Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
11 апреля 2021
Нефть как фактор независимости

Нефть как фактор независимости

Энергетическая карта Кавказа изменится, если будут освоены ресурсы нефти и газа Южной Осетии
Игорь Леонидов
17.10.2013
Нефть как фактор независимости

Поскольку освоение энергоресурсов РЮО намечается с помощью России и Венесуэлы, то это обещает многие плюсы всем участникам. Во-первых, в Закавказье усилится экономико-политическое влияние России и ее союзников, включая и РЮО. Во-вторых, югоосетинский нефтегазовый проект Москвы и Каракаса обозначит новый этап развития их партнерства, в том числе в СНГ. Наконец, главный плюс – обеспечение энергетической безопасности Южной Осетии, что остается в числе приоритетных задач этого молодого государства.

В этой связи напомним, что еще осенью 2012-го посолВенесуэлы в РФ и Южной Осетии (по совместительству) Уго Хосе Гарсия Эрнандес заявил: «…У нас есть перспективы для развития всех сфер, по которым мы подписали с Южной Осетией соглашения: в области энергетики, образования, культуры и в других областях». А недавно состоялся визит в Цхинвал дипломатической делегации посольства Венесуэлы в России и РЮО во главе с первым секретарем венесуэльского посольства в РФ и РЮО Марией Габриэлой Руис. Стороны обсудили возможности сотрудничества в энергетике и других областях.

Примечательно в этом контексте мнение аналитика инвестиционной компании «Финам» Юлии Голышевой: «Вполне вероятен приход и российских компаний в Юго-Осетию. Это поддержит ее экономику, а также увеличит доходы российских нефтяников». По ее мнению, хотя пока нет точной информации о запасах нефтяного сырья в Южной Осетии, зато «озвучивалась информация, что ее запасы, может, и не столь велики, но отличаются высоким качеством».

В Южной Осетии давно были разведаны запасы нефти и природного газа, причем весьма качественные. Но… по настоянию руководства Грузинской ССР они были засекречены и спрятаны в недрах архивов тбилисских ведомств и Юго-Осетинской автономной области, находившейся в составе Грузинской ССР (до 1991 г.).

Поскольку руководство Грузии стремилось сохранять зависимость автономии (как и входившей в состав Грузии Абхазской Автономной ССР) от ввоза, можно сказать, всего и вся с остальной территории Грузии или - через Грузию, то, в частности, нефте- и газопродукты в Юго-Осетию завозились как из соседних регионов Грузии, так и через их территорию – из Азербайджанской ССР.

По данным «Осинформа» (Цхинвал, апрель 2011 г.), еще в 1947-1951 гг. на территории села Гром Цхинвальского района геологи из Тбилиси и Cталинири (тогдашнее название столицы Юго-Осетии) проводили проектно-изыскательские работы по нефти. Например, была пробурена скважина глубиной около 2 км, откуда пошла мощная струя газа. Но по указанию тбилисского начальника группы геологоразведки (грузина) все работы были вскоре свернуты.

Спустя примерно 10 лет неоднократные обращения руководства Юго-Осетинской автономии в Москву по этому вопросу возымели, вроде бы, действие: в 1960 году по инициативе первого секретаря Юго-Осетинского обкома партии Иосифа Чиаева в область были приглашены геологи из Азербайджана. Они, по словам И. Чиаева, подтвердили, что залежи нефти имеются в пяти районах Юго-Осетии. Но даже после этого вывода, не без давления со стороны Тбилиси, изыскательские работы снова были свёрнуты.

Немаловажная деталь: после 1956 г. в Москве опасались усиления сепаратистских тенденций в руководстве Грузинской ССР, что было связано с антикоррупционными мероприятиями МВД и КГБ СССР в Грузии в начале-середине 1950-х и позже, а также с повсеместной «десталинизацией», вызвавшей, как известно, акции протеста в Тбилиси и Гори (родном городе И.В. Сталина) в 1956 и 1961 гг. Вообще руководство Грузинской ССР всегда было, скажем так, на «особом счету» в Москве.

Потому грузинские власти, понимая растущую заинтересованность высшего советского руководства в стабильности в Грузии, могли оказывать влияние на высшее руководство СССР.

В том числе, естественно, по вопросу Абхазии и Южной Осетии. При этом Москва закрывала глаза на проявления шовинизма со стороны грузинского руководства. Вот характерный пример из того прошлого.

В ходе II Международного кинофестиваля «Золотой барс» (2010 г.) в Цхинвале состоялся вечер памяти, посвященный 100-летию со дня его рождения первого югоосетинского кинорежиссера Владимира Валиева. Режиссер Тамерлан Дзудцов в своем выступлении отметил такие факты: «…В 1946 году Валиев снимает свой знаменитый фильм «Ушба» - он носит название одной из самых высоких гор на Кавказе. За этот фильм первый кинорежиссер Юго-Осетии в возрасте 37 лет стал обладателем Большого приза Международного Венецианского кинофестиваля в 1947 г.».

Но вскоре ему указали на… его национальность. Это прозвучало так: «В 1947 году секретарь ЦК компартии Грузии В. Мжаванадзе на приеме в Тбилиси после поздравления Валиева с заслуженной наградой подошел к нему и задал каверзный вопрос: «Ты же осетин, а почему пишешь свою фамилию на русский лад - Валиев, а не Валишвили?». Владимир растерялся, и ответил, что впредь будет писать свою фамилию Уалыты (осетинский вариант). Тогда Мжаванадзе сказал ему: «Езжай в Осетию (имелась в виду Северо-Осетинская АССР в составе РСФСР. Прим. И.Л.), и снимай себе там осетинское кино. А в Грузии, в грузинской киностудии может работать только грузин – Валишвили». «Так Валиев «временно» стал Валишвили», - рассказал Т. Дзудцов.

Словом, закрытие властями Грузии темы наличия разнообразных природных ресурсов в Юго-Осетии было вполне логичным. И хотя все данные были фактически засекречены, но ресурсы-то никуда не исчезли. Руководство Южной Осетии заявляет о наличии такого объема нефти, что его хватило бы для обеспечения нужд республики. Что касается влияния этого фактора на энергетику Закавказья и на позиции России в регионе, то отметим, что и США, и Евросоюз всячески поддерживают проекты, сдерживающие поставки из России нефти и газа в закавказские и другие государства. Эти проекты предусматривают рост нефте- и газопоставок из Азербайджана, стран Средней Азии в Грузию, Армению, Турцию, а также на Украину, в Молдавию, Восточную и Центральную Европу.

Как известно, поощряются Западом и Турцией и такие планы, которые предусматривают, во-первых, транзит азербайджанского и среднеазиатского топливного сырья в обход России через Грузию и Турцию, во-вторых, - рост именно западных, а не российских капиталовложений в освоение запасов нефти, газа и в создание нефте- и газопроводов в Закавказье и Средней Азии. Кроме того, извне чинятся препятствия сотрудничеству Венесуэлы с другими странами в нефтегазовой сфере. Поэтому российский или российско-венесуэльский нефтегазовый проект в Юго-Осетии будет противодействовать упомянутым западным комбинациям.

Превращение Южной Осетии в энергетически самодостаточную страну укрепит ее экономико-политические позиции в Закавказье. К чему, повторим, не стремились в руководстве ни советской, ни постсоветской Грузии.

Такая трансформация РЮО может вынудить Тбилиси ослабить реваншистскую, по сути, политику в отношении ее. И в целом - положительно сказаться не только на политике Грузии в отношении России и российско-югосетинских связей, но также на взаимоотношениях ООН с Южной Осетией, способствуя дальнейшему международному признанию РЮО.

Подобные прецеденты были. Скажем, власти Судана, а также ООН в 2011-2012 гг. были вынуждены официально признать «самопровозглашенную» ранее самостоятельность южносуданского региона (населенного, в основном, не арабским населением). На том основании, прежде всего, что данный регион резко увеличил добычу нефти и природного газа, быстро достигнув самообеспечения, а также стал выступать на общерегиональном рынке как экспортер нефти. Одновременно там стали увеличиваться иностранные капиталовложения в нефтегазовую отрасль. Сегодня южносуданское государство поставляет нефть в Судан (т.е. в Северный Судан); дорабатываются также проекты международных нефтепроводов из Южного Судана к портам Красного моря и Индийского океана. В эти проекты южносуданское правительство приглашает и российский бизнес

В данном контексте можно вспомнить и согласие Малайзии с независимостью экс-британского протектората Бруней в 1983-1984 гг., почти полностью окруженного малайзийской территорией. Прежде Малайзия претендовала на брунейскую территорию, но опять едва ли не решающую роль в обуздании этих претензий сыграл нефтегазовый фактор. Точнее, брунейские запасы нефти и природного газа, которые по нарастающей стали не только добываться, но и перерабатываться с помощью зарубежных инвестиций и технологий. Сегодня Бруней – один из крупных экспортеров, в том числе в Малайзию, высококачественного сжиженного природного газа и нефтепродуктов. Благодаря активному развитию нефте- и газоиндустрии Бруней с начала 2000-х годов занимает одно из первых мест в Азии по уровню жизни.

Аналогичный пример – и судьба самопровозглашенной в ноябре 1975 г. республики Восточный Тимор (экс-португальской колонии, расположенной в основном в восточной, а также в северо-западной частях одноименного острова). Почти 30 лет ее официально не признавали ни Индонезия, «внутри» которой она расположена, ни ООН. Более того, индонезийские войска, почти полностью захватив эту республику, вели там войну с партизанами.

Но подтверждение зарубежными геологами крупных запасов нефти в бывшей португальской части Тимора и вблизи его побережья в конце 1990-х – начале 2000-х радикально изменили ситуацию. В мае 2002 г. республика получила признание в ООН, Индонезия отказалась от своих притязаний.

Сегодня Восточный Тимор обеспечен нефтью и даже частично экспортирует ее в соседнюю Австралию. Восточнотиморская нефть, кстати, как и южноосетинская, высокого качества: некоторые ее фракции могут без переработки использоваться как моторное топливо.

Словом, не просто так Венесуэла и РЮО договорились о сотрудничестве в сфере энергетики, и предполагается участие российских компаний в нефтегазовом освоении Юго-Осетии. Причем в этой «связке» важен и ресурсно-технологический фактор: по оценкам World Organization of creditors и British Petroleum (2012-2013 гг.), Венесуэла, наряду с Россией, располагает не только сверхкрупными запасами нефти и газа, но и современными технологиями по разведке и освоению горных и других сложных месторождений нефтегазового сырья. Именно сложные в разработке месторождения сырья характерны как для Венесуэлы и многих регионов РФ, так и для Южной Осетии.

С учетом всех этих факторов освоение югоосетинских нефтегазовых ресурсов с помощью РФ и Венесуэлы, на мой взгляд, выгодно этим странам в плане развития их экономико-политического партнерства. В том числе, потому, что такой проект, если он состоится, станет, что очень важно и в политическом отношении, первым на территории бывшего СССР российско-венесуэльским нефтегазовым проектом.  

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

фаворский спб
09.01.2014 23:32
Насчет Валиева и Мжаванадзе верно подмечено - не терпели грузины в героях на своей территории представителей иных национальностей. Вспомните футбольное тбилисское Динамо - там русские сроду не играли. Тренеры были из Москвы,Г.Качалин,например ,и он же привел их к чемпионству в 1964г. Хотя наличие 11 представителей коренной нации в основе всегда считалось предметом национальной гордости, этим грузины себя очень даже обкрадывали.Как раз из- за нацамбиций мимо уплывали сильные игроки Скажем,киевляне не брезговали звездами и из России (Колотов,Саленко и др.)После распада СССР они одними из первых вышли из союзного первенства,создав свой чемпионат.И что  с того? Его уровень навряд ли сильнее молдавского, а некогда легендарное Динамо Тифлис влачит довольно жалкое существование. Тоже самое и в экономике,попробуйте найти там русского (осетина)в руководстве приличной фирмы- напрасный труд.
Сатаев, г. Джава
20.10.2013 15:25
  Сомневаться можно в чём угодно. Но, если мы чего-то не знаем или не слышали, это вовсе не значит, что ЭТОГО нет и быть не может... Немалое число экспертов ЭТО обсуждали еще в 50-х годах, и позже. А, напр., южнокорейские ( ! ) проекты в этой сфере РЮО - лет 5 тому назад?  Они, что, возникли на пустом месте?.. Мало ли, кто чего не знал, не слышал, не видел, не читал...
   Надо не выставлять свое мнение как единственное возможное, а, хотя бы, лучше подождать дальн. развития событий в этой сфере, соотв. сообщений и т.п.
В любом случае, ресурсный интерес к РЮО постепенно нарастает (в т.ч. со стороны РФ, у которой соотв. соглашение с РЮО), и потому в этой сфере возможны любые варианты по освоению. Да и власти РЮО заявляли о наличии этих ресурсов и необходимости их доразведки.
Миротворец
18.10.2013 22:06
Я был в ЮО начальником контрольный группы военных наблюдателей до августа1992 г, до
ввода миротворческих сил . Информация о мощных ресурсах Кваисских рудников -была( редко земельные и драг металлы),о наличии урана и других тяжелых металлов - была.О нефти и газе даже намеков не было. "Американские южные осетины"в правительстве РЮО "рыли" только в интересах рудников. К долине никакого интереса не про являли Глубоко сомневаюсь в наличии нефтепровод-газовых месторождений-даже мелких!
хосе
18.10.2013 21:52
Помнится подобные басни об астрономических запасах газа и нефти на терретории Грузии распространял главный гадёныш евр-комисариковских фашистов,по кличке соколов...
Мальсагов, Ставрополь
18.10.2013 18:45
Даже небольшие запасы могут обеспечить потребности Ю.Осетии или их бОльшую часть (если, конечно, там построят нефтеперераб. завод; по такому пути недавно пошли в Молдавии).
    Что касается ТНК и т.п. - ЭТО зависит от ресурсной и общеэкономической политики не только Цхинвала, но и РФ. В местной системе политических координат всё это весьма непросто, конечно.
Бруней. Вост. Тимор и т.п. - это интереснейшие примеры влияния нефти и газа на политический статус этих(и других) территорий-стран. А по запасам (небольшим) и качеству их ресурсы вполне могут быть сопоставимы с Ю-Осетией. Да и по размерам территории и взаимоотношениям с "крупными соседями-претендентами" эти новые страны тоже сопоставимы с РЮО. Тем более что, напр., Лондон до 1984 г. (!) НЕ уходил из Брунея, в связи с возможными аннекс. акциями там Малайзии. Разве не есть ли здесь "вынужденная схожесть"  с политикой РФ в отнош. Юго-Осетии?
  Есть и другой  схожий пример - Белиз (экс-"Британский Гондурас"), где тоже есть небольшие, но качеств. запасы нефти. Но на него претендует Гватемала, потому брит.  войска в Белизе сохраняются.
  Так что "связки" эти - не единичны, и тем интересны.  
Шимлоев Алан (г.Моздок)
18.10.2013 15:57
Некоторые иностранные компании уже работают или вскоре начнут работы в Ю-Осетии - по ее ресурсам: это особо не афишируется пока...
   Конечно, Грузии ЭТО невыгодно, т.к. повышает экономическую (и, значит, политическую) значимость Ю.Осетии в регионе.
  Но заинтересован ли росс. бизнес в серьезном  освоении юго-осетинских ресурсов? Ведь Ю._Осетия, как их импортер - более удобный, "сговорчивый"  партнер? (так было в 60-х с Албанией, когда СССР приостановил геологоразведочную помощь Албании, в недрах которой чего только нет...; примерно в то же время  замедлили советскую помощь геологоразведке и в Китае, Венгрии, затем и в Сомали...).
   Как будут развиваться события вокруг Ю.-Осетии при освоении ее нефтяных и др. ресурсов - можно только предполагать, но точно одно: она уже не будет "задворками" экономической и политической карты экс-СССР. Так что анализ, включающий малоизвестные  и очень важные аналогии, - весьма интересный. Думаю, что эти факторы учитывают и в Грузии, но там хотят найти "формулу" диалога (как, напр., между Пекином и Тайванем).
   Полагаю, более сильный резонанс будет иметь освоение недр Абхазии.  
Коростелев
18.10.2013 13:03
От всей души желаю жителям Южной Осетии счастья и процветания! И венесуэльцы- молодцы!
Только бы уточнить насчет нефти. НИкаких данных к сожалению о том что там обнаружены большие запасы нефти и газа нет. Несколько лет назад изысканиям нефти занималась южнокорейская компания, однако о результатах разведки практически ничего не известно.
Нефтяные месторождении классифицируется на мелкие - до 10 млн. тонн нефти; средние - 10 - 100 млн. тонн нефти, и так далее.
В прессе проходило упоминание о том, что в ЮО могут быть мелкие месторождения, но лишь гипотетически.
Исследования, которые были проведены еще во времена СССР, выявили, что на территории страны имеются небольшие запасы нефти, угля и газа.
Недавно появились данные о том, что небольшие месторождения нефти найдены в Северной ( а не Южной, к сожалению) Осетии и даже в Абхазии на шельфе.
Можно ли уточнить, о каких примерно месторождениях и каких объемах природных ископаемых в ЮО идет речь? Какие то новые данные? Пока совершенно непонятно. Судан, Тимор и Бруней это хорошо, но к ЮО они не имеют никакого отношения.
Какие, как написано, ресурсы нефти и газа ЮО будут освоены? Потому что об этом никто не пишет. Можете ли дополнить и сообщить? Это очень важно и интересно.
Заранее признателен, Коростелев.
Сова.
17.10.2013 22:59
Нефть и газ - это будет конец независимости государства ЮО.Там быстро появятся BP и др.транснациональные компании и все приберут к рукам.
Dkflbvbh2
17.10.2013 20:46
Вот вам и "Мандарины". Понятно почему Миша устроил авантюру в 2008г, с символичным названием - "Чистое поле". Осведомлён был, потому и пытался "очистить" территорию от Осетин. Энергоресурсы, они похлеще золотой лихорадки. Многие мировые лидеры готовы на всё ради доступа к скважине. Запах нефти, это вам не Цинандали.

Эксклюзив
08.04.2021
Андрей Соколов
Запад грозит России, а внутри ее открыто ведется враждебная пропаганда.
Фоторепортаж
05.04.2021
Подготовила Мария Максимова
Минобороны РФ запустило проект, посвященный мемориалам воинам Красной армии.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.