Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
17 ноября 2019
Куда пойдет прикаспийский газ?

Куда пойдет прикаспийский газ?

Газовый ОПЕК возможен только при участии в нем России и Ирана
Ярослав Бутаков
03.05.2007

В нынешней мировой политике страны Прикаспийского региона это, в первую очередь, газ, во вторую – нефть, в третью – транспортный коридор, а в четвертую и следующие очереди – снова газ, газ и газ. Интерес к проблемам Каспийского региона, определяемый, главным образом, динамикой мировой политики в топливно-энергетической сфере, в последнее время был вновь поднят двумя событиями.

А именно - сообщениями о крупных разногласиях между участниками трубопроводного проекта "Набукко" и визитом нового президента Туркмении в Москву. К этому добавилось третье событие, несколько гротескного звучания. Группа из 10 сенаторов США внесла законопроект, запрещающий создание газовой ОПЕК. Документ уже одобрен соответствующей комиссией сената как включенный в повестку дня верхней палаты конгресса США.

Каким же образом США собираются другим странам запретить создавать объединение, связанное общими интересами в газовом экспорте? Закон, буде он принят, предоставит Генеральному атторнею США (должность, приблизительно соответствующая нашему Генеральному прокурору) право преследовать правительства государств, посмевших преступить запрет "дяди Сэма", в… судебных органах Соединенных Штатов в соответствии с антимонопольными законами США! Он особо подчеркивает, что права "суверенного иммунитета" для таких государств не существует. То есть законопроект априори предполагает, что юрисдикция судов одного государства (США в данном случае) распространяется на весь мир! Такого мировая практика законодательства, наверное, еще не знала.

#comm#Закон может иметь практические последствия только в том плане, что он позволит США налагать санкции на России в виде ареста имущества, счетов компаний, торгового эмбарго и т.д. на основании судебных решений, принимаемых каким-нибудь окружным судом в штате Айова.#/comm#

Это, по сути, инструмент давления, призванный заставить российские бизнес-круги, имеющие свои интересы в Соединенных Штатах, повлиять на российское руководство с целью отговорить его от создания "газовой ОПЕК".

Необходимо отметить, что международный газовый картель, который так встревожил американских сенаторов, находится пока в стадии разговоров. Это, по сути, такой же инструмент "войны нервов", как и вышеупомянутый законопроект, только со стороны России. "Наш ответ Чемберлену" на постоянные обвинения в энергетическом монополизме.

На самом деле, турне Владимира Путина по арабским странам в феврале этого года показало, что предполагаемые партнеры России по "газовой ОПЕК" скептически смотрят на создание подобной организации. Особенно явственно это прозвучало тогда в высказываниях эмира Катара – третьего в мире (после России и Ирана) экспортера природного газа. Эмир сказал, что газовая ОПЕК не смогла бы столь же эффективно играть на мировом рынке, как нефтяная, в первую очередь, из-за особенностей транспортировки сырья. Арабские шейхи, которых ситуация на рынке их энергосырья весьма устраивает, так как никто в мире не рассматривает их газовый экспорт в политической плоскости, не желают ссориться с Западом ради сомнительных выгод. Зачем им рисковать ради журавля в небе, держа синицу в руках?

Эффективный газовый ОПЕК возможен при наличии в нем двух главных игроков – России и Ирана. Но именно поэтому такой альянс невозможен, так как он явился бы прямым вызовом Западу, на что нынешнее руководство России никогда не пойдет. Может говорить об этом, возбуждая к себе дополнительную ненависть западных политиков, а в реальности не решится ни за что, разве только в самом крайнем случае (а что здесь можно счесть таким?). А без Ирана или России газовая ОПЕК будет просто фикцией. На Западе все это отлично понимают, и, используя разговоры о "газовой ОПЕК", уверенно наращивают антироссийскую (а заодно и антииранскую) риторику, явно выигрывая в "войне нервов", а заодно делая энергетический альянс все более невозможным.

Вот тут нашему руководству бы успокоиться и меньше тратить сил на громкие заявления, без особой для нас выгоды раздражающие Запад как красная тряпка – быка (Россия на этой арене пока не тянет на тореадора!). Ведь законодательная инициатива сенаторов США, о которой мы упомянули и которая выглядит нелепо и может выставить конгрессменов просто посмешищем, показывает, что за океаном сильно нервничают. Не из-за газовой ОПЕК, а из-за собственных неудач. Тревогу на Капитолии и в Белом доме вызвали разногласия, связанные со строительством газопровода "Набукко".

Проект "Набукко" (англоязычная транскрипция имени древнеассирийского царя Навуходоносора) много лет лоббировался Соединенными Штатами. В нем прежде всего заинтересованы страны ЕС, чтобы ослабить свою, как они считают, "энергетическую зависимость" от России. Он предусматривает продолжение газопровода Баку – Тбилиси – Эрзурум дальше на запад, в Европу. План "Набукко" имеет своим логическим дополнением идею Транскаспийского газопровода (ТКГ), также проталкиваемую Евросоюзом и США.

ТКГ должен собрать потоки среднеазиатского газа и тоже направить их в Европу в обход России. Но при этом между некоторыми странами ЕС имеются непреодоленные разногласия по вопросу, как будут соотноситься две трубопроводные системы, осуществлять ли их единым проектом или как два разных проекта. Это связано с вопросами инвестирования и распределения доли в получении газа. Играет здесь роль и политика. Германия, как крупнейшая страна ЕС, настаивает на самостоятельной европейской разработке. Польша, как верный американский сателлит, желает обязательно привязать ТКГ к трубе, ведущей дальше через Закавказье и Турцию. Германский вариант больше устраивает Россию, так как теоретически оставляет возможность строительства в последующем ответвлений от ТКГ и в другую сторону, в Россию, например.

И вот, недавно Турция заявила, что отказывается от сотрудничества с Gas de France в проекте "Набукко". Это политический демарш, вызванный позицией Франции по вопросу геноцида армян в 1915 году. Далее, венгерский премьер, посетивший Москву, не определился окончательно, какую из двух альтернатив – "Набукко" или российский "Голубой поток-2" – выберет его страна, хотя и заявил в очередной раз о желании освободиться от "диктата Москвы".

#comm#ТКГ и "Набукко" обречены без среднеазиатского газа. Поэтому столь усилено давление на Туркменистан и Казахстан с целью заставить их присоединиться к "обходным" проектам.#/comm#

Однако премьер-министр Казахстана уже заявил, что все вопросы, связанные с маршрутами доставки углеводородов в Европу в обход России должны решаться с непременным учетом мнения последней. Год назад подобное заявление из уст казахского официального лица казалось бы невозможным.

Казахстан также согласился участвовать в наполнении нефтепровода Бургас – Александруполис, соглашение о строительстве которого было в середине марта подписано главами России, Болгарии и Греции. Это может подорвать реализацию планов наполнения нефтепровода, ведущего через Балканы в Западную Европу, соглашение о котором подписали пять стран – Италия, Словения, Хорватия, Сербия и Румыния. Этот нефтепровод может стать конкурентом трубе Бургас – Александруполис. Но его ресурсной базой должна была стать нефть Казахстана и Туркмении (а также Азербайджана), доставляемая по нефтепроводу Баку – Супса и перевозимая танкерами через Черное море. Казахстан также отказался участвовать в наполнении другой нефтяной трубы от черноморского побережья: Одесса – Броды.

В общем, в начале этого года позиции "энергетической империи" не только не ослабли, но еще более укрепились по многим направлениям, что и вызывает такое дикое раздражение в кабинетах Вашингтона и многих европейских столиц.

И визит нового президента Туркмении Г. Бердымухаммедова в Москву не прибавил оптимизма борцам с "энергетической монополией" России. Контракт, согласно которому "Газпром" будет качать до 2028 года по 80 млрд кубометров туркменского газа ежегодно, подтвержден. Еще по 30 млрд кубов в год Туркмения, начиная с 2009 года, будет поставлять в Китай (правда, трубопроводная система для этого еще не создана; не исключено, что и для этих поставок будут использоваться уже имеющиеся и новые маршруты по территории России). Для наполнения ТКГ газа уже не остается. Хотя официальные туркменские лица называет огромные цифры газовых запасов страны, эксперты высказывают сомнения в достоверности этих данных.

События года нынешнего четко показывают, что разговоры о "газовой ОПЕК", если только они не вызваны намерением замаскировать истинные цели и средства российской энергополитики, есть не более чем сотрясание воздуха. А вот совершенствование двусторонних механизмов координации действий стран-экспортеров энергоносителей – эффективный метод, не вызывающий столь явного отторжения наших контрагентов и позволяющий успешно решить больше задач. Тише едешь – дальше будешь.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
12.11.2019
Дмитрий Федоров
Под эгидой Совета Европы прошел VIII Всемирный форум за демократию.
Фоторепортаж
06.11.2019
Подготовила Мария Максимова
В Манеже открылась выставка, посвященная Великой Отечественной войне в изобразительном искусстве.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».