Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
На восточных границах России

На восточных границах России

Северная Корея и Япония укрепляют свое военное могущество
Аждар Куртов
17.05.2007

В последние годы, рассуждая о проблемах безопасности России, большинство аналитиков в основном касались двух географических регионов – Европы и Среднего Востока, где происходили не всегда приятные для Москвы трансформации сложившегося баланса сил и вооружений. При этом в тени оставался еще один знаковый регион – Азиатско-тихоокеанский (АТР).

Отсутствие внимания к нему до некоторой степени пытались оправдать тем, что на этом участке России удалось существенно укрепить свои отношения с Китаем. Возникла даже новая региональная структура – Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Тем не менее, весомый гипотетический потенциал ШОС еще не означает, что Россия смогла надежно обеспечить свои дальневосточные рубежи. Ведь мы не можем со стопроцентной уверенностью сказать, как поведут себя страны, входящие в ШОС, в случае наступления форс-мажорных обстоятельств. Никаких конкретных обязательств военного характера документы, регламентирующие деятельность ШОС, не предусматривают. Современное китайское руководство вообще использует и ШОС, и связи с Россией преимущественно в собственных национальных интересах. Оно избегает даже применения термина "союзник" в отношениях и с Москвой, и со всеми другими государствами мира. Вместо этого китайцы предпочитают пользоваться термином "партнер". А между этими двумя понятиями существует огромная принципиальная разница, что особенно важно для понимания военных аспектов. Грубо говоря, с партнерами можно торговать оружием, можно проводить военные учения, а в бой идут плечом к плечу только с союзниками, а их-то как раз у России в АТР в настоящее время нет.

А на Дальнем Востоке не все так просто. Сокращение российского влияния во Вьетнаме стало очевидным после оставления нашими военными своей военно-морской базы в Камрани. Для вдумчивого аналитика очевидно, что и Северная Корея постепенно "созревает" для изменения того позиционного имиджа, который, казалось бы, прочно закрепился за этим государством усилиями двух Кимов – Ким Ир Сена и Ким Чен Ира.

#comm#Год назад, в ночь на 4 июля КНДР запустила шесть ракет, в том числе межконтинентальную баллистическую "Тэпходонг-II" дальнего радиуса действия. Тогда на произведенный запуск моментально и весьма жестко отреагировал целый ряд стран. #/comm#

Правительство Японии провело экстренное совещание при участии посла США в этой стране. Японские силы самообороны были приведены в состояние повышенной готовности. Официальный Токио назвал происшедшее "угрозой мировому сообществу" и потребовал срочного созыва заседания Совета Безопасности ООН.

Представитель же северокорейского внешнеполитического ведомства тогда заявил, что произведенный запуск ракет не нарушает никаких международных соглашений его страны и является неотъемлемым и суверенным правом КНДР. Однако КНДР явно нарушила принятые обязательства хотя бы тем, что предварительно не уведомила о них.

#comm#Безопасность в АТР совершенно очевидно становится более уязвимой, сталкиваясь с настойчивыми претензиями Северной Кореи на обладание ядерным оружием и средствами доставки ядерных зарядов. #/comm#

И хотя эксперты достаточно низко оценивают технологический уровень ракетных разработок КНДР, утверждая, что он отстает от американского и российского примерно на полвека, тем не менее, они признают, что Северной Корее уже удалось создать солидный ракетный потенциал, насчитывающий несколько сотен (!) баллистических ракет.

Еще в далеком 1965 году Ким Ир Сен создал специализированную Хамхунгскую военную академию, перед которой поставил задачу создать ракеты, способные наносить удары по территориями, с которых, по его мнению, могла быть осуществлена новая агрессию против КНДР, то есть по Японии и Южной Корее. Уже к середине 70-х годов в КНДР разработали и приступили к производству ракет "Луна-М", за основу которых были взяты советские образцы оружия. Несколько позднее с помощью китайцев была осуществлена разработка баллистической ракеты DF-61 с дальностью полета 600 километров.

Гонка вооружений, как известно, быстро затягивает. В конце 80-х годов власти КНДР приступили к реализации сразу двух новых программ. Во-первых, была осуществлена дальнейшая модернизация "Скадов" с целью увеличения дальности полетов. Во-вторых, начались работы над созданием ракеты с дальностью полета свыше тысячи километров.

Поскольку достигнутая дальность полета в тысячу километров – это максимум, на который способны одноступенчатые ракеты, а властям КНДР очень хотелось "утереть нос" именно Соединенным Штатам, то они в начале 90-х годов дали зеленый свет на разработку многоступенчатых ракет. Двухступенчатая ракета "Тэпходонг-I" была испытана в августе 1998 года, но тогда вместо запланированных 2200 километров она пролетела чуть более 1300 километров.

#comm#Тут и у России также имеются весьма веские причины для беспокойства. Ведь угроза развязывания непосредственно у границ нашей страны нового театра военных действий никак не может соответствовать российским национальным интересам.#/comm#

Тем более, что после запуска ракет подтвердилось, что КНДР обладает ядерным оружием. Поэтому военный конфликт на Дальнем Востоке может вылиться в новое применение здесь оружия массового уничтожения. Первое, как все знают, также было применено именно в этом регионе в далеком 1945 году.

И тут интересна позиция Южной Кореи: по некоторым сведениям, политические круги Сеула втайне одобрительно смотрят на военные успехи их братьев по полуострову.

#comm#Ведь в случае объединения двух Корей развитый в экономическом и техническом отношении юг получит еще и ядерное оружие впридачу. #/comm#

Уже спустя всего пару месяцев после запуска северокорейских ракет основной претендент на занятие поста будущего премьер-министра Японии Синдзо Абе публично заявил, что, придя к власти, он реализует радикальное изменение военно-политической составляющей внешней политики страны восходящего солнца. Синдзо Абе пообещал, что пересмотрит статью 9-ю японской конституции.

Основной закон Японии, принятый в мае 1947 года буквально под диктовку американского генерала Дугласа Макартура – командующего оккупационными силами, формально был направлен на то, чтобы выкорчевать "корни милитаризма" в побежденной во Второй мировой войне стране. И внешне планы Синдзо Абе выглядели как идущие вразрез с американскими интересами. Но в военно-политическом плане Токио давно перестал рассматриваться Вашингтоном как потенциальный военный противник. Наоборот, две этих страны заключили договор о безопасности, военно-политические и военно-технические аспекты которого явно свидетельствовали о том, что в Белом Доме был взят курс на слом устоявшейся в АТР системы безопасности и замены ее на новую. То есть американцы пытались в чем-то повторить то, что им удалось в Европе.

#comm#Возрождение военной мощи Японии, особенно в условиях объединения усилий в данной области с Соединенными Штатами, позволяло Вашингтону надеяться на обеспечение своего союзника в АТР качественно новыми системами вооружения, поскольку научно-технический японский гений до этого уже неоднократно продемонстрировал возможности этой страны в гражданских областях. #/comm#

Будущие войны, как известно, во все возрастающей степени станут определяться достижениями в новых, прорывных технологиях. Именно в этих сферах Вашингтон и Токио, вероятно, и надеются достичь успеха путем ослабления как российского, так и китайского оборонного потенциалов.

Пока действовала 9-я, внешне "пацифистская" статья японской конституции, ее силы самообороны сдерживались соответствующей оборонной доктриной. Они не могли представлять серьезной опасности ни для России, ни для Китая, ни для любой иной страны АТР.

14 мая этого года верхняя палата японского парламента одобрила (122 голосами против 99) внесенный от правящей Либерально-демократической партии Японии законопроект о референдуме по изменению конституции Японии. Сам референдум по этому вопросу предположительно может состояться уже через три года, как этого требует японское законодательство.

Для окончательного решения вопроса о пересмотре конституции еще предстоит пройти ряд процедур. Всенародное же голосование должно будет увенчать этот процесс, причем достаточно будет набрать простое большинство голосов. Стоит отметить, что в Японии пока не принят сам закон о референдуме, но за этим дело не станет.

Нельзя не заметить, что действующие в настоящее время конституционные нормы служили главным препятствием для выстраивания более тесного военного союза между США и Японией, поскольку, например, Вашингтон стремился задействовать японских военных в своих операциях и в Ираке, и в Афганистане.

#comm#В составе многонациональных сил во главе с США японские войска действительно были посланы в Ирак. #/comm#

Японское правительство вынуждено было инициировать в этих ситуациях принятие отдельных законов, а, кроме того, ограничивать японское военное участие функциями тыловой поддержки, да к тому только после официального объявления о завершении боевых действий. Японские военные в Ираке не имели права стрелять и занимались чисто гуманитарными задачами. Тем не менее, под нажимом американцев был создан прецедент, поскольку японские солдаты впервые после 1945 года оказались за границей не в составе сил ООН, а по решению своего правительства.

Как видим, на восточных границах России также обостряется проблема безопасности. Новые игроки пытаются обрести военную силу. И Москва должна учитывать данные перемены.

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.