Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Латинская Америка: спиной к «гринго»

Латинская Америка: спиной к «гринго»

Политика Вашингтона по отношению к государствам на соседнем континенте вернулась на круги своя
Михаил Белят
27.08.2009
Латинская Америка: спиной к «гринго»

Вопрос, почему в Латинской Америке недолюбливают и не доверяют «гринго», конечно, риторический. На него можно или не отвечать совсем - и без того все ясно, или долго перечислять обиды, несправедливость и притеснения Вашингтона по отношению к своим южным соседям. Не так давно президент Бразилии заметил, что, переживая кризис, латиноамериканцы «расплачиваются за ошибки людей со светлыми волосами и голубыми глазами», которые навязали региону негодные экономические модели.

«Экономический кризис заставил нас приступить сегодня к реализации того, о чем мечтали и что готовили наши народы в ХХ веке, - заявил президент Бразилии Лула да Силва, анализируя итоги завершившегося визита президента Мексики Фелипе Кальдерона в Бразилию. – А мечтали более 200 миллионов бразильцев и более 100 миллионов мексиканцев о Мексике, повернувшейся лицом к Латинской Америке, и о Бразилии, развернувшейся к Америке Центральной, к Карибскому бассейну и Мексике». В прежние времена безудержной любви к пафосу эту встречу двух президентов, без сомнения, назвали бы исторической. Впервые за долгие годы два крупнейших государства региона, объединяющие свыше половины территории Латинской Америки и производящие свыше 70 процентов ее совокупного валового внутреннего продукта, заявили о взаимном стремлении к расширению интеграции и сотрудничества. С 2000 по 2008-й они уже сумели утроить объем своего торгового оборота, который достигает сегодня 8 миллиардов долларов в год. Однако обе страны выражают неудовлетворенность этими успехами, считая, что потенциал сотрудничества неизмеримо масштабнее.

Именно поэтому в ходе визита Фелипе Кальдерона в Южную Америку президенты решили разработать и подписать договор о свободной торговле Бразилия–Мексика. Лула да Силва пошел еще дальше и предложил расширить этот договор до рамок южноамериканского общего рынка МЕРКОСУР-Мексика. Для латиноамериканских стран углубление и расширение процессов региональной интеграции, то есть разворот лицом друг к другу, означает поворот спиной к северному «большому брату». Ибо и по сей день организация свободной торговли на континенте видится Соединенным Штатам, как серия договоров Вашингтон–Мехико, Вашингтон – Тегусигальпа, Вашингтон–Богота и так далее.

«Фундаментальная зависимость нашей экономики от Соединенных Штатов послужила главной причиной того, что Мексика так серьезно пострадала от глобального кризиса, эпицентр которого находится именно в США, - подчеркнул президент Фелипе Кальдерон.

– Осознание этого факта заставляет нас стремиться к диверсификации рынков и, в частности, к углублению и расширению интеграции с Бразилией».

Надо отметить: обе страны планируют интеграцию не только экономическую, но и политическую. Наиболее энергично и конкретно высказался на эту тему Лула да Силва: «Наши страны осознают свою ответственность перед Латинской Америкой и перед миром. Поэтому мы выступаем за прочный мир, за многополярный миропорядок, за развитие социально ответственной экономики. Глобальный кризис обнажил несостоятельность рыночных приоритетов и импортных экономических моделей. Сегодня развивающиеся страны, чтобы влиять на международную ситуацию, должны провести глубокие структурные реформы».

Нарастающие интеграционные тенденции характерны не только для Мексики и Бразилии, хотя этот пример попыток совместного поиска ответов вызовам времени наиболее яркий. Интеграция – процесс региональный. Подавляющее большинство латиноамериканских и карибских государств уже идут по этому пути, оформляя двусторонние и многосторонние договоры о сотрудничестве, создавая интеграционные объединения и системы. Естественно, сегодня главный движитель латиноамериканской интеграции – кризис и необходимость преодоления его последствий. Однако немаловажным стимулом процесса служит и разочарование Латинской Америки в региональной политике Белого дома, которое в последнее время стало весьма заметным.

Недоверие к «светловолосым и голубоглазым», каноническому в США англосаксонскому типу, прочно засело в сознании латиноамериканцев. Поэтому, когда к власти в Белом доме пришел явно не англосакс, в регионе возникла надежда на перемены к лучшему. Да и сам новый президент Соединенных Штатов щедро раздавал обещания и авансы. Еще в апреле этого года, во время саммита Организации американских государств в Тринидаде и Тобаго, Барак Обама достаточно тепло общался со своим венесуэльским коллегой, антиамериканистом и антиглобалистом Уго Чавесом, и признал необходимость восстановления дипотношений, прерванных в 2008-м. Говорил о пересмотре моделей латиноамериканской политики США, о новом партнерстве, основанном на равноправии, о демократии и взаимной выгоде. Обама даже чуть ослабил санкции против Кубы, публично признал, что экономическая блокада острова не достигла поставленных перед ней целей и потому, похоже, изжила себя.

На той встрече глав государств континента президент США демонстрировал желание начать отношения с Кубой и Венесуэлой «с чистого листа».

Словом, оснований для оптимизма и светлых надежд на будущее у латиноамериканцев минувшей весной хватало. Но вот прошло всего лишь четыре месяца, и выяснилось, что эта, вроде бы вымощенная добрыми намерениями дорога привела американскую региональную политику в то же самое место, откуда стартовал поход к «новому партнерству».

Сначала многие латиноамериканские государства увидели вашингтонский след в военном перевороте в Гондурасе, случившемся в конце июня. Затем Белый дом заключил соглашение по безопасности с Колумбией, согласно которому Пентагон получает доступ к семи военным базам на территории этой страны. Уго Чавес немедленно заявил, что договоренность несет в себе «угрозу региональной войны», и обнародовал решение о приобретении нескольких батальонов танков и другой военной техники у России. Южная Америка уже и без того перенасыщена оружием. Стокгольмский институт изучения проблем мира подсчитал, что объемы импорта оружия в эту часть континента с 2003 по 2007-й выросли почти в два раза по сравнению с предыдущими четырьмя годами. А сегодня даже самая бедная страна Южной Америки – Боливия – готова закупить оружие на 100 миллионов евро.

С чего вдруг?

Не только Венесуэла, Эквадор и Боливия считают расширение американского военного присутствия в Колумбии угрозой региональному миру.

Свою озабоченность высказали Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и ряд других стран. И озабоченность настолько серьезную, что главы южноамериканских государств договорились провести в конце августа в аргентинском городе Барилоче чрезвычайную встречу: выработать и принять совместное решение по этому вопросу. Таковы нынешние итоги латиноамериканской политики Вашингтона.

Прибавьте к этому присутствие на континенте Южного командования США с его ударными морскими и сухопутными группировками, более 350 миллиардов долларов частных американских инвестиций в регион, заинтересованность в нефти и газе, которые поступают оттуда. Суммируйте эти факторы - и поймете, что опасения латиноамериканских правительств не напрасны. Возможный вооруженный конфликт, в который, несомненно, будут втянуты все или почти все страны региона, не сможет обойтись без вмешательства «миротворцев» из частей и соединений Южного командования. Великолепный шанс для Вашингтона разом покончить и с Боливарианской инициативой для Латинской Америки, и венесуэльской моделью «социализма XXI века», и с прочими реалиями местной жизни, которые не устраивают Соединенные Штаты.

Неудивительно, что государства региона все больше стремятся полагаться на собственные силы и взаимопомощь. Разумеется, неверно считать Латинскую Америку неким однородным организмом, все составляющие которого объединены общей идеей и пребывают в мире и согласии: в регионе достаточно противоречий и споров. До сих пор не восстановлены прерванные весной 2008-го в результате военного конфликта дипломатические отношения между Эквадором и Колумбией. До сих пор Боливия, лишенная выхода к морю, имеет претензии к Чили. До сих пор далеко не все страны региона поддерживают требование Кубы о снятии экономической блокады…

Однако практика отношений показывает: латиноамериканские государства научились преодолевать противоречия и «работать в команде».

Например, недавно Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Парагвай, Уругвай и Эквадор создали Южноамериканский банк, деятельность которого будет направлена на уменьшение зависимости этих стран от МВФ и Всемирного банка. По заявлению президента Боливии Эво Моралеса, создание такого финансового инструмента – первый шаг по пути перехода Южной Америки на единую валюту. Давно и успешно действуют и другие региональные объединения, такие как МЕРКОСУР, «Группа Рио», Андское сообщество, Центральноамериканская интеграционная система, Карибское сообщество.

…Традиционная сиеста - это когда в жаркий послеполуденный час замирают в сонной истоме городки и селения Латинской Америки. Похоже, континент заканчивает свою сиесту: сны хороши, пока они снятся. А жизнь заставляет действовать.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..