Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Левон Мелик-Шахназарян : «В Армении наблюдается взрывной интерес к религии»

Левон Мелик-Шахназарян : «В Армении наблюдается взрывной интерес к религии»

Беседа с известным армянским политологом
23.12.2010
Левон Мелик-Шахназарян : «В Армении наблюдается взрывной интерес к религии»

Конфликт вокруг Нагорного Карабаха уже без малого двадцать лет держит христианскую Армению и мусульманский Азербайджан на грани военных действий. Значимость религиозного фактора в жизни обоих государств не подлежит сомнению. Об особенностях армянского религиозного мироощущения рассказывает политолог, руководитель аналитического портала Voskanapat.info.

- Мусульманские государства поддерживают Азербайджан (хотя бы на уровне заявлений), руководствуясь идеей исламской солидарности. Уместно ли говорить о единстве христианских народов? Каковы перспективы создания условной Организации «Христианская конференция» на основе наднациональной идеи единения сил в конфликте христианской и исламской цивилизаций?

- Я бы не утверждал категорически, что все исламские государства поддерживают Азербайджан. Более того, в Азербайджане не раз выражали недовольство отношением некоторых исламских стран к нагорно-карабахскому конфликту. Я также не могу согласиться с вами в том, что касается существования исламской или христианской цивилизации. Мне кажется, что многие из нас невольно оказались под влиянием теории Сэмюэла Хантингтона о столкновении цивилизаций. Что может быть общего в цивилизации земледельцев иранцев, например, и кочевых турок? Или индонезийцев и боснийцев? Религия – одна из составляющих цивилизации, пусть даже очень важная, но не главная и далеко не единственная. Исламская религия политизирована, и это отражается на политике исламских государств, но это – лишь внешняя оболочка цивилизационного дуализма.

Точно так же и в христианстве. К сожалению, ведущие христианские церкви – православие, католичество, протестантизм и другие, - придают большее, чем следовало бы, на мой взгляд, значение догматическим различиям, оставляя без должного внимания общие составляющие христианства. Отсюда и политические нонсенсы, когда христиане-американцы могут разбомбить христианскую Сербию и оторвать от нее населенное мусульманами Косово. Другие христианские государства способствовали отделению от той же Сербии Боснии и Герцеговины. Где же тут христианская солидарность?

Вообще, я скептически отношусь к созданию на современном этапе истории какой-либо действенной общехристианской структуры. Возможно, в будущем, когда давление ислама на Европу усилится (что предполагается логикой развития событий), объединение – вынужденное – может произойти, но сегодня это представляется нереальным. Гораздо логичнее было бы говорить о создании наднациональной структуры Восточнохристианских церквей, уже сегодня подвергающихся сильному давлению. Вот над этим проектом, наверное, стоило бы подумать. И не только иерархам наших церквей.

- Создается впечатление, что в Армении, как и во многих других христианских государствах (Россия, в общем, не исключение), наблюдается некоторое оскудение духовной жизни, постепенный отход от веры, замена живой веры обрядоверием и т.д. Так ли это? Насколько сильны, укоренены позиции Церкви в обществе и ее влияние на духовное и общественное развитие страны?

- Я не думаю, что это впечатление верно. За последние два десятка лет в Армении и Нагорно-Карабахской Республике наблюдается взрывной интерес к религии. Люди тянутся к христианству, посещают храмы… Достаточно зайти в любую церковь Еревана во время литургии, чтобы убедиться в этом. Особенно радует большое количество молодых людей. Но буду искренен: я не могу быть удовлетворен уровнем знаний нашей молодежи. С этой точки зрения, вы совершенно правы: слабое знание догматов религии приводит к замене живой веры обрядоверием и даже суеверием. И здесь мне видится огромный фронт работы для священнослужителей.

Вынужден отметить: значительное количество наших духовных пастырей все еще работают по старинке, не учитывают общие изменения в мире, развитие электронной и компьютерной технологии, зачастую становящейся идолом для определенной части молодежи. Мне кажется, церковнослужители оказались не готовы к этим новым вызовам, что предопределило некоторую их оторванность от общественной жизни наших стран. Отдельные исключения лишь подтверждают эту тенденцию.

- Школьники Армении в обязательном порядке изучают «Историю Армянской Апостольской Церкви», тогда как в России еще продолжаются споры о том, стоит ли знакомить детей с основами религиозной культуры. Что дает молодежи религиозный предмет? Нужно ли это современным детям, растущим во все более глобализирующемся мире?

- Вопрос этот напрямую касается моей семьи: мой сын – магистр теологии – несколько лет преподавал в школе «Историю Армянской Апостольской Церкви», в том числе и моей дочери. Я убежден, что изучение основ религиозной культуры становится еще большей необходимостью именно в современный век глобализации. Я вообще резко отрицательно отношусь к глобализации во всех ее проявлениях, особенно в той части, что направлена на унификацию цивилизационного, этнического, религиозного многообразия мира. Уверен, что одним из главных условий сохранения национальной уникальности является религия, и именно это делается в армянских школах. Знакомство и изучение религиозной культуры в наш век стало, повторяю, насущно необходимым, и я надеюсь, что эту истину как можно скорее осознают и в России.

- Каково нынешнее положение с распространением в Армении и Карабахе сектантства? Чем объясняется активность, в частности, «Свидетелей Иеговы» - исключительно личным фанатизмом сектантов или координацией их деятельности извне?

- Еще несколько лет назад положение с сектантством в Армении и Арцахе было очень тяжелым, да это и сегодня больной вопрос. Сразу после отражения агрессии Азербайджана в армянских государствах появилось огромное, иначе не скажешь, количество адептов разных деструктивных сект. Наиболее активными из них были «Свидетели Иегова» и «Пятидесятники». Поле для «жатвы» у них было богатое: война, блокада, катастрофичное землетрясение, разруха. Не удивительно, что последователей у них нашлось немало, особенно если учесть значительные финансовые возможности «проповедников». Однако в последнее время сектантство в Армении идет на убыль, чему способствуют несколько слагаемых: деятельность организаций молодых христиан и собственно ААЦ, укрепление и последовательное развитие экономики армянских государств, осознание населением обмана и подмены. Тем не менее, трубить победу рано, ибо сектантство ныне «уходит» в глубинку, дальние горные деревни.

По моему глубокому убеждению, сектантство в Армении, как, впрочем, и в России, координируется и финансируется из-за рубежа. Мне приходилось бывать в Бруклине (Нью-Йорк), в организации, чем-то напоминающей семинарию, в которой обучаются представители разных религиозных сект. Там весьма мирно уживаются грызущиеся здесь друг с другом адепты деструктивных учений, то есть о каком-либо фанатизме говорить не приходится. Сектантство – это результат холодного и хорошо оплачиваемого расчета сил, стремящихся лишить наши народы духовного начала.

- Влиятельны ли в Армении представители атеистической точки зрения? Возможны ли в стране (не спрашиваю о Карабахе, при архиепископе Паргеве ответ будет однозначным) скандалы вроде происшедшего в мае в соседней Грузии вокруг оскорбительной для христиан книги «Тайная сходка»? К чему склоняется молодежь – к христианизации или внерелигиозному образу жизни большинства западных ровесников?

- Я, конечно, не могу поручиться, что в армянском народе не родится, простите, подонок вроде Деисидзе. Но вот в чем я совершенно уверен, так это в том, что в Армении автор подобной книжки не сможет найти более или менее значительной поддержки, как это происходит в Грузии. Тем более, на государственном уровне. У армянского народа за века пребывания во враждебном инонациональном и иноверческом окружении достаточно сильно развился инстинкт самосохранения, важнейшим составляющим которого является христианская вера.

Интересно также, что молодежь армянской диаспоры зачастую выказывает даже большую религиозность, чем молодежь в самой Армении. Возможно, это происходит опять-таки из-за давления внешней иноверческой среды. Однако, каковы бы ни были причины, следует заметить, что внерелигиозный образ жизни среди молодежи Армении и, в меньшей степени, Нагорно-Карабахской Республики, достаточно распространен. Во всяком случае, больше, чем хотелось бы. Но отмеченное явление – и это надо особо подчеркнуть – никоим образом не является попыткой подражать западной молодежи (у армян достаточно развито уважение к собственной культуре) - скорее, это результат слабого знания постулатов христианства, о чем я уже говорил.

- Кто и что стоит за рекламой «традиционной армянской веры», то есть язычества (вспомним праздники в Гарни на весеннее равноденствие и т.п.)? Тенденция ли это - или группа язычников замкнута на себя и не имеет перспектив существенного расширения?

- В Армении уже примерно два десятилетия существует небольшая группа приверженцев этноверы, национальной армянской религии. Основателем возрождения, вернее, попытки возрождения, армянской этноверы был мой (ныне покойный) приятель Слак Какосян. Ныне это дело продолжает его сын с несколькими сотоварищами. Общее число приверженцев этноверы, по моим наблюдениям, уже много лет не превышает несколько сот человек.

У меня язык не поворачивается назвать их язычниками, скорее, это группа энтузиастов – собирателей армянского фольклора. Ведут они себя более чем корректно, совершенно не пытаясь навязать свои воззрения остальному населению Армении. Этновера – не контркультура, это – субкультура армянского народа, и, с этой точки зрения, я не вижу в наличии представителей этноверы никакой опасности для исповедующего христианство армянского народа. Как и не вижу никаких перспектив для их расширения.

Собственно говоря, память об армянской национальной религии в нашем народе сохранялась всегда. Она отражалась в именах личных (hАйк, Ваhе, Нане, Астхик, Ваhагн), в вошедших в армянскую версию христианства обрядах (жертвоприношение, культ воды, деревьев, гор и т.д.). Это – часть нашей культуры, сокрытой за пятнадцатью веками истории. С этой точки зрения, этновера – это еще и подобие духовной археологии. Однако, как я уже сказал, не имеющая перспектив для более или менее широкого распространения в народе.

Беседовала Яна Амелина

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..