еле сдерживают шквальные атаки латинского юридизма и англо-саксонского накопительства, а фроммовский ненасытный зверь «ИМЕТЬ» с каждым днем все сильнее втаптывает бедного «БЫТЬ».

Поэтому и сопротивление юго-востока носит (пока, по крайней мере) какой-то неорганизованный и бессистемный характер.

Но это сопротивление! В первую очередь для самих себя. Ибо если они сдадутся внешне, их внутренний «Майдан» расправится с ними очень быстро.

Так что они просто-таки будут обречены разбудить тот самый «старый добрый» казацкий миф как альтернативу мифу шляхетскому (не зря ведь в авангарде «бело-голубого» сопротивления стоит казачество). Все это в нашей истории уже было. В первой половине XXVII века.

Вот только бы до «хмельниччины» (в том смысле, в каком этот термин употребляется на Западе) не довели эти геополитические забавы сильных мира сего…

Вместо эпилога

В одном из эпизодов уже упомянутого и поистине мощнейшего идеологического продукта Ежи Гоффмана «Огнем и мечем» (читавший еще и роман Генриха Сенкевича не мог не заметить смещения акцентов в том, что «из всех искусств для нас является важнейшим»), Богун говорит: «Трудно бить СВОИХ, но надо».

…Пятнадцать лет назад писатели-романтики разбудили дух Речи Посполитой. Через два года (30 июня 1991 года) во Львове УНА-УНСО провела первый факельный поход (всего-то полторы сотни людей в униформе!). А еще через два-три года появились проблески «византийской реконкисты», причем как слева (КПУ, потом ПСПУ), так и справа (Союз православных граждан Украины, различные казачьи организации…).

…Год 2004. Год 2006? 2008-2009?...

Главное, чтобы хватило мудрости НЕ БИТЬ СВОИХ на потеху крупным геополитическим стратегам-кукловодам.

Об авторе: Виталий Билан, кандидат исторических наук.



Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..