Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 апреля 2024
Не спешите осуждать Армению

Не спешите осуждать Армению

В ряде публикаций российских СМИ выражается разочарование позицией нашего стратегического союзника на Кавказе
Александр Крылов
03.09.2008
Не спешите осуждать Армению

Внутри Евроатлантического сообщества отсутствует единое мнение по поводу нынешних событий на Кавказе, но в целом оно однозначно поддерживает позицию Грузии. Экстренный саммит ЕС в Брюсселе дал повод для множества комментариев на тему дипломатической изоляции, в которой оказалась Россия. Одним из оснований для подобных умозаключений стало то обстоятельство, что нынешние союзники России по ШОС и ОДКБ так и не заклеймили Грузию за агрессию и истребление мирного населения в Южной Осетии. В связи с этим слышны упреки в адрес позиции Армении. Но насколько они обоснованы?

Как известно, внешняя политика Армении базируется на принципе комплементаризма (от латинского: complementum – дополнение, добавление), который означает уравновешенную и взаимодополняющую политику на международной арене. Она направлена на развитие взаимовыгодных отношений с различными странами и продиктована сложным геополитическим положением небольшой по масштабам страны, оказавшейся после распада СССР в эпицентре межгосударственных и экономических противоречий.  

Отношения между Россией и Арменией имеют характер взаимовыгодного стратегического партнерства.

Россия стремится сохранить свое присутствие в Закавказье, для нее Армения является одним из важнейших звеньев обеспечения безопасности в данном регионе.

 Для находящейся в окружении недружественных государств Армении Россия остается главным гарантом национальной безопасности.  

Армения, в отличие от соседней Грузии, отказалась проводить однозначно проамериканскую политику. Руководство стремится обеспечить стране «равновесное положение» между различными военно-политическими блоками, чьи интересы непосредственно касаются Кавказского региона. В реальности Ереван проводит пророссийскую политику, так как она в наибольшей степени отвечает государственным интересам Армении на современном этапе. В последние годы Белый дом демонстрирует все возрастающее раздражение тесным сотрудничеством между Арменией и Россией, сотрудничеством Армении с Белоруссией в военно-технической области, а также интенсивным развитием армяно-иранских отношений.  

Несколько лет назад Армения была второй после Израиля страной, получающей от США наибольшую помощь на душу населения.

В настоящее время Белый дом демонстрирует свое охлаждение к Еревану и явно дает понять, что дальнейшие перспективы отношений с США зависят от той степени поддержки, которую готова оказать Армения американской политике в регионе.

Российско-армянские отношения строятся на прочном правовом фундаменте. Страны приняли совместную Декларацию о союзническом взаимодействии, ориентированном в XXI век, и заключили Договор о долгосрочном экономическом сотрудничестве на период до 2010 г. Благодаря стратегическому партнерству с Арменией России удалось не допустить включения стран Южного Кавказа в НАТО, что было чревато угрозой дестабилизации ситуации на Северном Кавказе, а в перспективе – и в других регионах РФ.  

Реакция армянских властей на события в Южной Осетии была подчеркнуто осторожной, что было обусловлено вполне понятными причинами: сохраняющейся до сих пор зависимостью Армении от транзита через грузинскую территорию, а также нежеланием ставить под удар армянское население Грузии. На опасность репрессий против армян указывает то, что грузинские власти нейтрализовали лидеров армян Джавахетии (Джавахка) непосредственно перед началом осетинской операции, и фактически этот регион был полностью отрезан от внешнего мира.  

После начала конфликта Армения недополучила 30% объемов российского газа, который идет транзитом через Грузию.

Это было недвусмысленным сигналом, что Саакашвили готов ввести транспортную блокаду и прекратить транзит энергоресурсов в Армению, если действия Еревана покажутся ему «недостаточно дружественными».

Очевидно, что правительство Армении не могло ставить под удар армянское население Грузии и не учитывать возможности транспортной блокады Армении. Поэтому в дни боев в Южной Осетии МИД Армении ограничился выражением надежды, что враждующие стороны предпримут усилия для скорейшего разрешения спорных вопросов путем диалога, и воздержался от осуждения фактов агрессии и геноцида.  

Однако 23 августа 2008 г. в интервью австрийской газете Standard президент РА Серж Саргсян дал весьма недвусмысленную оценку действиям Тбилиси: «Эти события доказали, что в основе урегулирования подобных конфликтов должно лежать свободное волеизъявление народа, вставшего на борьбу за самоопределение, и разрешение конфликтов должно основываться на этой воле, так как противоположные подходы неизбежно приведут к этническим чисткам и попранию международного гуманитарного права». Президент Армении подчеркнул, что «малые государства должны смягчать противоречия между сверхдержавами» (явный упрек в адрес Саакашвили, который, как известно, проводит прямо противоположную политику). Одновременно армянский президент подтвердил ключевое значение для обеспечения безопасности страны функционирования 102-й российской военной базы в Гюмри и членства Армении в ОДКБ.  

Не связанные с официальными властями политические силы выражали свое отношение к событиям в Южной Осетии куда более откровенно.

Пять непарламентских армянских партий (Союз «Конституционное право», Демократическая партия Армении, Объединенная коммунистическая партия Армении, Христианско-демократический союз Армении и Объединение «Национальное самоопределение») приветствовали признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии.  

В совместном заявлении этих партий выражалась полная поддержка России, действия которой «были направлены на предотвращение агрессии и гибели мирного населения». В заявлении подчеркивалось, что после признания независимости Косово со стороны Запада и независимости Абхазии и Южной Осетии со стороны России в мире установился «полный приоритет права наций на самоопределение над положением о территориальной целостности». Поэтому, по мнению пяти армянских партий, теперь становится возможным и скорое признание Нагорного-Карабахской республики, народ которой «первым применил право наций на самоопределение на постсоветском пространстве».  

В заявлении армянской партии «Союз «Конституционное право», говорилось, что рано или поздно Армения должна признать независимость Южной Осетии и Абхазии. При этом подчеркивалось, что это может быть сделано только после «приобретения гарантий бесперебойной работы транспортных коммуникаций и безопасности населения армянонаселенного грузинского региона Джавахка».  

Зависимость от транзита через грузинскую территорию чрезвычайно затрудняет положение Армении.

 Отсутствие надежных коммуникаций препятствует ее социально-экономическому развитию и превращает в удобный объект для организации очередной «цветной революции» на постсоветском пространстве.  

Показательно, что Дж. Буш так и не поздравил Сержа Саргсяна с избранием президентом Армении, что свидетельствует о намерении Вашингтона оказать поддержку армянским «оранжевым». Как подчеркивает российский политолог Андрей Арешев, конечной целью нового-старого президента Тер-Петросяна может стать постановка вопроса о вступлении республики в НАТО и о выводе (любым путем) российской военной базы (а в перспективе, можно предположить – и размещение инфраструктуры американской ПРО). По его мнению «дестабилизация в Армении создаст необходимые условия и для политико-дипломатического (а возможно со временем и военного) реванша Запада в Южной Осетии и Абхазии, вплоть до постановки вопроса о введении туда «миротворческих сил под эгидой ООН». Успех «оранжевых» в Ереване с их антироссийской ориентацией способен во многом обесценить успехи (России – А.К.) на «грузинском» направлении».  

Через несколько дней к Армении переходит председательство в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В ходе переговоров Д. Медведева и С. Саргсяна в Сочи была достигнута договоренность, что на предстоящем саммите этой организации в Москве страны ОДКБ сформулируют общую позицию по событиям в Южной Осетии. Оценка произошедших на Кавказе событий со стороны ОДКБ наглядно покажет, имеют ли под собой почву рассуждения о полной дипломатической изоляции России на международной арене и о нежелании наших союзников оказывать ей политическую поддержку  

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.